Люди все чаще предпочитают не купить вещь, а взять в аренду. Шерингом машин уже никого не удивишь, но сейчас можно взять ненадолго и зонтик, и зарядку для телефона. Однако в России более-менее активно арендуют только велосипеды, самокаты и те же машины, остальное пока провисает. С чем это связано, объясняет основатель сервиса по краткосрочной аренде пауэрбанков «Бери заряд!» Кирилл Кулаков
2 октября 2020 9:40
Рост в цифрах
Шеринговая экономика во всем мире не планирует замедляться: если в 2014 году капитализация отрасли составляла 15 млрд долларов, то к 2025-му, по прогнозам, должна вырасти до 335 млрд.
Даже если взять один рынок аренды зарядных устройств, на который два с половиной года назад вышел проект «Бери заряд!», он тоже чувствует себя неплохо: в 2019 году он оценивался примерно в 7 млрд долларов, а в ближайшие семь лет должен расти с совокупным среднегодовым темпом роста в 18,4%. Такие сервисы весьма востребованы в Европе (Chargerent, Chimpy) и США (Fuel Rod), но по-настоящему огромной популярностью они пользуются в Азиатско-Тихоокеанском регионе — важнейшем драйвере мирового рынка аренды зарядных устройств. В одном только Китае подобными станциями пользуются не меньше 200 млн человек (по данным на 2019 год). Самих станций в стране 2 миллиона, а к 2023 году должно стать 10 миллионов. Аренда пауэрбанков там совершенно обыденная часть повседневности.
Как заработать на ароматических свечах дома: успешный бизнес на дому
Чего же нам не хватает?
Шеринговая экономика всегда немного про доверие: подразумевается, что человек, который берет в краткосрочную аренду какую-либо вещь, после обязательно вернет ее назад, причем в целости и сохранности. Если же что-то идет не так и вещь ломается или теряется, убытки ложатся на плечи сервиса по аренде.
В России сегодня нет единой системы, которая бы давала возможность привлекать к ответственности недобросовестных пользователей и одновременно не отталкивала честных клиентов слишком сложными правилами аренды или большим депозитом, в отличие от Китая, где существует единая биометрическая система кредитного, финансового и социального рейтинга. Причем, как отмечают аналитики, именно станции аренды пауэрбанков особенно хорошо себя чувствуют благодаря популярности, обеспеченной этим рейтингом. Люди с высоким рейтингом спокойно пользуются всеми благами безо всяких залогов, а если что-то случается, есть понятный механизм взыскания штрафа в пользу бизнеса.
Власти Китая, да и сами граждане говорят о большом количестве плюсов, которые приносит такая система: люди начали погашать кредиты и соблюдать все возможные правила. На уровне государства социальный рейтинг помогает сократить количество мошенничества и контрафакта. И это, безусловно, хорошо сказывается на бизнесе, в том числе на шеринге. То же зарядное устройство человек с низким рейтингом просто не сможет взять, а если пауэрбанк выдан, никто и не подумает оставить его себе, не возвращая и не оплачивая штраф, — слишком жаль баллов.
Но, безусловно, к этой системе есть свои вопросы. Так, в 2018 году, когда впервые вступили в силу ограничения для граждан с низким социальным рейтингом, более 20 миллионов китайских граждан не смогли из-за этого купить билеты на поезда и самолеты. Особенно смущает непрозрачность начисления поощрительных и штрафных баллов. Есть данные, что социальный рейтинг могут снизить как за нарушение правил дорожного движения, так и за покупку слишком большого количества видеоигр или распространение фейковых новостей. И вряд ли повсеместное введение рейтингов действительно можно назвать хорошей идеей — жить в оруэлловском мире никому не хочется.
А как у нас?
Все, кто хоть раз брал в аренду машину в каршеринге или самокат на улицах Москвы, знают, как работает система у нас. Нужно установить специальное приложение, пройти аутентификацию, зарегистрироваться, получить подтверждение, указать личные данные, привязать карту (которую сервис тоже проверит). Некоторые просят еще привязать аккаунт в соцсетях, позвонить по номеру, получить подтверждающую СМС. В общем, никакого «захотел покататься — взял велосипед в аренду за минуту».
Все это сильно усложняет процесс аренды и отталкивает потенциальных клиентов. Но без этих ограничений никуда: бизнес ведь не знает, что вы — добропорядочный гражданин, который доедет на самокате до дома и поставит его на специальную стоянку. Поэтому изначально компания не доверяет никому — в истории с арендой самокатов, велосипедов или машин цена ошибки слишком велика.
Сервисы по аренде пауэрбанков пока оперируют меньшими суммами, да и пользователей у них пока не миллионы, а только сотни тысяч. Поэтому, например, «Бери заряд!» может себе позволить давать аккумуляторы в аренду, не требуя обязательного залога и не замораживая на счету клиентов значительные суммы. Сегодня, чтобы взять в аренду зарядку, клиенту нужно оставить свой номер мобильного телефона, верифицировать его через смс и привязать карту для оплаты. Ценообразование у сервиса гибкое: первые полчаса аренды бесплатные, а дальше 50–100 рублей в сутки в зависимости от локации. Если человек не возвращает пауэрбанк, раз в час будет списываться сумма аренды.
В целом процент невозвратов пауэрбанков у «Бери заряд!» пока совсем невелик. Однако, как только сервис выйдет на по-настоящему большой рынок, он наверняка столкнется с гораздо большим количеством недобросовестных пользователей.
И, что еще хуже, с гигантской финансовой нагрузкой, связанной с тем, что компания не сможет дотянуться до добросовестных клиентов, которые готовы платить и вовремя возвращать зарядки. В таком же положении находятся компании, которые сдают в аренду автомобили, самокаты и велосипеды, и другие представители шеринговой экономики. Так, согласно последнему исследованию, в Москве в каждой точке шеринга ежедневно фиксируется три-четыре попытки украсть самокат, одна из которых завершается успехом. Можете представить, о каких колоссальных убытках идет речь.
И какие есть варианты?
Одно из возможных решений сегодня используют сервисы по аренде электросамокатов. Например, в самокаты Lime встроены устройства, которые блокируют колеса, если аренда самоката не оплачена, и пользоваться им становится просто невозможно. Правда, компания отмечает, что это может иногда вызывать дополнительные сложности для добросовестных клиентов. Так, в Швейцарии были случаи, когда самокаты перезагружались во время проката, из-за чего автоматически включалась блокировка колес. К тому же далеко не все устройства можно вот так дистанционно отключать, а значит, решение нельзя считать универсальным.
Если блокировка невозможна, вероятно, подойдет встроенный GPS-датчик, с помощью которого украденные устройства будут обнаружены. Такие обычно есть на машинах и велосипедах. Но когда речь идет о более мелких вещах, например пауэрбанках или зонтиках, смысла в этом немного.
Конечно, можно подумать о едином кредитном и социальном рейтинге, завязанном на биометрическую систему, как в Китае, но я уверен, что в нашей стране такой вариант не пройдет (и слава богу!) А вот что, на мой взгляд, определенно сработает, так это гарантия бизнесу со стороны банковского сектора.
Сегодня эта модель уже действует. Например, когда вы покупаете что-то в магазине на борту самолета, оплачивая покупку картой, то деньги не могут сняться со счета моментально — в полете нет связи. Денег может вообще не быть на счету, но бизнес знает, что в любом случае получит их от банка. А уже тот будет разбираться с недобросовестным или просто забывчивым клиентом, стребовав с него нужную сумму. Точно так же все устроено с бронированием отелей и арендой автомобилей за рубежом.
И как только бизнес, избравший шеринговую модель, получит подобные гарантии — от единой биометрической системы, кредитного рейтинга или банков, — темп развития всей отрасли увеличится кратно.
Источник: snob.ru
Шеринговая экономика в России. Часть1. Перспективы для бизнеса
Люди в современном мире не привязаны к одному месту: интернет-профессии и фриланс дают возможность работать из любого места страны и мира. Нет больше необходимости покупать недвижимость, обустраивать дом бытовой техникой, покупать автомобиль – благодаря шеринговой экономике, всё можно взять в аренду там, куда занесла нелёгкая.
Многие покупают вещи на «Авито», арендуют жильё, пользуются сервисом BlaBlaCar или кар-шерингом – экономика совместного использования прочно вошла в обиход. Выгода для простого потребителя понятна: нет необходимости платить за дорогостоящую вещь, если она нужна пару раз в год, появляется возможность путешествовать или «зимовать» по несколько месяцев в другом регионе без потери привычного уровня комфорта. Но выгодно ли совместное потребление для бизнеса? Какие возможности кроются в шеринговой экономике для предпринимателей? Узнаем из сегодняшнего материала.
Что такое шеринговая экономика
Шеринг-экономика или экономика совместного потребления – sharing economy – бизнес-модель по обмену разного рода товарами, транспортом, недвижимостью или знаниями через посредника. Английский глагол «to share» означает «делиться» и отлично передаёт суть экономической модели: товары и услуги используют коллективно, на условиях бартера или аренды. При том обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.
Принципы sharing economy знакомы не только молодым и прогрессивным, но и консервативному поколению советской закалки: каждый в своей жизни хоть раз брал книги в библиотеке, а может и видеокассеты в прокате. Развитие технологий дало возможность масштабировать аренду: по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объём шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей, а в 2020 году составил уже 1,07 трлн рублей. По оценкам PwC, к 2025 году рынок шеринговой экономики вырастет до $335 млрд.
Платить за временный доступ к продукту часто выгоднее и удобнее, чем приобретать его. Такую концепцию с энтузиазмом подхватили миллениалы: стремление к мобильности и отсутствие тяги к накопительству благотворная почва для развития шеринга. Кроме того, бизнес-модель идёт на пользу окружающей среде: шеринг помогает снизить потребление ресурсов и производство товаров, а также увеличить срок эксплуатации многих продуктов.
Концепция совместного потребления
Впервые термин «шеринг-экономика» был использован в статье «Структура сообщества и совместное потребление: рутинный подход к деятельности» Маркуса Фелсона и Джо Л. Спаэта в 1978 году.
Кевин Келли, автор работы «Новые правила для новой экономики», считает, что экономика совместного пользования ведёт к экономической революции.
Чжан Сяожун и Юй Дань – китайские исследователи шеринг-экономики – придерживаются мнения, что экономическая база будущего общества будет основана на шеринге и станет экономикой шерингизма.
Рэйчел Ботсман – победительница рейтинга Thinkers50 (рейтинг 50 ведущих бизнес-мыслителей мира) в номинации «Прорывная идея» в 2015 году – называет шеринговую экономику явлением, способным разрушить устаревшие формы бизнеса и помочь сделать скачок от расточительных форм гиперпотребления к разумному использованию ресурсов.
В первую очередь, популярностью шеринговая экономика обязана современному поколению, менее зацикленному на необходимости иметь вещи в собственности: тысячи лет люди повышали статус и комфорт за счёт наживания имущества, а сейчас статус и комфорт часто выражается в возможности сорваться в любой момент времени с места, быть гибким и мобильным. В таких обстоятельствах лишние вещи совершенно ни к чему, зато очень кстати будет возможность легко арендовать недвижимость, транспорт и прочие атрибуты комфортной и успешной жизни там, где это потребуется сегодня.
Безусловно, можно иметь квартиру в Москве, квартиру в Лондоне и дачу на юге Франции, но здесь подключается ещё один нюанс – разница между владением вещью и возможностью получить к ней кратковременный доступ заключается в том, что владение подразумевает ряд долгосрочных обязанностей: поддержание вещи в рабочем состоянии, обслуживание, ремонт, страховка и т.д.. При том чем крупнее и дороже вещь, тем больше сил, средств и времени требует её обслуживание: например, покупка дома, помимо непосредственно стоимости сделки, предполагает оплату коммунальных услуг, членские взносы, целевые взносы, налог на землю, ремонт и обслуживание. Тогда как аренда дома на сутки или несколько месяцев сразу лишает необходимости чрезмерных трат.
Шеринг – не призыв отказаться от частной собственности, но возможность задуматься о распределении денежных средств и свободы передвижения.
Идея sharing – своего рода попытка сократить цепочку между собственником и потребителем, однако полностью уйти от наличия посредника пока не выходит: сейчас владельца и конечного пользователя сводят вместе мобильные приложения и онлайн-платформы. Интернет повысил доступность сферы услуг, а ИТ-разработки делают предоставление услуг более технологичным и удобным для клиентов.
К факторам формирования шеринговой экономики относятся:
Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Молодое поколение живёт по принципу «здесь и сейчас», а факт владения вещью не важен. Миллениалы готовы платить за эмоции, но не за вещи. Какая разница, кто водил этот автомобиль до тебя, если ты едешь в нём по Парижу?
Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваться фотографиями товаров и отзывами об услугах. Шеринговые сервисы снижают риски сделки и обеспечивают доставку и обслуживание товаров.
Экономический кризис. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами. Безусловно, экономия – один из важных факторов развития шеринга, в том числе в России. Совместное использование позволяет не только сэкономить, но и получить доступ к продуктам более высокого уровня потребления.
Доступность. Обмен и аренда помогают не только сэкономить, но и обеспечить комфорт и широкий выбор товаров и услуг. Шеринг делает жизнь доступнее и проще: вместо того, чтобы зарываться в кучу объявлений, на шеринговых сервисах можно легко и быстро найти то, что необходимо прямо сейчас – широкий выбор и минимум ответственности.
Мобильность. Молодое поколение зачастую воспринимает собственность как громоздкий якорь, который существенно снижает мобильность. Среднесрочная аренда квартиры помогает не только устроить зимовку на Бали, но и без сомнений и промедлений принять более выгодное предложение о работе в в другом городе.
Этапы развития экономики совместного использования
Офлайн-шеринг – обмен и аренда в реальности. Библиотеки, видео-прокаты, секонд-хенды. Блошиные рынки – всё это своего рода зачатки экономики совместного потребления.
Торрент-шеринг – онлайн-раздача файлов по ссылкам. С развитием интернета, в совместное пользование попали игры, фильмы, книги, знания.
Uber-шеринг – возможность поделиться онлайн ценными материальными благами: аренда машины и съём квартиры стали в разы доступней.
Социальный шеринг – аренда социального статуса или комфорта. Возможность взять дорогую вещь в аренду вместо того, чтобы годами на неё копить.
Осознанный шеринг – продуманный уход от частной собственности, когда размываются и статусы, и ценности: человек выстраивает модель потребления так, чтобы исключить посредников.
Примеры экономики совместного потребления
· Кратковременная аренда жилья. Характерный пример – сервис Airbnb. В 2008 году молодые дизайнеры из Сан-Франциско решили сдавать в своей квартире надувные матрасы за небольшую плату, а сейчас стоимость бизнеса Airbnb оценивают в $88 млрд. Снимать можно не только дома, квартиры или комнаты, но и шатры, юрты, крыши и т. д.;
· Проживание за общение или небольшие услуги. На Couchsurfing путешественники с 2000 года ищут единомышленников, которые приютят у себя в обмен на вкусный обед или весёлые истории. Ещё один вариант – хаусситинг – уход за домом и проживание, пока хозяева в отъезде;
· Коливинг – сообщество по интересам или новый формат коммунальных квартир, где живут молодые специалисты или творческие люди. В Америке есть целая сеть коливингов Common. В России идея ещё не так крепко прижилась, но множество проектов коливинга уже реализовано: Colivium, «Лифт», «Свои», «Бизнес-дом» и коливинг-особняк Colife.
· Каршеринг. В одной Москве больше десятка сервисов поминутной аренды авто. Самые популярные: Яндекс.Драйв, Делимобиль и YouDrive;
· Карпулинг или райдшеринг. Суть сервиса в поиске водителей, с которыми человеку по пути. Лидирует сервис BlaBlaCar: в мире сайтом пользуется 50 млн пассажиров, и большая их часть – россияне. Для поиска попутчиков на небольшие расстояния по стране или даже городу есть аналогичный проект «Довезу!»;
· Велошеринг и кикшеринг. Аренда электросамокатов и велосипедов быстро набрала популярность в России: удобные приложения, широкая сеть парковочных станций – выбирайте транспорт, оплачивайте время и пользуйтесь. Популярные сервисы: Велобайк, Samocat Sharing, YouDrivelite, Lucky Bike и Woosh;
· Транспорт премиум-класса. В люксовом сегменте тоже появились онлайн-площадки, где владельцы частных самолётов и яхт готовы дать в аренду свой транспорт. Например, с самолётами работает сервис JetSmarter.
Офисы. Здесь главную позицию удерживают коворкинги – рабочие пространства для фрилансеров. Посетители получают доступ к wi-fi, рабочее место, офисное оборудование, кофе и прочие блага офисной работу. Ещё один плюс – возможность общаться с единомышленниками и заводить полезные знакомства.
Работа. Помимо сервисов фриланса по типу FL.ru или Kwork, где ищут проектные и постоянные вакансии, появились шеринговые сайты в сфере повседневных услуг: YouDo, Profi.ru, Яндекс.Услуги. Сервисы помогут найти аниматора на праздник, электрика для починки поломки, репетитора для ребёнка или психолога для себя.
Образование. Образовательные курсы можно проходить онлайн бесплатно или за небольшую плату: лекции, контрольные задания, экзамены и сертификат об окончании обучения – всё как положено. Среди популярных сервисов: Coursera, Универсариум, Лекториум, TED, Openedu.ru.
Еда. Фудшеринг – спасение еды от попадания на свалку. Группы продуктового обмена распространены в соцсетях и пабликах крупных городов, отдельные сообщества есть у вегетарианцев. Также в Москве и Санкт-Петербурге есть сервис Eatme, где можно купить нераспроданные в ресторанах блюда со скидкой.
Одежда. Секонд-хенды – прошлый век. Популярность набирают благотворительные магазины, где можно не только купить чью-то одежду, но и продать или обменять свою, а также сдать ненужные вещи в переработку. Яркий пример – магазины фонда «Второе дыхание» в Москве и магазины «Спасибо» в Петербурге. Проект SVALKA работает с разными вещами во многих крупных городах России.
· Любые новые или бывшие в употреблении товары можно покупать, а иногда и арендовать, на «Авито» или «Юле». Для аренды в России есть несколько популярных сайтов: Polka, Арендориум или Арентер. Особым спросом пользуются электроинструменты и спортивный инвентарь.
· Для отдельных товаров в разных странах существуют специальные сервисы: в Китае есть Sharing E Umbrella с прокатом зонтиков, в Германии компания Conjoule помогает продать излишки электроэнергии, если на участке есть солнечные батареи или ветряки.
· Частное кредитование. Кредиты благодаря шерингу превратились в p2p-займы между частными лицами. В России такие сервисы ещё не популярны, но в Европе и США есть Zopa.com и Kiva.org, где кредиторы и заёмщики работают на условиях более выгодных, чем предлагают банки;
· Краудфандинг – поиск частных инвесторов и сбор средств для реализации идей: бизнеса, творческих или благотворительных проектов.
Шеринговые модели потребления в b2b среде
Промышленное производство. Может показаться, что принципы шеринговой экономики подходят только для b2c и c2c сегментов. Однако принципы совместного потребления не чужды и такой консервативной сфере как промышленное производство: уже сегодня многие промышленники пользуются арендой машин, оборудования и даже труда специалистов. Шеринговые схемы распространены даже на государственном уровне: Китай не так давно представил план модернизации промышленности страны, включающий создание около 20 платформ с мощным инновационным потенциалом, которые предусматривают совместное использование производственных мощностей, инструментов, оборудования, интеллектуальных ресурсов, а также услуг, связанных с логистикой и работой складских помещений. Такая тактика должна повысить общую эффективность и сократить простой в работе предприятий.
Шеринговый подход упрощает доступ к дорогой технике и сложному инновационному оборудованию, которое ещё не представлено на рынке в достаточном объёме. Технологии производства совершенствуются с огромной скоростью, а сервисы аренды оборудования дают дополнительную гибкость в освоении новых технологий: например, площадка 3D HUBS сдаёт в аренду промышленные принтеры для 3D-печати, которая всё чаще используется в различных областях производства.
Благодаря технологиям ИИ, позволяющим отслеживать объём использования производственных мощностей, стоимость аренды производственного оборудования зависит не столько от количества часов аренды, сколько от объёма использования.
Все эти принципы в равной мере работают и по отношению к менее инновационным и энергоёмким сферам бизнеса: арендовать необходимое для работы оборудование может пекарня, дизайнер интерьера или ларёк мороженного.
Транспорт и спец техника. Самый очевидный вариант – операционный лизинг. Потенциал рынка очень большой: из 4,5 млн корпоративных автомобилей в России 1,9% в операционном лизинге, это 85 тысяч единиц. В Европе более 32% автопарка компаний приходится на операционный лизинг.
Что касается аренды спецтехники, то варианта три:
· Дилерские центры производителей техники – JCB, Komatsu, CAT и другие – которые предоставляют услуги аренды заинтересованным компаниям;
· Арендные компании, которые занимаются субарендой техники. Этот вид деятельности может приносить до 70% выручки;
· Корпоративные автопарки, которые часто используют технику исключительно для собственных нужд и загружают её на 30-40%.
Лаборатории и коворкинги. Часто крупные предприятия не отличаются гибкостью: производства привязаны к территориям, которые выбирают исходя из природных и географических условий – переместить персонал завода на территорию коворкинга не получится. Однако аренда рабочих площадей нашла применение и в промышленности: резиденты многих технопарков могут арендовать лаборатории, оснащенные функционалом для создания инновационных продуктов. Самые яркие примеры: «Сколково» и НИТУ МИСиС. Впрочем, многие регионы России в развитии экономики делают ставку именно на Технопарки: формат значительно упрощает «знакомство» профессионального и делового сообщества с новыми технологиями, а также облегчает стартапам доступ к новейшим технологиям и инструментам разработки.
Разработка инноваций на общих площадях популярна в западном корпоративном секторе: сотрудникам предлагают заниматься производственно-творческой деятельностью в оборудованных по последнему слову техники «гаражах». Чаще к такой модели прибегают стартапы, которые пока не могут позволить создание собственной технологической инфраструктуры.
В сегменте малого бизнеса, помимо классических коворкингов, широко развита аренда площадей под разовые мероприятия, проведение обучающих семинаров или почасовые консультации: например, психологи и другие консультирующие специалисты арендуют в общем расписании оборудованные под специфические нужды помещения в разных бизнес-центрах, чтобы расширить географию своих услуг.
Аренда инноваций. Производители вкладывают серьезные ресурсы в новые технологические разработки: по приблизительным оценкам, ежегодные расходы на освоение цифровых технологий и внедрение инноваций во всём мире составляют около 40 млрд долларов. Трансляция знаний и профессиональных компетенций позволяет не только сэкономить средства и время на самостоятельной проработке технологий, но и помогает быстрее развиваться рынку в целом, ведь каждая инновация получает стремительное распространение.
Шеринговая экономика определённо несёт массу пользы как для частных лиц, так и для компаний разного уровня: экономия ресурсов, высокая доступность востребованных товаров и услуг, продление срока эксплуатации вещей и сокращение производства, расширение географии, простота коммуникации и безопасность сделки – бесспорные плюсы экономики совместного потребления. Но, конечно, не обошлось без минусов.
О подводных камнях sharing economy поговорим в следующем материале.
Источник: vc.ru
Хотите ли вы вести уже ведете бизнес на какой нибудь из шеринговых площадок
Sharing economy растет впечатляющими темпами — в 2014 году объем этого рынка составлял $15 млрд, а к 2025 году, по прогнозам PwC, достигнет $335 млрд.
Sharing economy стала одной из самых перспективных областей бизнеса благодаря миллениалам, которые ценят не обладание вещью, а впечатления.
Наряду с ощущениями от использования товара миллениалы придают значение ценностям бренда, которые согласуются с концепцией осознанного потребления.
Например, 48% покупателей-миллениалов в США обращают внимание на этичность luxury-марки и ее влияние на экологию.
В Китае так ведут себя 38,5% покупателей поколения X, а в Италии и Великобритании — 20%. Это опять же играет на руку sharing economy, идеология которой подразумевает многоразовое использование товаров, идущее на пользу окружающей среде.
Каршеринги, коворкинги, коливинги — все это продукты идеологии совместного потребления, так близкой миллениалам, которые в 2020 году, по прогнозам World Data Lab, суммарно будут зарабатывать больше представителей других поколений.
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Как выйти с продуктом для этих потребителей на рынок sharing economy и не прогореть?
Выберите нишу
Предприниматели в сфере sharing economy на самом деле не придумывают новые рынки — они трансформируют существующие. PwC выделяет семь основных секторов, которые меняет sharing economy.
- Индустриямобильности: все, что связано с машинами и передвижением, включая каршеринг и райдшеринг.
- Ритейл: аренда одежды и товаров всех видов, включая luxury-бренды (так, растет число сервисов по подписке на одежду известных марок).
- Туризм: это и обмен домами, и организация питания туристов (например, в гостях), и другие связанные со сферой гостеприимства товары.
- Развлеченияи мультимедиа: стриминг видео и музыки — тоже пример sharing economy, которая вытеснила покупку кассет и DVD. Теперь активно делятся и инфраструктурой для онлайн-развлечений — растут сервисы, пользователи которых делятся сетью через свои роутеры.
- Финансовыйсектор: sharing economy помогает стартапам привлекать в инвесторы обычных людей (краудфандинг), а одним физическим пользователям — одалживать у других, а не у банков (c2c-лендинг).
- Энергетическийсектор: поставщики энергии тоже присоединяются к sharing economy, одновременно получая выручку с простаивающих мощностей и поддерживаю экологию.
- HR: sharing economy — это и физические товары, и услуги. Причем не только бытовые или ремонтные, но и требующие глубокой экспертизы — например, разработка или консалтинг. Интеграция модели sharing economy в эту сферу дала таким исполнителям возможность монетизировать свою экспертизу.
Если ваша идея относится к одному из этих секторов — можно смело изучать нишу и формулировать гипотезы. Новые рынки тоже вполне досягаемы — но помните, что многое зависит от психологии пользователей (об этом ниже).
Определитесь с форматом
Sharing economy часто путают с другими понятиями — например, с c2c-маркетплейсами.
Это неудивительно, учитывая, что один из самых успешных примеров в обеих областях — это Airbnb, который позволяет сдавать в краткосрочную аренду свои квартиры; то есть одновременно продвигает и идеологию совместного потребления, и концепцию обмена товарами и услугами между пользователями. Но реальность такова, что c2c — это лишь одна из моделей, по которым может работать бизнес в сфере sharing economy.
С таким же успехом можно запустить b2c-проект (уже привычную нам аренду товаров) или b2b-проект (например, площадка для сдачи пустующих площадей офиса).
Причем на последней стадии развитии рынка пользователи стали меньше выбирать c2c-проекты — стандарты потребления растут, и людям хочется исключить посредников, чтобы получить качественную услугу, поэтому b2c, как бы это поначалу ни казалось парадоксальным, тоже активно развивается в sharing economy.
Чтобы выбрать формат — как и с любым новым продуктом, — нужно изучить аудиторию, продумать бизнес-модель и протестировать гипотезы. Но так как sharing economy — это сравнительно новый рынок и новая механика, здесь есть своя специфика, которую стоит учитывать. Это психология пользователей и их понимание нового рынка.
Подумайте, принято ли арендовать или сдавать тот товар, который вы предлагаете?
Так, стартап Hello Parking начинал с того, что предлагал владельцам пустующих парковочных мест сдавать их в аренду с помощью своего сервиса. Но оказалось, в мегаполисах парковочные места так ценны, что владельцы не желали терять контроль над ними даже на время.
Позже стартап попробовал договориться с владельцами крупных парковок, но и они не пошли на компромисс, и компания закрылась. Поэтому какой бы выгодной не казалась бизнес-модель — стоит учесть особенности пользователей продукта на конкретном рынке.
Изучите законодательные ограничения
Психология пользователей — не единственное препятствие в сфере sharing economy. Это новая модель взаимодействия, которая постоянно затрагивает все новые и новые сферы традиционного бизнеса, при этом находясь в серой зоне с точки зрения законодательства. Логично, что представители старых моделей начинают сопротивляться и требовать защиты у государства. Иногда эти меры приводят к ограничениям.
Например, в Нью-Йорке нельзя сдавать жилье меньше чем на 10 дней — это создает проблемы для пользователей Airbnb. В Израиле такси может быть только официальное, с соответствующей раскраской и стоимостью поездок по счетчику. Gett и «Яндекс.такси» (международный бренд Yango) соблюдают эти условия и активно развиваются, а вот Uber это ограничивает и машин в стране мало.
В России уже больше года обещают отрегулировать каршеринг на законодательном уровне. Любой проект в зоне sharing economy может оказаться в сфере рынка — поэтому все законодательные меры и перспективы лучше изучить заранее.
Обеспечьте безопасность и качество
Главное в sharing economy — уверенность в том, что товар можно будет получить и пользоваться им без проблем. Для этого надо предоставить пользователю инструменты, которые убедят его в том, что он:
- полностью контролирует ситуацию и может оценить товар,
- если что-то пойдет не так — без проблем вернет товар или получит компенсацию.
С первым помогают справиться детальные карточки товаров и система отзывов и рейтингов. Стоит продумать программу поощрения, чтобы побудить пользователей ставить оценки и писать комментарии. Многие бизнесы внедряют сервисы вроде безопасной сделки или страховки услуг (например, это популярные услуги в YouDo).
Для второго пункта важна качественная и быстрая поддержка — особенно в c2c-модели, где пользователи и так опасаются заключать сделку с другим пользователем, а не с компанией.
В погоне за доверием главное — не усложнить путь пользователя к покупке и поставщика товара (опять же, если речь идет о c2c-формате) к сдаче его в аренду. Если, чтобы подтвердить качество товара, нужно будет совершить слишком много действий, то площадка просто не наберет критическую массу пользователей.
Помните о российской специфике
Если вы запускаете продукт на российском рынке, то стоит помнить, что здесь ситуация отличается — sharing economy растет не столько благодаря идеологии совместного потребления, сколько благодаря экономии.
Реальные доходы россиян падают пятый год подряд, поэтому они ищут способы тратить меньше денег.
По данным Росстата, в первом квартале 2019 года они уменьшились на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это стоит учитывать в коммуникации и ценообразовании продуктов в сфере sharing economy. Упор на ответственное потребление и дополнительную плату за этичность и ценности бренда на российском рынке сработает меньше, чем на западном.
А вот образовательно-финансовая тематика привлечет пользователей: чем доступнее объяснить про то, что аренда многих категорий товаров выгоднее обладания, тем больше пользователей перейдет на новую парадигму мышления.
Перемены в мышлении аудитории открывают новые возможности и новые ниши, которые можно преобразовать с помощью sharing economy. Да, эта модель приносит свои ограничения, но если учесть их и создать уникальное предложение для нового поколения пользователей — то ваш шеринговый стартап не прогорит.
Как получить максимум
- Выберитеперспективную нишу, в которой можно трансформировать уже сложившиеся модели взаимодействия.
- Выберитеформат и протестируйте его в выбранной нише, учитывая психологию пользователей.
- Изучитезаконодательство, касающееся sharing economy, на вашем рынке: может оказаться, что оно накладывает ограничения на компании этой модели.
- Предусмотрите внедрение функционала, который повысит доверие пользователей и поможет справиться со страхами перед новой моделью.
- Не забывайте о специфике местного рынка, если запускаете бизнес в России: здесь идеология идет на втором месте после стремления сэкономить.
Руководствуясь этими правилами, вы сможете зайти на рынок sharing economy с успешным продуктом и не провалиться на старте из-за того, что недостаточно изучили рынок.
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Источник: rb.ru