Стратегия конкуренции — это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояния конкурентам и укрепление позиции на рынке. Понятие конкурентной стратегии уже. чем понятие деловой стратегии, потому что последняя, кроме методики конкуренции, включает в себя действия и планы руководства для решения всего спектра стратегических задач.
Цель конкурентной стратегии — достижение превосходства над конкурентами в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого конкурентное преимущество и лидерство на рынке. Кроме того, в конкурентную стратегию входят наступательные и оборонительные действия, распределение и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей и выгодной конкурентной позиции, а также тактические действия, предпринимаемые при изменении рыночной конъюнктуры.
Предприятия во всем мире стараются разработать неординарные стратегии конкуренции. Поскольку конкурентные действия компании разрабатываются с учетом особенностей ее позиций на рынке и общей ситуации в отрасли, существует бесчисленное множество вариантов конкурентных стратегий — конкурентных стратегий столько же, сколько конкурентов. Однако, в целом различия в стратегиях определяются двумя факторами: целями, которые организация преследует на рынке, и основой конкурентного преимущества — низкими издержками либо дифференциацией.
Стратегии конкуренции
Существует пять базовых стратегии конкуренции:
1. Стратегия лидерства по издержкам — привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства.
2. Стратегия широкой дифференциации — привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.
3. Стратегия оптимальных издержек — повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов и ниже. Избрав эту стратегию, предприятие должно снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции.
4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек — ориентация предприятия на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.
5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции — ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров лучше удовлетворяющих потребности покупателей.
Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий.
Отличительная черта | Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия широкой дифференциации | Стратегия оптимальных издержек | Сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации |
Стратегическая цель | Большая доля рынка | Большая доля рынка | Чувствительные к потребительской ценности покупатели | Узкий сегмент рынка, потребительские предпочтения значительно отличаются от господствующих на рынке в целом |
Конкурентное преимущество | Лидерство по издержкам | Предложение продукции, отличной от продукции конкурентов | Больше потребительской ценности за ту же цену | Лидерство по издержкам в обслуживаемой нише рынка или придание товару специфических свойств, ценных в глазах покупателей данного сегмента |
Ассортимент товаров | Базовая модель товара в нескольких модификациях | Большое количество модификаций продукта, упор на дифференцирующие свойства | Диапазон качества от среднего до высокого, количество модификаций от нескольких до многочисленных | Потребительские свойства, удовлетворяющие специфические нужды или вкусы данного сегмента покупателей |
Приоритеты в производстве | Постоянный поиск путей снижения издержек | Придание товару дополнительной ценности, стремление к превосходству товара | Придание товару дополнительных свойств при умеренной цене | Товар разработан с учетом вкусов и нужд потребителей |
Приоритеты в маркетинге | Попытка представить как преимущество те свойства товара, которые обеспечивают низкие издержки | Придание товару тех свойств, за которые потребитель согласен платить Повышение цены для покрытия издержек | Снижение цены ниже уровня конкурентов на аналогичные товары с приданием товару дополнительных свойств | Анализ уровня удовлетворения потребителей набором свойств товара, соответствующих их специфическим вкусам |
Поддержка стратегии | Сочетание низких цен и приемлемого качества | Информирование о дифференцирующих свойствах товара по каналам | Снижение издержек при одновременном совершенствовании свойств товара | Удовлетворение запросов покупателей избранного сегмента |
Три конкурентные стратегии Портера
Источник: studopedia.ru
Тема 2. Характеристика конкурентных стратегий бизнеса и стратегия предприятия.
Управление на основе решения стратегических задач. Управление путем ранжирования стратегических задач ориентируется на тактическую выживаемость, в основе которой лежит сохранение позиций предприятия в базовых сферах деятельности. Ни одна совершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые возникают в результате изменений во внешней среде, а также развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи, с помощью которых осуществляется необходимая корректировка его деятельности (проводимой политики, планов). Примером таких задач является достижение высоких темпов роста, улучшение внутреннего климата в коллективе, привлечение новых партнеров и клиентов и т.д. Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно. Решая стратегические задачи, организация имеет возможность своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия либо с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности. Алгоритм выявления стратегических задач представлен на рис 5. Как видно из схемы, существует два источника, генерирующие возникновение стратегических задач:
- тенденции изменений во внешней среде организации;
- внутренние тенденции, характеризующие развитие организации.
Рис 5. Управление путем ранжирования стратегических задач Внешние тенденции отражают политические (военные действия), экономические (состояние рыночной конъюнктуры), технологические (появление и распространение новых видов технологии) и социальные (усиление требований поддержания уровня занятости) аспекты среды функционирования предприятий. Внутренние тенденции по своей природе аналогичны внешним. Они могут быть естественными (рост заболеваемости персонала, нарушающий нормальный ход работы), технологическими (устаревание оборудования, технологии), экономическими (диверсификация производства, рост капиталоемкости и финансовой нестабильности), социальными (развитие механизма мотивации трудовой деятельности). Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает: Постоянное наблюдение за всеми тенденциями. Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей. Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации: а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла; в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.
- Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы).
- Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство).
- Обновление списка проблем и их приоритетности.
Управление по слабым сигналам. Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называютсильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называтьслабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции. По сильному сигналу предприятие может действовать решительно, например прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала. Порядок действий предприятия при слабых сигналах о возникновении проблем показан на рис 6. Из схемы видно, что при наличии неточных признаков опасности (уровень 1) необходимо постоянное наблюдение за внешней средой и определение относительной силы сигнала. Когда источники опасности или новой возможности становятся ясными (уровень 2), принимаются меры к снижению внешней стратегической уязвимости и повышению внутренней гибкости предприятия (например, в случае угрозы снижения спроса из-за создания товара-заменителя разрабатываются предварительные меры по уходу на другой рынок, расширению ассортимента и т.д.). Дальнейшее усиление сигнала (уровень 3) позволяет оценить масштабы опасности (например, спрос на продукцию в краткосрочном периоде будет быстро уменьшаться) или уровень новых возможностей. Такой сигнал свидетельствует о необходимости приступать к разработке подготовительных сигналов, технико-экономическому обоснованию проектов или программ, выполнение которых позволит сократить время реализации практических мероприятий. Наконец, когда сущность проблемы раскрыта и пути ее решения установлены (уровень 4), разрабатываются планы практических мероприятий и начинается их осуществление.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Характеристика конкурентных стратегий.
Конкурентные стратегии – стратегии, которые позволяют организации занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных стратегическое преимущество перед конкурентами.
В основе конкурентных стратегий лежат определенные преимущества. В зависимости от корпоративной политики эти преимущества можно сохранить или к ним добавить новые. На сохранение конкурентных преимуществ направлены оборонительные стратегии, а на развитие имеющихся и, главное, на создание новых направлены наступательные стратегические действия.
Выделяют шесть основных типов наступательных стратегий.
1. Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов называются силовыми. Силовые стратегии можно разбить на две группы:
Первая группа стратегий применяется, когда появляется возможность отобрать часть рынка у более слабых соперников. Им бросается вызов в тех областях, в которых они считают себя сильнейшими. Для этого нападающей фирме необходимо иметь преимущество по всем характеристикам (качество, цена и т.д.).
Вторая группа стратегий предполагает нивелирование конкурентных преимуществ соперников.
Использование силовых наступательных стратегий, как правило, носит краткосрочный характер.
Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
Существует несколько вариантов конкурентной борьбы за счет слабостей противника:
1. Концентрация на географических районах, где конкурент контролирует незначительную долю рынка и не предпринимает серьезных усилий в конкурентной борьбе.
2. Фокусирование внимания на тех сегментах рынка, которые конкурент не имеет возможности обслуживать.
3. Освоение новых моделей или модификаций продукции, заполняя, таким образом, пробелы в параметрических рядах товаров основных конкурентов.
Практика показывает, что стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов чаще имеют большую эффективность, чем силовые стратегии.
Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
Это стратегии можно охарактеризовать как промежуточный вариант между силовыми и стратегиями использования слабостей конкурентов. Предполагается, что стратегия будет разработана с учетом сразу нескольких слабых сторон конкурента. Для реализации этих стратегий потребуются значительные финансовые, производственные и иные ресурсы, которые позволят осуществить масштабное наступление по всей ширине фронта конкуренции (выведение на рынок новых товаров, снижение цены, улучшение качества, усиление рекламы, применение оригинальных методов продвижения и т.д.).
Основной расчет в применении стратегий данного типа делается на то, чтобы рассеять внимание конкурента сразу по многим направлениям и заставить его распылить силы на одновременную защиту различных групп целевых клиентов.
Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков