Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Исходя из приведенного определения, к видам хозяйствующих субъектов можно отнести:
1) юридические лица, в том числе, иностранные:
- коммерческие организации;
- некоммерческая организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;
2) индивидуальные предприниматели (физические лица) — граждане и неграждане РФ:
- индивидуальные предприниматели;
- иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход,
в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Соблюдение экологических требований хозяйствующими субъектами
Категории
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Практикум «Меры поддержки бизнеса от Корпорации МСП»
Источник: jurkom74.ru
Классификация хозяйствующих субъектов
Многочисленные хозяйствующие субъекты классифицируются по разным признакам и основания их разграничения по тому или иному виду могут оказывать существенное влияние на характер организации финансов.
Наиболее общим признаком разграничения является внесение предприятий и организаций к одной из сфер деятельности — материальной или нематериальной (непроизводственной).
Хозяйствующие субъекты материальной сферы деятельности создают материальные продукты и блага являющиеся основой жизнедеятельности всего общества. Продукты и блага выступает в натурально-вещественном выражении, в форме преобразованной энергии природы, или находятся в стадиях продолжения процессов производства, способствующих использованию созданных продуктов потребителями (транспортировка, заготовка, хранение и др.), при которых происходит наращивание стоимости. Часть продукта данной сферы потребляется внутри ее отраслей (продукция производственного потребления), другая направляется на конечное потребление, в том числе и в непроизводственную сферу.
Результаты деятельности непроизводственной сферы принимают форму услуг, процесс создания которых совпадает, как правило, с процессом их потребления, то есть они не подлежат накоплению, хранению.
(В некоторых случаях имеет место специфическое накопление, например, в образовании, науке — накопление умений, знаний, в управлении — управленческого опыта, навыков).
Названные принципиальные отличия двух сфер общественного производства отражаются на организации финансов этих сфер
- как при финансировании, движении финансовых фондов в процессах создания стоимости продуктов или услуг, так и при формировании финансовых результатов деятельности — распределении и использовании накоплений доходов или прибыли. Например, в движении фондов материальной сферы значительное место занимают те, которые связаны с созданием производственных запасов, незавершенного производства, прохождением готовой продукции и некоторых других процессов, которые нехарактерны для непроизводственной сферы.
Внутри материальной и нематериальной сфер выделяются отрасли, подотрасли (в системе СНС — виды деятельности), принадлежность к которым низовых хозяйствующих единиц отражается на организации финансов. Деление на отрасли хотя и отражает качественную однородность экономической деятельности, но и предполагает большое ее многообразие даже в рамках подотрасли или группы экономических субъектов. Это связано с организационно-техническим, технологическим характером производства. Например, в машиностроении существенно влияние оказывает вид продукции, что отражается на процессах кругооборота фондов. Характер движения и обслуживания кругооборота фондов здесь зависит от организацион- но-технологического типа производства: массовое, серийное (в том числе крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное), индивидуальное.
На организацию финансов, в основном в сфере материального производства, оказывает влияние длительность производственного цикла изготовления продукции, сезонность, климатические факторы. Фактор сезонности характерен для сельскохозяйственного, строительного производств. Такие факторы влияют на величину затрат на производство: например, производства с длительным циклом или сезонным характером вызывают значительные отвлечения средств в незавершенное производство, что при использовании кредитов приводит к выплатам больших сумм процентов; в строительстве сезонность вызывает удорожание работ в зимнее время. Природно-климатические факторы приводят к увеличению затрат в связи с выплатой районных коэффициентов к заработной плате, на страхование, другим дополнительным затратам. В конечном итоге увеличение затрат влияет на финансовые результаты деятельности: в условиях рыночной конкуренции такие предприятия будут получать меньший доход при реализации продукции или для сохранения своих позиций на рынке должны находить финансовые способы его максимилизации.
Следующим крупным признаком классификации является характер финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- коммерческая и некоммерческая.
Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционируют подавляющая часть хозяйствующих субъектов сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора (сберегательно-депозитные, инвестиционные фонды, фондовые биржи, разные учреждения, обслуживающие рынок ценных бумаг и денежно-кредитные рынки), торгово-посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.
Значительная часть учреждений непроизводственной сферы остается в некоммерческом секторе: государственное управление, оборона, государственное социальное страхование и обеспечение, охрана правопорядка, защита окружающей среды, большая часть здравоохранения и образования, культуры и искусство, фундаментальная наука. Некоммерческая деятельность направлена не на получение дохода (прибыли), а на выполнение функций и действий, необходимых для всего общества, в том числе обеспечение социальной защиты населения.
Разграничение коммерческой и некоммерческой деятельности закреплено в Гражданском кодексе Республики Казахстан, в котором определяется понятие юридического лица. Юридическое лицо — организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной своей деятельности (коммерческая организация), либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (некоммерческая организация). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть создано в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.
Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, потребительского кооператива, общественного фонда, и в иной форме (например, религиозного объединения).
В отношении данного признака классификации организация финансов ориентируется на разных принципах обеспечения деятельности: на коммерческом расчете или на бюджетном финансировании, покрывающем потребности хозяйствующих субъектов на определенном устанавливаемом уровне. Если учреждения сочетают коммерческую и некоммерческую деятельность, то последняя влечет соответствующие финансовые последствия: организация самофинансирования такой деятельности, уплата налогов и обязательных платежей, распределение полученных доходов или прибыли.
Важным признаком классификации хозяйствующих субъектов является принадлежность к определенной форме собственности. Согласно законодательству в Республике Казахстан приняты две формы собственности: частная и государственная. Частная собственность выступает как собственность граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений; в качестве особого вида частной собственности выступает собственность общественных организаций.
Государственная собственность представлена республиканской и коммунальной собственностью.
Внутри названных форм собственности могут быть сформированы разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:
- Государственные предприятия, основанные на государственной собственности, в том числе:
республиканские — для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана;
предприятия коммунальной собственности — для решения задач по удовлетворению социально экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.
- Хозяйствующие субъекты, основанные на частной собственности юридических лиц: хозяйственные товарищества разного типа, в том числе акционерные общества, кооперативные предприятия и организации.
- Хозяйствующие субъекты, основанные на собственности общественных объединений.
- Совместные предприятия на основе объединения имущества учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.
- Частные хозяйствующие субъекты, основанные на собственности граждан.
- Смешанные предприятия с участием разных вышеперечисленных форм собственности.
Законодательством Республики Казахстан гарантируется равенство всех форм собственности и равная защита прав субъектов собственности.
Следует различать организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов и их размеры. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов определяются формой собственности — государственной, частной (с разновидностями). По размерам хозяйствующие субъекты могут быть малыми, средними и большими. В законодательном порядке определены параметры хозяйствующих субъектов разных сфер деятельности в целях стимулирования их развития как эффективных структур, позволяющих оперативно решать производственные и организационные задачи. Так, в Казахстане к субъектам частного предпринимательства относятся:
субъекты индивидуального предпринимательства; субъекты микробизнеса; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного бизнеса.
Многообразие разных классификационных характеристик хозяйствующих субъектов, возможные их сочетания усложняют финансовый механизм данного звена финансовой системы, требуют постоянно его совершенствования, четкого законодательного регламентирования деятельности, хорошо налаженного управления и контроля финансовых процессов.
Источник: studfile.net
Хозяйствующий экономический субъект: описание, виды и особенности
Экономическими субъектами являются индивиды либо социальные группы, осуществляющие изучение окружающего мира и его объектов и воздействующие на них в процессе своей работы. Ими могут выступать: отдельный человек, семья, социальные группы, предприятия, государство и так далее. Субъекты экономических отношений принимают решения, реализуя на практике свои умения, несут ответственность за результаты своей работы. Рассмотрим далее их специфику.
Общая характеристика
Сегодня деятельность всех субъектов экономики достаточно специфична. Она находится в зависимости от роли, которую они исполняют в определенных исторических условиях, которая отличается относительной обособленностью, наличием моделей рационального поведения, самостоятельностью и установленными правилами.
В ряде источников субъекты экономического развития именуются агентами. В данном случае речь идет об организации или лице, работающем по поручению кого-либо, деловых учреждениях, исполняющих задания. Существующие функции передаются субъектам непосредственно экономической системой. А ее особенности, в свою очередь, определяют специфику их работы.
К примеру, коммерческое предприятие (корпорация, партнерство) осуществляет выпуск продукции для последующей ее реализации на товарном рынке с целью извлечения дохода. Соответственно, оно выступает как хозяйствующий экономический субъект. Вместе с этим могут существовать и некоммерческие общества. Они также могут заниматься производством продукции, но для собственного потребления. Эти субъекты экономической системы выступают в качестве участников нерыночной сферы.
Домохозяйство
Оно обладает возможностью принимать решения о качестве и количестве потребления существующих благ, об источниках прибыли на их приобретение. Домохозяйства выступают в качестве поставщиков и собственников производственных факторов. К ним относят:
- Рабочую силу.
- Денежные ресурсы.
- Продукцию подсобного хозяйства.
- Недвижимость, землю и так далее.
В качестве домохозяйства может выступать отдельный человек, если он проживает один и осуществляет, например, производство с/х продукции (фермер). В качестве него можно рассматривать общину, семью и так далее. Основным признаком в данном случае будет выступать ведение хозяйства.
Специфика
Домохозяйства, как и прочие экономические субъекты, выступают в роли и продавцов, и покупателей. В частности, на рынке производственных факторов они реализаторы (арендаторы). В первую очередь, в данном случае, они продают способность к труду. Кроме того, эти субъекты экономической деятельности могут предоставлять в аренду свободный капитал или имущество.
За счет этого они получают прибыль. Из поступивших доходов формируется потребительский бюджет домохозяйств. В качестве основы прибыли, как правило, выступает зарплата. Она является факторным доходом, величина которого меняется, в зависимости от производительности. Прибыль домохозяйство распределяет между сбережениями и текущим потреблением.
Предприятие
Этот экономический субъект представляет собой юрлицо, функционирующее для создания и производства благ (продукции), выполнения работ и предоставления услуг. Другими словами, фирма принимает решение о выпуске товаров для реализации на основе эксплуатации ресурсов, которые находятся в ее собственном распоряжении, а также приобретаются на рынке факторов. В качестве потребителей услуг и продукции, созданных предприятием, выступают домохозяйства, государство, другие компании, зарубежные в том числе. Источником работы фирмы считается ее выручка. Она включает в себя компенсацию расходов на выпуск благ, а также прибыль, посредством которой осуществляется дальнейшая экономическая деятельность.
Особенности работы предприятия
Платежи, которые осуществляются фирмой при приобретении производственных факторов, выступают как ее издержки. Вместе с этим, они формируют потоки зарплаты, процентов, ренты и прочего. На рынках готовых товаров этот экономический субъект создает предложение. В этом случае он выступает как продавец, разрабатывающий определенную ценовую политику в соответствии с существующими условиями. Прибыль, которую получает фирма, частично передается государству в форме налогов, отчисляется акционерам (при корпоративном типе организации) в виде дивидендов, а также направляется на расширение производства (инвестируется).
Обязательные платежи
Каждый экономический субъект должен выплачивать налоги. Они могут быть прямыми либо косвенными. Первыми являются налоги, которые выплачиваются непосредственно с прибыли. Косвенные отчисления осуществляются даже в тех случаях, когда предприятие не получает доход. Они включаются в себестоимость продукции.
К таким налогам, в частности, относят таможенные пошлины, НДС, акцизы и пр. При этом государство предоставляет определенные льготы предприятиям. Фирмы могут получить субвенцию, субсидию, дотацию. Используя эти средства, государство реализует экономическую политику, ориентированную на регулирование деятельности существующих в стране предприятий.
Формы собственности
В зависимости от них, выделяют разные виды компаний. Индивидуальная форма выступает в качестве основания для формирования семейного или частного предприятия. Коллективный тип собственности присущ для партнерств, товариществ, обществ (ООО, ЗАО). Существует также государственная и муниципальная формы. Они характерны для некоммерческих, унитарных предприятий и организаций (союзов, фондов и прочих).
Государство
Оно также рассматривается как экономический субъект. В качестве ключевой его функции выступает эмиссия денег. Она реализуется через ЦБ. Центральный банк, являясь государственной организацией, осуществляет также регулирование финансовых потоков. В товарообороте государство может быть как покупателем, так и продавцом.
На рынке производственных факторов этот экономический субъект приобретает все ресурсы, необходимые для обеспечения функционирования своих структур. Выступая в качестве продавца или арендодателя, государство реализует или предоставляет во временное пользование продукцию, которую выпускают госпредприятия. Кроме этого, оно осуществляет сбор налогов с других субъектов экономической деятельности, предоставляет им льготы, гарантии, субсидии, дотации.
Направления государственной политики
Выступая в качестве ключевого органа регулирования экономики, деятельность правительства рассматривается как на макро-, так и на микроуровне. Политика государства должна быть ориентирована на максимизацию национального благосостояния в условиях достаточно ограниченных возможностей. В рамках микроэкономики проводится анализ воздействия правительства на конкретных субъектов: производителей, приобретателей, продавцов и пр. На макроуровне оценивается его влияние на инфляцию, предпринимательскую активность, безработицу и так далее.
Ключевые задачи правительства
Ряд функций, которые реализует государство, ориентированы на поддержание и развитие экономики. К ним, в частности, относятся:
- Обеспечение нормативной базы и формирование социальной атмосферы, которые способствуют эффективному функционированию рынка.
- Защита конкуренции.
- Обеспечение перераспределения доходов и благ.
- Стабилизация экономической ситуации. Эта задача предполагает осуществление контроля уровня занятости и инфляции, стимулирование роста производительности.
- Корректировка распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.
Реализация госпрограммы
Задачи по обеспечению нормативной основы рыночной экономики решаются посредством введения определенных правил поведения. Ими должны руководствоваться все производители при взаимодействии с потребителями. Утверждаемые правительством нормативные акты касаются определения сферы распространения прав собственности, регулирования отношений между фирмами, запрета на реализацию фальсифицированных лекарств и продуктов. В юридических документах также определяются стандарты маркировки, качества изделий, ответственность за несоблюдение договорных условий и пр.
Заключение
В стабильных государствах правительствами разрабатываются и реализуются программы по социальному обеспечению, устанавливаются минимальные величины зарплаты, пособий по безработице. Государство строго контролирует уровень цен, фиксируя их для повышения дохода ряда категорий граждан.
Обеспечение равноправия, свободной конкуренции, создание условий, в которых все субъекты экономического процесса смогли бы реализовать свой потенциал, — считаются основными задачами правительства. Для их реализации вырабатываются самые различные программы. Вместе с этим, государство должно способствовать пополнению бюджета.
Для этого устанавливаются дифференцированные налоговые ставки. Используя экономические и финансовые инструменты, правительство регулирует процесс распределения прибыли посредством прямого и косвенного вмешательства в функционирование рыночной структуры.
За счет существующей системы налогообложения, а также благодаря государственным расходам на социальное обеспечение все большая часть национального дохода направляется от относительно богатых участников оборота к сравнительно бедным. В этом процессе, однако, ключевая роль принадлежит домохозяйствам и предприятиям. Именно они выступают как источник доходов бюджета. Производители выпускают товары, предоставляют услуги и выполняют работы, обеспечивая общество необходимыми благами.
Источник: fb.ru