Государство и бизнес лекции как

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект».

Гос-во является разработчиком и реализатором законодательства.

(Ключевым инструментом регулирования экономики является денежно-кредитная и фискальная политика.)

Внерыночное происхождение государственного дохода».

Первичный доход — доход, который получает государство от фирм и домашних хозяйств.

Вторичный доход — часть предприятий и организаций работают на государство.

Третий доход – взыскания в пользу государства (пошлины, штрафы).

3. «Императивный статус государства».

Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов.

Основной механизм экономического вмешательства государства:

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп (следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства)

Государство в правоведении (лекция)


в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Экономические функции государства:

1) стабилизация экономики;

2) защита прав собственности;

3) регулирование денежного обращения;

4) перераспределение доходов;

5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;

6) контроль над внешнеэкономической деятельностью;

7) производство общественных благ;

8) компенсация внешних эффектов;

9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективней, чем, более рыночную форму оно имеет.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Таким образом, современная рыночная экономика является государственно-регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государство и бизнес. Как создать качественно новую систему работы государства с бизнесом?

Государственное регулирование рыночной экономики преследует 3 цели:

— минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

— создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

— обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д.

В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,

— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

— антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

— или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

— или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный курс;

2) процентные ставки на денежный капитал;

3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг;

4) разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

Финансовое регулирование – это процесс влияния государства на социальные и экономические процессы. Не имея возможности прибегнуть к категоричным административным методам или ввести монополию, ему приходится находить более гибкие подходы в виде финансов.

Оптимизация хозяйственной деятельности контролируется одновременно несколькими сторонами политического курса государства, касающимися денежных средств. В зависимости от вида экономической деятельности применяется наиболее эффективный подход:

1. Налоговая политика . Государство имеет возможность влиять на состав налогоплательщиков, изменять налоговые ставки, список самих налогов, подлежащих уплате и налогооблагаемую базу.

2. Амортизационная политика. Этим рычагом изменяется размер налогообложения имущества и прибыли. В случаях необходимости допускается ускоренная амортизация.

3. Политика поддержки предпринимателей и организаций. Для повышения интереса к слабым секторам экономики со стороны индивидуальных предпринимателей и более серьезных организаций государство предоставляет различные субсидии, инвестиции. В качестве метода регулирования могут выступать муниципальные и государственные заказы, наряду государственными гарантиями. Повышение интереса к необходимому сектору достигается даже путем снижения арендной стоимости муниципального имущества.

4. Политика льготного страхования и кредитования. Финансовое регулирование экономики с помощью этого рычага имеет большие возможности благодаря полномочиям предложить значительно более скромные проценты и тарифы в сравнении с коммерческими организациями и банками.

В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует обязательную во всех сферах базу оплаты труда и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов».

2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов.

К таким условиям относятся:

— свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

— получение желаемого уровня общего и специального образования;

— материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Главной целью правительства в сфере занятости является поддержка «естественного уровня» безработицы (не более 4 – 5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т.д.

Читайте также:  Бизнес после пандемии что будет

3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов, в соответствии с индексом розничных цен. Следует иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе — за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование.

Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции.

Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения, общественных благ;

4. тотальным и не исключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

§ общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

§ индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

Спрос на общественные блага определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды, которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод. Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блага.

Контрольные вопросы:

1. Принципы и цели государственного регулирования.

2. Какими признаками характеризуется государство как рыночный субъект?

Дата добавления: 2020-11-29 ; просмотров: 447 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Лекции — Государство и бизнес

господство какого-либо вида собственности на средства производства.

Поэтому выделялись первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, ком мунистическая (первый этап 1– социалистическая)

социально-экономические формации. Если за основу классификации взять

популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие

экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика

феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство,

автаркическое хозяйство. В товарной экономике в зависимости от

экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую),

централизованную плановую (СССР с 1928 1г. по 19851г.) и рыночную

коллективистскую экономику (бывшая Югославия, скандинавские страны).

Отношения собственности всегда были тем стержнем в обществе, вокруг

которого формировались и развивались все остальные общественные

отношения. От ф ормы собственности зависят не только явления

хозяйственной жизни, но и модель общественно-экономической системы.

Общественно- экономическая система представляет собой определенную

организацию хозяйственной деятельности людей на основе какой либо

собственности.

Существуют следующие экономические системы:

1. Рыночная система

2. Командная система

3. Традиционная система

4. Смешанная система

2. Государство есть политическая форма организации жизни общества,

которая складывается как результат возникновения и деятельности

публичной власти. Основные признаки госуд арства следующие — это

1. особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности

государственный механизм с особым аппаратом принуждения;

2. права, т.е. обязательных правил поведения, устанавливаемых и

санкционируемых государством, определяющих структуру и порядок

деятельности государственного механизма;

3. определенной территории, пределами которой ограничена данная

государственная власть.

Государству принадлежит верховенство власти, что выражается:

 в универсальности власти;

 в прерогативах власти;

 в монополии законодательства, правосудия, суверенитете.

Государство — это результат общественного развития, одновременного

формирования политической и социальной организации общества; оно

возникло из предгосударственных форм власти вождя племени вместе с

образованием общества. Данный процесс образова ния общества охватил

возникновение совокупности людей, объединенных общими инте ресами;

возникновение и развитие общественного разделения труда; появление

частной собственности; дифференциацию членов общества и образование

классов; возникновение политики и власти с органами управления и

Можно выделить несколько основных этапов эволюции государства и

развития его эконом ической роли:1. Ранняя стадия становления государства,

когда оно выполняло в основном две функции — устройство общих дел в

сообществе свободных людей и подавление порабощенных людей.

2. Государство средних веков и начала нового времени ( XVI в.) с сильной

деспотической монархической властью и преобладающими отношениями

господства и владения.

3. Этап подготовки гражданского общества и правого государства, когда

народ стал участником политического процесса, вступил в договорные

отношения с государственной властью.

4. Современный этап эволюции государства, отмеченный расширением

федеративных и конфедеративных процессов.

Государства имеют свою типологию, их различные виды м ожно

классифицировать. В основе классификации лежат различные признаки:

классовая природа правящих сил (рабовладельческое, феодальное,

буржуазное, пролетарское государство);

формы правления (монархическое, республиканское государст во,

президентские или парламентские республики);

устройство политической организации (государство унитарное,

федеративное, конфедеративное);

политический режим (демократическое, авторитарное, диктаторское,

либеральное государство).

Общеисторические признаки государства следующие:

обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и

классовой основе;

наличие характерной политической системы, структур центральной и

периферийной власти;

Читайте также:  Как пользоваться бизнес аналитикой

осуществление внешнеполитических функций;

наличие ряда обязательств перед страной — поддерживать внутренний мир

и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые,

социальные, политические, экономические отношения;

наличие ряда монопольных прав.

Вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с

ростом форм и направлений политики общественная роль государства

неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления.

Более того, в начале XX в. возникла идея интернационализма

государства, создания мирового правительства, которое должно было бы

решать общие дела уже не отдельной страны, а человечества.

Мировые войны, деканонизация, активизация международного

разделения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем

подтвердили тот факт, что мир нуждает ся в общем управлении. Но мировой

власти, которая могла бы организовать это управление, пока не существу ет.

Частично эти ф ункции осущест вляют региональные союзы государств,

например ЕС.

3. Рассмотрим вопрос эволюции представлений о роли государства в

экономике. Меркантилизм (Т. Мен, В. Стаффорд, А. Серра). История

государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время

основной экономической школой была школа меркантилистов. Она

предусматривала существование сильного государства и широкое

регулирование экономической деятельности. Благородные металлы в слитках

(bullion) или сокровища рассматривались как основа богатства государства,

поэтому внешняя торговля регулировалась в целях обеспечения превышения

экспорта над импортом и создания чистого притока металлических денег. В

связи с этим меркантилисты при зывали поощря ть экспорт и сдерживать

импорт. Меркантилизм считал источником богат ства внешнюю торговлю, с

этой целью поощрялось развитие промышленности, произво дящей

продукцию на экспорт.

Физиократы (Ф. Кенэ). Экономическая школа, возникшая во Франции в

XVIII в., критиковала меркантилистское утверждение и определила заслугу

производства в создании богатства, нежели роль обмена. Они установили,

что источ ником накопления является избыток над использованными в

производстве ресурсами. Этот избыток, или «чистый продукт», представляет

собой приращение материального богатства, созданное трудом совместно с

Анализ физиократов был ограничен вследствие того, что они

концентрировали свое вним ание на сельском хозяйстве, которое считали

источником всех богатств. Они были сторонникам и невмешательства

государства в экономику (laissez-f aire) и возражали против любых попыток

правительства регулировать промышленность, особенно с помощью

налогообложения. В области эконом ической политики эта школа отстаивала

единственный налог — налог на землю. Физиократы были сторонниками

неограниченной государством частной собственности, свободной

конкуренции и свободы внешней торговли.

Классическая теория (А. Смит). Следующей ступенью развития

представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о

природе и причинах богатства народов», в которой он утверждает, что

«свободная игра рыночных сил» (принцип « laisser faire») создает

гармоничное устройство.

Он признавал в определенных случаях необходимость вмешательства

государства в эконом ику, например путем введения тарифов для защиты

молодых отраслей промышленности, а такж е для выполнения трех функций

государства — обеспечения безопасности, справедливости и выполнения

определенных общественных работ.

В соответствии с классическим подходом государство должно

обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать

споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии

выполнить самостоятельно, либо делает это неэф фективно. В своем описании

системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление

предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной

движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге

благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной

деятельности должны быть гарантированы основные экономические

свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода

конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс). В 30- е годы XX в., после

глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в

которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса

можно назвать «кризисной», так как он рас сматривает экономику в

состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно

вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свобод ного рынка

механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из

кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в

целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов —

перепроизводство товаров. Он предполагал несколько ин струментов. Гибкая

кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из

серьезнейших барьеров — неэластичность заработной платы. Это достигается,

полагал Кейнс, путем из менения количества денег в обращении. При

увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что б удет

стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью

бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить

налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные

Источник: www.studmed.ru

Лекции. Интернеткурс по дисциплине Экономика для менеджеров

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 6.19 Mb.

Тема 18. Государство и бизнес

Содержание темы:

2. Теория общественного выбора: Предпосылки анализа

3.Общественный выбор в условиях прямой демократии

4. Общественный выбор в условиях представительной демократии

5. Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики

Вопрос 1. Основные направления экономической политики государства.

«Провалы» рынка. Функции государства в рыночной экономике.

«Провалы» (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: -развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту.

К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Таблица 51.

Денежно кредитная политика

Средства:Государственные обязательстваНорма обязательных резервовУчетная ставкаВоздействие на экономику:Предложение денегСтавка процентаИнвестицииРЕЗУЛЬТАТЫ

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Читайте также:  Непрерывный процесс совершенствования бизнес процессов характерен в модели cmm для уровня

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику.

Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями.

Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего, к ним относятся:

— наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

— создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

— хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

— предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства. Остановимся на них подробнее.

Вопрос 2. Теория общественного выбора: Предпосылки анализа.

Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как повлиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошибку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения большинства? Почему происходит извращение демократического идеала, а закон перерождается в произвол?

Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы анализирует теория общественного выбора, относительно новое и перспективное направление западной экономической мысли.

Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг.

XX в. Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности XIV : избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

Вопрос 3.Общественный выбор в условиях прямой демократии.

Характерные черты прямой демократии.

Прямая демократия (direct democracy) — это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов.

При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и т. д.), зависит его исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ — конституционный выбор, т. е. правила выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии. Дж.

Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективным и действенным. Рассмотрим это на конкретном примере.

Модель медианного избирателя.

Допустим, что жители улицы решили провести ее озеленение. Посадка деревьев вдоль улицы — общественное благо, для которого характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурентность) и неисключительность в потреблении.

Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка деревьев, безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в этих домах. Также предположим, что покупка и посадка одного дерева стоят 60 долл. Это означает, что предельные издержки в данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределяются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья должна платить по 20 долл.

Предположим, что общая выгода (TR) от посадки первого дерева составляет 180 долл., от посадки двух — 340 долл., четырех — 480 долл. и т. д. (см. табл. 52).

Таблица 52.

Общая и предельная выгода от посадки деревьев (в долл.)

Число деревьевОбщая выгода (TR)Предельная выгода (MR)
1180180
2340160
3480140
4600120
5700100
678080
784060
888040

Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено семь деревьев. Проиллюстрируем это графиком (рис. 164). Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — предельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат постоянна и равна 60 долл.

Функция предельной выгоды убывает, она представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число посаженных деревьев определяется в точке пересечения функции предельных выгод и предельных затрат (издержек). В данном случае оно равно семи деревьям.

Рис. 164. Определение оптимального озеленения улицы (в условиях равномерного распределения издержек и выгод)

Допустим теперь, что затраты распределяются равномерно, а выгоды нет. Первая семья (Андреевых) получает 50% общей выгоды, вторая семья (Борисовых) — 30%, а третья (Васильевых) — 20% (см. табл. 53).

Таблица 53.

Распределение индивидуальной предельной выгоды (предельных издержек) между семьями

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин