Государство и бизнес определение

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Н.М. ЧЕПУРНОВА, зав. кафедрой конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор юридических наук, профессор;

К.В. МАРКОВ, зав. отделом правового регулирования регионального развития Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы взаимоотношений государства и бизнеса. Дан анализ роли и значения государства в экономике, освещены проблемы правового регулирования государством рыночных отношений и взаимодействия государства с коммерческими структурами, форм и методов государственно-правового воздействия на экономику. Раскрыты конституционные основы регулирования экономических отношений. Приведен системный анализ реализации экономической функции государства в контексте обеспечения экономической основы государственного суверенитета и реализации социальных функций государства, аргументирована необходимость законодательного установления правовых основ государственного управления экономикой на федеральном уровне.

Государство и бизнес. Как создать качественно новую систему работы государства с бизнесом?

In article problems of mutual relations of the state and business are considered. The analysis of a role and value of the state in economy is given, problems of legal regulation by the state of market relations and interactions of the state with commercial structures are covered, forms and methods is state-legal influence on economy. The constitutional bases of regulation of economic relations are opened. The system analysis of realization of economic function of the state in a context of maintenance of an economic basis of the state sovereignty and realization of social functions of the state is given, necessity of a legislative establishment of legal bases of the government by economy at a federal level is proved.

Ключевые слова и словосочетания: проблемы взаимоотношений государства и бизнеса, конституционные основы регулирования экономических отношений, экономическая функция государства, правовые основы государственного управления экономикой (problems of mutual relations of the state and business, constitutional bases of regulation of economic relations, economic function of the state, legal bases of state economic management).

Мировой экономический кризис актуализировал проблемы взаимоотношений государства и бизнеса и определения роли и значения государства в экономике. Нельзя сказать, что данные вопросы не были предметом теоретических исследований и анализа.

Однако они, как правило, рассматривались в экономической теории с точки зрения экономических форм и методов взаимодействия государства и бизнеса в условиях рыночной экономики. Проблемы правового регулирования государством рыночных отношений и определения правовых основ взаимодействия государства и коммерческих структур исследовались в теории коммерческого и предпринимательского права. В то же время вопросы форм и методов государственно-правового воздействия в административно-правовом аспекте не получили должного исследования. Причиной этого стала господствовавшая в России начиная с 90-х годов XX в. концепция свободной от государственного воздействия рыночной экономики и политики невмешательства со стороны государства в экономические процессы.

Государство для бизнеса или бизнес для государства? | 4й день | бизнес стартап | foodex24. Фудекс24

Вместе с тем экономический кризис сделал очевидным необходимость (и не только для России) пра-

вового установления эффективных механизмов государственного контроля и воздействия на экономику.

Конституция РФ весьма лаконично закрепляет экономические основы конституционного строя России, практически не определяя целевое назначение регулирования государством экономических отношений и его роли в их развитии. В статье 8 Конституции в качестве экономической основы конституционного строя закреплено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Основы экономической системы также определены в контексте конституционного установления основных прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Как обоснованно отмечает Г.А. Гаджиев, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю, равно как не предусматривает судебного иммунитета государства. Однако «революционный» эффект принципов, содержащихся в ст. 8, не сводится только к глубинным изменениям в сфе-

ре экономических отношений. Не меньшее влияние оказывают эти принципы на социальные отношения1.

Однако экономика не может рассматриваться в качестве абсолютно самостоятельной сферы жизнедеятельности общества и государства; она является экономической основой государственного суверенитета и реализации социальных функций государства. Поэтому едва ли обоснованно рассматривать реализацию функций государства вне их системы.

Достаточно обоснованно уже в первые годыдействия новых конституционных основ экономических отношений свобода рынка связывалась с выполнением государством определенных социальных обязательств.

Так, Б.Н. Топорнин связывает принцип свободного предпринимательства с конституционным принципом социального государства2.

Помимо системного подхода к функциональному назначению государства и правовых основ обеспечения реализации его экономической функции необходимо установление целей государственного воздействия на экономику. Нам представляется недостаточным законодательное установление только принципов рыночной экономики. К сожалению, Конституция РФ, установив в качестве основы конституционного строя принцип народовластия и народного суверенитета, не закрепила тех целей, которые должны быть определяющими в деятельности государства и его органов, реализующих власть народа и его суверенность.

На наш взгляд, развитие конституционных основ требует законодательного установления и закрепления целей и принципов экономической политики государства, правовых основ взаимоотношений государства и бизнеса, основ правового регулирования экономических отношений, использования недр и государственной собственности. Развитие законодательства в сфере экономики должно исходить из принципов федерализма и самостоятельности местного самоуправления как конституционных основ организации и функционирования механизма государства. Необходимо законодательное закрепление правовых принципов экономических взаимоотношений между Федерацией и субъектами Федерации, органами местного самоуправления, установление форм и методов государственного воздействия на экономику и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за ее состояние.

Читайте также:  Можно ли сотрудникам мвд иметь бизнес

Правовое регулирование экономических отношений в нынешнем его виде характеризуется многообразием законов и подзаконных актов, принятых по сферам экономики, что значительно усложняет их исполнение и применение, обусловливает появлений правовых коллизий, создает условия для коррупции.

В связи с этим представляется необходимым принять комплексный законодательный акт «Об основах государственного управления экономикой». Законодательное закрепление принципов регулирования экономических отношений в России должно быть реализовано принятием именно такого акта, поскольку в соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации.

Исходя из законодательно установленных на федеральном уровне основ экономической политики должно строиться и законодательное регулирование в отдельных сферах экономики: в сфере управления государственной собственностью, осуществления государственных инвестиций, создания и функционирования различных форм государственных частных партнерств, правовое регулирование в субъектах Федерации и местном самоуправлении.

Международный экономический кризис продемонстрировал несостоятельность либеральной экономики, поставил вопросы о формах и методах воздействия государства на экономические процессы.

Безусловно, вопрос не стоит о тотальном государственном вмешательстве в экономические процессы. Но едва ли обоснованно рассматривать государство лишь как равноправного партнера в бизнесе исходя из конституционных установок о роли государства в политической системе общества, призванного реализовать волю народа России и действовать в интересах суверенного народа (ст. 3 Конституции). Такая ответственная и активная роль государства в экономике вытекает и из обязательств государства в социальной сфере, установленных ст. 7 Конституции, провозглашающей Россию социальным государством, поскольку экономика является материальной основой благосостояния народа и достойного уровня жизни каждого.

Отсутствие единого законодательного установления основ и принципов формирования и реализации экономической политики государства не обеспечивают ее последовательное и единообразное проведение в различных отраслях и сферах экономики и субъектах Федерации. Необходимо это и в связи с осуществлением экономической политики государства в отношении разного рода негосударственных образований с различными организационно-правовыми формами (учреждения, фонды, партнерства т.п.). В основах требуется законодательно установить критерии оценки их деятельности, целевого и эффективного использования государственных средств.

Экономические отношения с участием государственных ресурсов, природных ископаемых имеют публично-правовую природу, поскольку затрагивают интересы коллективных образований, групп, населения муниципальных образований, субъектов Федерации и народа России в целом. Они выходят далеко за рамки частных интересов и не могут регулироваться только на основе норм и принципов гражданского, коммерческого и предпринимательского права.

Общественные отношения в сфере экономики, субъектом которых являются исполнительные орга

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Глава.2. Взаимосвязь бизнеса государства и общества.

Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии.

Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею. []

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию – в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Достаточно, в этой связи вспомнить социальные последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года — как резко поменялась атмосфера в обществе, сколько людей пересмотрели свои ближайшие и перспективные жизненные планы, как изменились конкретные судьбы!? Не случайно бизнесмены и топ-менеджеры, наряду с политиками и известными деятелями культуры – главные «ньюсмейкеры», к которым приковано внимание общественности, средств массовой информации.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Культурально-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами. []

Читайте также:  Бизнес программы в сфере обслуживания

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

— обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

— формирование государственного бюджета;

— защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

— обеспечение занятости населения;

— обеспечение безопасности и обороны страны;

— реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

— соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.[]

Государство должно использовать все имеющиеся у него материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.[]

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.[]

Источник: studfile.net

Презентация на тему Государство и бизнес в регионе: стратегии взаимодействия

Основные разделы дисциплины Экономическая деятельность, бизнес и его роль экономике Государство, его место и роль в экономике Формы взаимодействия государства и бизнеса в экономике: стратегическое планирование. государственно-частное партнерство саморегулирование

  • Главная
  • Экономика
  • Государство и бизнес в регионе: стратегии взаимодействия
Читайте также:  Как выглядит на Авито бизнес аккаунт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС В РЕГИОНЕ: СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Проф.

Слайд 2Основные разделы дисциплины
Экономическая деятельность, бизнес и

его роль экономике
Государство, его место и роль

в экономике
Формы взаимодействия государства и бизнеса в экономике:
стратегическое планирование.
государственно-частное партнерство
саморегулирование

Основные разделы дисциплины Экономическая деятельность, бизнес и его роль экономике Государство,

Слайд 3Литература
Шумпетер Й. Теория экономического развития
Теория и практика

управления собственностью в современной России /С.Н. Максимов

и др. ; под общ ред. С.Н. Максимова. – Спб.: СПбГЭУ, 2013
Реализация потенциала государственной собственности в инновационной экономике / С.Н. Максимов и др. Под общ ред. С.Н. Максимова. СПб.: СПбГЭУ, 2015
Полетаев В.А. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы .— Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016 .
2. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс] : [монография] / Г.А.Маховикова, Н.Ф.Ефимова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т .— Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2013 .

Литература Шумпетер Й. Теория экономического развития Теория и практика управления собственностью в

Слайд 41. Экономическая деятельность, бизнес и его роль

в экономике
Экономическая деятельность и ее субъекты
Понятие и

признаки бизнеса как экономической деятельности
Функции бизнеса

1. Экономическая деятельность, бизнес и его роль в экономике Экономическая

Слайд 5Экономическая деятельность и ее субъекты
Экономика – деятельность,

направленная на удовлетворение потребностей посредством производства материальных

благ и услуг в условиях ограниченности ресурсов:
Два отличия от иных видов деятельности:
Материальная деятельность
Ограниченность ресурсов

Экономическая деятельность и ее субъекты Экономика – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей

Слайд 6Основные вопросы экономической деятельности
Что производить? (Какие блага

и услуги должны производиться?)
Как производить (С использованием

каких производственных комбинаций и технологий должно осуществляться производство?)
Для кого производить? (Кто является потребителем произведенных благ и услуг?)

Основные вопросы экономической деятельности Что производить? (Какие блага и услуги должны производиться?)

Слайд 7Экономическая система
1. Единое целое, образованное взаимодействием

взаимосвязанных экономических элементов
2. Упорядоченная система взаимосвязей между

производителями и потребителями
3. Взаимосвязи охватывающие процесс воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление)
4. Определенный механизм решения проблемы ограниченности ресурсов и альтернативных возможностей их использования.
Способ координации и управления экономической деятельностью, основанный на определенном типе отношений собственности
Основа экономической системы – отношения собственности
Реализация – через хозяйственный механизм
СОБСТВЕННОСТЬ: Отношения присвоения факторов и результатов производства в обществе
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: Система экономических форм и организационно-управленческих отношений, обеспечивающих процесс воспроизводства в обществе

Экономическая система 1. Единое целое, образованное взаимодействием взаимосвязанных экономических элементов 2.

Слайд 8Типы экономических систем

Типы экономических систем

Слайд 9Субъекты экономической деятельности в рыночной экономике
Собственники реальных

и финансовых активов, которые позволяют получать доход

от их использования (собственники земли, капитала (инвесторы), нематериальных активов)
Наемные работники, работающие на частных и государственных предприятиях
Бизнесмены (предприниматели) – организаторы бизнеса, получающие доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов.
Менеджеры – особый вид наемных работников, занятые организаций управления
+Различные комбинации перечисленных субъектов

Субъекты экономической деятельности в рыночной экономике Собственники реальных и финансовых активов, которые

Слайд 10Бизнес –многозначность термина
дело, занятие, предпринимательство, т.е. экономическая

деятельность, направленная на достижение определенных результатов (получение

прибыли).
сделки, торговые операции.
деловая жизнь, деловые круги, экономическая деятельность — в отличие от других сфер жизнедеятельности (культура, политика и т.д.).
компания, экономический субъект (обозначение организации, занимающейся определенной экономической деятельностью.

Бизнес –многозначность термина дело, занятие, предпринимательство, т.е. экономическая деятельность, направленная на достижение

Слайд 11Бизнес как предпринимательство
Бизнес ( business — «дело»), — деятельность,

направленная на получение прибыли; любой вид деятельности,

приносящий доход или иные личные выгоды
Предприниматель — антрепренёр (фр. Entrepreneur) —
Бизнес = предпринимательство:
Р. Кантильон (18 век) бизнес (предпринимательство) — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска;
Предприниматель приобретает средства производства, превращает их в капитал, производит продукцию, реализует ее на рынке

Бизнес как предпринимательство Бизнес ( business — «дело»), — деятельность, направленная на получение прибыли;

Слайд 12Классики о бизнесе 1
Жан-Батист Сэй (1767-1832), —

предпринимательство -соединение и координацию двух факторов производства

— труда и капитала — в условиях риска.
Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя творческий, труд менеджера — монотонный, рутинный.
Иозеф Шумпетер (1883-1950), — предпринимательство — это прежде всего новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары. «Предпринимателями, — пишет Шумпетер, — мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
Алан Хоскинг: предпринимательство — деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций

Классики о бизнесе 1 Жан-Батист Сэй (1767-1832), - предпринимательство -соединение и координацию

Слайд 13Классики о бизнесе 2
Ф. Хайек — предприниматель

как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением

Классики о бизнесе 2 Ф. Хайек - предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется

Слайд 14Шумпетер о предпринимательстве
Производить значит комбинировать имеющиеся в

нашем распоряжении вещи и силы,;
Процесс производства есть

процесс комбинаций производительных сил, результатом которых являются новые продукты.
Новаторство — производить нечто иное или иначе значит создавать другие комбинации из этих вещей или сил.
Варианты новых комбинаций:
1) изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства;
3) освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) внедрение новой организационно-управленческой комбинации (например, создание трестов или вертикально-интегрированных компаний, как сейчас часто в России, или, напротив, создание сетевой компании из широкого круга независимых агентов;
+ можно бы добавить: создание новых финансовых комбинаций

Источник: thepresentation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин