Социальный атом – это «говорящая» картина эмоционального окружения человека, его индивидуального мира и мира отношений, положительных и отрицательных.
Понятие «социальный атом» было предложено Я. Морено и изначально касалось только людей (ближайшее социальное окружение личности). А.А. Шутценбергер дополнила список домашними животными, растениями,местностями, историческими персонажами, литературными героями, школьными требованиями и т.п., т.е. всем тем, что оставляет след в жизни человека.
В социальный атом включены то, что «забыто», то о чем мечтается и чего ждут, то, что трогает сердце.
Все эти элементы не меняют нашего прошлого, но меняют, современен
собственно социальный атом, его переоценка дает возможность разглядеть
разные детали своей жизни и представлений о ней.
Все мы социальны и живем в обществе, вступаем друг с другом в более или менее тесные связи. Кто-то из нашего окружения очень важен для нас, кто-то уже отошел на второй план. Но иногда бывает так, что мы не до конца осознаем место человека в нашей жизни и то. как он влияет на нее. Это же утверждение справедливо и относительно наших ценностей, желаний, дорогих нам вещей.
Методика социальный атом расширяет границы нашего осознания. Многим известны рисуночные тесты вроде несуществующего животного, и методика социального атома чем-то похожа на них. Она позволяет диагностировать, что происходит сейчас в жизни человека, заглянуть в глубины его бессознательного, осознать что-то о себе, что раньше ускользало от внимания. Но если рисуночные тесты необходимы в большей степени для диагностики состояния человека, то социальный атом — это инструмент самопознания.
Предлагаю вам построить социальный атом и поисследовать свой внутренний мир.
Для анализа нужно заполнить круги людьми, которые отвечают определенным ролям. Для удобства можно воспользоваться представленными вопросами:
1. Из кого состоит Ваша семья?
2. Кто проживает с Вами на одной жилплощади?
3. К кому Вы обращаетесь за советом?
4. У кого берёте взаймы крупные суммы денег?
5. Кому Вы оставляете ключи от квартиры?
6. Кто для Вас является авторитетной либо референтный фигурой в жизни?
7. Кто Вам помогает по хозяйству?
8. О ком Вы заботитесь?
9. С кем Вы особенно близки по работе или учебе?
10. С кем Вы разделяете своё хобби?
11. С кем Вы проводите свободное время?
12. Интимный друг ( подруга)
Метод социального атома родственен социометрическому тесту. В социометрии мы так же измеряем поле отношений и оцениваем их посредством членов группы. Но, в то время как в социометрическом тесте изучаются чувства всех членов группы одновременно, в фокусе социального атома находится только один ее член. А поле взаимоотношений отражает не столько отношение к другим членам группы, сколько отношения к людям за ее пределами.
Разнообразная информация, которая возникает при этом, без обращения к социальному атому стала бы заметна в разговоре только по истечении долгого времени и не в подлинной ее сущности.
Подводя итог вышесказанному процитирую слова Дж. Морено: «Было бы хорошо знать всё о сложных социальных системах; но можно спокойно сказать, что мы никогда не узнаем о них очень много, не поняв вначале структуру и способ действия простых систем. Только тогда, основываясь на наших знаниях о простых, доступных наблюдению и управлению социальных системах, мы сможем получать, исследовать и пересматривать заключения и более широкие обобщения. Это всегда было, есть и будет принципом физики и биологии и должно, следовательно, относиться также и к социальным наукам».
Источник: www.b17.ru
Социальный атом
«Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны». Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку своих исследований и рассуждений — человеческое бытие изначально является сочеловеческим.
Термин «социальный атом» следует понимать не строго по аналогии с физическим атомом, а в смысле «atomos = далее неделимый». Именно поэтому Морено называет выявляемые с помощью социометрии структуры социальных отношений индивида социальным атомом, а не, к примеру, молекулой. Он считает, что это наименьшая единица из бесконечного множества мелких, средних и крупных структур отношений, составляющих социальную вселенную. Обособленный индивид, на его взгляд, это социальная фикция.
Рис. 3. Из: Moreno, J.L., Sociometry, Experiment and the Science of society. An Approach to а New Political Orientation. Beacon (N.Y.): Beacon House, 1951.
Объем знакомств, то есть
знакомства, не имеющие личного
значения для индивида
1 2
1-Внутреннее ядро: лица,
с которыми поддерживаются отношения
2-Внутреннее и внешнее ядро отношений,
3-Внешнее ядро: лица, с которыми
хотелось бы иметь отношения
Социальный атом окутывает людей словно аура притяжений и отталкиваний, конфигурация которых образует социальное единство. Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие это единство, социальный атом (отец, мать, бабушка и др.).
В его социальном атоме развертывается конкретная жизнь, В последующей жизни все меньше партнеров из социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве. Зато они являются родственными по духу. Такое родство душ может относиться к совершенно разным критериям, таким, как любовь, работа, культурные интересы и т.д. Своим родством душ, то есть своими социоэмоциональными отношениями, лица из социального атома данного человека отличаются от его знакомых.
Все знакомые конкретного человека составляют в сумме, по выражению Морено, объем знакомств (91). Каждый может вспомнить имена своих знакомых, равно как и случайные или единичные с ними беседы. Однако большинство из них, по крайней мере в данный момент, значения не имеют.
От них отличается та небольшая группа людей внутри круга знакомых, с которыми индивид находится в каких-либо личных отношениях или которые со своей стороны чувствуют себя связанными с данным индивидом. Разница между людьми из этой группы, находящимися в эмоциональных отношениях с индивидом, и остальными знакомыми, несмотря на изменчивость во времени, очевидна. Морено называет ее также социальным порогом. Он пишет: «Как только я испытываю желание вступить в деловые, любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек переступает порог моего социального атома; в мой социальный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной. Эти желаемые отношения образуют внешнее ядро вокруг внутреннего ядра отношений, которые тоже раньше были только желаемыми, но все же стали реальными» (90).
Эмоциональные потоки в социальном атоме имеют разную силу. Мы не будем вдаваться здесь в дальнейшие рассуждения Морено об этой преференциальной системе, остановимся лишь на тех особенностях социального атома, которые имеют теоретическое и практическое значение для психодрамы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
«Психолого-педагогические условия формирования образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители» (2017г.)
10
Автор предлагает использовать вместо надписей на листе – спички, считая, что отбирая спичку и вписывая ее в определенное место социального атома, человек придает реальность тому, о чем хочет поведать. То есть возможна переоценка прошлого опыта и более реалистичное восприятие будущего.
Создавая социальный атом можно размышлять обо всем, что было и чего хочется. Участники ничего не обязаны помещать в атом, кроме того, что хотят поместить сами. «И не забывайте, даже музыкальный отрывок может стать элементом атома» (А.А. Шутценбергер).
Методические особенности: данная техника реализуется в течение всего дня, которому посвящена встреча субъектов. Ведущим должно быть определено специальное место для построения социального атома – уютное и спокойное, не ограничивая время работы. Также она может проводиться участниками самостоятельно с последующей консультацией педагога- психолога или социального педагога.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: psihdocs.ru