После развала Советского Союза только возникшее деловое сообщество стало интенсивно включаться в политику, пытаясь обеспечить свое представительство в государственных органах власти либо через лоббирование, либо через собственную политическую деятельность. Так начала происходить политизация предпринимательства. Причинами этого процесса, с одной стороны, было то, что представители бизнеса ощутили огромные возможности, которые предоставлял доступ к власти; а с другой стороны, среди предпринимателей росло недовольство проводимой властями политикой, которая часто не соответствовала заявлениям о стремлении создать класс собственников.
Так стал появляться слой бизнесменов, активно поддерживающих участие в политике. В основном такой позиции придерживались Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России, «Предприниматели за новую Россию» и «Круглый стол бизнеса России». Доля политически ангажированных бизнесменов в первой половине 90-х годов составила приблизительно 20-30%. Однако были и предприниматели, категорически выступавшие против своего участия в политике, мотивируя это отсутствием времени и необходимой профессиональной подготовки.
Вечная проблема России: КОПИТЬ ИЛИ ЖИТЬ? — ТОПЛЕС
Политическая деятельность предпринимателей началась с создания в начале 90-х предпринимательских партий – Российская партия свободного труда, Партия экономической свободы, Российская объединенная промышленная партия. Однако с такой инициативой выступало меньшинство.
Эти партии были столь малочисленные и получали настолько незначительную поддержку, что не выполняли своей главной функции – представительство интересов нового слоя предпринимателей. Таким образом, эти партии оказались малопродуктивными. Хотя в какой-то степени они выполняли организующие и мобилизующие функции и объективно готовили кадры для других политических партий. Например, из ПЭС вышла И. Хакамада.
Предприниматели спонсировали различные партии в регионах, предоставляя им необходимую информационную и коммуникационную поддержку, обучали партийные кадры. И таким образом, они сыграли определенную роль в становлении многопартийной системы в России.
Особое внимание деловые люди уделяли либерально-демократическим партиям: Выбор России, «Яблоко» и др. Это было связано с потребностью возникновения авторитетной политической силы, которая смогла бы со временем отстаивать совокупные интересы предпринимателей, которые планировали стать господствующим классом в России.
Тем не менее, на выборах 1993-1995 гг. бизнесмены оказали поддержку партиям совершенно разного политического спектра, в том числе коммунистам и националистам. Это свидетельствовало об отсутствии единых интересов. Прежде всего, раскол в интересах проходил между частными владельцами и директорами государственных предприятий, между представителями мелкого, среднего бизнеса и представителями крупного, в свою очередь между крупным бизнесом и финансовой олигархией, а также между столичным и провинциальным бизнесом. Таким образом, предприниматели сами не возглавили какой-либо влиятельный политический блок и не проголосовали за одну партию, которая могла бы стать ведущий силой.
{ГОЛЫЕ ФАКТЫ} — Как государство убивает бизнес в России.
Наиболее политизированные бизнесмены боролись за депутатские мандаты, другие предпочитали действовать через доверенных лиц. Успеха добивались предприниматели в одномандатных округах, где они боролись за власть не под знаменем какой-либо партии, а независимо. Так, в 1993 среди кандидатов в одномандатных округах было больше 20% предпринимателей. Бизнес стремился таким способом не только получить парламентский иммунитет в условиях правового хаоса, но и легализовать свою деятельность.
Попытки создать межфракционную группу бизнесменов, которая могла бы лоббировать интересы предпринимателей, терпели неудачу («Союз 12 декабря», Российский промышленный союз).
Работа в парламенте безусловно способствовала расширению политического кругозора бизнес-представителей и приобретению новых контактов и связей. Однако участие в парламентской деятельности оказалось для них достаточно затратным, и поскольку среди них было мало профессионально подготовленных к политической деятельности людей, результат оказался не слишком положительным. Поэтому предприниматели уже в меньшей степени участвовали в выборах 1999 года.
Во время президентских выборов 1996 и до кризиса 1998 особым влиянием на политической арене обладала так называемая олигархия. Особенно очевидна была ее роль при переизбрании Ельцина на пост президента. Весной 1995 начались разговоры о существовании приближенной к президенту группы восьми банкиров, а в 1996 речь шла о семибанковщине.
В олигархию входили владельцы крупнейших частных финансовых и промышленных структур (Смоленский, Ходорковский, Березовский, Виноградов, Авен, Гусинский, Потанин). В основном они получили свой бизнес на базе разных льгот, полученных от государства. Затем они предоставляли государству кредиты. Покупая ГКО и спекулируя ими на рынке, они получали сверхприбыль. Используя ее и новые льготы от государства, олигархи приобретали новую порцию государственной собственности.
Одной из первых политических инвестиций стала покупка 49% ОРТ. Во второй половине 90-х годов большинство столичных и региональных СМИ оказались под контролем олигархов. В этом они видели главную цель своей политической деятельности. Ельцин на тот момент олицетворял капиталистическую реставрацию в России. И перед лицом коммунистической угрозы, которая была на тот момент очень возможна, у олигархии не оставалось иного выбора, как добиться переизбрания Ельцина.
Среди олигархов происходил раскол. Потанин выступал за равные условия конкуренции между иностранным и российским капиталом. Но для многих было очевидно поражение отечественного бизнеса при иностранных инвестициях. Ведущие финансисты стали заявлять о своем патриотизме. Многие средства стали вкладывать в развитие реального сектора, создавая различные промышленные холдинги.
Стала подниматься проблема социальной ответственности бизнеса. Выказывалась обеспокоенность по поводу явного раскола между олигархией и остальными предпринимателями. Пришло осознание того, что в «голодной стране не может быть социального мира и перспектив для успешного бизнеса».
С. Перегудов выделяет три этапа присвоения политической ренты представителями бизнес-корпораций:
· конец 80-х – начало 90-х годов — «инкубационный» период, во время которого советские объединения и концерны начали преобразовываться в рыночные структуры, наиболее крупными из которых стали финансово-промышленные группы;
· середина 90-х – кризис 1998 года – «олигархический корпоративизм», когда финансовый капитал, превратившийся в частнокапиталистический, стал играть определенную роль в политической власти; все решения принимались так, чтобы это было выгодно интересам и государства, и финансовой олигархии;
· после кризиса 1998 – «экспансивно-рыночный» период, при котором начинается становление жестко управляемых, централизованных, построенных по принципу вертикальной иерархии компаний и финансово-промышленных групп. Формируется слой профессиональных менеджеров. То есть корпоративный сектор формируется в очертаниях, приближенных к настоящим. В основе экспансии теперь лежит не государственная собственность, а малозащищенная частная собственность средних и мелких предпринимателей. Особое распространение на этом этапе получают «заказные» банкротства, или так называемое рейдерство.
При Ельцине доминировала модель взаимодействия «бизнес во власть». При Путине взаимодействие с бизнесом стало управляемым и регулируемым. Для этого все олигархи были обязаны вступить в Союз промышленников и предпринимателей России. Для общения с представителями среднего бизнеса была организована Деловая Россия. А интересы мелкого бизнеса должна была представлять также созданная Администрацией Президента организация «Опора».
Очевидна тенденция к институционализации взаимодействия бизнеса с центральными, региональными и местными властями. Это проявляется в форме участия в консультативных учреждениях различного уровня и назначения или в формировании договорных, контрактных отношений. Со стороны власти проявляются элементы патернализма. Эта тенденция вступает в противоречие с существовавшим ранее “теневым взаимодействием”.
На региональном уровне заметна тенденция к формализации договоренностей между бизнесом и властью. После реформы Путина в избирательной системе и перехода к назначению губернаторов, отношения между властью и бизнесом в регионах строятся приблизительно по такой же схеме, как и на федеральном уровне. Губернаторы больше не чувствуют необходимости опираться на бизнес.
События, связанные с ЮКОСОМ продемонстрировали, что у крупного бизнеса нет надежной опоры в лице государства. В первые годы президентства Путина крупный бизнес стремился установить партнерские отношения с государством. Однако Президент объявил курс на равноудаленность. Под знаком борьбы с олигархией прошла думская избирательная кампания осенью 2003 года.
Настроения, присутствовавшие в обществе, также были не в поддержку крупных предпринимателей. По сути, крупный бизнес был лишен политической самостоятельности. Попытки Ходорковского создать дееспособную политическую оппозицию натолкнулись на жесткую реакцию.
В настоящее время наиболее успешная часть крупного бизнеса демонстрирует лояльность власти, но, тем не менее, пытается обезопасить себя, приобретая недвижимость заграницей и открывая там крупные банковские счета, получая иностранное гражданство. Лоббистские возможности бизнеса были значительно уменьшены, как и участие в партийно-политической борьбе. Одновременно с этим была повышена его социальная ответственность.
Путин выбрал курс на приоритет политической элиты над экономической, что достаточно традиционно для России. Путинская вертикаль власти подразумевает подчинение политической власти в принципе всех субэлит.
Однако в современной России создается такая ситуация, что, с одной стороны, “власть лишает бизнеса полноценного политического участия, а с другой – проводит вполне либеральную экономическую политику”. Например, журнал Forbes приводит данные о том, что за время правления Путина количество олигархов и их состояния увеличились. Во-вторых, в экономической сфере был проведен ряд реформ, отвечающих интересам крупного бизнеса (Земельный и Жилищный кодексы). В-третьих, приход в государственные структуры большого количества силовиков является лишь внешним проявлением. На самом деле, количество выходцев из бизнеса увеличивается намного быстрее количества военных.
Источник: studopedia.org
Иванова, Грудцына, Горбачева: Государство и малый бизнес в России. Проблемы гармонизации законодательства и практики его применен.
40 %
Издательство: Прометей, 2019 г.
Цена для всех
Ваша цена (-40%)
ID товара: 686247
ISBN: 978-5-907100-77-0
Страниц: 152 (Офсет)
Оформление
Масса: 252 г
Размеры: 207x136x13 мм
Оценить (оценило: 0)
Аннотация к книге «Государство и малый бизнес в России. Проблемы гармонизации законодательства и практики его применен»
Монография посвящена исследованию проблем гармонизации законодательства о государственном регулировании развития малого бизнеса в России, а также вопросам взаимодействия государства и малого бизнеса как одного из важнейших институтов гражданского общества в современной России. В книге изучены вопросы оптимизации законодательства о налогообложении малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, а также основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы в Российской Федерации. Анализируется система органов государственной власти, обеспечивающих условия для ведения предпринимательской деятельности: вопросы оптимизации и эффективности. Рассмотрены вопросы развития финансово-кредитных и иных механизмов поддержки малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы в современной России.
Книга будет интересна юристам, предпринимателям, судьям, адвокатам, государственным служащим, студентам.
Монография посвящена исследованию проблем гармонизации законодательства о государственном регулировании развития малого бизнеса в России, а также вопросам взаимодействия государства и малого бизнеса как одного из важнейших институтов гражданского общества в современной России. В книге изучены вопросы оптимизации законодательства о налогообложении малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, а также основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы в Российской Федерации. Анализируется система органов государственной власти, обеспечивающих условия для ведения предпринимательской деятельности: вопросы оптимизации и эффективности. Рассмотрены вопросы развития финансово-кредитных и иных механизмов поддержки малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы в современной России.
Книга будет интересна юристам, предпринимателям, судьям, адвокатам, государственным служащим, студентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, а также всем, интересующимся вопросами государственного регулирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Источник: www.labirint.ru
Проблемы государственного предпринимательства в России
Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………………………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………. 15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии……………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Северо-Западный Государственный Заочный Технический Университет
Курсовая работа по дисциплине экономическая теория
На тему: «Проблемы государственного предпринимательства в России».
Выполнила Каметова Регина Борисовна
Факультет ИУП и ИП
Форма обучения очная
Проверила Богданова Ольга Викторовна
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура……………………………………… ………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………… ……………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………. 15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии…… ………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…… ……………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Список использованной литературы…………………………………………. 30
Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.
При этом очевидно и то, что свою основополагающую функцию предпринимательство может эффективно выполнить только при правильном понимании его сущности и содержания с учетом многообразия его форм, при соответствующей системе государственного регулирования и поддержки. В противном случае предпринимательство из феномена стратегического ресурса развития экономики превращается в свою противоположность — в псевдопредпринимательство, ведущее к разбазариванию природных, интеллектуальных, производственных, финансовых и других ресурсов.
В настоящее время некоторые предприниматели участвуют в предвыборной борьбе за депутатские места в Государственной Думе и законодательных собраниях субъектов Федерации, что свидетельствует о постепенном осознании ими важности политического фактора, государственного начала как в становлении самого предпринимательства, так и в экономическом развитии страны в целом.
Но, к сожалению, чаще всего бизнес притягивает к себе людей, стремящихся быстро и легко разбогатеть, завоевать власть и влияние, при этом не особенно обремененных морально-этическими принципами. К тому же коррупция, взяточничество и различные проявления антисоциального поведения, характерные для отдельных российских предпринимателей, вызывают негативное отношение к предпринимательству вообще.
При этом важно преодолеть стереотип, согласно которому предпринимательство отождествляется только с частным предпринимательством, основанным на частной собственности на средства производства. При таком понимании не учитывается факт существования различных форм предпринимательства. К тому же переход от государственно- административной к рыночной экономике, приватизация, разгосударствление, ликвидация тотальной монополии государственной собственности отнюдь не означают полный уход государства из сферы экономики. Более того, само государство остается крупнейшим собственником, что наряду с существованием частной, коллективной, акционерной и других форм собственности делает рыночную экономику одновременно и смешанной. Необходимо учесть и то, что государство выступает в качестве одного из ключевых субъектов экономической деятельности, своего рода коллективного предпринимателя, в силу чего
государственное предпринимательство является важной составляющей смешанной экономики. С учетом вышесказанного основное внимание данной курсовой работы концентрируется на анализе сущностных характеристик, основных форм, особенностей формирования, также рассматривается структура государственного предпринимательства и опыт государственного предпринимательства в развитых странах.
— —
Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура.
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства.
Предпринимательство как социально-экономический феномен прошло длительный и сложный путь становления и эволюции. В целом оно представляет собой одну из форм экономической деятельности. Можно сказать, что человек осуществлял экономическую деятельность как таковую с глубокой древности. В качестве одного из проявлений экономической функции отдельные элементы предпринимательства, по-видимому, в той или иной форме существовали еще в прежние эпохи. Но все же общепризнанным является убеждение в том, что предпринимательство в современном понимании этого слова является историческим феноменом, возникшим в новое время вместе с формированием капиталистического общества с его институтом частной собственности, рыночной экономикой и свободной конкуренцией.
Здесь с полным основанием можно согласиться с Ф.И. Шамхаловым, который писал: «Важнейшей предпосылкой формирования рыночной экономики стали возникновение идеи неотчуждаемого права каждого члена общества на собственность, разделение экономики и политики, гражданского общества и государства в качестве самостоятельных, хотя и взаимозависимых сфер жизнедеятельности людей, идеи личности, которая может противопоставить свои интересы интересам общества и государства» 1 . Или иначе говоря, предпринимательство связано с определенным типом экономической системы, основанной на рыночных принципах купли и продажи и свободной конкуренции. Важным условием предпринимательства в современном понимании этого слова является четкое разграничение собственности и хозяйственной власти, с одной стороны, и политической власти — с другой.
Сами понятия «предприниматель» и «предпринимательство» произошли от английских слов businessman (деловой человек), entrepreneur (предприниматель), entreprise (предприятие). При этом следует отметить, что становление самого феномена предпринимательства и разработка идеи предпринимательства шли одновременно, рука об руку. Одним из первых, кто вплотную занялся проблемой предпринимательства, считается английский политэкономист середины XVIII в. Р. Кантильон, посвятивший ряд работ основным закономерностям развития ранней капиталистической экономики. В своей книге «Опыт о природе торговли вообще», опубликованной в 1755 г. уже после его смерти, Кантильон одним из первых сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и
1 Щамхалов Ф. Государство и экономика: власть и бизнес. М.: Экономика, 1999. С. 14.
предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» — в переводе с французского «посредник»).
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства, несомненно, внес основатель и видный представитель классической школы политической экономии А. Смит (1723-1790). Главная заслуга Смита состояла в том, что, обобщив идеи, выдвинутые его предшественниками, он выработал собственную систему методов, принципов и категорий экономической науки, занявшую достойное место в классической политической экономии. Выступив с развернутой критикой меркантилизма и всех форм монополизма, ограничивающих свободную конкуренцию, Смит внес выдающийся вклад в формирование и институционализацию рыночной экономики и соответственно предпринимательства. Под предпринимателем он понимал собственника предприятия. Соответственно трактовалась им и цель предпринимательской деятельности — получение предпринимательского дохода.
Заметный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный австрийский экономист и социолог Й. Шумпетер (1883-1952). В своих исследованиях он исходил из связи предпринимательства с так называемой динамической неопределенностью.
Согласно его выводам в экономике, в которой отсутствует технический прогресс, воспроизводство представляет собой рутинный процесс, где нет неопределенности будущего. В такой ситуации нет места и предпринимательскому доходу. Инновация трактовалась И. Шумпетером как открытие нового технического знания, используемого в воспроизводстве. Причем она определялась достаточно широко — не только как внедрение в производство новых технологий и новых сырьевых продуктов, но и как освоение новых источников и форм снабжения, новых форм организации труда и производства и т.п.
Таким образом, возмущающие экономические изменения сведены Й. Шумпетером к инновациям, а предпринимателя он отождествляет с инноватором. Именно деятельность предпринимателя, по его мнению, является источником всех изменений в экономике. При этом предпринимателем может быть не только физическое лицо, но и группа лиц; предприниматель также не обязательно должен быть собственником, в этом качестве способен выступить и менеджер. К тому же предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда он осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, коль скоро переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса.
Особенности формирования предпринимательства в России.
Предпринимательство в России прошло долгий и трудный путь. По мнению некоторых исследователей, его зачатки можно найти уже во времена Рюрика, хотя не совсем корректным представляется перенесение феномена, возникшего в период нового времени, к иным историческим эпохам, которые характеризовались господством натурального хозяйства. Но все же можно сказать, что предпринимательство в России в той или иной форме своими корнями восходит к деятельности российских купцов. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой.
Еще в XI в. формировались торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносилось на российскую почву и начинало внедряться во внутренние хозяйственные отношения, сначала в торговле и посредничестве. Но, как отмечал М. И. Туган-Барановский, в допетровскую эпоху российский торговец не обнаруживал потребности становиться предпринимателем в полном смысле этого слова.
Годы правления Петра I (конец XVIL — начало XVIII в.) можно назвать периодом формирования первых ростков предпринимательства в России. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в стране. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предприимчивостью, инициативностью, способностью рисковать ради расширения дела и т.д. И такие люди в России появились (ярчайший тому пример — династия Демидовых).
Переломным моментом в становлении предпринимательства в России считается начало XIX в. Если в XVIII в. развитие предпринимательских отношений инициировали государственные заказы, то в XIX в. появились первые признаки свободы. Александр I издал указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей, которые участвовали в подготовке проектов законов по хозяйственной политике и в пропаганде технических новаций, давали консультации и советы по различным аспектам бизнеса и предпринимательства.
Первоначально наиболее распространенным и влиятельным типом российского предпринимателя было купечество. Российский купец, как правило, совмещал в себе одновременно несколько функций: торговца, банкира, промышленника. Только во второй половине прошлого века стала появляться все большая специализация предпринимательской деятельности. Постепенно на передний план стали выходить промышленники и
Источник: www.stud24.ru