Инициатива налоговой службы о введении единого налогового платежа выглядит логичной в контексте перевода отношений с налогоплательщиками в цифру, но многое будет зависеть от ее технического воплощения, считает адвокат АБ «Забейда и партнеры» Руслан Зафесов
Подача налоговых деклараций в конце квартала или подведение итогов финансового года — головная боль для бухгалтерии, а с некоторых пор — и для собственников бизнеса: в декларации вносятся сведения обо всех операциях и контрагентах налогоплательщика, после чего происходит исчисление налога и формирование множества платежных документов для перечисления средств в бюджет. Из-за участившихся случаев привлечения бенефициаров к уголовной ответственности за недоимки все участники бизнеса стараются быть максимально аккуратными, но при заполнении огромного количества документов трудно избежать ошибок, которые в масштабе страны выливаются в миллионы неверных операций и платежей.
Как НЕ Платить Налоги? Как Рыбаков хочет отменить налоги? Сколько денег мы теряем из за налогов?
Эксперимент для бизнеса
Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила решить эту проблему с помощью выплаты всей суммы начислений единым налоговым платежом, а дальше налоговики уже самостоятельно разберутся, за что расплатился налогоплательщик. Налоговая служба обещает создать для юридических лиц такой же личный кабинет налогоплательщика, как и у граждан, где в режиме реального времени можно будет отслеживать все платежи.
Речь не идет о принудительном и безвозвратном переходе в систему единого налогового платежа — переход планируется добровольным и постепенным, но учитывая, что цель ФНС — в снижении издержек администрирования и увеличении поступлений в бюджет, очевидно, что в ближайшие несколько лет налоговое ведомство постарается перейти на новые отношения с налогоплательщиками. Пока же система единого налогового платежа будет тестироваться, а к концу 2022 года к ней добровольно смогут присоединиться все юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Вопросы к налоговой
Низкий уровень доверия к государству не позволяет сразу поверить в искреннее желание ФНС снизить нагрузку на бизнес и начать диалог. Почти каждое нововведение вызывает скепсис. Успех эксперимента будет во многом зависеть от эффективности работы самой цифровой платформы, предложенной налоговиками. Платформа, на которой планируется запуск единого налогового платежа, должна быть удобна и понятна для пользователя, и самое главное — обеспечивать качественную обратную связь с подразделением ФНС.
Конечно, не всем предпринимателям придется по душе предложение фактически доверить распоряжение своими деньгами налоговой службе. Если раньше у налогоплательщика была возможность самостоятельно выстраивать очередность отчислений в бюджет, опираясь на бухгалтерский календарь, то теперь он обязан оплатить всю сумму сразу. Можно смоделировать ситуацию, когда налоговый инспектор, сделав вывод о наличии недоимки по какому-либо налогу, самостоятельно решит погасить ее из средств налогоплательщика, хотя по расчетам последнего деньги предназначались на совершенно иные цели. Как в таких случаях будет выстроен процесс коммуникации налогоплательщика с ФНС и как бизнесу защищать свои интересы в подобных ситуациях — пока непонятно, поскольку механизм еще не работает.
Движение в тренде
Надо понимать, что, помимо удобства для налогоплательщиков, мотивом внедрения единого налогового платежа является и желание повысить прозрачность налоговых правоотношений: администрировать один платеж намного проще, чем множество. Однако вряд ли новый порядок приведет к росту числа выявленных налоговых правонарушений, ведь об отмене налоговой отчетности речи не идет, а значит, прежние способы уклонения от уплаты налогов, состоящие в фальсификации отчетности и других предоставляемых в ФНС документов, останутся неизменны.
К тому же уже сейчас программные продукты налоговиков позволяют им контролировать и выявлять недобросовестных налогоплательщиков, ранее остававшихся без внимания. Например, проверяющие могут отслеживать показатели налоговой отчетности по НДС и обмениваться при этом информацией с другими подразделениями ФНС, а участвующие в системе налогового контроля банки контролируют все виды расчетов, то есть проверяющие могут отслеживать платежи в режиме онлайн.
Учитывая, что цифрового контроля со стороны государства все больше, и этот тренд уж точно не прекратится система единого налогового платежа выглядит не более чем логичным дополнением к уже введенным новшествам. Остается надеяться, что техническое воплощение нового механизма не добавит налогоплательщикам головной боли.
Источник: www.forbes.ru
Российский бизнес массово перестал платить налоги
По данным Росстата, на 1 января 2023 года совокупная задолженность компаний по налогам, сборам, страховым взносам и пеням достигла 2,53 трлн руб. – суммы, которая равна годовому бюджету всей системы государственной медицины по ОМС.
Долги бизнеса за год увеличились на 541 млрд руб. Настоящей проблемой для ФНС оборачивается сбор НДС – второго крупнейшего источника денег для федерального бюджета, который обеспечивает ему каждый пятый рубль. За год долги по НДС выросли на 40% – до 1,019 трлн руб.
Долги по налогу на прибыль стали больше на 46% и достигли 469,5 млрд руб. Попавшие под санкции сырьевые компании в 3,2 раза нарастили задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых: сейчас это 130,6 млрд руб., а начало 2022 года было 39,8 млрд руб.
Сверстанный с дефицитом в 3 трлн руб., уже в январе бюджет потратил на 1,8 трлн руб. больше, чем собрал в виде налоговых поступлений. Нефтегазовые доходы просели вдвое, сборы НДС – на 44%, а экспортные доходы от Федеральной таможенной службы – почти вчетверо.
Экономист «Эксперт РА» Антон Табах прогнозирует, что в 2024 году правительство начнет повышать налоги, чтобы свести концы с концами.
Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»
fmd_bad В команду редакции интернет-издания «Капитал страны» требуется новостник: требования и условия keyboard_double_arrow_right
Комментировать (без регистрации)
Источник: kapital-rus.ru
Могут ли самозанятые работать с юридическими лицами?
Могут ли самозанятые работать с юрлицами и какими для каждой из сторон окажутся последствия такого взаимодействия — об этом в нашем материале.
Вам помогут документы и бланки:
- Варианты самозанятости и их соотнесение с возможным покупателем
- Налоговые последствия для самозанятого при работе для физлица, ИП или ООО
- Получают ли налоговые льготы компании, работающие с самозанятым?
- Итоги
Варианты самозанятости и их соотнесение с возможным покупателем
Самозанятость (т. е. работа физлица на себя с постановкой на налоговый учет, но без оформления в качестве индивидуального предпринимателя или частнопрактикующего лица и без привлечения наемных работников) в России возникла недавно и на настоящий момент имеет два варианта, описанных:
- в п. 7.3 ст. 83 НК РФ — он появился в кодексе с 30.11.2016;
- законе «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, начавшем действовать с 01.01.2019 и установившем изначально режим самозанятости в качестве экспериментального для применения до завершения 2028 года для нескольких регионов России. Однако заметим, что с 19.10.2020 режим самозанятости действует уже на всей территории страны. Распространяется этот документ не только на физлиц, но и на ИП, не имеющих наемных работников.
Правила применения этих двух вариантов различаются. В частности, различия существуют и в ответе на вопрос: «Могут ли самозанятые работать с юридическими лицами?».
Вариант, регулируемый НК РФ, установлен только для физлиц, оказывающих услуги исключительно физлицам и только в сфере домашних, личных или иных аналогичных потребностей заказчика. То есть для таких самозанятых работа с юридическими лицами не предусматривается изначально.
Совсем другая ситуация с возможными заказчиками самозанятого по закону № 422-ФЗ, упоминающему в таком качестве (ст. 10):
То есть для работы, осуществляемой по закону № 422-ФЗ, сочетание определений самозанятый и ООО в качестве исполнителя и заказчика соответственно имеет под собой основания.
Сферы деятельности в случае самозанятости, регулируемой законом № 422-ФЗ, тоже ограничены. Однако здесь они сводятся не к указанию разрешаемой деятельности, а к запретам на ведение некоторых ее видов и установлению недоступности режима для физлиц, не отвечающих условиям его использования. Этот режим неприменим в случаях (п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ):
- осуществления:
- продажи подакцизных и подлежащих иной обязательной маркировке товаров;
- перепродажи товаров и имущественных прав (кроме имевшихся в личном пользовании у самозанятого);
- реализации добытых самозанятых полезных ископаемых;
- посреднической деятельности (кроме услуг по доставке товаров с приемом наличных платежей в пользу продавца с применением контрольно-кассового аппарата, зарегистрированного на этого продавца);
- деятельности на ином режиме налогообложения;
- нанятых работников;
- годового дохода от его деятельности, превысившего 2,4 млн. руб.
При этом некоторые виды доходов не считаются таковыми для целей самозанятости (п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ). В т. ч. в их перечне указаны доходы самозанятых, подчиняющихся положениям п. 7.3 ст. 83 НК РФ.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте как работать с плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятыми). Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно.
См. также:
- «Все плюсы и минусы самозанятости для граждан в 2022-2023 годах»;
- «Может ли самозанятый арендовать помещение для работы».
Налоговые последствия для самозанятого при работе для физлица, ИП или ООО
Самозанятость, вне зависимости от законодательного акта, на котором она базируется, освобождает физлицо от платежей по НДФЛ (п. 70 ст. 217 НК РФ, п. 8 ст. 2 закона № 422-ФЗ). Предприниматели, перешедшие на экспериментальный режим, перестают быть плательщиками НДС (п. 9 ст.
2 закона № 422-ФЗ), однако обязанности по уплате этого налога при ввозе товаров в Россию и освобождаются от необходимости уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС сохраняются (п. 11 ст. 2 закона № 422-ФЗ). Физлица, не являющиеся ИП, также оказываются неплательщиками страховых взносов с дохода, полученного в рамках эксперимента (п. 2 ст.
15 закона № 422-ФЗ). Хотя при наличии желания самозанятые, действующие по закону № 422-ФЗ, могут добровольно стать плательщиками взносов на ОПС (подп. 6 п. 1 ст. 29 закона «Об обязательном пенсионном страховании…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Что же остается из платежей, предусмотренных налоговым законодательством? Самозанятые (независимо от того, в соответствии с каким из документов они приобрели такой статус) продолжают платить (при наличии у них соответствующего объекта налогообложения):
- имущественные налоги (на недвижимость, землю, транспорт);
- налоги за пользование водными объектами, их биоресурсами и объектами животного мира;
- госпошлины.
ИП продолжают выполнять обязанности налоговых агентов (п. 10 ст. 2 закона № 422-ФЗ).
Дополнительно для самозанятых, подчиняющихся закону № 422-ФЗ, введен налог, базой для которого служит полученный в рамках экспериментального режима доход (профессиональный доход). Налог этот имеет две ставки. Причем выбор ее значения определяет не вид полученного дохода, а то, кем именно является лицо, ставшее заказчиком услуг самозанятого (ст. 10 закона № 422-ФЗ). По величине этой ставки покупатели услуг самозанятого делятся на две группы:
- физлица — полученные от них доходы облагаются по ставке 4%;
- юрлица и ИП — здесь ставка составляет 6%.
Таким образом, при самозанятости в соответствии с законом № 422-ФЗ важно, в чей адрес осуществляется продажа самозанятым — ООО и ИП или физлица.
Получают ли налоговые льготы компании, работающие с самозанятым?
А как работать с самозанятыми ООО или ИП — с какими налоговыми последствиями столкнутся они?
Для начала отметим, что организация может сотрудничать с самозанятым только в том случае, если последние два года он не являлся ее работником. Далее важный момент. Сотрудничество с самозанятым не должно быть подменой трудовых отношений. За этим строго следят налоговые органы. Если такой факт подтвердится, компанию ждут доначисления страховых взносов и НДФЛ.
Само сотрудничество с самозанятыми для заказчиков-юрлиц и ИП будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия в части налогообложения.
Положительным моментом является то, что компании и ИП, работающие с самозанятыми, получают налоговые льготы в виде исчезновения (в связи с отсутствием трудовых взаимоотношений) обязанности платить с причитающихся самозанятым доходов страховые взносы и НДФЛ. Соответственно, нет необходимости и в сдаче отчетности по этим платежам в ИФНС и внебюджетные фонды.
Однако не начислять страховые взносы юрлицу или ИП, выплатившему доход самозанятому, допустимо лишь в случае получения от самозанятого чека с обязательными для этого документа реквизитами. В числе этих реквизитов (п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ):
- название документа и дата его формирования, соответствующая моменту поступления платежа к самозанятому;
- Ф. И. О. продавца и его ИНН;
- информация о применяемом им режиме в виде налога на профессиональный доход;
- сведения, характеризующие предмет продажи;
- стоимость проданного;
- ИНН покупателя, являющегося юрлицом или ИП;
- код (QR-код), позволяющий покупателю проверить факт отражения документа в системе учета ФНС;
- данные (ИНН и наименование) уполномоченных (электронного оператора площадки или банка) — при их участии в процессе расчетов;
- являющийся уникальным номер чека, присваиваемый ему в момент создания в системе ФНС «Мой налог».
Кроме того, только этот чек позволит компании или ИП взять в расходы платеж, осуществленный в адрес самозанятого (пп. 8-10 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Взаимоотношения юрлиц с самозанятыми под пристальным вниманием налоговиков. Как правильно оформить отношения с самозанятым, чтобы их не переквалифицировали в трудовые, мы рассказывали здесь.
Плюсом оказывается возможность принятия к учету чека, полученного в качестве электронного документа (пп. 4, 5 ст. 14 закона № 422-ФЗ). Но объем затрат, принимаемых по этому чеку в расходы, учитываемые при формировании налоговой базы (при использовании таких режимов как ОСНО, УСН с объектом «доходы минус расходы» и ЕСХН), уменьшится за счет неначисления на него страховых взносов.
Итоги
Вопрос взаимодействия с юрлицами возникает для самозанятых физлиц только в том случае, если такой статус они получили в результате применения режима, введенного в качестве экспериментального законом № 422-ФЗ на период 2019-2028 годов. По этому документу самозанятость применима к достаточно широкому перечню видов деятельности, однако имеет ряд ограничений для признания самозанятым.
В части доходов, получаемых в рамках экспериментального режима, самозанятые освобождаются от платежей по НДФЛ, НДС, страховым взносам. Но этот режим не влияет на обязанность (при наличии объекта, попадающего под налогообложение) платить имущественные налоги, налоги за пользование водными объектами, их биоресурсами и объектами животного мира, а также госпошлины. Применяющие экспериментальный режим уплачивают новый налог на профессиональный доход. Величина ставки по нему ставится в зависимость от того, кто является покупателем для самозанятого: физлицо (ставка составляет 4%) или юрлицо/ИП (ставка равна 6%).
Юрлица и ИП, взаимодействующие с самозанятыми, в отношении выплачиваемых им доходов освобождаются от платежей и отчетности по НДФЛ и страховым взносам, однако только при условии получения от самозанятого оформленного по всем правилам чека. И только при наличии этого чека выплаченный самозанятому доход попадет в расходы, учитываемые юрлицом или ИП при формировании налоговой базы по ОСНО, УСН или ЕСХН. При этом организации нужно следить, чтобы отношения с самозанятым нельзя было квалифицировать трудовыми. Иначе компанию ждут доначисления налогов и взносов.
Источник: nalog-nalog.ru