Особое место в системе инвестиционного проектирования составляют бизнес- проекты (БП), отличающиеся от традиционных ИП ярко выраженной предпринимательской или коммерческой направленностью.
Для сравнения можно отметить, что традиционные социальные и экологические ИП обычно не преследуют цели достижения конечных экономических или финансовых результатов (дохода, прибыли) и к ним понятие бизнес-проекта не подходит.
Приведенные в табл. 1.1 общие определения понятия «проект» не тождественны понятию БП. Это обусловлено тем, что для БП характерно:
- • его реализация необязательно должна ограничиваться строгими временными рамками;
- • он направлен не на достижение качественных результатов, а количественных (прибыли, дохода, завоевание определенной доли целевого рынка);
- • целенаправленного изменения системы может и не быть, так как ее, зачастую, предстоит еще создать;
- • понятия «средства» и «ресурсы» обычно выступают в качестве синонимов.
Кроме того, у просто проекта может отсутствовать предпринимательская,
коммерческая направленность. Вместе с тем «проект» может выступать и обычно выступает в качестве завершающего этапа реализации разработанного БП.
Бизнес-проект — это содержательная характеристика предлагаемой к осуществлению предпринимательской идеи, а также система необходимых мероприятий, предложений, имеющих своей целью получения после их реализации определенного экономического или иного результата (величины прибыли, дохода и т. д.). При этом конечные целевые показатели — объем ожидаемой прибыли, дохода, уровня социальной защищенности работников часто являются дифференцированными по отрезкам времени, в течение которых реализуется этот бизнес-проект.
Успешное формирование нового бизнеса и дальнейшего развития уже функционирующего (в том числе и на основе реинжиниринга) не может обойтись без наличия четкого и объективного разработанного БП. Статистические данные о неудачах как действующих, так и новых предприятий указывают на то, что они слабо были подготовлены с точки зрения приспособленности к работе в рыночных условиях. Между тем существует известный и опробованный в странах с развитой рыночной экономикой инструмент предвидения и преодоления возможных проблем в бизнесе.
Таким достаточно эффективным инструментом снижения разного рода рисков (производственных, финансовых, кредитных), коммерческих неудач и предупреждения наступления ситуации банкротства в предпринимательстве является бизнес-план, служащий важным рабочим инструментом как для действующих, гак и вновь образуемых фирм и организаций.
Отечественные предприниматели зачастую слабо представляют, насколько важно наличие профессионально подготовленного и обоснованного достаточно строгими расчетами бизнес-плана, способного помочь получить необходимые инвестиции, разработать реальные планы на достаточно отдаленную перспективу, составить систему количественных оценок экономических, финансовых и социальных показателей, по которым можно было бы достоверно судить о степени успешности развития собственного дела.
Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить, глубоко исследовать каждый элемент предполагаемого рискового рыночного проекта, предложения, занятия. Практически всегда на стадии разработки БП, предложения, сделки обнаруживается множество слабых мест, пробелов и недочетов, устранение которых и является предметом осуществления последующей работы предпринимателя. Там же, где с такого рода проблемами справиться не удается, сам факт их выявления позволит предпринимателю или менеджеру принять своевременное решение об отказе от воплощения в жизнь этого БП еще до того, как будут вкладываться средства в его осуществление [9; 50].
При этом конечные целевые показатели — объема ожидаемой прибыли, дохода — часто являются дифференцированными по отрезкам времени (месяцам, кварталам, годам), в течение которых реализуется этот бизнес-проект.
Реализация БП требует отказа от денежных средств сегодня ради получения прибыли (дохода) в будущем. Как правило, на получение прибыли следует рассчитывать через один год после стартовых (первоначальных) инвестиций (капитальных затрат).
БП предполагает четкое предварительное формулирование предпринимательских, коммерческих целей (целевых показателей), во имя достижения которых он организуется и будет в дальнейшем осуществляться.
Целевые показатели — это прогнозируемые конечные результаты деятельности (экономические, финансовые) объекта (компании, предприятия, фирмы, организации), имеющие количественную оценку.
В дополнение к ранее отмеченному основными признаками, отличающими понятие БП от традиционного проекта, являются:
- • коммерческая или предпринимательская направленность;
- • всеохватность, проявляющаяся в целесообразности создания БП как в материальной, так и в сфере услуг;
- • комплексность при проектировании, означающая необходимость учета воздействия на проект факторов внешней и внутренней рыночной среды;
- • необходимость максимального сокращения сроков внедрения БП, а также величины затрачиваемых средств;
• необходимость обеспечения наиболее высокого уровня эффективности и конкурентоспособности БП.
Любой БП требует своего строгого технико-экономического и финансового обоснования. Современной методологией такого обоснования являются разработанный на научной основе бизнес-план, а также многоцелевой подход к решению инвестиционных задач. Там же, где с такого рода проблемами справиться не удается, сам факт их выявления позволит предпринимателю или менеджеру принять своевременное решение об отказе от воплощения в жизнь этого БП еще до того, как будут вкладываться средства в его осуществление.
Многообразие БП обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков.
В зависимости от размеров, количества участников и степени влияния на окружающий мир они могут быть подразделены на: мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Классификация БП по величине инвестиций приведена в табл. 1.4.
По степени сложности возможно деление БП по степени финансовой, технической или другой сложности: простые, сложные, очень сложные.
В зависимости от характера предметной области БП могут быть подразделены по виды: инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебнообразовательный, смешанный.
Некоторые из приведенных характеристик, использованных при классификации БП, достаточно условны. В частности, деление БП по объему вкладываемых инвестиций чаще всего зависит от размера самой фирмы. Вполне очевидно, что в крупной финансово-промышленной группе и на небольшом заводе используемые признаки отнесения БП к категории крупного или мелкого существенно различаются.
При анализе альтернативных БП важным является выделение отношений типа взаимозависимости. Два анализируемых БП являются независимыми, если решение о принятии одного из них к внедрению не влияет на решение о реализации другого. Если два и более анализируемых БП не могут быть выполнены одновременно, т. е. принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся БП должны быть отвергнуты, то такие проекты называются альтернативными или иначе, взаимоисключающими. Классификация БП на независимые и альтернативные имеет большое значение при комплектовании инвестиционного портфеля при ограниченном объеме капитальных вложений.
Классификация бизнес-проектов по величине инвестиций
Признаки классификации бизнес-проектов
Источник: bstudy.net
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ, ИХ ФУНКЦИИ
Традиционное понимание проекта, узурпированное инженерами, — это документ, содержащий план промышленного объекта, жилого дома или конструкции. В развитых странах для этого узкого понятия существует термин design.
В современном толковании понятие «проект» значительно расширено и включает анализ проблемы, программу ее решения, его результаты. В экономической науке под проектом понимается система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.
В.Ф. Ершов конкретизирует определение следующим образом: «под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов; технологических процессов; технической или организационной документации; материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению» [13, с.207].
По мнению В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Ю. Мурзалиева, Г.В. Медведева, А.А .Касаткина, «инвестиционный бизнес-проект — это ограниченное во времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организации по его разработке и реализации.
Включение в определение “системы” указывает не только на целостность бизнеса, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит, его неповторимость и признак новизны» [8, с 192].
В науке не выработано четкой однозначной классификации проектов. Бизнес-проекты можно разделить по следующим признакам: класс; сферы деятельности (виды проекта); срок осуществления; масштаб; состав участников; сложность осуществления.
В зависимости от класса различают моно-, мульти- и мега-проекты.
Монопроекты — это отдельные проекты в разных сферах деятельности, ограниченные по финансам и времени, выполняемые, как правило, единой проектной командой.
Мультипроекты включают несколько монопроектов, носят комплексный характер и требуют сложных схем управления.
Мегапроекты — это целевые комплексные программы взаимосвязанного развития отраслей, регионов, ТНК, состоящих из ряда моно- и мультипроектов.
Классификация проектов по масштабу достаточно условна и включает мелкие, средние, крупные мегапроекты.
По составу участников можно выделить международные, межгосударственные, национальные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные и проекты предприятия.
По сложности осуществления различают простые, сложные и очень сложные проекты.
При разработке проектов осуществляют дивергенцию, трансформацию и конвергенцию проектных ситуаций.
Под дивергенцией понимается расширение границ и проектного пространства для поиска оптимального решения.
Трансформация — заданное преобразование концепции и принципов проектируемой системы с целью ее оптимизации.
Конвергенция — сокращение числа вариантов до одного с целью его подробной разработки по факторам развития объекта, требуемым инвестициям, срокам, предполагаемым потокам доходов и расходам, видам рисков.
По видам бизнес-проекты подразделяются на инновационные, инвестиционные, организационные, научно-исследовательские, образовательные, экологические, международные, социальные, смешанные и др.
Наиболее распространены инвестиционные проекты, основной целью которых является вложение средств для получения прибыли. Они носят затратный характер, требуют тщательного обоснования, привлечения для разработки квалифицированных специалистов, способных спрогнозировать ситуацию на рынке, возможные риски и правильно рассчитать поток доходов и затрат во времени. Инвестиционные бизнес-проекты должны четко отвечать на следующие вопросы:
- • какова цель проекта?
- • кто просит денег — предприниматель, товарищество, АО, частное или государственное предприятия?
- • какие необходимы инвестиции и сколько?
- • какую прибыль получают в результате привлечения капитала?
- • каким образом и когда полученные деньги будут возвращены?
- • каков социальный и экологический эффект проекта?
Различают шесть основных функций бизнес-проектов:
- • внешняя: установление и расширение контактов с партнерами и обращение в банк для получения кредитов, решения проблемы финансирования проекта;
- • экономия времени путем стандартизации процесса ознакомления с проектом инвесторов, кредиторов и возможных партнеров;
- • четкое определение конечных и промежуточных целей и сроков их достижения;
- • оценивание проекта с различных сторон: сбыт, управление, кадры, стимулирование, финансы;
- • внутренняя функция: выяснение возможных трудностей и рисков, их причин и путей устранения;
- • инструмент контроля, управления и сопоставления с фактическими достижениями.
В рыночных условиях наличие бизнес-плана является обязательным требованием для развития предпринимательской деятельности и получения кредита. Информация, содержащаяся в нем, поможет потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предпринимателем или предприятием и избежать выдачи кредитов ненадежным партнерам.
Инновационные проекты исследуют стратегию развития, разрабатывают новые продукты, услуги, технологии. Инновационные проекты можно разделить на следующие виды:
- • организационные проекты реформирования предприятия, создания новой организации, совершенствования управления, проведения международных конференций;
- • экономические проекты приватизации предприятий, определения динамики его развития, структурных ассортиментных сдвигов, создание аудиторской системы;
- • социальные проекты реформирования системы социального обеспечения, здравоохранения, образования, адресной защиты социально уязвимых слоев населения;
- • экологические проекты охраны окружающей среды, создания безотходных технологий, рекреационных зон, улучшения качества жизни и условий труда;
- • информационные проекты внедрения современных средств связи и коммуникаций.
К краткосрочным проектам относятся проекты со сроком реализации один—два года, к среднесрочным — от трех до пяти лет, к долгосрочным — свыше пяти лет.
Источник: studref.com