Диагностика — определение объективного состояния системы.
Диагностирование (в медицине) — процесс определения физического состояния пациента и его оценки, выраженной в принятой медицинской терминологии, основанному на всестороннем систематическом исследовании организма пациента.
Результатом диагностики будет определение состояния системы и его оценка, или ответ на вопрос: Что будет, если ничего не делать/ не менять?
Для чего делается диагностика?
С целью определить реальное положение дел. Часто бывает так что владелец и/или топ-состав не понимают, что происходит с бизнесом, не видит реальной проблемы и используют не подходящие способы изменения ситуации.
С целью определить возможности, источники роста, которые имеет текущая Бизнес-модель.
С целью определить ограничения, которые не дают бизнесу расти, развиваться, капитализироваться.
Формы, в которых проводится диагностика:
Анализ фин отчётности ,
Анализ внутренних документов (стратегии, процедур, положений),
Индивидуальные интервью с владельцем, персоналом,
Интервью с клиентами, партнерами,
Анализ рыночного состояния, трендов, поведения ключевых игроков.
Из каких этапов состоит диагностика:
Первый этап, определяем состояние идеи бизнеса. Текущая идея показывает возможности, которые есть у бизнеса в текущей внешней среде (возможность расти бизнесу, быть эффективным, иметь большую стоимость). Часто бывает что именно идея является ограничением для бизнеса и бизнес является “заложником” своей идеи. Например, это дистрибуционные компании, маржа которых оказывается со временем “в тисках”, выход из них возможен через эволюцию идеи, смену потребителя/продукта.
Далее оцениваем финансовое состояние. Динамика роста основных финансовых показателей (доход, операционная прибыль, чистая прибыль, показатели финансовой устойчивости, эффективности управления активами, ликвидности и др.). Динамика финансовых показателей — как динамика температуры, давления и других результатов исследования пациента, отражает фактическое здоровье системы. У падения продаж (можно сравнить с ростом температуры у пациента) причин может быть несколько от повышения конкуренции на рынке (жаркое лето) до изменения культурного кода (аутоимунное заболевание — система борется сама с собой).
Теперь переходим к оценке рыночной позиции. Определяем силу рыночной позиции, её динамику за несколько лет. Покрытие, присутствие и другие характеристики, которые могут оценить состояние бизнеса в сравнении с конкурентами. Смотрим на рынок в целом, на конкурентов и оцениваем наше состояние.
Переходим к оценке ценностного предложения. Анализируем потенциал предложения с позиции клиента насколько он удовлетворен, как изменялось ценностное предложение за последний год. Можем ли создать больше ценности сконцентрировавшись на текущем потребителей и расти, развиваться и капитализировать бизнес. Какие нововведения были в ценностном предложении в последнее время, что делали чтобы повысить удовлетворенность потребителя и клиентов.
Оцениваем состояние внутренних процессов. Как настроены, какому уровню зрелости относится компания (по шкале cmmi) , как управляются внутренние процессы (с помощью цифр, данных или “чуйки” или “мы так делали раньше”), как ТОПы понимают распределение сфер ответственности и как создаётся ценность в процессах для клиента.
Теперь переходим к оценке команды и культуры. Первое, что оцениваем, наличие топ-команды, есть она или нет или все делает СЕО-влалелец. Далее смотрим на подготовленность топ-команды, как её профессиональную готовность (сферы ответственности, так и вовлеченность (“горят” или “не горят” глаза ещё создавать в этом бизнесе). Ещё один момент, на который обращаем внимание единое понимание вектора движения бизнеса (есть или нет) . Анализируем способ принятия решений: или все смотрят на то, что скажет владелец и ждут, или готовы и самостоятельно принимают решения. Анализируем систему стимулирования, важно понять на что направлены стимулы в бизнесе: просто быть на работе или ничего не делать (система наказаний) или фокусироваться на достижении стратегических целей.
Результатом такого исследования является вывод о том, как сейчас себя чувствует бизнес, как система, что ее тормозит, что можно использовать для развития. Получаем многофокусную оценку состояния бизнеса, возможности внутренние и внешние для роста, проблемы которые мешают бизнесу на пути к его целям и наконец можем переходить к формированию плана изменений бизнеса.
Источник: dimaiyevlev.medium.com
Характеристика бизнеса как системы
Бизнес – понятие, характеризующее деловую активность хозяйствующих субъектов (организаций, граждан) для достижения поставленной цели – получение прибыли (дохода). Русскоязычный синоним этого понятия – предпринимательство, предпринимательская деятельность.
Бизнес (предпринимательская деятельность) как система полностью оправдывает описанное выше понятие системы и отвечает всем её принципам и закономерностям. То есть бизнес как система должен характеризоваться выполнением определённых условий, основными из которых являются:
— технические средства (оборудование) для выполнения производственной деятельности;
— материальное и инструментальное обеспечение этой деятельности (сырье, материалы, комплектующие изделия, приспособления с помощью которых проводится работа, инструменты и т.д.;
— организация производства, осуществляемая на основе соответствующих закономерностей системного взаимодействия указанных выше элементов;
— люди (производственные и вспомогательные рабочие, служащие, экономисты, управленческие работники и другие специалисты;
— должен быть определён воздействующий и побуждающий стимул (получение максимально возможной прибыли или других благ) и т.д., вызывающих ответную реакцию функционирования бизнес-системы;
— должна также быть продумана реакция системы на оказываемое воздействие в виде результата;
— располагаемыми и возможными финансовыми средствами для эффективной деятельности системы и т.д.
В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, установленным в Гражданском кодексе Российской Федерации, выделяются характерные черты и особенности бизнес-предпринимателей:
— самостоятельная и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребности отдельных лиц и общества в целом;
— быть готовым идти на риск и уметь преодолевать сопротивление среды за возможные неудачи (невезения);
— профессионально и компетентно действовать для систематического увеличения прибыли (доходов) законным путём;
— деятельность предпринимателей (как физическими, так и юридическим лицами) должна осуществляться в соответствии с правовыми законодательными актами;
— мотивом осуществления предпринимательской деятельности должны быть реализация потребителями изделий, товаров, услуг с получением максимально возможной прибыли;
— в соответствии с законодательством способами получения прибыли должно стать умение пользования собственностью (имуществом) профессиональное выполнение работ и продажа товаров.
Предпринимательские организации, индивидуальные предприниматели выполняют следующие основные функции:
— общеэкономическую, которая направлена на производство продукции (товаров), выполнение услуг и их доведение до конкретных потребителей;
— ресурсную, предусматривающую эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных материальных и не материальных ресурсов. В первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться высоких результатов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере, в которой он создаёт собственное дело (бизнес);
— творческо-поисковую, связанную с использованием в своей деятельности новых идей с разработкой новых средств и выделением факторов для достижения поставленных целей;
— социальную, выражающуюся в возможности каждого работающего индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности;
— организаторскую, важнейшую функцию предпринимательства, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела. Эта функция особенно чётко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.
Источник: studfile.net
«Бизнес как система»: что нужно знать, чтобы правильно выстроить взаимодействие составляющих успешного проекта
Правильно выстроенная архитектура компании, отлаженное взаимодействие составляющих бизнеса — настоящее искусство. Илья Кусакин, автор книги «Бизнес как система» (выходит в издательстве «Эксмо»), овладел им в совершенстве и теперь рассказывает о своем опыте читателям.
На протяжении карьеры я нечасто встречал владельцев бизнеса, одинаково хорошо разбирающихся во всех компонентах работы компании, и это нормально. Бизнесмен, утверждающий, что он одинаково силен в маркетинге, продажах и продукте, скорее всего, не преуспел ни в чем из вышеперечисленного. Поэтому важно понять, какая из частей «потока» в бизнесе главенствует в вашем случае.
Если пристально посмотреть на бизнес 1990—2000 гг., то может показаться, что именно акцент на продажах и умении договариваться о выгодных условиях с поставщиками и клиентами — это единственный ключ к успеху. И действительно, еще каких-то 10 лет назад, обладая хорошо подвешенным языком и уверенностью на переговорах, вы могли смело рассчитывать на головокружительные успехи на бизнес-поприще. Это работало, приносило людям деньги и, как следствие, в какой-то момент достигло пика, после которого, как все мы знаем, наступает спад. И вот сейчас мы презираем продавцов, ненавидим, когда нам что-то навязывают, и отказываемся общаться по телефону с незнакомыми людьми.
Сегодня на территорию бывшего Советского Союза пришло повальное «маркетинговое помешательство». Контекст, таргетинг, RTB-реклама… Попробуйте поговорить об этом с тем, кто плотно не занимался бизнесом с нулевых годов, и он уверенно покрутит пальцем у виска, определив для себя высшую степень вашего сумасшествия.
В 2010 году мой тогдашний бизнес с лихвой обеспечивала лидами постоянная e-mail рассылка и небольшая рекламная кампания в Директе по релевантным ключевым словам. Всеми маркетинговыми процессами заправлял молодой парень, совмещавший с этим работу оператора на телефоне и сисадмина. Подобных усилий хватало настолько, что годовые обороты компании превышали 100 млн руб., и казалось, что так будет всегда. Но нет!
Сейчас отдел маркетинга вашей компании может насчитывать десятки сотрудников — и вы все равно будете задействовать далеко не все доступные возможности. Ежемесячно в этой сфере появляется новый инструмент, а уже через полгода он теряет свою актуальность. Настал тот момент, когда даже пятиклассник понимает, что непонятные посты в его ленте «ВКонтакте» от групп, на которые он не подписывался, — это таргетинг, и, как следствие, воспринимает рекламу в штыки. Я не шучу, ибо не раз натыкался под нашими таргет-постами на «разоблачения», что «это все реклама», в комментариях от детей 10—12 лет.
У поколения тех, кто был подростком в конце 2000—начале 2010 гг., выработался защитный механизм, своеобразный ADD Block, вшитый в подкорку мозга, который научился осознанно «не видеть» 3 первые и 3 последние ссылки в выдаче поисковика, будь то Google или Яндекс, игнорируя ту самую контекстную рекламу, на которую вы возлагаете столь большие надежды.
Как некогда сам маркетинг скинул с вершины горы навык продаж, так и сейчас все идет к тому, что клиент учится видеть не то, что мы стремимся ему показать, а то, что есть на самом деле. Как следствие, потребитель становится умнее, и уже никакие ухищрения, акции и уникальные торговые предложения не скроют от него негативные характеристики продукта, если таковые имеются. Только молва, только живые отзывы и оценки прошедших клиентский путь предшественников влияют на выбор.
Речь не о том, что пришла пора уволить продавцов и таргетологов, довести товар до идеального состояния, усесться в засаде и ждать. Нет! Но если раньше можно было стать реально успешным, не имея действительно ценного продукта, то сейчас шансов на это с каждым годом все меньше и меньше. Выживают только те, кто уделяет внимание мелочам и использует личностный подход, распознавая клиента и подбирая под каждого конкретные инструменты и технологии.
Исходя из этого, прежде всего вы должны определить, что за продукт или услугу вы предлагаете (в чем их уникальность) и кому они нужны, то есть кто целевая аудитория (ЦА), а также каковы покупательские критерии каждой подгруппы. Давайте последовательно ответим на эти вопросы — они помогут сделать маркетинг прицельным: контент должен попадать в душу потребителя.
Что за продукт вы предлагаете?
Источник: incrussia.ru