Цель занятия: ознакомление с факторами внешней среды международного бизнеса.
Вопросы: 1. Понятие и значение среды международного бизнеса.
2. Факторы внешней среды.
Ключевые понятия: правовая среда, культурная среда, политическая среда, экономическая среда международного бизнеса.
Важным факторам любой страны является среда международного бизнеса, а особенно для нашего государства, от среды международного бизнеса зависит дальнейшая перспектива и развитие международного бизнеса в Казахстане в целом.
Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы — важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений фирмы. По мнению как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:
• анализ экономической внешней среды:
• анализ политической внешней среды;
• анализ правовой внешней среды:
Управление командой, исходя из особенностей внешней среды. Создание модели внешней среды
• анализ культурной внешней среды.
Иногда, в более специфических случаях, отдельно рассматривают и другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно-климатические условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе остаются основой.
Правовая среда
Одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность компании, является правовая система. Руководители должны иметь представление об определенных правовых системах в странах, где они действуют, а также о правовых взаимоотношениях стран мира.
Правовые системы обычно бывают трех типов: система обычного права, система гражданского права и система теократического права. Соединенные Штаты и Великобритания являются примерами систем обычного права (common law system), хотя в США существует Единый коммерческий кодекс (Uniform Commercial Code), который регулирует предпринимательство и обладает свойствами системы гражданского права.
Обычное право базируется на традиции, прецеденте, нравах и обычаях, а важнейшая роль в истолковании закона принадлежит судам. Поскольку создателями обычного права в современном оформлении являются англичане, бывшие колонии Британии также являются странами действия обычного права. Система гражданского права (civil law system), именуемая также кодифицированной правовой системой, базируется на детально разработанном комплексе законов, которые сведены в кодекс. Эти статуты, или кодексы, являются основой ведения бизнеса. Свыше 70 стран, в том числе Германия, Франция, Япония и Россия, в своей деятельности опираются на гражданское право.
Таким образом, основное различие между двумя системами заключается в том, что обычное право базируется на истолковании событий судами, а гражданское право опирается на факты и их соотношение с законом. Примером различия, созданного двумя системами, является договорное право (contract law). В странах действия обычного права договоры (контракты) имеют тенденцию к большой детализации с упоминанием всех возможных ситуаций. Напротив, в странах действия гражданского права договоры (контракты) обычно короче и менее конкретизированы, поскольку многие вопросы, упомянутые в договорах по системе обычного права, фактически включены в гражданский кодекс.
Экономический анализ внешней среды международного бизнеса
Лучшим примером системы теократического права (theocratic law system), основанной на религиозных заповедях, является мусульманское право, которому следуют в той или иной степени в 27 странах. Мусульманское право базируется на исламе и стремится регулировать все стороны жизни, даже при том, что правовые вопросы составляют лишь малую часть этой доктрины. В исламских странах, как правило, существуют правовые системы, представляющие собой смесь исламского права и систем обычного или гражданского права.
Национальные законы оказывают воздействие на способ реализации основных элементов процесса управления. Эти законы могут относиться к ведению бизнеса внутри страны или к деловым отношениям между странами. К важнейшим сферам правового воздействия относятся:
— коммерческое, или договорное, право — защита патентов, торговых знаков и авторских прав; стандартные формы бухгалтерского учета;
— общеправовая среда — закон об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности; создание нового бизнеса; трудовое законодательство; антитрестовское законодательство и законы о картелях; ценообразование; налогообложение.
К двум основным аспектам любого общества, которые оказывают огромное воздействие на способ ведения бизнеса, относятся политическая и экономическая системы.
Политическая система (political system) предназначена для интеграции общества в жизнеспособное функционирующее целое. Экономическая система (economic system) предназначена для распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими пользователями и связана с регулированием и координацией ресурсов и собственностью на какое-либо имущество.
Идеология (ideology) представляет собой систематизированную и интегрированную совокупность концепций, теорий и целей, которые образуют социально-политическую программу. Большинство современных обществ являются плюралистическими (pluralistic), что означает сосуществование различных идеологий, поскольку отсутствует какая-либо одна общепринятая. Идеологии могут быть весьма похожими, имеющими незначительные отличия, или же совершенно различными. Главным параметром любой политической системы является ее способность удерживать общество в целостности, несмотря на давление противоположных идеологий. С этой проблемой в 90-х годах не справились такие страны Восточной Европы, как Югославия, Чехо-Словацкая Федеративная Республика и СССР.
· тоталитаризм (в т.ч. три основные формы тоталитаризма.- коммунизм, теократический тоталитаризм, светский тоталитаризм)
· коммунизм — очень сложная идеология, в которой политическая и экономическая системы фактически неразделимы.
Экономическая среда. Экономические системы можно классифицировать по методу распределения и контроля над ресурсами — рыночная экономика (market economy) или командная экономика (command economy), и по типу собственности — частная собственность (private ownership) или общественная собственность (public ownership), смешанный тип собственности и контроля. Например, США считаются отличным примером частного предпринимательства (private enterprise), однако государство владеет некоторыми средствами производства и активно занимается созданием продукта (имеются в виду в основном услуги.) в таких секторах экономики, как образование, военные отрасли, почтовая служба (которая является квазиобщественным сектором) и некоторые коммунальные услуги. Страны, которые придерживаются принципа общественной собственности на средства производства, обычно разрешают ведение мелкого частного производства. Большинство стран тем или иным образом попадает в очень широкую категорию смешанной экономики, которая включает различную общественную и частную собственность.
Экономический, политический и правовой анализ внешней среды позволяет отследить и оценить, имеет ли смысл для фирмы работа в данном регионе, стране и даже в тех или иных районах внутри страны. Когда же соответствующие выводы сделаны и согласованы со стратегическими задачами фирмы, на первый план выступает задача максимально эффективной работы в выбранных будущих странах пребывания.
Одной из наиболее сложных проблем культурного взаимодействия в системе международного бизнеса является деловое общение с иностранными партнерами.
Практика международного бизнеса позволяет выделить и сформулировать ряд ключевых проблем, с которыми сталкивается менеджер мультинациональной фирмы в повседневной работе и которые существенно зависят от культурного фона. Именно они должны стать объектом анализа в рамках первоначального изучения культурной внешней среды, а затем постоянно контролироваться в ходе повседневной работы.
1. Языковые барьеры 2. Невербальное общение 3. Восприятие
4. Стереотипы 5. Обстоятельства времени и места 6. Этика
7. Информация в системе управления 8. Этноцентризм
Учет психологических и кросскультурных особенностей зарубежных партнеров является важнейшей составляющей успеха внешнеэкономической деятельности предприятия, залогом становления долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.
Умение определить, к какому типу управленческой культуры относится компания Ваших партнеров; какие поведенческие особенности людей вообще и бизнесменов в частности характерны для этой страны; как строятся в той или иной стране отношения между людьми; как относятся ко времени — все это поможет Вам выбрать правильную линию поведения, быстрее завоевать расположение и дружбу партнеров.
Оценка коммуникаций в международном бизнесе и анализа культурной внешней среды может сделать исключительно много для успешного решения проблем в процессе осуществления зарубежных бизнес-проектов, и во всяком случае этот анализ оградит фирму и ее менеджеров его от возможных грубых ошибок в сфере коммуникации, которая, по утверждению аналитиков, обеспечивает 60—80 % эффективности деятельности фирмы.
Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности.
Выводы: необходимо знать какие факторы внешней среды влияют на развитие международного бизнеса.
Методические рекомендации к лекции. Для полного усвоения лекционного материала необходимо использовать материалы дополнительной литературы, законодательные акты и ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Понятие среды международного бизнеса.
2. Основные факторы внешней среды.
3.Что включает в себя комплексный анализ внешней среды?
4. Назовите типы правовых систем.
5.Что означает термин «идеология»?
6. Классификация экономических систем.
Основная литература: 1,3, 15, 20-22
Дополнительная литература: 1,7,8
Источник: studopedia.org
1.4. Внешняя среда международного бизнеса
Международная окружающая бизнес-среда компании состоит из хозяйствующих субъектов и сил разных стран, которые оказывают влияние на способность компании успешно осуществлять все виды коммерческих сделок на внешних рынках.
Микросреда компании
Микросреда компании состоит из хозяйствующих субъектов разных стран, находящихся в непосредственном окружении компании и оказывающих влияние на все направления деятельности компании, а именно: сама компания, конкуренты, поставщики, торговые посредники и покупатели её продукции.
Макросреда компании
Макросреда компании состоит из более значительных сил общества, которые оказывают влияние на всех хозяйствующих субъектов, находящихся в микросреде компании, а именно: политических, экономических, демографических, культурных, технологических и природных сил государств, в которых она работает. Понятно, что для изучения международной бизнес-среды, оказывающей влияние на международный бизнес, субъекты которого принадлежат к разным странам, наибольший интерес в каждом конкретном случае представляет суперпозиция внешних сред партнёров по торговой сделке. Кроме того, следует учитывать, что на международный бизнес оказывает влияние и собственно международная окружающая бизнес-среда, значение которой усиливается в ходе тотальной глобализации. Всё это требует серьёзных знаний и умений у специалистов компаний ведущих международный бизнес.
1.4.2. Использование в бизнесе разнообразных научных дисциплин
- глокализация, представляющая образование таких социально-экономических систем контроля и управления, в которых централизация совмещается с локализацией;
- структуризация социально-экономического пространства в виде крупных экономических архипелагов (например, ассоциаций городов-мегаполисов.
Источник: studfile.net
Тема 2. Внешняя среда международного бизнеса
Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы, – важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга. Столь же едины мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:
· анализ правовой внешней среды;
· анализ политической внешней среды;
· анализ экономической внешней среды;
· анализ культурной внешней среды.
Иногда, в более специфических случаях, отдельно рассматривают и другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно-климатические условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе остаются основой.
Все авторы, исследующие этот вопрос, предлагают свои модели анализа указанных элементов. Как правило, — это перечни проблем или вопросов, на которые следует обратить внимание, анализируя ту или иную составляющую. Они могут быть более укрупненными (как у Дэниелса и Радебы) или существенно более детализированными (как у Ф. Катеора), но в целом их структуры достаточно схожи.
Оперирование в нескольких иноязычных странах (тем более во всем мире) заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды, и в первую очередь всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономика, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом, как отмечалось, знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опасностей в негативном варианте). К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального странового обеспечения управленческих решений. Здесь и в дальнейшем имеется в виду, конечно, достаточно развитый международный бизнес, то есть соответствующий уровень глубины его проникновения в интернациональную деловую среду.
Иногда, в качестве существенной силы косвенной среды бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений, сообщества могут быть как серьёзной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае, местным населением нельзя пренебрегать.
Источник: studopedia.su