Халяль — не товарный знак или знак обслуживания, это марка исламских традиций в разных потребительских сферах
Дмитрий Ахмеров — Казань
Халяль в Исламе то, что не запрещено мусульманам. Запретное – «харам». В него, кроме других, входят требования к верующим, которые те должны выполнять, будучи потребителями товаров и услуг. В харам входят: ссудный процент, свинина, алкоголь, азартные игры и прочее. Также есть правила получения медицинских услуг, требования к составу пищи, лекарств и косметики, к товарному соседству на полках магазинов — «потребительская» часть жизни мусульманина упорядочена.
К «халяль» мудростью всевышнего Творца относится все, что полезно и безопасно для здоровья и жизни, а к «хараму» — все, что вредно и опасно, говорят исламские богословы. В Пакистане и других исламских странах почти все продукты и услуги — «халяль», это синоним здорового питания и образа жизни, говорит директор пакистанской Tawun Мехмуд Аршад (его компания планирует консультировать российских финансистов в исламских сделках).
Как зарабатывать, когда все вокруг харам?
Халяль — не товарный знак или знак обслуживания, это марка исламских традиций в разных потребительских сферах
Продукты питания

Здесь марка «халяль» подтверждает, что продукт не содержит компонентов, запрещенных мусульманам: это свинина, мертвечина, кровь, опьяняющие и наркотические вещества (также запрещено соприкосновение продуктов с ними). Мясо «халяль» от животного, которое не испытало стресса при забое, а его кровь вытекла (с молитвой перерезают горло). Мясо животного, убитого промышленным способом — размозжением головы и электротоком, не пригодно в пищу: животное получает стресс, из туши плохо вытекает кровь, из-за чего в мясе размножаются вредные бактерии. Кроме того, при жестоком убое в кровь животного попадает «гормон смерти» или адреналин страха, потребляя его с мясом, мы наносим вред себе, говорят исламские богословы.
Сфера услуг
«Халяльные» услуги не должны противоречить мировоззрению и убеждениям мусульман, они призваны помочь им в повседневной жизни. Например, медицинские услуги «халяль» подразумевают, что женщин лечат только женщины. По такому же принципу работают халяльные парикмахерские, такси, косметические салоны (там не должно быть косметики и препаратов, в которых есть животные жиры, кровь и выделения животных и прочее), гостиницы (должны быть условия для религиозной гигиены). В исламском мире все услуги оказываются по стандарту «халяль» — от образовательных до обслуживания в магазине.
Финансовая сфера
В исламском мире финансовые услуги предоставляются также по стандарту халяль. В его основе доверительные партнерские отношения и раздел всех выгод и рисков от совместного бизнеса. Запрещен ссудный процент, за корпоративный кредит исламский банк обычно получает соответствующую долю в бизнесе.
«Баракат» доказал, что халяльный бизнес в России возможен и успешен
Есть запрет на рискованные вложения, на финансирование производства алкоголя, азартных игр, наркоторговли и т.д. Если в Египте исламский банкинг появился в начале 60-х годов прошлого века в виде крестьянских касс взаимопомощи, то теперь основные центры исламских финансов — Ближний Восток и Малайзия. Во многих странах мира можно найти исламские окна или отделения в традиционных банках — они, например, есть в лондонских Citibank, Barclays.
Производители сами обращаются за сертификатом «халяль», но получают его не все
В мире четверть населения (около 1,8 млрд) — мусульмане, в России их около 15% (по разным оценкам от 18 млн до 25 млн). Спрос на халяль продукцию растет: ее мировой рынок оценивается в $ 1,1 трлн или 17% всего рынка пищевых продуктов, а к 2020 году «халяль» вырастет вдвое, говорится на исламских интернет-ресурсах.

Чтобы российские мусульмане были уверены, что они потребляют, в стране работают комитеты при духовных управлениях, которые выдают сертификат «халяль» отечественным продуктам и услугам. Делается это по заявкам производителей, комитеты следят за выполнением стандартов, основанных на: положениях Шариата, кодексе «Алиментариус» (свод пищевых международных стандартов), международных правилах по управлению качеством и обеспечению здоровья и российских продовольственных законах.
Нормы халяль распространяются на материалы, ингредиенты, технологические добавки, оборудование и инструменты, а также на хранение и транспортировку. Материалы и ингредиенты не должны содержать свинину, кровь, выделения животных и прочее, кроме того, рядом с ними запрещены хранение и перевозка других товаров. Первое, на что обращают внимание сертификационные комиссии, — бизнес должен вестись законно, на производстве должны соблюдаться все санитарно-гигиенические нормы и другие предусмотренные законодательством правила. Есть однозначные обязательства бизнесменов, желающих получить стандарт.
Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана за 10 лет сертифицировал около 100 предприятий, говорит его председатель Марат Низамов. Среди них как крупные компании, так и малый бизнес: медицинские, косметические, туристические предприятия, фирмы по пошиву исламской одежды. Низамов отмечает, что не все предприниматели смогли получить сертификат — к примеру, это не удалось крупному местному производителю моющих средств и косметики. По его словам, «есть вопросы к составу продукции» (используют вытяжки животного происхождения или переработанные выделения животных). Кроме того, проблема для заявителей — закредитованность: «хотелось бы, чтобы деньги в производстве тоже были халяльные»(без ссудного процента), говорит Низамов.
По словам Низамова, халяль помогает импортозамещению, особенно в сельском хозяйстве: предприниматели-мусульмане видят, что могут делать бизнес по исламским правилам и производят отечественную продукцию. Эксперты отмечают рост спроса на халяльную продукцию без религиозного признака: людей привлекает соотношение качества и цены, а торговые сети дают свои полки под «исламские» продукты.
Как найти халяль в магазине
На продукции халяль должна быть соответствующая маркировка, для верности можно пойти в сертифицированный супермаркет, советует Низамов. По его словам, в некоторых магазинах бывают отделы «халяль», там есть указатели «или спрашивайте у персонала».
Кроме того, настоящий халяль должен иметь документы — продавец должен подтвердить «особые свойства продукции», ссылается Низамов на закон «О защите прав потребителей». По его словам, если уличная шаурма не подтверждает документально «особые свойства», то это не «халяль».
Вот какие советы мусульманам дает сайт комитета «Халяль:
- Обращайте внимание на упаковку: должен быть состав продукта и значок органа, выдавшего сертификат «Халяль»;
- Если продукт с маркировкой вызывает сомнение, попросите у продавца сертификат на партию товара. Каждая партия продукции «Халяль», выпущенная в соответствии со стандартом, должна иметь сертификат;
- Даже если на продукте есть маркировка «халяль», внимательно проверьте состав на наличие запрещенных и сомнительных веществ (алкоголь, свинина, желатин и т.д.);
- При наличии непонятных элементов с приставкой «Е» узнайте, из чего это производится. К запрещенным относятся добавки из животных жиров, алкоголя и др.
Источник: kazanfirst.ru
Признаки «халяльной» деятельности

Производство товаров и услуг, прошедших соответствующую сертификацию и имеющих маркировку «халяль», бурно развивается во всем мире, в последние десять лет – в Российской Федерации.
Глобальный рынок продуктов под маркой халяль достигает быстро растет (оборот увеличился от $500 млрд. в 2009 году до $2,3 трлн. в середине 2015 г.), вместе с числом основных потребителей – мусульман, число которых выросло до почти до 1,8 млрд. человек. В России халяльная продукция занимает от 20 до 30% всего рынка продуктов питания и по проведенному мониторингу Комитета по стандарту «Халяль», в России, ежегодно, производство халяльной продукции увеличивается на 30-40% .
История развития халяльной индустрии в России
Во времена СССР правила халяльного производства применялись только на бытовом уровне, обычно, в сельской местности. В городах некоторые виды халяльной продукции можно было купить только в киосках при мечетях. Первые соответствующие исламским канонам продукты стали появляться уже в массовом порядке в 1990-е годы в регионах с преобладающим мусульманским населением – в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа. В 1992 году самым крупным производителем этой продукции был один лишь Казанский мясокомбинат.
С начала 2000-х годов произошел быстрый рост производства товаров под маркой «халяль». Как известно, в период быстрого роста возможны и допускались определенные нарушения: иногда предлагалась продукция низкого качества, с завышенной ценой и произведенная без соблюдения исламских стандартов. Для того, чтобы не допустить дискредитации и следить за стандартами производства, транспортировки, хранения и торговли данной продукцией, стали создаваться специальные центры сертификации при Духовных управлениях мусульман.
Сертификация пока является добровольной, но наличие знака «халяль» не только привлекает покупателей, предоставляя им гарантию соблюдения производителем канонической «чистоты» продукции, но и дисциплинирует самого производителя, не позволяя отклоняться от заданной высокой планки «стандарта».
Халяльные продукты питания
В первую очередь продукты под маркой «халяль» — это мясные продукты. Для них действуют специальные правила, касающиеся проверки животных на наличие заболеваний, особый порядок забоя животных, тщательное соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства и транспортировки готовой продукции. Для других видов продукции – отсутствие и избегание соприкосновения с кровью, свинины, опьяняющих, наркотических веществ, ГМО.
Наибольшую долю в объеме потребляемой халяльной мясной продукции занимает мясо кур. В настоящее время в России производится около 100 тыс. тонн такого мяса ежегодно и объем его производства растет, поскольку наблюдается и рост постоянных потребителей этой продукции (около 3 млн. человек).
Отечественная промышленность полностью удовлетворяет этот спрос и уже начала экспортировать халяльную курицу в другие страны, такие как Бразилия и Франция. Крупными производителями халяльной продукции стали «Приосколье» (Белгородская область), «Майкопская птицефабрика», «Турбаслинские бройлеры» (Башкирия), «Челны-Бройлер» (Татарстан) и подмосковная «Элинар-Бройлер».
Второе место занимает халяльная говядина (около 45-50 тыс. тонн в год).
Третье место из мясной продукции принадлежит баранине (порядка 30 тыс. тонн в год). Халяльная говядина и баранина составляют около 20% всего российского рынка продукции рогатого скота.
Одной из первых халяльную говядину стала выпускать фирма «МОС-ЭТ» под брендом «Эколь», который стала первым крупным поставщиком халяльного мяса в магазины таких сетей, как «Ашан», MetroCashУтконос», «Перекресток». Теперь в сетевых магазинах представлена мясная продукция многих других компаний, (например, Мираторг). Доля продаж халяльной продукции в ассортименте сетевых продуктовых магазинов в Москве составляет около 15-18% .
Всего более 300 предприятий, предпринимателей и организаций производят продукцию в соответствии с требованиями халяля. В их числе крупные мясокомбинаты и птицефабрики – «Приосколье» (более 4,5 тыс. тонн мяса птицы в год), «Челны бройлер» (более 5 тыс. тонн в год), «Элинар-бройлер», «ЭКОЛЬ» (более 6,5 тыс. тонн мяса крупного и мелкого рогатого скота), «САФА», «Халяль-Аш», а также птицефабрики «Ак Барс-Пестрецы», «Акашевская», «Равис-Сосновская», «Ясные зори», «Белая птица», «Павловская» «Турбаслинские бройлеры», Майкопская птицефабрика и другие .
Сегодня уже халяльные предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, а также в крупных городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях.
Сейчас в России по стандартам халяль производится порядка 1,8 млн т мяса птицы, говядины, баранины и продуктов их переработки. Существуют предприятия, которые выпускают только халяльную продукцию.
В целом рынок халяльной продукции растет за счет увеличения потребителей до которых прежде был ограничен доступ: отдаленные районы севера, нефтяные промыслы и сопровождающие их города и поселки, населенные, как правило, выходцами с Кавказа, Татарии, Башкирии; традиционные места проживания мусульман в сельских районах Поволжья (Нижний Новгород, Саратов, Самара, Волгоград, Астрахань, Ставрополье, Адыгея и др.).
Есть определенные «ниши», не занятые отечественными производителями, например, продукты глубокой переработки (халяльные куриные наггетсы или бургеры) иные полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты. Но их готовы заполнить компании из стран Ближнего Востока, а также соседи из стран СНГ.
Рынок продукции халяль расширяет ассортимент: появляются кондитерские изделия, сухое молоко, мука, хлебобулочная продукция, мясо оленей, перепелов, страусов и пр. Кризис почти не затронул производителей халяльной продукции.
Вместе с тем, все больше немусульман переходят на продукты с маркировкой «халяль» не только в России, но и во всем мире. И этому есть несколько причин: во-первых, вкус, качество, свежесть продукции; во-вторых, минимум искусственных красителей, вкусовых добавок и субпродуктов. Эксперты считают, что халяль – это естественные правила жизни, которые принадлежат к природному порядку вещей. Заметно, что все больше люди уделяют внимание качеству жизни, в том числе питания. Поэтому халяльные виды продукции будут расширять свое присутствие вне зависимости от конфессиональной подоплеки.
Продукты питания и формируют основной рынок халяльной индустрии. Халяль в одежде, украшениях, косметике, личной гигиене, развлечениях, пока не так развит, но не менее значим и развивается активно. Оценочно, в совокупности халяльные производства формируют около 2–2,5 % ВВП РФ .
Иные халяльные товары и сфера услуг
Есть сертифицированные производители и в легкой промышленности – они кроме высоких стандартов качества используют натуральные ткани, нет свиной кожи, не используется спиртосодержащие жидкости при производстве, сами изделия скроены, исходя из требований ислама в одежде.
В косметологии при изготовлении продукции не допускается использование спиртов, применяются только натуральные ингредиенты, при оказании косметологических услуг используется только отдельные салоны для женщин и мужчин. Бурно развивается и рынок халяльных услуг. Здесь также разработаны определенные стандарты. Есть спортзалы, бассейны для мусульман, книжные магазины, игрушки.
В настоящее время многие гостиницы стараются пройти сертификацию на соответствии их услуг «халяльным стандартам».
При этом, производители, задумываясь о начале производства именно этой продукции или открытии специальной производственной линии хяляльной продукции, часто думают об экономических категориях: охвате рынка, клиентской базе, марже, прибыли, стоимости продукции, расширении продуктовой линейки, конкурентных преимуществах, но упускают из виду другие, даже более важные с точки зрения соответствия шариату вещи. И, если для обычных покупателей-немусульман, это вопрос просто качества продукта, то для верующих людей – это целый комплекс религиозных, этических и уже потом гастрономических требований. Поэтому, имея намерение заниматься такого рода деятельностью, надо подходить со всей ответственностью, не ограничиваясь соблюдением только внешних технических регламентов или обязательных элементов.
Производители товаров, торговцы, провайдеры услуг должны соблюдать и другие этические правила, принятые в деловом сообществе.
Это правила ведения торговли и заключения контрактов. Все контракты должны избегать признаков ростовщичества (риба), чрезмерного риска (майсир) и неопределенности (гарар), манипулирования рынком с помощью создания синдикатов, монопольного положения или сговора; утаивания информации о дефектах предлагаемых товаров; больших потерь, понесенные сторонами, причиной которых являются халатность или недостаточный профессионализм данного лица.
Смысл существования халяльной деятельности – соответствие сделок и операции требованиям законов шариата (Shariah compliance). Любое бизнес-решение должно быть, прежде всего проведено, через фильтр соответствия шариату. Соответствие должно быть не только в концепции продукта и его основных черт, проверена также должна быть операционная область: процесс, доставка, сбор, хранение средств, учет и отчетность. Другая область проверки – юридическая база и документы – они должны соответствовать требованиям подготовки исламских договоров.
Согласно философии ислама, конечным владельцем всего богатства и активов является Бог. Богатства и блага этого мира созданы им и распределены среди людей. Человек назначен в качестве уполномоченного лица по управлению этими богатствами («халиф» – лидер/управляющий).
Таким образом человек должен обеспечить: прозрачность (транспарентность всех сделок); равноправие при заключении контрактов и распределении прибыли; справедливость и равенство перед законом; отсутствие всех запрещенных операций. Согласно исламу, человек, в качестве уполномоченного — ответственен и подотчетный Богу за все свои действия и поступки.
В ходе осуществления «халяльной деятельности» бизнес осуществляет создание дополнительных активов; сохранение имеющихся ценностей; использование и потребление активов; реализацию благотворительных проектов и экономическую защиту неимущих.
Халяльная индустрия не может быть основана на традиционной банковской, страховой системах, оперировать ценными бумагами, не прошедшими «скрининг» соответствия шариату. В России постепенно создаются исламские финансовые институты, пока не форме банков, но имеющие филиалы банков в своей структуре или в качестве партнеров, такие как Финансовые дома «Амаль» (Казань) и «Масраф» (Махачкала), Центр партнерского банкинга (Казань), Товарищество на вере «ЛяРибаФинанс» (Махачкала), недавно начала работать компания в форме товарищества на вере в Чеченской республике.
При желании бизнесмены могут найти возможность открыть счета и размещать свои средства методами, соответствующими Шариату. Но они этого не делают. Почему? Объяснить я могу это несколькими причинами:
1. Нет стимула этого делать.
2. Нет понимания, что это надо делать, поскольку ряд владельцев или этого не знают, или воспринимают наличие сертификата «халяль» как маркетинговый ход для привлечения клиентов-мусульман и для диверсификации продуктовой линейки.
3. Неудобно территориально открывать счета и вести бизнес в соответствии с шариатом, центры партнерского банкинга находятся или на Северном Кавказе, или в Поволжье.
Так одним из серьезных предложений, выдвинутых на одном из заседаний Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ) в февраля этого года М. Яндиевым, стало рекомендация центрам по сертификации продукции «Халяль» проводить работу по стимулированию производителей халяльной продукции и провайдеров халяльных услуг переводить счета и расчеты в исламские финансовые институты, что, кстати, соответствует стандартам ААОИФИ – авторитетной и признанной во всем мире международной компании по выработке стандартов в области аудита и бухгалтерского учета и отчетности (Бахрейн). Может быть, скоро придет время рассмотреть возможность ужесточения выдачи сертификатов «халяль», включив в качестве хотя бы рекомендованных условий критерий о наличии счетов компании в исламских (партнерских) финансовых институтах.
В этой связи хочу процитировать в качестве примера для подражания ( или как теперь говорят good practice) слова основателя и генерального директора исламской финансовой компании «ЛяРибаФинанс» (Махачкала) Мурада Алискерова «Наша цель – это довольство Всевышнего через решение финансовых вопросов людей. Когда не прибыль является основной целью, а, в первую очередь, судьба человека, семья, религия. Доход – это второе».
Ведь в халяльной индустрии нет разделения по вероисповеданию или расам, здесь имеет огромное значение чистота помыслов, чистота бизнеса и соблюдение требований, которая предусмотрена для подобной деятельности.
Если участники халяльной индустрии в России последуют этим рекомендациям, это позволит им быть признанными полностью халяльными, то есть вся их деятельность, не только производственная, но и финансовая будет соответствовать шариатским принципам. Кроме того, их действия станут реальным драйвером роста отечественной исламской финансовой индустрии, которая в настоящее время отстает по темпам роста как от аналогичных финансов в других странах, так и не успевает за бурным развитием производства халяльной продукции и услуг в России.
по материалам MuslimEco.ru
Источник: islam.ru
Халяльный бизнес что это такое

В основе халяльных инвестиций лежит строгое следование законам шариата и социальная ответственность. В этом материале мы разберём основные принципы и понятия.
Ислам предписывает мусульманам соблюдать принципы шариата. Это комплекс религиозных и нравственных убеждений, которые касаются каждого аспекта жизни — в том числе финансов и инвестиций. Исламская экономика регулируется исламским правом (фикх), а оно основано на шариате (в переводе — «образ жизни»). Шариат — это комплекс предписаний, определяющих все сферы деятельности верующих мусульман.
Что с финансами
Деньги в исламской экономике должны постоянно работать и создавать доходность для их владельцев и общества. Важным компонентом в исламском финансировании является справедливое распределение рисков среди участников сделки.
Такие принципы — это основа, на которой строятся все финансовые отношения. Из этих же принципов вытекают запреты и ограничения, которые отличают халяльные инвестиции от традиционных.
Перечислим, что запрещено в халяльных инвестициях:
- Нельзя инвестировать в «греховные» виды бизнеса (харам): казино, азартные игры, алкоголь, табак, оружие, эротика и секс — в общем, всё, что полулегально и 18+.
- Запрещено участвовать в спекулятивных сделках, несущих в себе элемент неопределённости. Примером может быть получение прибыли за счёт игр на финансовых рынках.
- Запрещено ростовщичество (риба). Под ним понимают любые сделки, нарушающие принцип: деньги не должны выступать в роли товара.
- Поэтому под запретом кредиты, депозиты, облигации (всё это заработок на процентах) и даже привилегированные акции (ведь там есть минимальный гарантированный доход вне зависимости от реальной прибыли). Маржинальная торговля тоже вне закона.
- Запрещены рискованные сделки с неопределённым исходом (гарар). Например, операции со сложными и спекулятивными инструментами. В частности, под запрет попали фьючерсы и опционы — кроме неопределённого исхода, тут ещё и фигурирует товар, которым продавец не владеет.
Кстати, традиционное страхование тоже считается сделкой с неопределённым исходом, ведь страховой случай может и не произойти. Так что это тоже гарар. В исламской экосистеме страховые продукты (такафул) также регламентируются стандартами и принципами шариата.
Что можно в халяльных инвестициях:
В исламском финансировании не запрещено инвестировать в фондовый рынок. Но при условии, что соблюдаются все требования, о которых мы написали выше.
Например, при инвестировании в акции нужно убедиться, что компания не занимается запрещённым бизнесом и соответствует следующим критериям:
- Дебиторская задолженность/рыночная стоимость акционерного капитала (в среднем за 36 месяцев) < 49%.
- (Денежные средства + процентные ценные бумаги)/рыночная стоимость акционерного капитала (в среднем за 36 месяцев) < 33%.
- Долг/рыночная стоимость акционерного капитала (в среднем за 36 месяцев) < 33%.
Учитывая, что традиционные кредиты и займы по шариату вообще запрещены, в такой норме видно некоторое послабление для привлечения инвестиций организациями.
Существуют списки разрешённых (халяльных) акций — это может облегчить выбор инвестора. Есть индексы, которые составлены из таких акций. Например, Shttps://sbersova.ru/sections/invest/9d86b» target=»_blank»]sbersova.ru[/mask_link]
