Государство как участник бизнеса

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства). Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности: а) общеэкономической теории; б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний; в) количественных методов в предпринимательстве, т.е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки. С 1980 г. в США, а затем и в других промышленно развитых странах государство стало использовать весьма эффективную форму стимулирования и поддержки формирующихся предпринимательских структур – создание в развитых районах страны так называемых инкубаторов. В США, к примеру, вначале 1990-х годов действовало около 350 таких инкубаторов для начинающих предпринимателей. Инкубаторы — это центры помощи начинающим предпринимателям. Они предоставляют новым и создающимся фирмам доступные по цене помещения, услуги по низким ценам и помощь в управлении компаниями — от привлечения его конторского персонала и пользования оргтехникой до консультаций по бухгалтерскому учету и маркетингу. Во многих центрах есть специалисты высокой квалификации для координации деловых операций, связи которых очень часто открывают возможности получения банковских кредитов и другие источники финансирования. Иногда сами инкубаторы предоставляют капитал начинающим фирмам. Инкубаторы обычно объединяют под одной крышей от 10 до 100 молодых компаний, нередко в пустующих производственных цехах, школах, складах, зданиях государственных учреждений или в новостройках. Инкубаторы получают финансовую поддержку от частных инвесторов, государственных и некоммерческих организаций, университетов и колледжей. Инкубаторы помогают начинающим бизнесменам избежать дорогостоящих ошибок. Инкубатор, отбирая своих подопечных, тщательно проверяет их финансовое состояние и деловые планы. Таким образом, инкубаторы не дают неопытным предпринимателям с первых же шагов «сбиться с пути». Поскольку арендаторы помещений инкубатора сообща пользуются конторскими услугами и консультациями по менеджменту и не тратят крупных сумм на приобретение дорогой и редко применяемой техники, у них остается больше средств на рекламу, закупку товаров и развитие своей фирмы. К тому же некоторые предприниматели находят, что инкубатор дает нечто большее, чем просто экономию денег. Совместные трудности молодых компаний и совместная борьба за выживание создают атмосферу доброжелательности и надежды на успех. Компании, начинающие свою деятельность в инкубаторах, не выплачивают членские или вступительные взносы, но они платят за помещение, телефон и обслуживание здания. Арендная плата неодинакова в разных инкубаторах, но в общем она ниже, чем цены за аренду помещений для коммерческих структур. Когда арендаторы прочно становятся на ноги, они покидают инкубатор, что случается обычно через 4-5 лет. Долгосрочное планирование деятельности арендаторов и постепенное повышение арендной платы за помещение, которая достигает уровня рыночной, а иногда и выше, способствуют выходу молодых предприятий из-под опеки инкубаторов. Кроме того, молодые предприниматели в конце концов приходят к выводу, что для более эффективной работы им лучше всего нанимать и обучать свои собственные кадры. Другим фирмам уже становится тесно в помещениях, которые им может предоставить инкубатор. Во многих странах создаются национальные организации, объединяющие такие центры поддержки предпринимателей. В США, к примеру, действует специальная федеральная ассоциация по поддержке и развитию инкубаторов. Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов. В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Читайте также:  Какой бизнес в Новосибирске

Источник: studfile.net

БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ТЕНДЕРАХ? ЖЕСТКИЙ РАЗБОР УЧАСТНИКА МЗС | Бизнес Молодость

Государство для бизнеса или бизнес для государства? | 4й день | бизнес стартап | foodex24. Фудекс24

5. Государство как субъект предпринимательской активности

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства). Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности: а) общеэкономической теории; б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний; в) количественных методов в предпринимательстве, т.е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки. С 1980 г. в США, а затем и в других промышленно развитых странах государство стало использовать весьма эффективную форму стимулирования и поддержки формирующихся предпринимательских структур – создание в развитых районах страны так называемых инкубаторов. В США, к примеру, вначале 1990-х годов действовало около 350 таких инкубаторов для начинающих предпринимателей. Инкубаторы — это центры помощи начинающим предпринимателям. Они предоставляют новым и создающимся фирмам доступные по цене помещения, услуги по низким ценам и помощь в управлении компаниями — от привлечения его конторского персонала и пользования оргтехникой до консультаций по бухгалтерскому учету и маркетингу. Во многих центрах есть специалисты высокой квалификации для координации деловых операций, связи которых очень часто открывают возможности получения банковских кредитов и другие источники финансирования. Иногда сами инкубаторы предоставляют капитал начинающим фирмам. Инкубаторы обычно объединяют под одной крышей от 10 до 100 молодых компаний, нередко в пустующих производственных цехах, школах, складах, зданиях государственных учреждений или в новостройках. Инкубаторы получают финансовую поддержку от частных инвесторов, государственных и некоммерческих организаций, университетов и колледжей. Инкубаторы помогают начинающим бизнесменам избежать дорогостоящих ошибок. Инкубатор, отбирая своих подопечных, тщательно проверяет их финансовое состояние и деловые планы. Таким образом, инкубаторы не дают неопытным предпринимателям с первых же шагов «сбиться с пути». Поскольку арендаторы помещений инкубатора сообща пользуются конторскими услугами и консультациями по менеджменту и не тратят крупных сумм на приобретение дорогой и редко применяемой техники, у них остается больше средств на рекламу, закупку товаров и развитие своей фирмы. К тому же некоторые предприниматели находят, что инкубатор дает нечто большее, чем просто экономию денег. Совместные трудности молодых компаний и совместная борьба за выживание создают атмосферу доброжелательности и надежды на успех. Компании, начинающие свою деятельность в инкубаторах, не выплачивают членские или вступительные взносы, но они платят за помещение, телефон и обслуживание здания. Арендная плата неодинакова в разных инкубаторах, но в общем она ниже, чем цены за аренду помещений для коммерческих структур. Когда арендаторы прочно становятся на ноги, они покидают инкубатор, что случается обычно через 4-5 лет. Долгосрочное планирование деятельности арендаторов и постепенное повышение арендной платы за помещение, которая достигает уровня рыночной, а иногда и выше, способствуют выходу молодых предприятий из-под опеки инкубаторов. Кроме того, молодые предприниматели в конце концов приходят к выводу, что для более эффективной работы им лучше всего нанимать и обучать свои собственные кадры. Другим фирмам уже становится тесно в помещениях, которые им может предоставить инкубатор. Во многих странах создаются национальные организации, объединяющие такие центры поддержки предпринимателей. В США, к примеру, действует специальная федеральная ассоциация по поддержке и развитию инкубаторов. Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов. В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Читайте также:  С целью поддержки малого и среднего бизнеса инструментами государства являются тест

Источник: studfile.net

Законодательное регулирование недобросовестной конкуренции в зарубежной и российской практике (Часть 1)

Дискуссии о роли и месте государства в экономике ведутся уже давно. Еще представители первых экономических школ – меркантилисты и физиократы решительно разошлись в оценке роли государства в системе конкуренции: меркантилисты считали, что политика протекционизма – единственный путь к увеличению богатства нации; физиократы, напротив, считали свободу торговли и конкуренцию основными факторами, ведущими страну к прогрессу и процветанию.

В дальнейшем дебаты по поводу государственного вмешательства в экономику не утихали; однако в целом до первой четверти ХХ столетия превалировало мнение сторонников доктрины А.Смита о том, что рыночная экономика – саморегулирующееся образование и всякое государственное вмешательство нецелесообразно и вредно.

Однако подобные рассуждения можно принять лишь в том случае, если речь идет о некоем обезличенном государстве, у которого нет конкретных экономических и геополитических интересов, когда анализ ведется в рамках теоретической модели. На самом деле государство имеет свой собственный интерес в политико-экономических вопросах как внутри страны, так и за ее пределами. И в том и в другом случаях государство вступает в конкурентную борьбу с остальными участниками мирового или внутреннего рынка, то есть становится субъектом конкурентных отношений.

В связи с этим возникает проблема регулирования государством экономических процессов: если государство является участником рынка, может ли оно быть объективным арбитром, устанавливающим и трактующим законы? Не станет ли государство в законодательном порядке присваивать себе исключительные права (например, оставлять за собой монополию на те или иные виды деятельности) и преференции?

Кроме того, на протяжении последних десятилетий в мировой экономике явно прослеживается тенденция к усилению роли государства в экономических процессах. А так как осуществление основных функций государства – таких, как поддержание социальной справедливости, эффективности и стабильности в обществе, требует все больших финансовых средств, то здесь необходимы нетрадиционные подходы. Отметим, что обеспечить растущие потребности общества только с помощью постоянного увеличения налоговых ставок государство уже не в состоянии, так как чрезмерные ставки налогов ведут к сворачиванию предпринимательской деятельности и развитию нелегального бизнеса, что прямо противоречит основным функциям и задачам государства. Вследствие этого, у государства имеется только один путь для поддержания своих функций – осуществление предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Как выбрать бизнес стиль

Что же касается внешнеполитической и внешнеэкономической функций государства, то можно констатировать, что практически не существует в мире государств, которые бы по тем или иным причинам (национального, религиозного, экономического характера) не вступали на путь блокирования с другими государствами против третьих стран, не применяли бы методов промышленного шпионажа, тарифные барьеры и протекционистскую политику, то есть не осуществляли бы все те мероприятия, которые мы относим к методам недобросовестной конкуренции. Таким образом, и в этом аспекте государства действуют по тем же схемам, что и остальные участники рынка. Отмеченные обстоятельства дают нам основание рассматривать государство как предпринимателя и равноправного участника рынка, что особенно следует подчеркнуть в контексте международного антиконкурентного права.

Для российской экономической практики роль государства как предпринимателя имеет особое значение. В течение 70 лет в ХХ веке государство было, по сути дела, единственным легитимным предпринимателем на пространстве бывшего СССР. Вся собственность и средства производства принадлежали государству, которое монополизировало все права на крупный и средний бизнес. И лишь небольшой сегмент мелкого предпринимательства с оговорками и законодательными ограничениями отдавался в распоряжение сельскохозяйственных и строительных кооперативов, а также мелкой рыночной торговли.

Монополизаций функций предпринимателя в руках государства крайне негативно отразилась на всех сторонах экономической и социальной жизни страны. Без преувеличения можно сказать, что именно монополизация государством предпринимательства и собственности на средства производства, привела, в конечном счете, к распаду СССР и тяжелым хозяйственным последствиям.

Вступая в конкуренцию с государством за собственность и ресурсы, возникли целые отрасли теневого бизнеса, заложившие моральные, материальные и идеологические основы для недобросовестной конкуренции. В недрах экономики СССР возникли первые ростки организованного подпольного бизнеса в виде цеховиков, валютчиков, фарцовщиков, спекулянтов разного масштаба. Возникли черные рынки, легализовавшиеся в эпоху перестройки и перехода к рыночным отношениям.

Мощным импульсом к развитию недобросовестной конкуренции в сфере оборота алкоголя послужило решение руководства страны о введении «сухого закона» с 1 июня 1985 г.[i] Монополию государства на изготовление и продажу спиртных напитков сразу же взялись разрушать тысячи самогонщиков и бутлегеров. И даже после отмены злополучного постановления организованная преступность со своей идеологией, организацией и инфраструктурой (с коррумпированными чиновниками и торговыми работниками) осталась, продолжая расширять теневой бизнес, действуя методами недобросовестной конкуренции, без уплаты налогов, без регистрации, без контроля качества продукции. Таким образом, теневой бизнес, вступая в соперничество с бизнесом легальным, имеет на своей стороне неоспоримые конкурентные преимущества как в части более низких издержек производства (за счет ухода от налогов), так и за счет административного ресурса (поддержки теневого бизнеса коррумпированными лицами из числа чиновников и силовых структур).

Еще один аспект проблемы российского государства как предпринимателя – удержание монополии в тех сферах, где для этого нет настоятельной необходимости – например, в структурах банковского сектора, в нефтяной и газовой промышленности. Государственная монополия Сбербанка, контрольный пакет которого принадлежит ЦБ РФ, в значительной степени препятствует развитию конкурентных отношений в банковском секторе России. Монополия Газпрома на трубопроводы и продажу газа за рубеж затрудняет развитие малого и среднего предпринимательства в данной сфере, ведет к постоянным повышениям тарифов на газ для предприятий и населения. Аналогичные примеры можно было бы продолжить.

Таким образом, мы можем утверждать, что государство может само закладывать базу для недобросовестной конкуренции и инфраструктуры теневого бизнеса, действуя неуклюже как предприниматель и арбитр в конкурентных отношениях.

[i] За дату введения «сухого закона» в СССР мы принимаем момент опубликования постановления Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (7 мая 1985 г.).

Источник: vadim-galkin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин