Многие грузоперевозчики работали на ЕНВД или совмещали УСН+ЕНВД до 2021 года. С отменой вмененки им приходится искать другой удобный налоговый режим. Расскажем, какие системы налогообложения подходят при этом виде деятельности, когда придется их совмещать, сколько нужно патентов и как вести учет с 2021 года.
Патент для грузоперевозок
- у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников;
- доход не должен превышать 60 млн рублей в год.
Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.
Грузоперевозки как бизнес в 2023. Стоит ли начинать?
Реклама на транспорте и налоговые режимы
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Самозанятость для перевозок
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
- лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
- работать можно строго без сотрудников;
- нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Совмещение налоговых режимов
С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.
При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:
- выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
- в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
- остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.
При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:
- выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
- не более 15 сотрудников, занятых по патенту.
Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.
Выбор самой выгодной системы налогообложения
Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.
Учет и отчетность на разных налоговых режимах
Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.
При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.
На УСН есть налоговая декларация, которую придется сдавать раз в год. Также работодатели сдают отчетность в налоговую и фонды за сотрудников. Учет зависит от объекта налогообложения — “Доходы” или “Доходы минус расходы”. Читайте о работе на УСН в статье.
Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.
Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.
Источник: www.b-kontur.ru
Перспективы бизнеса грузоперевозок в 2022 году. Стоит ли выходить на рынок?
2022 год заставляет предпринимателей пересматривать направления деятельности, искать перспективы и строить новые планы. Обсудим, какие возможности есть у рынка автоперевозок и стоит ли выходить на него в 2022 году.
Что изменилось на логистическом рынке в 2022 году
Введенные против России санкции сильно ударили по всем отраслям экономики, в том числе и по автоперевозкам — растут цены на топливо и запчасти, а сами запчасти на иностранные автомобили не достать.
По данным некоторых бирж грузоперевозок, тарифы на них сильно упали из-за отказа от поставок из/в ЕС. В совокупности с ростом цен на топливо и автозапчасти это создает угрозы для бизнеса перевозок — убытки и вероятность банкротства менее устойчивых компаний.
С другой стороны, многие грузоперевозчики сумели оперативно перестроить свою работу:
- Так как практически отсутствует возможность прямой доставки грузов, особенно из Европы, создаются более сложные логистические схемы (перецепка на территории дружественных стран или перегрузка). Это делает перевозку дороже, зато позволяет заказчикам продолжать получать поставки необходимого товара.
- Российские компании ищут новые пути для доставки грузов — активно развивается восточное направление. Так, например, в июне был открыт автомобильный мост между Россией и Китаем. Обратите внимание, с 10 августа проезд по нему стал платным. Узнать тарифы можно здесь.
Популярными также стали поставки из Казахстана, Турции, Индии. Одной из привлекательных стран стали ОАЭ, где российские компании создают представительства или открывают новые организации с целью продолжать ведения бизнеса с европейцами и США, к тому же налоговая политика региона благоприятная.
- Многие автоперевозчики, которые не вели экспедиторской деятельности, теперь вынуждены работать с экспедиционными компаниями, так как из-за сложных схем доставки перевозки сложно правильно организовать и задокументировать.
Сейчас можно самостоятельно упростить ведение документов по перевозкам. Этому способствует появление электронных документов, в частности электронных транспортных накладных (ЭТН). Уже с 1 марта 2022 года ЭТН, согласно приказу ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065, получили юридическую силу.
С 31 марта заработал приказ Минтранса от 16.02.2022 № 49 — он ввел в эксплуатацию систему ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов). Пока система еще тестируется, в полную силу заработает с 1 сентября.
С 1 сентября 2022 года также вступят в силу приказ Минтранса от 10.02.2022 № 40 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)», Правила представления информации в ГИС ЭПД (утв. постановлением Правительства от 03.03.2022 № 281) и ряд других.
Электронный документооборот способствует упрощению и ускорению обмена документами: заявками, счетами, накладными и т. д. Все участники грузоперевозок смогут оперативно получать информацию о движениях груза.
Как себя чувствует рынок автоперевозок сегодня
С рынка ушли крупные международные игроки, такие как DHL или FedEX.
Другие крупнейшие компании, несмотря на возникшие сложности и неблагоприятные прогнозы некоторых аналитиков, не спешат покидать рынок автоперевозок. Связано это с тем, что государство вводит меры поддержки:
- Утвержден перечень товаров для параллельного импорта, в который включены автомобили, запчасти и комплектующие. Представители Минпромторга говорят о том, что данный перечень будет постоянно расширяться и дополняться в зависимости от нужд автоперевозчиков.
- Автоперевозчики могут получить кредит по льготной ставке. Для организаций, занятых в области пассажирских автоперевозок, предусмотрены кредитные каникулы (максимальный срок — 6 месяцев).
- Временно отменен весогабаритный контроль для автоперевозчиков, которые перевозят продукты питания, лекарства и товары первой необходимости.
- До 2023 года Минтранс не будет поднимать тарифы для грузового транспорта на систему «Платон».
Некоторые стартапы, работающие в области логистики, получили признание инвесторов. Например, российский стартап GTLogistics, который специализируется на автоматизации логистики, получил вливания в 18 млн рублей, а сам бизнес был оценен в 150 млн рублей.
Помимо прочего, наблюдается дефицит по некоторым транспортным коридорам, почти в два раза выросло число заявок на перевозку грузов из Грузии в Россию, а также более чем в 1,5 раза — из Казахстана. Специалисты отмечают, что рынок вернулся к допандемийному состоянию со здоровым уровнем конкуренции.
Можно ли быть успешным в бизнесе автоперевозок в 2022 году?
Возможности для открытия стартапов в сфере автоперевозок безусловно есть.
Для внутреннего российского рынка это:
- Малогабаритные перевозки. С ростом продаж на маркетплейсах и онлайн-продаж в целом растет потребность в таких автоперевозках.
- Экспресс-доставки. В продолжение малогабаритных перевозок можно развить стартап быстрых доставок от склада до двери.
Что касается международных перевозок, то стоит обратить внимание на новые восточные маршруты, а также оказание дополнительных услуг — экспедирование, таможенное оформление, помощь в поиске поставщика и заключении контракта.
В Китае, например, покупателям товаров лучше всего сотрудничать напрямую с производителями, а не через посредников. Но не каждая компания готова направлять сотрудника в командировку в Китай, оплачивать услуги переводчика, заниматься самостоятельным поиском поставщика. Открывается отличная ниша для посредника со связями на таком рынке.
Автоматизация логистики
Не обязательно быть автоперевозчиком, чтобы работать в логистике. Большое число процессов нуждается в автоматизации, мы уже говорили об этом выше.
На рынке существуют отдельные программы, позволяющие отследить местоположение автомобиля или состояние здоровья водителя, процессы формирования и отправки документов, но программы, интегрирующей и оптимизирующей все логистические операции, до сих пор нет.
Вы можете выбрать путь развития IT-компании в области логистики — создавать программы, приложения, онлайн-сервисы в помощь отрасли. Тем более, что IT-компаниям сейчас предложены лучшие условия для работы — снижение налогового бремени, отсутствие проверок, льготное кредитование, преференции для сотрудников.
За каждым кризисом неминуемо следует подъем, да и кризис зачастую становится настоящим трамплином для новых начинаний. Вы получите колоссальный опыт и сможете развить успешную компанию, нужно только правильно оценить состояние рынка и выбрать нишу для входа.
Записывайтесь на вебинар 25 августа в 17.00 по мск. «Из малого бизнеса в стартап! Абсурд или возможность экспоненциального роста?». Спикер вебинара: Александр Горный — ex-директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, сооснователь площадки United Investors, сооснователь стартапа — приложения Мо, автор блога #стартапдня.
Зарегистрироваться на вебинар
«Из малого бизнеса в стартап! Абсурд или возможность экспоненциального роста?»
Больше полезных материалов:
- Слушайте нас на Mave.
- Читайте на сайте и в Телеграме.
- #перевозка грузов
- #логистика
- #вебинар
- #ГазКампус
Источник: www.klerk.ru