Денежные выплаты (или иные материальные средства) это выделяемые денежные средства на реализацию конкретных проектов с обязательной последующей отчетностью в установленные сроки.
Гранты выделяются на конкурсной основе. Широкому распространению грантов как инструмента поддержки научно-образовательной и социально-культурной сферы способствует их адресность, целевой характер, повышающие прозрачность расходования средств и облегчающие проверку эффективности их использования. «Срочный» характер грантов приобретает особое значение в условиях быстрой смены экономической конъюнктуры, постоянного изменения запросов, предъявляемых рынком труда к системе образования.
В современном обществе гранты приобретают все большее значение и как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научно-образовательной и социально-культурной сферы. Исторически грантовые схемы финансирования начали использоваться как инструмент деятельности частных и корпоративных благотворительных фондов. Наибольшее развитие система таких фондов получила в США, которые и сейчас являются лидером в сфере негосударственной поддержки образования, науки, культуры и социальной сферы. В качестве примера можно привести такие организации, как фонд Форда, Карнеги, Мак-Артуров, Ч. С. Мотта, Международный совет но научным обменам (IREX) и др. К настоящему времени в США существует более 50 тыс. благотворительных фондов, причем за последние 20 лет их количество удвоилось.
№327 — 42 млн.р. ГРАНТ — как ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ для вашего БИЗНЕСА?
К настоящему времени в образовательной сфере большинства стран мира утвердился (или утверждается) принцип смешанного финансирования и сотрудничества различных социальных партнеров. Важным объектом финансирования в рамках грантовых программ является поддержка учащихся, особенно высшей школы.
Так, в США существует развитая система грантов и льготных (низкопроцентных) займов, выделяемых Министерством образования малоимущим студентам. Гранты Пелла (Pell grants) выплачиваются студентам (до уровня бакалавра), находящимся в тяжелом материальном положении. Размер гранта высчитывается на основании специального индекса, учитывающего финансовые возможности самого студента, доходы его семьи и др. В случае особых финансовых затруднений студент может рассчитывать на дополнительный образовательный грант (Supplemental educational opportunity grants), но его предоставление зависит от возможности со- финансирования со стороны университета или колледжа.
Говоря о действующих в России системах грантового финансирования, необходимо отметить, что на пути их развития достигнуты определенные успехи, но в то же время существуют немалые сложности. Последние вызваны, в частности, недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы грантовых механизмов финансирования.
Одним из первых нормативно-правовых актов, вводивших понятие «грант», был Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Этот закон предусматривал возможность грантового финансирования инициативных исследовательских проектов специализированными внебюджетными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций).
Финансирование выделялось на конкурсной основе. Грантом, в соответствии с законом, именовались денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе, иностранными) для проведения конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Дальнейшая конкретизация понятия «грант» была проведена в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 251).
3.3. Поддержка развития науки и образования
Принятие Закона «О науке и государственной научно- технической политике», начало деятельности специализированных внебюджетных фондов существенно способствовали развитию грантовых программ на территории Российской Федерации. Однако в процессе их реализации возникли серьезные проблемы. Прежде всего, оказалось,трудно квалифицировать отношения, возникающие при предоставлении гранта, с точки зрения их гражданско-правовой природы. Так, по отношению к конкурсам на выделение грантов контролирующие органы пытались применять нормы Федерального закона от б мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Однако при предоставлении гранта средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору на выполнение научно-исследовательских работ (каковым является государственный контракт), а для целевого безвозмездного финансирования инициативных проектов.
Попыткой уточнения правового статуса гранта стало толкование его как целевой адресной субсидии. Необходимо, однако, отметить, что толкование гранта как субсидии не согласуется с Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с последним (ст.
6) под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджеты другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. При выделении же грантов долевое финансирование (софинансирование) может и не присутствовать. Если брать присутствующие в Бюджетном кодексе определения, то грант в большей степени соответствует понятию субвенции.
Широкому внедрению грантовых механизмов мешает и то, что в российском гражданском законодательстве не определено, к какому виду сделки относятся взаимоотношения между грантодателем и реципиентом. Самый близкий по характеру вид сделки, рассматриваемый в Гражданском кодексе, — это договор на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 38 ГК РФ).
Однако такой договор является возмездной сделкой, что не соответствует основным признакам гранта (безвозмездность, безвозвратность). Другой близкий к гранту вид сделки — это договор пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Однако и здесь существует ряд проблем.
Прежде всего, в Гражданском кодексе указывается, что юридические лица (в отличие от лиц физических) при получении пожертвований не обязаны использовать их в рамках определенного назначения. Это противоречит целевому характеру гранта. Кроме того, Гражданский кодекс существенно ограничивает круг юридических лиц — возможных получателей пожертвований.
Начало реализации грантовых программ на территории Российской Федерации в постсоветский период было связано с деятельностью зарубежных фондов, однако уже с середины 1990-х гг. к ним подключились российские организации. Начали действовать внебюджетные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности:
Российский фонд фундаментальных исследований,
Российский гуманитарный научный фонд,
Фонд содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
Федеральный фонд производственных инноваций.
Собственные гранты на поддержку социально-культурной и научнообразовательной деятельности начали также выплачивать отдельные ведомства (грант Министерства образования и науки РФ молодым ученым на проведение научных исследований в педагогических коллективах) и правительство РФ в целом (грант для поддержки музыкальных коллективов и др.). Постепенное внедрение грантовых программ, реализуемых внебюджетными фондами и органами власти РФ, создало почву для более широкого развития этого механизма финансирования науки, культуры, образования и социальной сферы, подключения к нему новых категорий грантодателей.
В приоритетном национальном проекте «Образование» предусматривается широкое использование грантовых механизмов. Предполагается выделение серии грантов — как федеральных, так и региональных и муниципальных (последние две категории — на началах софинансирования с мест и привлечения внебюджетных средств). К настоящему времени накоплен значительный опыт использования грантовых механизмов.
В ходе реализации ПНП «Образование» на местах проводятся конкурсы образовательных программ. Гранты получают как отдельные учащиеся и учителя, так и учебные заведения в целом. Наряду с выплатой грантов по итогам конкурсов выплачиваются премии, присуждаются почетные звания и др. Целевым назначением грантов является развитие материально-технической базы учебных заведений, совершенствование программно-методического обеспечения, переподготовка преподавателей и администраторов, развитие институтов общественного участия в управлении образованием и др.
Достаточно часто грантовые программы, реализуемые в настоящее время бизнесом, — это гранты, близкие по характеру к инвестициям, т.е. к вложениям, от которых ждут конкретной экономической отдачи. Такие гранты выделяются корпорациями учащимся той специальности, в развитии которых заинтересован бизнес. Очень часто именно такие «профессиональные» гранты становятся важнейшей формой финансовой поддержки, которую оказывают бизнесмены — члены попечительского совета опекаемому вузу. В этом случае грантодатель ожидает, что получатели финансовой помощи со временем придут работать на его предприятие, а сам грант становится способом «привязать» к себе перспективного специалиста.
В качестве примера можно привести грантовую программу компании «Стэп Лоджик», реализуемую с 2007 г. для студентов Московского института радиоэлектроники и автоматики (с последующим приглашением грантополучателей на работу). Близкими по характеру являются программы «Зарубежная практика студентов Норильского индустриального института» и «Будущее Севера», реализуемые Благотворительным фондом В. Потанина.
Гранты и стипендии студентам «своих» специальностей выплачивает попечительский совет Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, а также органы общественного управления ряда других вузов.
В 2006 г. стартовал проект «Рабочие нового поколения», подготовленный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Министерством образования и науки РФ, компанией «Базовый элемент» и фондом «Вольное дело». Механизм реализации проекта предполагает осуществление ряда выплат грантового характера (на разработку тренинговых программ по переобучению преподавателей и администраторов учебных заведений, развитие материально-технической базы учебных заведений, подготовку молодых рабочих, владеющих рядом смежных специальностей, и др.). Близкими по характеру к грантам являются льготные социально-образовательные кредиты, внедрением которых в жизнь занимается Рабочая группа по реформированию образования РСПП. В рамках разрабатываемой программы студенты будут получать средства «на жизнь» (социальный кредит) и возможность оплатить образование (образовательный кредит). Льготный характер кредита определяется отсутствием залога, низкими процентами и др.
Наряду с грантами и близкими по характеру выплатами, увязанными с экономическими интересами работодателей, в рамках реализуемых бизнесом программ следует выделить еще одну категорию. Это более широкие по характеру и назначению выплаты, носящие, по сути, благотворительный характер.
Реализацией подобных программ занимаются в первую очередь частные и семейные благотворительные фонды, которые начали возникать в России в последние годы. Например, Благотворительный фонд В. Потанина реализует Федеральную стипендиальную программу, через которую за восемь лет существования фонда прошло около 10 тыс. человек. Выделяемые в рамках программы стипендии призваны «поддержать будущую деловую и интеллектуальную элиту, расширить возможности для ее самореализации». Для получения стипендии нужны не только отличные оценки, необходимо пройти тестирование и специальный игровой тур, в рамках которого выявляются лидерские качества соискателя, его способность к нестандартному мышлению, умение работать в команде и др. Получатели стипендий могут также подать заявки на получение гранта (через участие в зимних и летних школах, где проводят занятия преподаватели — получатели грантов фонда).
Сферой деятельности фонда «Династия», основанного Д. Зиминым, является в первую очередь поддержка науки (прежде всего физики) через выплату стипендий студентам старших курсов, аспирантам и молодым ученым. Также предусмотрено предоставление ежемесячных пособий молодым кандидатам и докторам наук, поддержка учителей физики и математики в средних школах и профессиональных учебных заведениях, выплата грантов на проведение научных конференций, оплата постдокторских позиций для молодых российских ученых в Институте математических паук (Лондон) и др. Поддержка науки и талантливой молодежи, содействие развитию материально-технической базы учебных заведений и внедрению новых образовательных программ обозначены также в качестве задач фонда «Вольное дело», фонда имени Д. С. Лихачева и др. Эти и другие примеры говорят о постепенном становлении в России системы грантовой поддержки науки и образования, о формировании в этой области механизмов межсекторного социального взаимодействия и КСО.
Источник: infopedia.su
Гранты для социальных предпринимателей
Бизнесмены могут получить до 500 тыс. рублей на реализацию проекта, а предприниматели из Арктической зоны – до 1 млн рублей. Специально для вас подготовили подробный материал о том, на каких условиях предоставляются гранты предпринимателям, включённым в реестр социальных предпринимателей.

Фото: из открытых источников
• Предприниматель должен быть признан социальным предприятием и включён в реестр МСП.
• Для допуска социального предприятия к защите проекта в сфере социального предпринимательства к конкурсному отбору предприниматель, впервые признанный социальным предприятием, должен пройти обучение в центрах «Мой бизнес» в вашем регионе в рамках обучающих или акселерационных программ в течение 1 года до получения гранта.
• Предприниматель должен реализовывать ранее созданный проект в сфере социального предпринимательства.
Размер гранта
Размер гранта определяется конкурсной комиссией и предоставляется при условии 50% софинансирования со стороны бизнесмена.
Максимальный размер гранта не превышает 500 тыс. рублей в целом по стране и 1 млн рублей для предпринимателей, осуществляющих деятельность в Арктической зоне. Минимальный размер гранта не может быть менее 100 тыс. рублей.
Грант предоставляется однократно.
На что можно потратить грант?
• Аренда нежилого помещения для реализации проекта.
• Ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта.
• Аренда и приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), используемого для реализации проекта.
• Выплата по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
• Технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение).
• Оплата коммунальных услуг и услуг электроснабжения.
• Оформление результатов интеллектуальной деятельности.
• Приобретение основных средств, необходимых для реализации проекта (за исключением приобретения зданий, сооружений, земельных участков, автомобилей).
• Переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.
• Оплата услуг связи, в том числе интернета, при реализации бизнес-проекта.
• Оплата услуг по созданию, технической поддержке, наполнению, развитию и продвижению проекта в СМИ и интернете (услуги хостинга, расходы на регистрацию доменных имен и продление регистрации, расходы на поисковую оптимизацию, услуги/работы по модернизации сайта и аккаунтов в социальных сетях).
• Приобретение программного обеспечения и неисключительных прав на программное обеспечение (расходы, связанные с получением прав по лицензионному соглашению; расходы по адаптации, настройке, внедрению и модификации программного обеспечения; расходы по сопровождению программного обеспечения).
• Приобретение сырья, расходных материалов, необходимых для производства продукции.
• Приобретение комплектующих изделий при производстве и реализации медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов.
• Уплата первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга и (или) лизинговых платежей.
• Реализация мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включая мероприятия, связанные с обеспечением выполнения санитарно-эпидемиологических требований.
На что нельзя потратить грант?
Не допускается направление гранта на финансирование затрат, связанных с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты региона и различных фондов, уплаты процентов по займам, предоставленным государственными МФО, а также по кредитам.
Нужно ли отчитываться за грант?
Получатель гранта обязуется ежегодно в течение 3 лет, начиная с года, следующего за годом предоставления гранта, представлять документы для признания его социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
