Впервые термин «государство» применил Н. Макиавели, который пытался создать точное и законченное учение о государстве. Он говорил, что государство это общее благо, возникающее от реализации в жизнь конкретных интересов государства.
Государство – один из видов социальных институтов организации жизни людей, который удовлетворяет людские потребности сферой единого интереса, а также является главным органом государственной власти, который руководит всеми сферами жизни общества и использует при этом разные средства, в том числе и принуждение. Государство занимает центральное место в политической системе. Также оно является конкретной исторической формой осуществления политической власти в жизни общества.
Он выделял следующие признаки государства:
— наличие монополии на принудительную власть по отношению ко всему населению;
— наличие особенной группы людей, которые заняты только охраной экономической и социальной структуры общества и управлением им;
— возможность и право осуществления внешней и внутренней политики (социальной, экономической, военной) от имени всего общества вне страны и внутри ее;
Государство и бизнес. Как создать качественно новую систему работы государства с бизнесом?
— суверенное право издания правил и законов, которые обязательны для всего общества;
— организация власти по определенному территориальному делению;
— монопольное право на сбор налогов со всего населения и на формирование государственного бюджета[21].
Государство должно направлять все отмеченные права и возможности, которые призваны для создания условий по повышению благосостояния населения своей страны, обеспечения достойной жизни населения и свободное развитие человека, предоставления ему социальной защиты, развития человеческого потенциала в обществе.
Символами данного института являются гимн, флаг, герб. К основным ролям относят: судья, законодатель, избиратель. Физические черты – общественные здания. В качестве кодексов поведения выступают Конституция, законы.
Экономика как подсистема общества является социальным институтом, но в этой важной сфере жизни общества можно назвать целый ряд социальных институтов, благодаря которым выполняется экономическая жизнь общества: рынок, деньги, собственность, труд, предпринимательство, биржа.
Отличительной чертой экономических институтов общества является их широкое влияние на все сферы человеческой деятельности. Экономика как социальный институт несет ответственность не только за распределение, производство, потребление и обмен материальных услуг и благ, необходимых для человеческой деятельности, также она воздействует и на общественные отношения, расслоение общества и активность социальных групп. На самом деле место в обществе различных социальных групп определяется системой экономических взаимоотношений, в то время когда другие социальные институты также играют роль в расположении структуры общества.
К функциям экономических социальных институтов относятся: добывание одежды, пищи, жилья; реализация и производство товаров.
Государство для бизнеса или бизнес для государства? | 4й день | бизнес стартап | foodex24. Фудекс24
Проблема социальных институтов, которые работаю в экономической сфере, одна из главнейших в экономической социологии. Поведение социальных субъектов в экономической сфере регулируются именно этим элементом структуры общества. При этом поведение человека в экономической сфере решаются не только экономическими институтами (собственность, рынок, торговля), но и такими, как государство, семья, образование, власть. Современные социологи предлагают рассматривать экономические институты как основу регулярности и стабильности экономического поведения людей.
В качестве одного важнейшего и древнего институтов рассматривается институт собственности, который предоставляет субъектам экономики ресурсы, нужные для дальнейшего развития. Институт собственности — система организаций и учреждений власти, а также общественного контроля, моральных и правовых норм и образцов поведения, которые связаны с различными формами собственности. Собственность как социальный институт конкретным образом связана с потребностями и интересами людей, она представляет собой средство, стимулирующее активную человеческую деятельность.
Следующий экономический институт – рынок. Он рассматривается саморегулирующей экономической системой, основанной на обмене и производстве товаров согласно соотношениям предложения и спроса в условиях конкуренции свободных товаропроизводителей. Основанием рынка является частная собственность. Главная функция рынка – обеспечение возможностей для эффективного производственного развития, достижение достойного уровня жизни населения за счет проявления ими инициативы, приоритета, частного интереса предприимчивости.
Еще одной основой функционирования системы является институт экономического обмена, который обеспечивает равнозначное распределение и перераспределение экономических ресурсов по линиям рынка, и институт денег, связанный с ним. Социальные субъекты любого уровня каким либо образом включены в работу данных институтов.
Сейчас активно развивается институт контрактных отношений, обеспечивающий равновесие интересов субъектов, которые вступают в обмен[22].
Символами данного института являются деньги, фабричная марка. К основным ролям относятся: продавец, покупатель, работодатель. Материальные черты – офис, фабрика, магазин. В качестве кодексов поведения выступают контракты, лицензии.
Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 148 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Введение | Понятие «социальный институт» и их классификация | Библиографический список | Проблеми неповнолітніх в юридичній психології. | Підліток і злочин | Психологічні особливості допиту неповнолітніх | Психологічна структура судової діяльності | Загальна психологічна характеристика судового процесу при розгляді кримінальних справ. | Формування переконання і винесення вироку судом. | Предмет і завдання кримінально-виконавчої психології |
| | следующая страница ==> | |
Признаки и функции социальных институтов | | | Семья, образование и рилигия, как социальные институты |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.005 сек.)
Источник: mybiblioteka.su
Институты взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Открытое правительство
В контексте формирования государственной политики взаимодействие государства и бизнеса осуществляется в трех форматах — административном, политическом и экономическом.
1. В первом случае государство выстраивает отношения с бизнесом на формально-юридических основаниях, обеспечивая легитимный характер действий своих представителей (чиновников) и с этих же позиций квалифицируя поведение предпринимателей. В данном аспекте государство предписывает исполнение установленных законов и своим институтам, и структурам бизнеса. В этом аспекте бизнес, как и другие гражданские ассоциации, обладает возможностями представлять и выражать свои интересы, предлагать экспертные услуги, убеждать правительство в необходимости тех или иных действий. В то же время нарушения и любые неправомочные действия бизнесменов становятся основанием для применения санкций.
Реальное позиционирование бизнеса в процессе формирования государственной политики, его включение в разработку её стратегических и тактических целей, зависит от тех институциональных моделей взаимодействия с государством, которые сформировались в той или иной стране.
В данном контексте можно выделить два типа моделей — универсальные (отражающие наиболее широкие формы взаимоотношений между государством и бизнесом) и национальные (демонстрирующие страновую специфику их деловых коммуникаций, характер участвующих в их коммуникациях посредников, уровень развития различных сегментов бизнеса и др.).
2. Государственное управление функционирует в окружении и под влиянием гражданского общества, которое представляет собой свободную и относительно независимую от государства многогранную общественную жизнь, включающую экономическую, социальную, политическую и культурную сферы. Для гражданского общества характерны социальный, культурный, религиозный, экономический и иные формы плюрализма, что находит выражение в существовании множества политических партий, союзов, объединений, заинтересованных групп. Именно этот уровень формирует систему представительства интересов граждан и организованных групп. Через систему представительства происходит взаимодействие гражданского общества и государственного управления.
С точки зрения институциональных реформ ключевым является внедрение механизмов, регулирующих процесс институционального проектирования («правила производства правил»). Эти механизмы позволят смягчить остроту проблемы создания неэффективных институтов. В свою очередь оценка регулирующего воздействия предполагает опору на «принцип соучастия», т.е. учет мнения адресатов соотвествующие нормы и экспертного сообщества. Здесь важную роль играют структуры гражданского общества и различные бизнес-ассоциации. Значение привлечения общественности и бизнес-сообщества к анти-коррупционной деятельности в рамках процесса оценки регулирующего воздействия не следует недооценивать.
Пример: современного подхода к вовлечению гражданского общества в процесс государственного управления можно привести модель диалога, разработанную участниками некоммерческого форума «The Crossing Boundaries National Council» и сотрудниками исследовательского центра «Canada 2020»’. Эта модель наряду с прочими базируется на следующих принципах:
1. Правительство не должно самостоятельно планировать и проводить политику, за которую несет полную ответственность, а должно быть организатором этого процесса, а также партнером всех заинтересованных в развитии групп населения.
2. Для эффективного управления необходим диалог, в разные формы которого должны быть вовлечены разнообразные социальные группы с отличающимися интересами.
3. Общественное управление предполагает активную деятельность неформальных лидеров, желающих и имеющих возможность брать на себя ответственность за решение проблем, стоящих перед населением.
-Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием.
Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, “должны отвечать четырем принципам открытого правительства:
1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.
2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.
3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”. В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться “независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнерство также предоставляет членам “механизм связей” (networking) – “подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”.
Концепции открытого правительства, в российском варианте:
открытое правительство как правительство внутри правительства(есть министр ,стандарт) и то что открытое правительство –распространяется на все органы власти.
ОП-должно создавать нормы , чтобы обеспечить модель участия людей во взаимодействии гос-ва и гражданского общества .работать в системе с другими каналами взаимодействия.
-общественная палата РФ
-институт уполномоченных по защите прав предпринимателей(омбудсмены)предпринимателей-т.к это одно из наиболее значимых.
Система мер -важно обеспечить интеграцию видов деятельности способных проводить обратную связь. Оценка регулирующего воздействия может стать ключевым инструментом, который объединяет основные каналы.(система технологий антикоррупционную экспертизу, общественную экспертизу и оценка рег. воздействия-например)
Добиться чтобы механизмы которые создаются действовали не параллельно (исходя из своих целей), а во взаимосвязи системно, создавая хорошо работающий, выводящий к росту процедур и решали вопросы кризиса институтов подотчетности.
Рассмотрены 2 фундаментальных начала на которых базируется гос. управление:
-Система которая должна в полной мере ориентироваться на потребности людей, а не просто экономично производительно и эффективно и она должна соответствовать тем кто принимает решения.
(Россия что стало более ответственным-что добиваются реализации задач, не в полной мере но по сравнению с 2000г) но Система больше направлена на создание рамок за которые выходить нельзя и добивается выполнения этих рамок.
-Актуальная задача-выйти за рамки внутренней ответственности и перейти на внешнюю ответственность(к обществу)-эта задача далека от выполнения и является центральной.
Источник: megaobuchalka.ru
Государство как социальный институт.
Государство − главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая властью силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.
Государство как социальный институт выполняет следующие функции:
— социального контроля и другие.
Государство обеспечивает стабильность в обществе, препятствует девиации, осуществляет управление обществом.
Разные государства имеют различные формы правления:
Разные формы государственного устройства:
Существует два типа политической власти, два типа политических режимов:
1. Демократические (парламентские);
2. Недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).
В гражданском обществе взаимодействия между гражданами, а так же граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права.
Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Очевидно, что такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства.
Экономической основой правового государства являются многоукладные производственные отношения и разные формы собственности.
Социальная основа − саморегулирующееся гражданское общество и социальное государство.
Нравственная основа − общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.
В правовом государстве государственная власть существует на основе разделения ее на три независимые ветви − законодательную, исполнительную, судебную. В правовом государстве нет всевластия чиновников, а личность раскрывается полностью во всех своих аспектах.
В некотором смысле гражданское общество − некий идеал, поскольку любое государство, как аппарат принуждения и социального контроля, противостоит гражданскому обществу, ограничивая его права и права граждан. Об этом писал Г. Гегель.
Выделим основные признаки правового государства:
— верховенство закона во всех сферах жизни общества,
— реальность прав личности,
— взаимная ответственность государства и личности.
Гражданское общество и правовое государство – неразрывно связанные понятия, т.к. только правовое государство может выражать и реализовывать интересы гражданского общества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru