Государственно-частным партнерством можно назвать форму объединения деятельности государства и частного сектора, бизнеса, для развития особо значимых объектов инфраструктуры в целях предоставления обществу наиболее качественных услуг.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плаксин В.К.
Государственно-частное партнерство как аспект организационно-экономического механизма управления
Формы государственно-частного партнерства в недропользовании
Основные преимущества концессии в современной хозяйственной жизни России
Зарубежный опыт организации и финансирования государственно-частного партнёрства
Развитие государственно-частного партнерства в нефтегазовой промышленности Казахстана
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Участие государства и частного сектора в финансировании инфраструктуры (формы взаимодействия, инструменты финансирования/стимулирования)»
Магистрант экономического факультета РУДН
Заём или доля в бизнесе. Какой вариант финансирования выбрать?
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ/СТИМУЛИРОВАНИЯ)
Государственно-частным партнерством можно назвать форму объединения деятельности государства и частного сектора, бизнеса, для развития особо значимых объектов инфраструктуры в целях предоставления обществу наиболее качественных услуг.
Государственно-частное партнерство, инструменты финансирования, формы ГЧП, инфраструктура,
Актуальность темы состоит в том, что в экономиках многих стран, где Россия не исключение, востребована новая форма соединения частного бизнеса и государства — государственно-частного партнерства, которое представляет собой объединение усилий частного бизнеса и государства для реализации особо значимых для общества проектов в рамках отдельных стран, регионов, территорий и ведущих отраслях экономики.
Целью исследования статьи является обусловливание механизма государственно-частного партнерства и выявление его возможностей для модернизации России в условиях нестабильной экономики.
Особую значимость государственно-частное партнерство приобрело во время мирового финансового кризиса, когда многие отрасли российской экономики стали испытывать дефицит в финансировании и нуждались в государственной поддержке.
Возникновение государственно-частного партнерства объясняется объективной необходимостью рыночной экономики, ослаблением позиций государства при одновременном укреплении государственного влияния на частный бизнес, что вызвало острую необходимость в партнерстве государственного и частного сектора.
Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания правового государства, поэтому наблюдается тенденция укрепления сотрудничества власти и бизнеса, что особенно характерно для электроэнергетики, транспорта, здравоохранения, образования. Предприятия этих отраслей экономики занимают стратегическое положение и их нельзя приватизировать, но в то же время у государства нет достаточного количества финансовых средств для их поддержки и развития. Поэтому самым лучшим вариантом в решении данной проблемы стала такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.
Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса
Анализ и исследование проблем государственно-частного партнерства имеет определенный научный интерес, поэтому данную тематику изучали в своих работах различные авторы, такие, как: В.Б. Варнавский, Н.Н. Дремов, В.В. Патоков, Д.И. Царев. [1,3,6,7].
Например, согласно представленной концепции ГЧП В.Б. Варнавского, ГЧП представляет собой полуприватизационную форму бизнес-модели, когда государство, передавая права распоряжения объектами инфраструктуры частному сектору, остается владельцем этих объектов, а совместная работа сторон в партнерстве закрепляется на официальном, юридическом уровне в виде соглашений, договоров, контрактов и прочее.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция глобальных изменений в ведущих отраслях
мирового хозяйства, где ранее безраздельно господствовало государственное управление и государственная собственность на средства производства: в электроэнергетике, воздушном, железнодорожном, автодорожном транспорте, в коммунальном хозяйстве и прочих. Но теперь правительство передает объекты крупных отраслей экономики во временное пользование бизнесу, оставляя за собой право контроля и регулирования их деятельности.
Некоторые предприятия инфраструктурных отраслей приватизировать нельзя ввиду их экономической, стратегической и социально-политической значимости, а в бюджете государства нет финансовых средств для их содержания и развития производственных мощностей, поэтому ГЧП здесь является самой успешной и универсальной альтернативой решения проблем финансирования.
ГЧП осуществляется в различных формах, которые применимы в практической деятельности России.
1. Контрактная форма основана на заключении контрактов и договоров, контрактов технической помощи, соглашений между государством и частными компаниями на выполнение работ и оказание услуг, на поставку продукции для государственных нужд и прочее. По условиям контракта собственностью владеет государство, расходы по рискам также полностью несет государство. А частный партнер, финансируя проект, по договору получает право на оговоренную в контракте долю в доходе при реализации проекта.
2. Аренда и лизинг регулируются договором аренды муниципального имущества, которое передается во временное пользование и за определенную плату частному партнеру. По договору лизинга лизингополучатель имеет право выкупа государственного или муниципального имущества по окончании срока аренды.
3. Концессия представляет собой самый распространенный вариант формы ГЧП за рубежом и представляет собой уступку государством частному бизнесу своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности на определенный срок и на определенных условиях негосударственным иностранным или отечественным компаниям. Концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса наиболее распространены в инфраструктурных отраслях, которые остро нуждаются в притоке частных инвестиций.
4. Соглашения о разделе продукции оформляются договором, согласно которому государство предоставляет инвестору на принципах возмездности, срочности исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение работ по разработке месторождений, а инвестор обязан выполнить эти работы за свой счет и риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором по условиям соглашения, где это и прописано и оговорены все формальности.
Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером при соглашении о разделе продукции имеет некоторые ограничения.
При использовании схемы «Build — Operate — Transfer» («Строй — Эксплуатируй — Передай») изначально государственный проект выполняется частным инвестором, затем передается на баланс государства. Данная схема применяется в добыче природных ресурсов, электроэнергетике и транспорте, где осуществляется совместное инвестирование крупных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников и частного капитала.
Государство в первую очередь вкладывает средства в инфраструктуру (дороги, порты, линии электропередач, трубопроводы и прочие объекты) крупных промышленных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов. Примером таких объектов может быть строительство Крымского моста, спортивных стадионов, в частности в г.Санкт-Петербурге, строительство Олимпийской деревни в г.Сочи, и многих других инженерных сооружений в Хабаровском крае и Приморье.
Заключение. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что государственно-частное партнерство и его результаты имеют огромное значение для экономики страны и развития общества: происходит движение капитала и приток инвестиций в те отрасли, где долгое время наблюдался «застой», происходит внедрение и развитие техники и технологий в производстве и управление проектами.
Особую значимость развитие ГЧП имеет в современных условиях глобализации экономики и интернационализации производства. ГЧП с участием иностранного капитала даёт больше возможностей России интегрироваться в мировую экономику и получать необходимый опыт и передовые технологии. Взаимодействие государства с транснациональными компаниями является важным условием поддержания и повышения конкурентоспособности отечественного производства.
ГЧП облегчает стране выход на мировые рынки капиталов, стимулирует привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Для экономики регионов партнёрство также имеет особое значение, поскольку на его основе более активно развиваются рынки капитала, товаров и услуг. В то же время разделение рисков между участниками соглашения осуществляется на основе договорённостей сторон. Российский бизнес без такого сотрудничества просто будет неконкурентоспособным, что отрицательно скажется на формировании инновационной экономики и общем экономическом состоянии государства.
По данным мониторинга ГЧП установлено, что наибольшие успехи партнерство получило на транспорте (железные дороги, автодороги, порты, аэропорты) и в социальной инфраструктуре, в ЖКХ (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) и в других сферах, например, оборонного комплекса страны.
Как и в любом нововведении, в проектах ГЧП можно наблюдать как успешные результаты, так и не совсем, когда допущены ошибки в бизнес-планировании и проигнорированы ведущие принципы, отчего приходится консервировать либо вообще прекращать проекты по причине их малой эффективности.
Следовательно, можно сделать вывод, что развитие в России ГЧП возможно и просто необходимо, потому как страна в настоящий момент пребывает на достаточно сложном этапе экономического развития, а кроме этого имеет место экономический кризис и санкционное давление со стороны западных стран.
Каждый из участников проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта: бизнес финансирует проект, дает профессиональный опыт, оперативность в плане принятия решений, новаторские способности, эффективное управление. Государство обеспечивает правомочия собственности, гарантии и льготы, также и финансовые ресурсы.
В случае ГЧП государством развиваются свои основные функции — регулирование, контроль, соблюдение общественных интересов, определяются факторы заинтересованности каждого из участников проекта в ГЧП.
Интересы бизнеса стимулируются заинтересованностью в максимальных прибылях от реализации проекта, потому как, имея определенную хозяйственную свободу в проектах, предоставляемую государством, частный сектор направляет свои усилия на повышение производительности труда и внедрение нововведений.
В случае неудачного исполнения проекта, бизнес получает гарантии возврата средств, вложенных в реализацию проекта, потому как государство, согласно договоренности сторон, также несет определенные риски. А при условии высококачественного обслуживания государство своему партнеру даже доплачивает.
Государство заинтересовано в привлечении ГЧП, потому что оно может делегировать часть расходов по инвестированию и содержанию имущества частному сектору. Кроме того, за счет концессионных и арендных платежей, государственные структуры могут иметь дополнительный источник доходов в бюджет.
Стоит отметить и выгоды населения от всего этого. По сути, все действия государства должны направляться на улучшение благосостояния и рост качества жизни людей. К числу положительных сторон ГЧП можно отнести повышение качественных характеристик услуг и товаров, а кроме того, решаются социально — экономические проблемы. Высвобожденные денежные средства государство может инвестировать на решение иных значимых задач, реализацию необходимых для страны проектов, на выполнение своих первоочередных функций.
Список использованной литературы: 1. Варнавский В.Б. Использование механизмов государственно-частного партнерства как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры // Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А.
М.: МГУ, 2014. — 410 с.
2. Гордеев Ф.П. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2018. — 380 с.
3. Дремов Н.Н. Хозяйственные договоры в практике управления бизнесом. М.: Дело, 2016. — 210 с.
4. Красиков Р.Д. Коммерческое право и его применение в экономике. М.: Приор, 2017. — 340 с.
5. Международный научный журнал «Инновационная наука»/ https://aeterna-ufa.ru/journal-innovative-science/
6. Патоков В.В. Перспективы развития и правовые формы реализации государственно-частного партнерства / ИПС «Консультант плюс». 2017. — 92 с.
7. Царев Д.И., Иванюк А.П. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета, 2013. N 17. — 55 с.
8. Якунин Т.М. Гражданское право в схемах и таблицах. СПб.: Питер, 2018. — 275 с.
Магистрант экономического факультета РУДН
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
Актуальность исследования обусловлена значением оценки стоимости бизнеса для управления и несоответствием методик оценки экономической специфики развития современной России. Целью исследования стало выявление проблемных аспектов оценки стоимости компаний. Методологической и теоретической основой исследования явились системный анализ, методы обобщения и сравнения, анализа и синтеза, метод группировок теоретического и практического материала. Исследование выявило необходимость корректировки методического инструментария оценки субъектов хозяйствования.
Ключевые слова: оценка, стоимость, предприятие, недостатки, совершенствование
Принятие управленческих решений, связанных с продажей или приобретением прав собственности всегда требует информации о стоимости этой собственности. Кроме того, оценка стоимости компании важна для эффективного управления, составления бизнес-плана, определения кредитоспособности, налоговой оптимизации. Оценка стоимости компании представляет собой «целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка» [2, с.24]. Результатом оценки становится рассчитанная величина рыночной стоимости или ее изменение.
Оценка стоимости компании основана на трех группах принципов (Табл. 1). Первая группа принципов основана на представлениях собственника, вторая обусловлена спецификой эксплуатации собственности, третья группа — это принципы, зависящие от рыночной среды [4, с.58].
Принципы оценки стоимости бизнеса
Гр. Принцип Содержание
1 полезности чем больше бизнес удовлетворяет потребности собственника, тем выше становится его стоимость
Источник: cyberleninka.ru
«Если стартап не может привлечь частное финансирование, он не имеет права существовать»
В Екатеринбурге проходит стартап-тур фонда «Сколково», собравший авторов проектов со всего Урала. «ФедералПресс» публикует цикл интервью с гостями мероприятия. О том, как государство может поддерживать стартапы, зачем нужна реформа университетов и как остановить «утечку мозгов», рассказал советник президента фонда, идеолог стартап-тура Пекка Вильякайнен:
В какой поддержке сейчас нуждаются российские стартапы?
— Стартапы во всем мире выглядят одинаково, поэтому особо подчеркивать разницу между российскими и всеми остальными стартапами не нужно. Я участвовал в сотне мероприятий в рамках стартап-тура «Сколково», потому я довольно хорошо представляю, как выглядит картина.
Что нужно стартапам? Посмотрим, что в России уже есть в 2020 году. Во-первых, есть общее понимание того, почему это важно. Восемь-девять лет назад, когда мы начинали, люди не понимали, о чем мы говорим: об инновациях, о науке, о молодежных программах? На самом же деле мы говорим о строительстве новой экономики.
Второе, в чем нуждаются стартапы, – инфраструктура: встречи, технопарки, волонтерские сообщества, а также федеральные сообщества, объединяющие чиновников и бизнесменов. Третье – это венчурные фонды. Все это у нас в хорошей форме.
Еще по теме
«Недостаточно создать МФЦ, чтобы говорить о цифровизации»
Чего нам не хватает? Повсюду, включая Екатеринбург, стартапам не хватает «бизнес-ангелов» – инвесторов и членов советов директоров, которые готовы помогать на самом раннем этапе существования компании. Мы не говорим о больших деньгах, мы говорим о людях, готовых взять на себя обязательства.
Вторая проблема, с которой приходится работать в России, – роль университетов. Если ректоры и преподаватели университетов видят в стартапах врагов науки, которые отвлекают людей от написания дипломов, история не взлетит. Я не хочу никого провоцировать, но если посмотреть на самые активные российские стартап-сообщества, то они напрямую коррелируют с [самым молодым] возрастом руководства местных вузов.
Какова роль федеральных и региональных властей в поддержке стартапов?
Еще по теме
На гранты Алтушкина претендуют производитель гитар, литературная кофейня и школа общения
— Когда мы говорим о создании компаний, власти не должны играть никакой роли. Я убежден, что государство не должно быть совладельцем или сооснователем бизнеса, потому что компании должны рождаться самостоятельно. Но все понимают, что ранняя стадия их существования трудна. И дело не только в деньгах.
Например, если мы сейчас создадим компанию, но не будет стартап-туров и технопарков и мы будем ходить по улицам Екатеринбурга и искать нужных людей, черта с два мы найдем. Или мы будем ходить по коридорам УрФУ и спрашивать, не хочет ли кто присоединиться к нашей компании? И если кто-то захочет инвестировать в наш бизнес, то как он нас найдет?
Поэтому роль государства заключается в организации мест, мероприятий, обучения, реформировании университетов, чтобы предприниматели, мыслящие в одном направлении, могли увидеть друг друга и вместе построить сообщество. Кроме того, возможны гранты на самом старте компании, но мы должны быть очень осторожны, чтобы не финансировать ее слишком долго. Стартап, который не может привлечь частное финансирование, не имеет права на существование.
Почему из России идет «утечка мозгов» стартаперов и как с ней бороться?
— Вы не можете удержать людей, если они хотят уехать. Это происходит повсюду. В Финляндии, откуда я приехал, тоже обсуждают, почему финны получают высшее образование и уезжают в Кремниевую долину, Нью-Йорк или Шанхай.
Единственная возможность повлиять на это связана с базовыми вещами: стандартами жизни, школами для детей, садиками, жильем, транспортом, конкурентоспособным налоговым законодательством. Этого вполне достаточно, чтобы удержать лучших людей в регионе.
Россия, например, очень конкурентоспособна в плане затрат на бизнес. Если вы хотите создать двадцать-тридцать рабочих мест, то даже без учета девальвации рубля Россия может конкурировать со многими западными странами. Она находится на конкурентоспособном уровне и по наличию технических и научных кадров. Но идет глобальное соперничество даже не между странами, а между регионами: Европой, куда я включаю европейскую часть России, Азией, к которой относится восточная часть России, США и Южной Америкой.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».
Источник: fedpress.ru
Частный бизнес в интересах государства
Федерального закона о государственно-частном партнёрстве пока не существует. Тем не менее при Внешэкономбанке уже создан центр государственно-частного партнёрства. ВЭБ – банк государственный, председателем Наблюдательного совета в нём является Владимир Путин, и создание центра — это сигнал регионам. А Ярославской области можно специально и не сигнализировать. Мы уже работаем.
Василий МЮРАТОВ Вячеслав ЮРАСОВ
ЗА ГОД – В ЛИДЕРЫ
На прошлой неделе состоялось заседание областного координационного совета по государственно-частному партнёрству (ГЧП). Казалось бы, мероприятие регионального масштаба, но с докладами выступали представители организаций без преувеличения мирового уровня: ВЭБ (Внешэкономбанк), Ассоциации индустриальных парков России, ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), и даже ПРООН (Программа развития ООН). Все высокие гости отмечали резко возросшую роль Ярославской области в общем процессе налаживания работы по ГЧП во всей стране.
— Регионы России начали осознавать всю перспективность ГЧП, поняли, что ГЧП — реальный инструмент развития. В 34 регионах приняты местные законы о ГЧП, в 18 созданы специализированные центры, — сказал заместитель директора центра ГЧП ВЭБ Владимир Сидоров. – И несомненно, что за 2010 год Ярославская область стала лидером этого общероссийского процесса.
Ярославский закон о ГЧП, инициированный областным правительством, принят в декабре прошлого года. Причём не просто принят – на его реализацию в бюджете заложено 29 миллионов рублей. С тех пор сделано немало.
— Мы создали организационную и законодательную основу для широкомасштабного применения ГЧП как реального инструмента регионального развития, – сказал губернатор Сергей Вахруков. – Сформирован полномасштабный пул инвестиционных проектов. Но я предлагаю считать план, который мы сегодня обсуждаем и утверждаем, только программой-минимум.
Несмотря на всю его весомость, перечень наших проектов – лишь часть большой работы, которую мы начнём в 2011 году. Если работа будет проведена правильно, то в обозримом будущем у нас появятся средства и на создание энергоэффективной экономики в области, и на газификацию, и на многое другое. ГЧП таит в себе большие возможности по решению множества наболевших вопросов.
Например, я убеждён, что в течение приблизительно трёх лет удастся привлечь частные инвестиции в строительство новых детских садов, как это сделали наши соседи-вологжане. Мы используем их опыт и не станем повторять их ошибок! Перспективы есть, будем работать.
ЕСЛИ ЭТО МИНИМУМ, КАКОВ ЖЕ БУДЕТ МАКСИМУМ?
Смысл идеи ГЧП прост: государство в лице областного правительства создаёт условия для привлечения частных инвесторов к совместным проектам. Разумеется, чтобы частный инвестор пришёл в регион, ему нужно предложить чёткие, законодательно подтверждённые условия. И разработать такие условия — также дело правительства. Это ускоряет реализацию проекта, резко сокращает бюджетные расходы, позволяет в рамках законодательства обеспечить быстрое развитие за счёт смелых, амбициозных начинаний, которые в рамках бюджетных ограничений не были бы осуществлены очень и очень долго.
Примером удачного использования принципов ГЧП считается «старший брат» нашей «Туношны» – питерский аэропорт Пулково.
Пулково, потерявший в 90-е немногим меньше, чем региональная авиация в целом, то есть полуживой, два года назад приступил к детальной разработке сделки по проекту развития в духе ГЧП. Сегодня об этой схеме в теоретическом аспекте рассказывают студентам-экономистам, а в практическом – ставят в пример всем губернаторам России. Кстати, наша «Туношна», хотя по пассажиропотоку и не может равняться с Пулково, но по схеме проекта развития – родная сестра питерской «звезды ГЧП».
Какие ещё проекты, перечень которых Сергей Вахруков назвал «минимумом», показывают, что может принести ГЧП Ярославской области? «Минимум» довольно весомый.
Во-первых, заложены три индустриальных парка – в Новосёлках, Гаврилов-Яме, Тутаеве. В общей сложности они создадут более 5000 рабочих мест. Однако самое ценное – не первые успехи, а перспективы развития, которые принесут с собой новые резиденты (компании и предприятия, приходящие в новые индустриальные парки.) Число парков будет расти.
Второй весомый успех – животноводческий комплекс-многотысячник в селе Вощажникове Борисоглебского района.
Третий – запускаемый межрайонный проект модернизации системы водоснабжения и водоотведения сразу в 19 районах области.
Четвёртый – туристический комплекс «Золотое кольцо» под Переславлем, там уже сдана первая гостиница.
Пятый – надежда ярославского машиностроения – завод по производству 530-го двигателя. Кстати, он станет первым со времён распада СССР, вновь построенным не сборочным, а производящим заводом во всей системе отечественного машиностроения.
Шестой проект — программа построения в области энергоэффективной экономики, создание систем когенерации, новых генерирующих мощностей. Этим занимается уже неоднократно доказавшая свои надёжность и компетентность Ярославская генерирующая компания — предприятие, совсем недавно созданное областным правительством и уже ставшее мощным «магнитом» для миллиардных инвестиций.
От такого «минимума» может и голова закружиться, особенно если посмотреть на стоимость проектов. Например, водоотводящий проект – это примерно 7,9 миллиарда рублей, а когенерация – около 2,5 миллиарда.
Откуда такие деньги свалились вдруг?
ШЛЮЗЫ ОТКРЫТЫ!
И вовсе не «вдруг». Большинство перечисленных проектов поддерживает и финансово ведёт ВЭБ. Точнее, ВЭБ сначала оценивает саму идею, которую должна выдвинуть региональная власть. Затем эксперты банка просчитывают реальные возможности территории, предлагающей новую идею – землю, инфраструктуру, научный и кадровый потенциал, перспективы развития. ВЭБ, как и любой другой банк или институт развития, оказывает консалтинговые услуги, советует, направляет, присылает экспертов.
Насколько сложна предварительная стадия рождения «от идеи — к концепции, от концепции — к проекту», можно видеть на примере ярославского проекта модернизации системы водоснабжения и водоотведения. Качество питьевой воды – острейшая проблема нашей области. Из-за плохой воды страдают люди практически во всех районах.
Но ни одна из районных программ не соответствует требованиям ВЭБа: они слишком маленькие, а ВЭБ по закону не имеет права финансировать проекты дешевле двух миллиардов! Если бы область не предложила идею создания общей, межрайонной программы, то вопрос о чистой воде так и завис бы в воздухе.
Правда, сейчас предстоит сводить в единую систему легион собственников: одни ржавые сети — муниципальные, другие неработающие очистные принадлежат какому-то заводу. Но это уже текущая работа, о поддержке которой недвусмысленно заявили представители ВЭБа. Кстати, эту же программу консультативно поддержали эксперты ПРООН. Видно, международное сообщество тоже не против, чтобы мы жили долго и счастливо.
На вопрос, откуда такие деньги, ответ, кажется, получен. Второй вопрос — «а почему только сейчас» — тоже снимается просто. Получение инвестиций, которые ранее и представить было нельзя, стало возможным только после принятия региональных законов о ГЧП. Провинциальные депутаты, опередив коллег-федералов, «открыли шлюз».
И туда, где местная власть умеет грамотно готовить проекты и обеспечивать условия их реализации, пошли деньги. Так, представители ЕБРР уже «вложились» в очистные сооружения Питера, построили терминал и реконструировали инфраструктуру Пулково, завод по переработке мусора в Янино, создали индустриальный парк под Калугой, кредитовали перестройку и обновление аэропортов в Тиране (Албания) и Скопье (Македония). Теперь ЕБРР заявляет о возможности и желании сотрудничать с Ярославской областью в сфере водоснабжения, водоотведения, отопления, строительстве мостов, дорог, парковочных комплексов, внедрении интеллектуальных систем управления дорожным движением и реконструкции «Туношны».
Отчасти такая активность Европейского банка обусловлена доверием к нам – есть положительный опыт финансирования модернизации инфраструктуры Ярославского водоканала. Поддержка возможна в форме кредитов концессионерам, участия в реализации проекта и распределении рисков, заключении долговременных (на 25 — 30 лет) соглашений между банком и областью. Осталось, как говорится, начать да кончить: предоставить выверенные, грамотные проекты. С другими инвесторы не работают.
В последние годы правительство Ярославской области доказало свою способность разрабатывать проекты высочайшего качества. До недавнего времени серьёзным тормозом были ограничения в правилах многих банков, да и федеральное законодательство запрещало кое-что. Банки не имели права финансировать проектную деятельность. А хороший проект стоит очень серьёзных денег.
Правила же у разных финансовых институтов разные. Но лёд тронулся. В этом году ВЭБ создал специальный Фонд поддержки проектов развития по финансированию инфраструктурных проектов, пока на 2,9 миллиарда рублей. Первой в феврале этого года 900 миллионов получила задыхающаяся от внутреннего коллапса Москва, и есть все основания полагать, что следующие в очереди – мы.
МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ
ЕБРР, ПРООН, ВТБ, ВЭБ выражают активное желание сотрудничать с совершившей прорыв-2010 Ярославской областью. Пока самый активный наш партнёр – ВЭБ. Для нас очень важно, что ВЭБ — государственный банк и предпочитает программы, которые являются приоритетом государства, он вкладывается в крупные инфраструктурные проекты. Кроме того, ВЭБ умеет делать выгодные, с размахом предложения: например, провести на базе банка конкурс инвесторов, чтобы выбрать именно для Ярославской области самых лучших. По итогам заседания консультационного совета ВЭБ дал твёрдые подтверждения своей решимости финансировать ярославские проекты по энергоэффективности и водоснабжению.
А на перспективу ВЭБ согласен обсуждать и вовсе захватывающую идею: участие банка в проектах городского развития, не имеющих российских аналогов. Начиналось обсуждение с концепции создания известного «Ярославль-сити», а сейчас вышло на мысль о создании городской агломерации по примеру западных, с центром в Ярославле. Предполагается, что мощная суперсовременная транспортная инфраструктура свяжет воедино Ярославль, Рыбинск, Тутаев, аэропорт «Туношна». Все участники агломерации будут развиваться как отдельные зоны, но в постоянной связи друг с другом.
— Интересная и достаточно новая для России тема, хотим посмотреть, попробовать, – сказал заместитель губернатора Игорь Елфимов. — Первых договорённостей с ВЭБом мы достигли, дальше можем двигаться. Мы вместе с Москвой претендуем на то, чтобы часть наших инфраструктурных проблем Фонд поддержки проектов развития ВЭБа поизучал и выдал бы некие проекты, которые потом можно либо продавать, либо реализовать вместе с самим ВЭБом.
Однако столь тесное и плодотворное сотрудничество с ВЭБом не отменяет творческого подхода и конкуренции. Так, в ходе заседания консультационного совета Сергей Вахруков открыто сказал представителю ВЭБа: не исключено, что некоторые из программ по энергоэффективности будет поддерживать «Газпромбанк», его условия для области выгоднее из–за более быстрого рассмотрения газпромовцами документов. Казалось бы, в условиях жёсткой российской конкуренции заявление неприятное, но никто не обиделся. Бизнес есть бизнес. А места в Ярославской области всем хватит – планы у нас теперь большие.
Внешэкономбанк создал специальный Фонд поддержки проектов развития по финансированию инфраструктурных проектов. Первой 900 миллионов рублей из этого фонда получила в феврале нынешнего года Москва. Следующая в очереди — Ярославская область.
- 15.01.2013 Нищий фермер страну не накормит 22 года назад, в конце декабря 1990-го, был принят закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Тысячи россиян тогда, поддавшись мощной
- 28.12.2012 Три четверти века курсом созидания 75 лет исполняется в наступающем году проектному институту ОАО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект». Рассказываем о его
- 14.12.2012 Вся надежда – на юных новаторов Министерство образования и науки РФ поддержало инициативу проведения VII Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников, который
- 12.08.2008 Стимул для суперпроектовС сожалением приходится констатировать, что в выборе инновационной модели России преобладают экстравагантные предложения создания неких технопарков, интерградов
- 01.02.2007 Жизнь начинается, жизнь продолжается. Сотрудники нового структурного подразделения ЯрГУ им. П. Г. Демидова – центра корпоративного обучения и консультирования – только через девять месяцев
- 03.07.2003 Общественность просит денег В Ярославле прошли первые общественные слушания по формированию бюджета области на 2004 год. Региональные некоммерческие организации (НКО), откликнувшиеся
Источник: www.sevkray.ru