В России бурно развивается рынок купли-продажи готового бизнеса. В среднем по стране покупка готового предприятия для собственного дела обойдется в 500 000 рублей.
Охотнее всего покупают интернет-магазины: пандемия спровоцировала настоящий бум в сфере онлайн-торговли. Пользуется спросом также бизнес в сфере услуг, сельскохозяйственные предприятия. Стоит или не стоит покупать готовый бизнес, выясняли корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Милена Иконникова.
«Здесь была ширма. Было не очень удобно, некомфортно мастерам работать. Дальше поскольку мы взяли мастера по бровям, мы взяли еще такое дополнительное зеркало для бровиста», — рассказала владелица студии маникюра Анна Шлапак.
А еще купили подставку для педикюра, лампу, предметы интерьера и очень много лаков. Готовую бьюти-студию Анна приобрела в апреле. И с тех пор постоянно в нее вкладывалась.
«Здесь было оборудование, здесь был Instagram, причем совсем неживой, с накрученными подписчиками. И было якобы 4 мастера, из которых по факту остался у меня только один», — отметила Анна.
Купить ГОТОВЫЙ БИЗНЕС и не потерять деньги. Простая инструкция
За полгода удалось решить проблемы и выйти на чистую прибыль от 30 до 60 тысяч рублей ежемесячно. «Потенциал еще больше», говорит Анна и продает бизнес. Мол, ей заниматься им некогда. Еще есть работа по найму — она управляет клиникой косметологии. И семья, которая требует внимания.
По словам экспертов, 6 месяцев — это как раз тот срок, за который можно понять, подходит ли тебе конкретный бизнес. И каким бы он ни был, главное помнить — пассивного дохода, как в аренде, здесь не будет.
«Для огромного количества людей, когда они покупают бизнес, — они покупают гарантированный пассивный доход. Не бывает там гарантированного пассивного дохода. Это добро пожаловать в волшебный мир: 24 на 7 думать про то, как развивать бизнес, как сделать так, чтобы он не упал. И реагировать на то, что делают конкуренты, на то, что делает конъюнктура рынка», — отметил основатель бизнес-школы Владимир Маринович.
При погружении в готовый бизнес надо проконтролировать 4 основные составляющие: финансовые документы вроде бухгалтерской отчетности и задолженности по налогам; лицензии, если они требуются, а также количество конкурентов и отзывы о компании. Еще хорошо бы проверить договор аренды, если помещение не находится в собственности. Потому что даже долгосрочные соглашения имеют свойства заканчиваться внезапно. Или могут предусматривать неустойки в будущем. В общем, рисков — много.
«Если бизнес работающий, действующий и приносит постоянную прибыль, стоит задуматься, почему человек его продает. Если мы говорим про массовый сегмент продажи бизнеса, то, как правило, это бизнесы с проблемной ситуацией», — рассказала руководитель каталога франшиз Анна Рождественская.
Насторожить должны спешка продавца, а также наличие только одного крупного клиента или поставщика. Чтобы себя обезопасить, юристы советуют договориться об оплате готового бизнеса частями. Это один из вариантов. А второй — заручиться поддержкой команды. И, допустим, пообещать коллегам солидную премию по итогам будущей работы.
Кроме того, можно провести профессиональную оценку активов вместе с юристом, финансистом и маркетологом. Расходы на их услуги могут составить от 7 до 15% от размера прибыли или оборота приобретаемого бизнеса.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
Источник: tvspb.ru
Не с чистого листа: как выбрать и приобрести готовый бизнес
Покупая работающую компанию, предприниматель экономит время и силы на создание предприятия с нуля. Но существует риск стать собственником убытков и долгов. Редакция «Своего дела» выяснила, что необходимо учесть, чтобы не ошибиться с выбором предприятия.
Рынок готового бизнеса
Купить работающую компанию можно практически во всех отраслях — от производства детской одежды до строительства и сельского хозяйства. В прошлом году спросом пользовались компании из сферы услуг, торговые предприятия и заведения общепита. Во втором квартале 2020 года интерес к рынку готового бизнеса снизился на 32 % по сравнению с предыдущим. Число объявлений о продаже компаний в сфере развлечений сократилось на 35 %, а ресторанов и кафе — на 27 %. На 26 % меньше стало готового бизнеса в области офлайн-торговли. А вот на рынке e-commerce наблюдается обратная ситуация: по данным исследования «Авито» (сервис по размещению объявлений), число объявлений о продаже интернет-магазинов выросло на 63 % в Барнауле, на 45 % — в Омске, на 32 % — в Ростове-на-Дону и Челябинске.
Число объявлений о продаже интернет-магазинов в регионах выросло:
на 63%
на 45 %
на 32 %
в Ростове-на-Дону и Челябинске.
Источник: исследование интернет-сервиса «Авито»
на 63%
на 45 %
на 32 %
в Ростове-на-Дону и Челябинске.
Источник: исследование интернет-сервиса «Авито»
На рынке готового бизнеса наблюдается широкий диапазон цен. Например, стоимость интернет-магазина в Москве варьируется от 100 тысяч рублей (за магазин одежды, обуви и аксессуаров) до 29 миллионов рублей (за продуктовый интернет-супермаркет). По данным компании «Авито», на исследования которой ссылается портал для ретейлеров и поставщиков Retail, во втором квартале средняя стоимость готового бизнеса в России увеличилась на 52 %, по сравнению с прошлым годом она выросла более чем вдвое и достигла 13 952 000 рублей. Это связано с появлением на рынке крупных дорогостоящих предприятий — торговых центров, каршеринговых сервисов и фабрик. В Москве средняя цена на готовый бизнес превысила 36 миллионов рублей, в Новосибирске она составила 10 миллионов рублей, а в Ростове-на-Дону, Самаре и Тюмени — от 8,1 до 8,7 миллиона рублей.
Как купить готовый бизнес
Купив готовую компанию, предприниматель может сразу начинать работу: ему не нужно искать оборудование, помещение, сотрудников, поставщиков и других контрагентов. Он также примерно понимает, какую выручку и прибыль ему ожидать в следующем месяце. С другой стороны, реальное состояние бизнеса может оказаться хуже, чем на бумаге: в таком случае оборудование будет некачественным, поставщики — ненадёжными, а сотрудники — некомпетентными. К тому же может выясниться, что у компании накопились долги перед командой или арендодателем и испорчена репутация на рынке. Как избежать подобного риска?
Шаг 1. Проверьте продавца
Перед покупкой прочитайте, что пишут о компании на таких интернет-площадках, как «2ГИС» или «Фламп». Если вы рассматриваете офлайн-бизнес, например ресторан или магазин, наймите тайного покупателя. Он сможет проследить, как команда общается с клиентами, и оценить профессионализм сотрудников.
Убедитесь, что собственник состоит в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или аналогичном реестре для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. В противном случае с компанией нельзя заключать сделки. Там же вы сможете узнать, какую деятельность по документам ведёт компания, а также есть ли у продавца партнёр, который владеет долей и заявит о правах на предприятие после продажи.
На сайте арбитражного суда узнайте, какие иски подавали на компанию или в каких разбирательствах она участвует сейчас. Это позволит оценить добросовестность владельцев бизнеса.
На сайте Федеральной налоговой службы проверьте общие данные о компании: дату открытия, адрес, имя владельца, адрес и телефоны, уставный капитал.
В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве можно выяснить, не является ли продаваемая компания банкротом.
Всю информацию можно получить в одном месте — на сайте сервиса «Проверка контрагентов», разработанного Сбербанком.
Отдельно с собственником можно обсудить историю запуска бизнеса, чтобы сравнить с найденной в интернете информацией, а также причины продажи.
Шаг 2. Оцените доходность компании
Совладелец московской инвестиционной компании «Арка Групп» Антон Моисеенко советует анализировать как минимум четыре вида показателей: продажи, средний чек, оборот компании и трафик в локации. Если речь идёт об онлайн-бизнесе, в первую очередь следует смотреть на посещаемость, конверсию, источник лидов. Если компания торговая, то будущему владельцу нужно съездить на склад, чтобы оценить остатки товара и изучить накладные. По словам эксперта, так можно понять, как товар движется по складу. У продавца или в Росстате следует также запросить бухгалтерскую отчётность за последний год, чтобы выяснить убытки и реальную прибыль компании.
Предприниматель из Уфы Александр Куклин советует обратить внимание на срок существования компании. Он дважды покупал готовый бизнес — студию фотопечати в 2007 году и багетную мастерскую в 2015-м. Оба раза — неудачно.
«Бывает, люди открылись и уже через три-шесть месяцев продают предприятие. Всё это время они могли существовать не благодаря прибыли, а используя заранее подготовленную финансовую подушку. Она закончилась, а заработать так и не удалось»,
«Бывает, люди открылись и уже через три-шесть месяцев продают предприятие. Всё это время они могли существовать не благодаря прибыли, а используя заранее подготовленную финансовую подушку. Она закончилась, а заработать так и не удалось»,
Если бизнес сезонный, оценивайте его по результатам ближайшего высокого сезона.
Вы можете заказать комплексную проверку выставленного на продажу предприятия, Due Diligence (в переводе с английского — «юридическая экспертиза»). Такую услугу предоставляют юридические или аудиторские компании. Специалисты анализируют бизнес по пяти направлениям: операционному, налоговому, юридическому, финансовому и маркетинговому.
Источник: sberbusiness.live
Как купить готовый бизнес выгодно: самостоятельный анализ предложений
Евгений Смирнов
# Нюансы бизнеса
Подготовка к покупке бизнеса
Только после анализа всех показателей принимайте обдуманное решение о покупке. Обязательно лично посетите предпринимателя, который продает бизнес, и, как минимум, пообщайтесь с ним.
- Что нужно знать о покупаемом бизнесе
- Основные вопросы
- Самостоятельный анализ
Яндекс.Бизнес для предпринимателей
Приведёт к вам клиентов, пока вы занимаетесь другими делами. Реклама будет работать сама, о вашем бизнесе узнает аудитория Яндекс Карт и Поиска. Тысячи предпринимателей уже оценили эффективность сервиса!
Сегодня я хочу поговорить с вами на тему покупки готового бизнеса без посредников. Возможно, вы задумались о том, чтобы создать свой бизнес, но не хотите проходить этот путь сами с самого начала. Не знаете как и что делать, где искать поставщиков и исполнителей, как оказывать услуги, как брать вообще деньги за свои услуги. Для этого есть такое хорошее решение, как покупка готового бизнеса. Но при таком варианте тоже есть очень много нюансов.
Что нужно знать о покупаемом бизнесе
Если вы уже создавали свой бизнес и прошли путь от стартапера до предпринимателя, который зарабатывает деньги, то при покупке действующей компании вы уже понимаете, на что обратить внимание, какие есть нюансы, и какие измеримые показатели являются основой и критерием бизнеса.
Основные вопросы
Если же предпринимательского опыта нет и вы хотите купить готовый бизнес для получения с него дохода, тогда я рекомендую обратить внимание на следующие показатели.
Причина продажи
Первым делом узнайте, с какой целью продают свое дело. Конечно, явных причин может быть очень много: покупка недвижимости, нужны деньги на лечение, кредит, ипотеку и т. п. Главное, спросить, обязательно задайте этот вопрос.
Прибыль
Второй момент – выручка этого бизнеса. Обязательно запросите от собственника показатели доходов за последние полгода – этот период характеризует текущие дела компании. При этом важно верить не словам, а официальным документам – бухгалтерские отчеты, налоговые декларации, выписки из банков.
Расходы и долги
Если есть доходы – обязательно будут и расходы. Для проверки их объемов подойдут, кроме перечисленного выше, чеки и квитанции, накладные, договоры с поставщиками. Большинство расходов будут постоянными, что прямо влияет на вашу потенциальную прибыль.
Не менее ценна информация о залоговых обязательствах:
- Находится ли что-то из имущества в залоге?
- Является ли фирма чьим-то поручителем по кредитным обязательствам?
- Есть ли имущество в аренде или лизинге?
Если бизнес открыт по франшизе, необходимо досконально изучить ее условия.
Текущие дела и перспективы
Важно знать, как работает на сегодняшний день этот бизнес, какие есть источники привлечения клиентов, что будет, если эти источники остановить. Например, есть ежемесячные платежи за рекламу в Яндекс.Директ в размере 5000 рублей. Что будет с бизнесом, если эту статью расходов убрать?
Еще важнее увидеть реальные перспективы дела:
- Рынок этого товара/услуги развивается или пик прошел?
- Нет ли в обозримом будущем законодательных ограничений текущей деятельности?
- Конкуренция. Возможная причина продажи – недавно открывшийся рядом сильный конкурент (например, кафе рядом с киоском шаурмы).
- Период действия контрактов. Если договор с основным покупателем скоро истекает – это повод задуматься.
Персонал
Еще рекомендую посмотреть на сотрудников, спросить, чего они хотят от этого бизнеса, что для них главное, какие их обязанности, и вообще, какие их показатели работы оцениваются руководителем. Это нужно для того, чтобы не было такой ситуации, когда вы купили бизнес, а старые сотрудники с вами не хотят работать, ведь им нравился предыдущий директор, и теперь они хотят спокойно уйти. Поэтому нужно спросить, какие у них цели, амбиции и планы по работе в той компании, в которой они сейчас.
Самостоятельный анализ
После уточнения окончательной стоимости, рассчитайте для себя срок окупаемости вложений. Например, вы покупаете бизнес за 300 000 рублей, ежемесячная выручка составляет 50 000 рублей, а затраты – 20 000 рублей. В месяц ваша прибыль составит 30 000 рублей. Соответственно, срок окупаемости становит 10 месяцев. Но следует помнить, что не всегда все идет по плану.
К срокам окупаемости лучше добавить 10–20% времени.
Также важно пересмотреть структуру предприятия: сколько человек работают, сколько управляют. Нет ли переизбытка или дефицита сотрудников.
Только после анализа всех этих показателей принимайте обдуманное решение. Обязательно лично посетите предпринимателя, который продает свой бизнес, и, как минимум, пообщайтесь с ним. Не кидайтесь на первый попавшийся вариант, обязательно рассмотрите все предложения.
В общем, анализируйте, смотрите, все измеряйте, изучайте цифры и не верьте словам, которые вам говорят при продаже!
Источник: delen.ru