Художественная литература или бизнес

Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA.

Современная управленческая наука и бизнес-образование — надстройка над многовековой культурой и историей человечества. Люди зарабатывали деньги, управляли армиями и странами задолго до того, как появились бизнес-тренинги, бизнес-школы и бизнес-литература. Александр Македонский, Колумб, Ротшильды воплощали грандиозные планы, экономика росла, города строились, соседи разорялись. И никто не догадывался, что существуют управленческие навыки, которые нужно прокачивать.

Деловая литература написана «на полях» основных мировых текстов — исторических, философских, религиозных, художественных. Бизнес-образование не должно обходить их стороной: своего рода первоисточники, они могут дать будущим управленцам значительно больше, чем учебники. Деловая литература отсекает все, что лежит за границами ее познания, утверждая: главное — работа и успех.

Почему художественная литература лучше чем бизнес литература ?

Но нет ли здесь противоречия? Теоретики и практики бизнеса все чаще заявляют о необходимости находить баланс между работой и личной жизнью, о том, что мотивация зависит от настроения и самоощущения: человек, у которого разваливается семья, едва ли может трудиться в полную силу. Бизнес — это не только деньги, стратегия и управление, это еще и психология, и житейская мудрость.

Художественная литература, в отличие от деловой, повествует о мире во всем его многообразии, исходя из того, что бизнес — частный случай жизни, а не наоборот. Она показывает взаимосвязь вещей и при этом дает практические советы и учит стратегическому мышлению не хуже учебников. Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA.

Чему учит Лев Толстой

Лев Толстой — образец стратега, способного обрабатывать огромный объем информации: «Войну и мир», роман, в котором действуют 1500 героев, он создал задолго до появления компьютера и интернета — и не допустил ни одной хронологической ошибки. Он описал мир в его целостности, развив повествование вглубь и вширь, связав общее с частным — показав, как делается история и что думают об исторических событиях Наполеон, Кутузов и обычные люди. Толстой продемонстрировал, как нужно смотреть на мир: оценивая одновременно близкий и дальний план, детали и ситуацию в целом — постоянно меняя оптику, чтобы видеть картину во всей полноте.

«Война и мир» — универсальный управленческий кейс. Он показывает, например, что при принятии решений нужно учитывать, что вы — лишь песчинка в огромном мире. Кутузов это понимает — и побеждает, а Наполеон считает себя ветром, который дует на корабль, а не парусом, — и в итоге терпит поражение. Еще одна управленческая тема романа — мотивация.

LaRiba| Book Battle [Бизнес литература VS Художественной литературы]

Толстой описывает солдат и офицеров, которые готовы на все, защищая Москву: борясь за то, что им дорого, они сплачиваются и «всем народом навалиться хотят». Во время Аустерлицкого сражения, которое проходило за границами России, этого нет: хотя у русско-австрийской армии было численное превосходство, командной работы не получилось.

Толстой пишет также о микроменеджмете и управлении изменениями. В отличие от Наполеона, который до последнего пытается руководить боем и все контролировать, Кутузов убежден: во время сражения ситуация меняется каждую секунду, и при таких скоростях управлять процессом невозможно. Он принимает главное решение — выбирает позицию, дает генеральное сражение, а затем перестает суетиться и доверяется подчиненным. Когда к нему подходят адъютанты и просят позволения что-то сделать, он отвечает: «Сделай, братец, распорядись».

Читайте также:  Какие вопросы задать владельцу бизнеса

Одна из слабых сторон бизнес-литературы, на мой взгляд, — нацеленность на успех. Но успех не может быть постоянным: кризисы, подъемы и падения неизбежны. Победа не бывает полной, а из поражения всегда можно извлечь урок и обернуть его в свою пользу. Толстой это великолепно демонстрирует: потерпев поражение при Бородино, Кутузов принимает непопулярное решение оставить Москву — он играет вдолгую и в результате выигрывает.

Кто писал о черных лебедях

О том, что человек не властен над реальностью и любое управленческое решение ограничено действительностью, мировая литература писала задолго до Насима Талеба — и гораздо более образно и ярко. В трагедии Софокла «Царь Эдип» черным лебедем для самого себя оказывается главный герой: поняв, что убийца — он сам, Эдип теряет все.

Так и в бизнесе: руководители или владельцы компаний, пав жертвой собственных амбиций, могут разрушить свое детище. Король Лир Уильяма Шекспира всю жизнь стремится принимать верные управленческие решения, но однажды, не сумев отличить черное от белого, он поддался на лесть. Переводя на язык бизнеса, он не просчитал, на что ставить: с кем торговать, на какого управленца положиться. Это приводит к катастрофе — герой слепнет и умирает.

Очень подробно эта тема раскрыта в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина. Царь приказывает схватить Гришку Отрепьева, но исполнители оказываются коррумпированными, у них нет мотивации выполнять это поручение, и Григорий бежит. Приказы не исполняются, потому что не отстроены институты, а руководитель не видит реального положения дел.

Пушкин объясняет: важно понимать, как на самом деле слаб твой голос, и всегда быть готовым к появлению черных лебедей. Нужно либо быть уверенным в мотивированности подчиненных либо знать, что делать, если они подведут.

Как правильно читать

Чтобы учиться у

Спрос на книги о бизнесе упал, зато растет интерес к художественной литературе, книгам по истории и психологии. За период с марта по апрель в России примерно вдвое снизился спрос на издания по финансам и инвестициям, таким как, например, «Правила инвестирования Уоррена Баффета».

Зато растет реализация книг по истории, психологии, а также научно-популярной и художественной литературы, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на издательство «Альпина».

Бестселлерами последних месяцев стали книги «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла — это книга о психологии пребывания в концлагере — и «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря о Владимире Путине и его окружении, отмечает гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин:

Алексей Ильин гендиректор издательской группы «Альпина» «Российский книжный рынок находится в состоянии крайней турбулентности. Рост первых месяцев сошел на нет, и сейчас продажи находятся на уровне прошлого года. При этом в прошлом году цены были на 15% ниже, и сейчас мы видим, что продажи в натуральном выражении снижаются.

Не по всем категориям — по некоторым категориям снижение существенно, по некоторым есть даже рост. Я наблюдаю снижение в сегменте книг по бизнесу и инвестициям, при этом есть рост по книгам по психологии, а также по некоторым книгам из жанра художественной литературы. Наибольший рост среди наших книг показывают книги Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!», «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря, «Терапия беспокойства» Роберта Бернса. Среди книг других издателей я бы отметил «Лето в пионерском лагере» и «Благословение небожителей».

Читайте также:  Как называется подбор исполнителей в шоу бизнесе 7 букв

О перераспределении интересов на книжном рынке рассказывает пиар-директор издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова:

Екатерина Кожанова пиар-директор издательской группы «Эксмо-АСТ» «Литература нон-фикшен также пользуется спросом, и в рейтингах продаж есть бестселлеры из ниш общей психологии. Тем не менее если смотреть на весь рынок, то действительно художественная литература выросла.

Если мы посмотрим динамику первого квартала 2021 года и динамику к 2022 году, художественная литература показала рост на уровне 40%. Возник спрос на самоучители по языкам, причем это арабские языки, сербский. Традиционно немного просаживаются книги об инвестициях в кризисные периоды. Высокая доля неопределенности, у аудитории сомнения, что формулы, которые работали до кризисной ситуации, продолжат работать во время изменений в экономике, изменений в общем контексте».

Business FM спросила представителей бизнеса о том, что они читают сейчас и изменились ли их читательские предпочтения за последние несколько месяцев.

Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин:

«Я, конечно, плохой пример в этом плане, потому что, к своему стыду, читаю достаточно мало, на это нет времени. И как способ отвлечься от реалий это тоже не работает, потому что как только я начинаю что-то читать, я уже на третьем предложении снова думаю о своих проблемах, а не о том, что написано в книге. Но поскольку пытаюсь поддерживать английский язык на живом уровне, продолжаю читать и пытаюсь искать те вещи, которые могут как-то перекликаться и с моим бизнесом. Поэтому последняя книга была «Колеса» Артура Хейли — очень интересная книга. На фоне всего того, что вокруг происходит, хочется, чтобы книжка уводила в сторону, как хороший фильм, как любое другое времяпрепровождение, доставляющее удовольствие и одновременно отдых».

Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова:

«Действительно, желания читать бизнес-литературу нет никакого. Но я состою в жюри конкурса «Лучшая бизнес-книга года» PwC, и мне пришлось ее читать. Вообще в этом году это было просто абсолютно без желания, хочется действительно читать не только художественную литературу, но и какую-то литературу для духовного развития. А классика — она вечна».

Ресторатор Александр Соркин:

«Мои читательские предпочтения не меняются уже, наверное, лет 15, я думаю, может даже 20. Они очень банальные, я читаю Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, ну и что-нибудь вокруг да около. Сорокин последний мне очень понравился, Пелевин последний мне не очень понравился, самая толстая его книжка, по-моему, которая была. Очень меня приятно удивил Дмитрий Быков, я почитал его рассказы.

Я его публицистику часто читал, понимал, что парень он талантливый, но художественную его литературу я мало читал. В общем, рассказы мне дико понравились. Ну и этот самый парень, который написал роман «Пост», который стал как никогда актуальным, Дмитрий Глуховский»

Представители книжной индустрии говорят, что рост интереса к художественной литературе частично объясняется сезонностью: он традиционно проявляется при приближении сезона отпусков, но такое серьезное изменение в структуре продаж сезонностью объяснить нельзя. Эксперты считают, что причиной изменений становятся попытки если не уйти от реальности, то хотя бы немного ее раскрасить при помощи литературных миров.

Источник: www.bfm.ru

Размышления о роли и задачах художественной литературы

Из опыта я понял следующее: художественная литература, в отличие от иных¹ художественных произведений, имеет гораздо больший потенциал в плане выражения идей и концепций, позволяя работать почти с любыми глубиной, масштабами и детализацией; при этом она ещё и компактнее в плане занимаемого места на современных носителях информации.

Читайте также:  Производство блоков как бизнес идея

Соответственно, я бы не назвал литературу чистым развлечением. В частностности, в среднем люди всё же способны уловить тему, проблему и идею произведения. Впрочем, многое зависит от автора. И, как говорят, безыдейной литературы, к которой относится в т. ч. развлекательная, несколько больше той, в которой авторы попытались рассмотреть что-то, с их точки зрения заслуживающее внимания.

Примера ради можно сравнить произведения Бориса Штерна и произвольно взятые современные произведения в жанре космооперы или ЛитРПГ. В первых автор поднимает достаточно серьёзные вопросы социального, морального и научного характера, а во вторых. с достаточно высокой вероятностью описаны «приключения» не особо достоверного персонажа в крайне сомнительном и не особо правдоподобном сеттинге.

То, что люди обычно вычленяют тему, проблему и идею несколько или совсем по-своему — это даже наоборот хорошо, так как появляется повод для дискуссии, дальнейшего обсуждения уже без самого автора (ну или вместе с ним, если он сможет или захочет принять участие). Как бы именно в некоторой неоднозначности, иносказательности и многогранности и суть художественной литературы. Если нужна бóльшая конкретика — публицистика, научные монографии и техническая документация к твоим услугам, там всё предельно конкретно и однозначно, на сколько это вообще возможно (особенно в последних двух). То есть требовать от художественной литературы крайне высокой достоверности всё-же не стоит, на то она и художественная, чтобы описывать образами.

Но на литературу можно посмотреть и сдругой стороны. Источниковедение, одна из прикладных исторических дисциплин рассматривает художественные произведения как полноценные источники информации о той или иной эпохе. Понятное дело, что по одному единственному произведению делать однозначные и окончательные выводы невозможно, однако по достаточно большой совокупности уже можно, ибо. закон больших чисел, как сказали бы статистики.

Например, по современной космической фантастике можно сделать кое-какие выводы о текущей эпохе. Это, кстати, отнюдь не только я заметил. Многие люди до меня и без меня в разных формах высказывали мысль, что авторы современной космической фантастики натягивают современность на космическое будущее (люди те-же, отношения те-же, а технологии футуристичные, хотя и не всегда реалистичные). Некоторые, говоря так, называют подобное минусом (я тоже нередко так говорю, ибо отразить современность можно, и не натягивая оную на всю галактику). Но смотря на все эти произведения как посмотрел бы историк, я нахожу подобное интересным и полезным фактом, к тому же, мне попадались неплохие произведения, неплохие именно с точки зрения отражения и осмысления современности (вот, относительно недавно читал одно по мотивам событий с американцами в Афганистане, но без прямых топорных отсылок, и в нём, помимо них, имелись достаточно красивые отсылки на особенности политического устройства современного общества).

И вообще, литература неплохо отражает особенности культуры. Как пример, могу привести Стивена Кинга. Со слов знакомого, который им увлекается, у него много отсылок к американской поп-культуре.

Обобщая всё вышесказанное, даже развлекательная литература в среднем выполняет свою основную функцию — отражает конкретную эпоху. Просто одни авторы пытаются осмыслить её целиком или что-то конкретное, и получаются относительно или достаточно серьёзные произведения, а другие просто используют свой жизненный опыт как основу, тем самым перенося те или иные фрагменты современности в свои произведения.

¹ Спектакль, анимационный фильм, игровой фильм и т. д.

Источник: author.today

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин