Беспилотный транспорт из научной фантастики постепенно становится реальностью – благодаря непрерывному прогрессу в разработке систем автоматического управления. Полностью автономные автомобили еще не поступили в продажу, но многие машины, представленные на рынке, уже частично автоматизированы. По мере приближения к полной автоматизации стоит взвесить, какое влияние самоуправляемый транспорт окажет на человечество, экономику и окружающую среду.
Преимущества самоуправляемых машин
Среди плюсов самоуправляемых автомобилей разработчики чаще всего называют безопасность, снижение вредного влияния на окружающую среду и экономическую эффективность.
Снижение уровня аварий по вине водителей
В теории, самоуправляемые машины должны быть безопаснее автомобилей, управляемых водителями. К примеру, по данным Госавтоинспекции на российских дорогах в 2020 году произошло 13,8 тыс ДТП по вине нетрезвых водителей; более 270 тыс водителей были привлечены к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде.
ГОРЯЧИЕ БИЗНЕС ИДЕИ 2021 ДЛЯ АВТО ТЕМЫ. АВТО БИЗНЕС. КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО
Представители ведомства подчеркнули, что вождение в пьяном виде пока еще остается самым опасным социальным явлением, хотя общее число ДТП в России продолжает снижаться. Автоматизированная система управления машиной без водителя, напротив, запрограммирована на абсолютное внимание и полное соблюдение правил дорожного движения.
Кроме того, в самоуправляемом транспорте все функции обеспечения безопасности будут полностью автоматическими:
• аварийное торможение;
• контроль схода с полосы движения;
• мониторы и датчики слепых пятен;
• трансляция информации на лобовое стекло;
• самостоятельная парковка;
• адаптивный круиз-контроль;
• удаленное управление маршрутом;
• связь между автомобилями.
Некоторые марки современных автомобилей уже имеют одну или несколько из перечисленных опций, и это положительно сказывается на безопасности дорожного движения.
Не нужно получать водительские права
Для использования самоуправляемого автомобиля не нужны водительские права. Люди, которые не умеют водить сами, всегда зависят от близких, такси и общественного транспорта. На автоматическом транспорте они смогут передвигаться свободно, комфортно и независимо. Пока что людям без навыков вождения приходится обходиться сервисами совместных поездок.
Самоуправляемые автомобили, очевидно, также значительно облегчат жизнь инвалидов, которые при всем желании не могут управлять машиной самостоятельно. Американская организация Ruderman Foundation подсчитала, что такие автомобили не только преобразят жизнь как минимум 2 млн инвалидов в США, но и сэкономят $19 млрд, которые система здравоохранения регулярно теряет только потому, что одинокие пациенты не могут вовремя попасть на прием.
Снижение уровня выхлопов
По оценкам Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (США), самоуправляемые транспортные средства могут привести к экономии топлива на 90%, и к снижению количества энергии, используемой для производства транспортных средств. Широкое распространение самоуправляемых автомобилей также поможет уменьшить пробки на дорогах, что положительно скажется на окружающей среде.
Позитивный экономический эффект
Ожидается, что самоуправляемые автомобили окажут сильное влияние на экономику: к 2050 году экономическая выгода от внедрения такого транспорта может достигнуть $800 млрд. Кроме того, если самоуправляемые автомобили действительно улучшат безопасность дорожного движения, они также уменьшат потери и затраты, связанные с ДТП, что может привести к экономии миллиардов долларов ежегодно.
Недостатки самоуправляемых автомобилей
Несмотря на приведенные выше преимущества, у этого вида транспорта есть и минусы, среди них – вопросы этики, кибербезопасности и негативного влияния на существующий рынок услуг.
Моральная дилемма
Автоматическое управление влечет за собой сложные этические проблемы. К примеру, чья безопасность должна быть приоритетной для системы – пешеходов или пассажиров? Должна ли автоматическая система обладать универсальным моральным кодом, или следует предоставить ей выбор в случае неизбежного столкновения, и чья жизнь в этом случае обладает большей ценностью, – ребенка или пожилого человека?
Другая сторона этой же проблемы – ответственность. Когда ДТП происходит по вине водителя, отвечать приходится ему. Но кто будет юридически и финансово отвечать за аварию, случившуюся по вине самоуправляемого автомобиля – пока неясно.
Кибербезопасность
Каждый самоуправляемый автомобиль будет частью большой сети, подобно тому, как компьютеры сейчас объединены интернетом. Точно так же, как и к любому компьютеру, злоумышленники могут получить доступ к автоматической машине. В лучшем случае инцидент выльется в неприятный опыт для пассажиров, в худшем может закончиться аварией.
По данным опроса Американской автомобильной ассоциации, только 12% водителей чувствовали бы себя в безопасности в самоуправляемом автомобиле; 50% опрошенных назвали главным фактором беспокойства опасность хакерского взлома. Очевидно, для повышения популярности самоуправляемых автомобилей понадобится длительная, продуманная информационная кампания и хорошая статистика безопасности.
Негативный экономический эффект
Эффект от внедрения самоуправляемых автомобилей будет позитивным для экономики в целом, но некоторые традиционные отрасли серьезно пострадают или будут полностью уничтожены. К ним относятся службы доставки, грузовых перевозок, такси – миллионы водителей останутся без работы.
Вторая негативная особенность самоуправляемых машин – высокая цена. Даже частично автоматизированные автомобили дороги – они стоят в США $30 тысяч и выше; полностью автоматические машины будут еще дороже. Для большинства людей, не умеющих водить, дешевле арендовать автомобиль с личным водителем. Стоимость пока что остается главным барьером для широкого внедрения самоуправляемых машин.
Навигационная система
Помимо стоимости, есть еще одно серьезное препятствие для повсеместного внедрения беспилотного транспорта. Это несовершенство навигации на основе GPS: средняя точность современных приемников в горизонтальной плоскости составляет примерно 6—8 метров при хорошей видимости спутников и использовании алгоритмов коррекции. Сложности и погрешности также могут возникать при использовании сотовой связи и Bluetooth, по этой причине площадь использования самоуправляемого транспорта может быть ограничена.
Перспективы для самоуправляемого транспорта
До ввода в эксплуатацию значительного количества самоуправляемых машин трудно просчитать все экономические и социальные последствия. В итоге и плюсов, и минусов у беспилотного транспорта окажется больше, чем можно сейчас представить и спрогнозировать.
Уже очевидно, что разработчикам предстоит решить проблемы кибербезопасности и автоматической навигации. Скорее всего, самоуправляемым прежде всего станет общественный транспорт, двигающийся по заданному маршруту и не покидающий пределы города.
Новые комментарии:
Отменить ответ
Dimass :
Транспорт с самоуправлением пока что кажется экзотикой в нашем мире. С одной стороны — есть ряд преимуществ, но и риски велики. И будет очень досадно, когда авария будет совершена благодаря сбою системы управления. Еще хотел бы возразить автору статьи. Ответственность за ДТП будет нести все же владелец автомобиля, даже если и система сама совершит правонарушение.
Это как случай с собакой. Собаку не посадят за то, что она укусит кого-то, а вот наказать хозяина за это — могут запросто.
Lisa Nessy :
А если система автомобиля будет взломана каким-нибудь недоброжелателем, ответственность за аварию тоже будет нести хозяин? Как-то это всё сложно, с обычными автомобилями куда проще
Анастасия :
Отличная статья, все разложено по полочкам, основные плюсы и минусы описаны. Действительно, хакерский взлом – это одна из основных опасностей. Да даже не взлом, а возможность «подвисания» системы. За управлением самолетами нужны диспетчеры – тут тоже возможно без них не обойтись, а это накладывает человеческий фактор. А про возможность аварии с учетом беспилотных машин даже думать не хочется – они должны быть полностью сведены на нет, ведь именно для этого они и разрабатываются.
Olga F :
Беспилотный тип управления транспортом — идея интересная, шагающая в ногу со временем. Но как быть тогда простым людям, которые работают водителями всю жизнь? Повысится уровень безработицы. Да и народ вряд ли захочет, к примеру, поехать в маршрутке без водителя. А как же будет работать искусственный интеллект при создании опасной ситуации на дороге?
На мой взгляд человек лучше справится за рулём автомобиля в такой ситуации. Как известно, у человека при опасных обстановках срабатывает «переключатель» в голове и он действует решительно и быстро, что вряд ли можно сказать о компьютерной технике. Пешеходы действительно будут опасаться машин, идущих без пилота.
Думаю, должно пережить много поколений, чтобы человек привык к такому виду вождения.
Андрей :
Беспилотный транспорт появится на наших дорогах ещё не скоро. Для того чтобы это стало обыденностью, нужно, чтобы снизилась его цена и его смогли позволить себе простые люди из народа. Стоит ли говорить, как мы далеки от этого?
Безусловно, у такого транспорта много плюсов. Это и снижение количества аварий, и исключение различных неприятных ситуаций на дороге.
Спорное решение. Как мне кажется поначалу будет столько жертв. А по сути и взять будет не с кого, не с робота же. Но с другой стороны, при должном подходе производителей, это очень интересная идея, которая в будущем должна стать одной из лидирующих на соответствующем рынке. Прогресс не стоит на месте!
Мне не понятен абзац про снижение уровня выхлопов. Каким образом у самоуправляемых автомобилей будет экономиться топливо? За счёт чего? И почему при их производстве будет сокращено количество энергии? Хотелось бы, чтобы этот пункт был раскрыт подробнее.
Плюса, состоящего в сокращении количества ДТП, можно добиться, ужесточив наказание за вождение в нетрезвом виде, например, лишая прав лет на 10 (человеку, намеренно создающему потенциально опасную ситуацию на дороге, они ни к чему). Других плюсов, на мой взгляд, у таких автомобилей и нет. Отсутствие затрат на такси с водителем-человеком, как мне кажется, нивелируется стоимостью самоуправляемого автомобиля
Эдуард Тропинин :
Про снижение уровня выхлопов — ну так ведь беспилотные авто будут все электромобилями. Выхлопов соответственно не будет. С экономией электроэнергии — это да. не совсем понятно, но возможно из за литиевых батарей и других источников энергии. Я читал что ученые уже придумали двигатель который сможет заряжаться из воздуха. Вообщем, много еще чудес нас ожидает в скором будущем..
Очень надеюсь, что в ближайшем будущем человечество выйдет на новый уровень и освоит такой этап. Надоели эти молодые водители с купленными правами на дорогах и пьяницы, которые являются причиной множеств смертей. Уж лучше списывать на неисправимость робота, чем с каждым днём терять все больше веры и надежды в адекватность человека. Само собой, самоуправляемые машины влекут за собой множество вопросов и недочётов, но мне кажется, это всё дело времени и прогресса в данной сфере. В любом случае, не вижу ничего плохого в том, чтобы двигаться дальше в развитии технологий.
Александр :
Лично я в самоуправляемом транспорте вижу больше минусов, чем плюсов. По крайней мере, пока что. До прочтения этой статьи, главным минусом мне казалась неточность gps, ведь на дороге иногда даже пара сантиметров может иметь решающее значение. Угроза взлома или даже просто сбоя ПО — ещё один фактор, вызывающий недоверие с моей стороны.
Сбои случаются у любой техники, но сбой автомобиля с самоуправлением приведёт к катастрофическим последствиям. Но больше всего в статье понравились рассуждения о моральной дилемме. С этой точки зрения я на ситуацию, признаться, никогда не смотрел. И вопрос тут не столько в ответственности, а в рассуждениях о том, чья жизнь ценнее. Мне кажется, это могло бы вызвать серьёзный раскол в обществе. В голове потихоньку начал вырисовываться сюжет для футуристического фильма об этой дилемме)
Вероника :
По-моему, внедрение таких машин было бы огромным шагом вперёд. Да, многие люди потеряют работу, но знаете, зато какое удовольствие будет не делить машину с каким-то водителем, 100% в таких машинах будет чисто и вкусно пахнуть, в отличие от такси, которые иногда можно встретить. А также это точно убережёт от нарушения правил пдд по невнимательности или ошибки навигатора..
Наташа :
То, что владельцу не нужны будут права и человеческое вмешательство вообще не предусмотрено, как-то пугает. Нет, я не то чтобы боюсь восстания машин, но все же знают, что даже самые прогрессивные технологии иногда начинают давать сбои.
Ту же «Теслу» вспомним: сначала истерическое восхищение, красивые сказки о том, что будущее уже наступило, а потом всплывает куча недостатков и начинаются доработки. Причем это выясняется не на этапе предпродажного тестирования, а уже в процессе эксплуатации автовладельцами. Так же было с 10-й виндой. И можно до бесконечности приводить примеры.
Оказаться внутри замкнутой коробочки, которая куда-то несется на скорости (пусть и разрешенной ПДД), но вдруг начинает чудить, — это как-то не слишком заманчиво. Не все недочеты можно вовремя обнаружить и устранить. И у водителя должна быть возможность вмешаться в процесс, а также нужные знания для этого.
Авто-беспилотник напоминает сюжет фэнтези с непредвиденным концом. Здесь как никогда актуален сюжет из фильма «Я — робот» с гонкой в тоннеле. Лично я не решилась бы прокатиться с киберсистемой. Сбои в сети и хакерство никто не отменял — оно есть и будет. Такие маршруты не станут безопасными.
Проще самому контролировать дорогу и ситуацию на ней, чем полагаться на бездушные вычисления равнодушной машины.
Источник: b-mag.ru
Бизнес план техпомощь на дорогах
Ставка на широкую сервисную нишу далеко не всегда оказывается удачной: компании, обещающие автолюбителям помощь на дорогах, вынуждены конкурировать со специализированными фирмами, каждая из которых умеет делать своё дело намного лучше. Вот почему количество членов российских автоклубов так мало.
В жизни автомобилистов случается множество непредвиденных ситуаций. Особенно в России. То аккумулятор разрядится на морозе, то колесо спустит, то ремень перестанет крутить генератор…
Это прежде каждый владелец автомобиля в нашей стране мог с закрытыми глазами прочистить карбюратор, а то и перебрать начинку стареньких «Жигулей». Теперь все иначе. За руль иномарок сели миллионы прагматиков, которые совершенно не представляют себе, как устроен автомобиль. И уж тем более — как ликвидировать неполадки в матчасти. Эта публика достаточно зарабатывает, чтобы поручить такие заботы профессионалам и оплатить их работу.
Сегмент экстренной помощи автомобилистам на дорогах давно привлекает инвесторов. В стране появилось уже несколько довольно крупных компаний, заявивших о подобной специализации. Однако пока трудно утверждать, что деньги текут к акционерам этих проектов рекой. Самые известные игроки — «Ангел» (первый коммерческий клуб, образованный в 1994 году), Автомобильный клуб России (1996), «А24» (1998) и АвтоКлуб «Ассистанс-Рус» (2002). С 1 июня прошлого года к группе первопроходцев присоединилось еще и Российское автомобильное товарищество (РАТ).
«Страховщик вызовет эвакуатор и заплатит за вас только при наступлении страхового случая, — популярно описывает суть предоставляемых услуг Сергей Соломоденко, президент группы компаний „Ангел“. — А если у вас, к примеру, разрядился аккумулятор, вы не только заплатите деньги, но еще и потеряете полдня на транспортировку машины в автосервис. Зато если вы член автоклуба, достаточно позвонить — и примерно через полчаса к вам прибудет машина техпомощи. Специалисты проведут диагностику и зарядят ваш аккумулятор, а также выдадут все необходимые рекомендации. И все! Половина рабочего дня спасена».
Услуги и правда полезные. Однако, по всем признакам, доля автомобилистов, пользующихся услугами автомобильных клубов, до сих пор очень мала. По крайней мере бизнес «автоангелов» уж точно не растет так же быстро, как автомобильный рынок в целом. Пора бы разобраться в происходящем.
Доходы и партнеры
На самом деле большинство компаний, обещающих экстренную помощь на дорогах, занимается обычной розничной торговлей. Ведь одним из основных источников дохода для них остается реализация карт, символизирующих членство клиентов в клубе и позволяющих в течение года получить без дополнительной оплаты базовый набор услуг. Самые ходовые предложения — эвакуация, техпомощь, выезд на место ДТП аварийных комиссаров, а также возможность отремонтировать машину в аффилированном или собственном клубном автосервисе.
Например, ежегодный членский взнос в клубе «Ангел» колеблется от 9 500 до 17 000 рублей (продлевающим контракт обещают прогрессивные скидки). Впрочем, все это лишь повод для того, чтобы попытаться при оказии продать клиенту дополнительные сервисы. Скажем, скидки на бензин должны приучить клиентов автоклубов к определенным заправочным станциям.
Отдав машину в ремонт, клиент может воспользоваться клубной таксомоторной компанией. Если все эти услуги не вызвали отторжения, можно попытаться продать члену клуба туристическую путевку или билет на самолет в рамках совместной с перевозчиком маркетинговой программы. А еще лучше, если по всем вопросам он будет обращаться на клубную станцию техобслуживания.
С точки зрения модели бизнеса все логично. Однако до сих пор коммерческие автоклубы в России не в состоянии похвастаться большими достижениями. План хорош, но полностью реализовать его не удалось пока ни одному участнику этого рынка. Что, впрочем, не мешает руководителям этих проектов наращивать спектр услуг в стремлении заполнить сервисные ниши. Один из характерных примеров — услуги аварийных комиссаров, которые до сих пор доступны лишь держателям привилегированных страховых полисов.
— В условиях ДТП аварийный комиссар помогает решить массу вопросов, начиная от сбора справок в ГИБДД и заканчивая калькуляцией и оценкой ущерба транспортного средства, — уверяет Мария Агеева, маркетолог Автомобильного клуба России. — Тем самым мы освобождаем автовладельцев от необходимости тратить свое бесценное время на оформление документов. Как известно, в нашей стране этот процесс может стать весьма трудоемким. Кроме того, участники нашего автоклуба в любое время могут воспользоваться услугой юридической помощи и получить квалифицированные консультации специалистов. Мы даже готовы представлять интересы клиентов в суде.
Обилие разнообразных продуктов и услуг в ассортименте — единственный шанс подобных проектов на окупаемость. Так, РАТ, предлагающее клиентские карты по 3 600 рублей, обещает услуги техпомощи, эвакуацию в случае ДТП или в ситуации, когда поломка слишком серьезная и устранить ее на месте невозможно, круглосуточную юридическую поддержку (в том числе на английском языке) и выезд аварийного комиссара на место аварии. Развивается и дисконтная программа, в которой участвуют банки, страховые компании, автомойки, станции техобслуживания, магазины запчастей, АЗС и рестораны.
Решительную попытку увеличить сборы с клиентов автоклубы предприняли в сегменте страхования. PR-менеджер СК «Ренессанс Страхование» Ольга Михаленко считает сотрудничество с автоклубами вполне привлекательным для страховщиков.
Как минимум это дополнительный канал сбыта страховых продуктов: «Автоклуб выступает в роли страхового агента или брокера, а для самого автоклуба сбыт полисов автострахования — дополнительный заработок». В свою очередь, картами автоклубов пытаются в своих офисах торговать и страховщики. В частности, членство в РАТ можно приобрести в региональных офисах Росгосстраха, который является стратегическим партнером «Товарищества». «Услуги, которые мы предоставляем, не противоречат предложениям страховой компании, а скорее дополняют их, — говорит Александр Громков, руководитель департамента внешних коммуникаций РАТ. — В случае ДТП мы точно так же предоставляем аварийного комиссара и эвакуатор. Если клиент застрахован по полису автокаско, предусматривающему услуги эвакуатора и аваркома, человек вправе выбрать, к кому ему обратиться. Однако если учесть, что в России довольно низок процент застрахованных по автокаско, наши услуги часто оказываются хорошим дополнением к ОСАГО».
Но и здесь полной идиллии не получается. «Сотрудничать с автоклубами по вопросам урегулирования убытков, а тем более инвестировать в развитие этого направления бизнеса страховщикам не слишком интересно, — поясняет Ольга Михаленко. — Ведь крупные страховые компании уже много вложили — и продолжают вкладывать — в развитие инфраструктуры страхования. Внедрены операторские центры, позволяющие быстро реагировать на произошедший страховой случай, используются современные информационные системы, созданы базы данных. Так что автоклубы необходимы скорее в роли неких профсоюзов, которые смогут защитить и представить права автовладельца не только и не столько перед лицом страховщика, сколько во взаимоотношениях с другими институтами».
Что-то не так
До сих пор количество членов коммерческих автоклубов в России исчисляется жалкими тысячами. Результат, разительно отличающийся от достижений зарубежных компаний, избранных инвесторами российских «автоангелов» в качестве образцов для подражания. Так, немецкий автоклуб ADAC может похвастаться 15 миллионами членов, а английский RAC — шестью миллионами.
Не будем забывать о том, что история старейших европейских клубов помощи автомобилистам на дорогах насчитывает уже лет сто. Но что мешает российским автоклубам решительно наращивать клиентскую базу? Плохо рекламируются? Услуги слишком дороги? А может быть, на самом деле они никому не нужны?
Судя по всему, речь следует вести о комплексе проблем.
Светлана Владимирова, генеральный директор группы компаний «МедиаПартнер» из Екатеринбурга, уверена, что лишь с появлением нового игрока — РАТ — участники рынка всерьез задумались об эффективной рекламе своих предложений. По крайней мере, РАТ стало первой компанией, сделавшей заявку на федеральные масштабы бизнеса.
— Как правило, автоклубы не шли дальше локальных кампаний с использованием интернет-форумов и листовок на заборе, — говорит Владимирова. — И лишь в случае с РАТ можно говорить о масштабной программе продвижения. Вот только целенаправленного PR-сопровождения этой активности не заметно.
Ну скажите мне, потребителю, — с какой стати я должна покупать карточку автоклуба и пользоваться его услугами, если я ничего не знаю о компании и ее ценностях? Прежде всего российским автоклубам нужно стать доверенным лицом потребителя, постоянным сотрудником и «другом», приучить и приручить автолюбителя. И лишь затем открывать и продвигать дополнительные сервисы. Но для решения этой задачи банальной тизинговой «наружки» и редких новостей в СМИ явно недостаточно. Требуется постоянная, непрерывная и регулярная работа в сфере PR-коммуникаций, причем работа не только на федеральном уровне, а в каждом отдельно взятом регионе.
Впрочем, невнятный маркетинг — не единственная причина низкой популярности клубов экстренной помощи автомобилистам. Большинство потенциальных клиентов отпугивают высокие цены на членские карточки. Для сравнения: стоимость ежегодного членства в немецком ADAC составляет 44—78 евро в зависимости от условий.
Снижать цены автоклубы не могут, поскольку в условиях жалкой абонентской базы рискуют лишить себя одного из основных источников доходов. Однако, не меняя тарифную политику, клубы вряд ли могут рассчитывать на приток значительного числа новых членов. Между тем, по расчетам независимых экспертов, более или менее разумные финансовые потоки возникают у таких компаний лишь после того, как количество членов превысит 100 тысяч человек.
Судя по всему, РАТ как раз пытается обменять низкие цены на массовость. Однако конкуренты не верят, что такая стратегия окажется удачной. Сергей Соломоденко («Ангел») отказывается понимать, как при цене годовой карты в 3 600 рублей РАТ собирается сводить концы с концами, обещая безлимитную эвакуацию.
Соломоденко не рискует прямо обвинять своих соперников в «умолчаниях», однако утверждает: «Вот уже несколько лет на рынке действуют клубы, которые декларируют одно, а в реальности делают другое. Например, обещают бесплатную эвакуацию, за которую на самом деле нужно платить. Чтобы проверить, как работают конкуренты, мы специально стали членами одного автоклуба.
После второго вызова к нам ехали четыре часа, а после третьего прямо сказали по телефону: извините, вы дезактивированы в нашей системе. Мы поинтересовались: почему, собственно? Ответ был лаконичен: мы не объясняем причин, это решение компании, ваша карта аннулирована. После такого можно уже не удивляться тому, что у потребителей складывается негативное отношение к нашему бизнесу».
Корень всех проблем рынка экстренной помощи на дорогах Сергей Соломоденко видит как раз в активности «паршивых овец», которые бездумно скопировали внешние формы немецкого ADAC, не адаптировав бизнес-модель к российским реалиям.
Молот и наковальня
Похоже, в стремлении занять нишу этаких супермаркетов услуг для автовладельцев участники рынка автомобильных клубов не учли целый ряд факторов, в том числе особенности целевой аудитории и возрастающую активность специализированных компаний.
Так, в сегменте эвакуации автомобилей все более активны маленькие фирмы, порой эксплуатирующие всего пару автомобилей — манипулятор (тот, что оборудован «рукой» и позволяет, например, выудить заставленный другими машинами автомобиль на штрафстоянке) и обычный эвакуатор с лебедкой. В Москве такая техника окупается года за полтора, а затем начинает приносить устойчивый доход. Ну а если договориться с сотрудниками ГИБДД и за некоторое вознаграждение начать получать от них информацию о ДТП — такой микробизнес становится просто непотопляемым даже в границах одного района. Достаточно вовремя приехать к месту аварии, чтобы принять на борт пострадавший автомобиль. К тому же пребывающий в состоянии шока водитель не будет торговаться и отдаст любые деньги, лишь бы сразу же после оформления документов покинуть место происшествия, доставив серьезно пострадавшую машину в гараж или прямиком в автосервис.
Автомобильные клубы также налаживают контакты со страховыми компаниями и ГИБДД, раньше всех получающими информацию о ДТП. По крайней мере в столице эвакуатор «Ангела» нередко умудряется приехать на место аварии быстрее, чем наряд дорожно-патрульной службы. И все же мелкие игроки отбирают хлеб у менее поворотливых клубов помощи на дорогах.
Другая очевидная проблема — особенности популяции автовладельцев, теоретически готовых раскошелиться на членскую карточку. Те, кто не испытывает недостатка в средствах, разъезжают на гарантийных автомобилях. Они редко ломаются. Но даже если это происходит, ремонтировать машину будет официальный дилер.
Те же, кто бережет каждый рубль, как правило, умеют самостоятельно «прикурить» зимой у соседа по стоянке, поменять проколотое колесо и носят в записной книжке телефон, по которому в случае экстренной необходимости можно вызвать недорогой эвакуатор. И уж точно такие клиенты не будут покупать у автоклубов туристические путевки.
Не будем забывать, что владельцы подержанных иномарок предпочитают все-таки специализированные автосервисы, а не универсальные услуги по ремонту, оказываемые автоклубами. «Официальные дилеры — профессионалы, специализирующиеся на конкретных марках автомобилей, — говорит Андрей Ипанов, заместитель гендиректора и руководитель службы сервиса компании „Авто Ганза“. — А значит, они способны оказывать более качественные услуги по ремонту, чем станции техобслуживания при автоклубах».
Тем временем в среде автомобилистов давно сложились неформальные клубы по интересам, как правило — вокруг определенных марок автомобилей. Характерный пример — конференции на портале «Авто. Ру», где участники всегда могут получить квалифицированную юридическую помощь, рекомендации по выбору недорогого и качественного автосервиса, а то и совершенно практическую помощь вроде буксировки автомобиля соклубника на тросе до ближайшего техцентра.
Вот показательный отзыв одного из участников клуба владельцев Renault Megane, оставленный на интернет-форуме: «Для меня „Меган-клуб“ давно стал родным домом, а „меганавты“ — одной большой семьей! В отличие от автоклубов, которые за деньги предоставляют своим членам некоторые услуги, отношения в „Меган-клубе“ строятся на совершенно иных принципах и бесплатно. Да, наш клуб зарабатывает минимальные деньги на реализации клубных карт и символики, но это делается лишь для того, чтобы окупить всевозможные расходы, связанные с его жизнедеятельностью. Строя свои отношения с партнерами, мы стараемся сделать сотрудничество взаимовыгодным. Партнер получает дополнительную рекламную площадку, возможность приобретения дополнительных клиентов, а „меганавты“ — качество за разумные деньги и, кроме того, помощь клуба в сложных ситуациях».
Другая неприятность — собственные программы помощи на дорогах, развиваемые в России представительствами компаний-автопроизводителей — GM, Nissan и других. Вот и получается: владельцы коммерческих клубов помощи на дорогах все делают правильно, и кажется, даже «по науке». Однако каждый раз выясняется: какие-то обидные пустяки и мелочи портят всю стратегию.
Нынешний рынок автоклубов — гонка на выживание. К тому моменту, когда массовый потребитель созреет для таких услуг, в финале останутся лишь самые терпеливые. Впрочем, именно тогда в этом сегменте могут появиться куда более сильные инвесторы, которых привлечет расчищенная и подготовленная площадка.
Сегодня действующие участники этого сервисного сегмента пытаются расширить поле деятельности за счет регионов. РАТ строит собственную федеральную сеть, тогда как другие делают ставку на франчайзинг. И есть подозрение, что речь идет не столько о поисках новых клиентов, сколько о попытке нарастить капитализацию.
В ближайшие годы на российском рынке могут появиться «дочки» крупных европейских клубов помощи на дорогах. В частности, подразделение английской компании RAC, представители которой уже заявили о намерении приобрести один из российских клубов. Что же, в нынешних условиях альянс со стратегическим инвестором может оказаться лучшим выходом для инвесторов, столкнувшихся с медленным ростом бизнеса, на уровне бизнес-плана выглядевшего почти беспроигрышным.
Опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №10 от 20 Мая 2008 года
Все материалы по тегу: эвакуатор
8837 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 308829 раз.
Источник: oroalbero.ru
Служба помощи на дорогах – правила выбора, особенности работы
Особенности функционирования службы помощи на дорогах: правила выбора службы, особенности работы, обзор основных систем помощи. Видео про взаимопомощь на дорогах.
Отправляясь в дорожное путешествие, многие водители рассчитывают только на удачу, игнорируя выбор более надежного способа обезопасить себя от неприятностей в поездке. На рынке автомобильных услуг представлены самые разные средства защиты автомобилистов и их транспортных средств. Среди них – оперативная служба технической помощи в пути.
Общая информация
В России услуга техпомощи на дороге находится на стадии активного развития. Как утверждают неофициальные источники, дорожными службами пользуется не больше 5-7% водителей. Услуги оперативной помощи предоставляют как крупные организации и независимые предприятия, так и представители автомастерских или страховых сервисов. В последнем случае можно ознакомиться с перечнем доступных опций на стадии оформления страховки. Нередко при приобретении нового автомобиля через дилерские центры предлагается дорожный ассистанс вместе со страховкой и картой компании.
Чтобы разобраться со спецификой работы таких сервисов, нужно поставить себя на место автовладельца, у которого, например, пробилась колесная покрышка, внезапно закончилось топливо или прошел серьезный сбой в работе внутренних узлов. Это только самые распространенные услуги, которые моментально оказываются представителями службы дорожной помощи. Список возможных опций намного шире.
Что входит в перечень услуг службы помощи на дороге
Сервисы технической помощи автомобилистам работают с учетом комплексной программы. Водитель сам может выбрать либо эконом-вариант с самыми необходимыми услугами, либо премиальный пакет. В первом случае карта дорожной помощи включает:
- эвакуацию машины с места дорожно-транспортного происшествия;
- эвакуацию транспорта в случае выхода из строя какого-либо важного узла;
- запуск мотора путем «прикуривания» от стороннего источника;
- замену пробитого колеса;
- доставку бензина или дизельного топлива;
- разогрев центрального замка или аварийное открытие.
Это только базовые услуги, которые можно получить от множества сервисов.
Премиальные пакеты намного шире. Помимо вышеупомянутых опций, они предоставляют:
- помощь в подборе и доставке автомобильных запчастей;
- профессиональную помощь в ремонте авто непосредственно на дороге;
- предоставление услуг автомобильной мойки;
- доставку до места назначения/проживания;
- информационную и юридическую поддержку;
- организацию медицинской помощи;
- подбор и регистрацию номеров в незнакомых населенных пунктах;
- аренду сменной машины и ряд других полезных услуг.
Как выбирать программу сервиса
Очевидно, что полнота сервисной программы, которую предоставляет соответствующая организация, влияет на ценовую политику. Для принятия правильного решения необходимо ознакомиться с условиями сотрудничества с компанией-поставщиком. Вся нужная информация находится в свободном доступе на официальных ресурсах таких предприятий.
Определившись с компанией для дальнейшего сотрудничества, на следующем этапе необходимо найти программу с наиболее оптимальным соотношением цены и качества. Для удобства клиентов на многих сайтах предусмотрены онлайн-калькуляторы, которые упростят расчет стоимости услуг.
В пустые поля калькулятора необходимо ввести:
- марку и модель транспортного средства;
- стоимость и класс машины;
- тип франшизы при повреждении транспортного средства;
- условия решения проблемы при уничтожении авто или угоне.
Также следует указать, нужно ли предоставлять другой автомобиль в случае нештатной ситуации и учитывать или не учитывать вину водителя (при желании).
Принцип работы службы
Если у водителя есть карта дорожного ассистанта, то при появлении каких-либо технических, информационных или прочих трудностей ему достаточно набрать на номер телефона горячей линии и связаться с оператором. Затем остается дождаться оперативного решения проблемы.
Позвонить в службу поддержки можно в любое время суток, независимо от своего географического размещения. Поэтому дорожный ассистант – это прогрессивный и эффективный способ обезопасить себя от неприятных происшествий в пути.
Скептики утверждают, что служба помощи на дороге – это избыточная и неоправданная роскошь. Представители этой категории водителей предпочитают проводить ремонт машины своими руками либо вообще не допускать мысли о возможной поломке. Отдельные автомобилисты пытаются сэкономить на карте помощи, а некоторые никогда раньше не слышали о такой возможности.
При этом у дорожного ассистанта есть ряд преимуществ, среди них отмечают следующее:
- программа работает по всей стране и за ее пределами;
- покупая готовую программу поддержки, можно избежать массы ненужных платежей и расходов;
- список услуг выбирается клиентом по собственному усмотрению;
- компании готовы обслуживать клиентов в режиме 24/7;
- оформить карту поддержки можно в онлайн-режиме через тематические вебсайты провайдеров и компаний.
Обзор крупнейших систем помощи на дорогах
В настоящее время многие автоконцерны и дилерские центры предоставляют своим клиентам интересный бонус – карту круглосуточной помощи. В перечень таких услуг входит бесплатная эвакуация до сервисного центра или решение проблемы непосредственно в пути. Отдельные организации готовы дозаправить автомобиль, организовать трансфер до дома или отеля, а также помочь с размещением в гостинице. Пытаясь привлечь новых клиентов, компании интегрируют новые и полезные услуги, которые повышают комфорт любых дорожных путешествий.
Porsche Assistance
Пакет активен 2 года и покрывает не только Россию, но и страны ЕС. В программу входит:
- вывоз транспортного средства с места поломки или столкновения;
- оперативный выезд эксперта на объект;
- организация услуг трансфера до отеля или места проживания;
- покупка билетов на самолет, автобус;
- предоставление сменного транспортного средства.
Сервисное обслуживание Porsche Assistance функционирует по всей Европе и касается всех моделей немецкого автоконцерна. Специалисты быстро отправляются на место поломки, если какой-либо из узлов отказался работать, произошла утечка рабочих жидкостей, прокол покрышки, разрядка АКБ или потеря ключей. Также они готовы приехать к вам в случае нулевого уровня топлива.
Поломки с применением запчастей до 4800 рублей устраняются непосредственно на месте. Если починка становится невозможной, машину отправляют в сервис, находящийся поблизости. Владельцу авто и пассажирам будет предложена услуга доставки домой при условии, что они находятся на расстоянии не дальше 100 км от сервиса. При желании клиента размещают в гостинице с завтраком либо организовывают сменную машину на срок до 5 дней. Также компания согласится оплатить звонки в сервисный центр.
Mitsubishi Motors Assistance Package
Программа работает в течение 1 года на территории всей Российской Федерации. Помимо ремонтного обслуживания автомобилей, в пакет предоставляемых услуг входит эвакуация ТС, такси, юридическое сопровождение и бронирование номеров.
Владелец Mitsubishi, имеющий карточку Motor Assistance Package, сможет вызвать эксперта на место повреждения. Представители обслуживающей фирмы доставят нужное количество топлива, выполнят обслуживание или замену колес (если водитель оплатит расходные материалы), проведут разблокировку и запуск мотора при разрядке батареи.
Если ремонт в полевых условиях невозможен, транспортное средство эвакуируют до ближайшего сервиса Mitsubishi. Допустимая дистанция, на которую распространяются услуги фирмы – 150 км.
С помощью карты клиента можно отправить срочное сообщение друзьям, родственникам или коллегам, а еще получить оперативную консультацию по важным вопросам в телефонном режиме.
BMW Roadside Assistance
BMW Roadside Assistance – фирменная концепция баварского автоконцерна со сроком действия до 5 лет. Она покрывает всю Россию и страны Европы и предоставляет широкий перечень незаменимых услуг. Помимо базовой помощи в виде ремонта и эвакуации ТС, компания готова организовать номер в отеле, отправить автомобиль для замены и заказать билеты для возвращения.
Представители фирмы помогут в случае прокола шины, разрядки аккумулятора или вандализма в отношении автомобиля. Также они окажут профессиональную поддержку в случае сбоев в работе электронных систем и средств безопасности. По умолчанию программа действует 2 года, но этот срок можно увеличить.
Nissan Assistance
Программа поддержки японского автоконцерна функционирует около 3 лет на территории Беларуси, России и стран Европейского Союза. Клиенты могут моментально вызвать мастера на место неприятного дорожного происшествия, запросить услугу эвакуации либо организации трансфера до гостиницы. Также компания предоставляет юридические консультации по разным вопросам.
Nissan Assistance подходит для автомобилей японского производства, которые находятся на гарантийном обслуживании. Оформить какую-либо из услуг карты клиента можно в любом городе РФ, где работают официальные представительства Nissan (либо в 200 км от него), а также на всех трассах Москва – Санкт-Петербург или Москва – Краснодар. Также Nissan Assistance действует в Беларуси и во всех европейских странах.
Mercedes-Benz «Помощь в дороге»
Клиенты Mercedes-Benz могут получать обслуживание в течение 2 лет на территории России. В пакет входит эвакуация транспортного средства и выезд специалиста по указанному адресу. В перечень услуг входит замена покрышек, доставка топлива с оплатой со стороны клиента, а также запуск двигателя при разрядке батареи и консультация экспертов.
Возможность эвакуировать машину предоставляется при условии, что расстояние до сервисного центра – не более 200 км. Также компания готова организовать проживание в гостинице и компенсировать сопутствующие расходы, связанные с поломкой машины.
«Kia – помощь на дорогах»
Официальный сервис Kia действует 1 год с продлением до 5 лет. Он покрывает Россию, страны СНГ и Европейского союза. Компания консультирует клиентов в телефонном режиме, оказывает услуги ремонта на месте, подвозит топливо, запускает двигатели и решает другие распространенные проблемы в дороге.
Владельцам премиальных седанов Quoris предусмотрено 7-летнее обслуживание с возможностью эвакуации авто в дилерский центр, дозаправкой топлива, запуском двигателя при разрядке АКБ, заменой покрышек и технической консультацией.
Audi Top Service
Программы немецкой компании Audi предоставляются со сроком действия до 5 лет. Зона покрытия затрагивает всю РФ и страны Европы. В карту клиента входит выезд специалиста и эвакуация транспортного средства.
Самая популярная программа носит название Top Service. В базовом пакете она действует 2 года с момента покупки авто. Если водитель регулярно обслуживает авто в официальных сервисных центрах, срок действия будет увеличен до 5 лет.
На месте поломки эксперты оперативно восстановят шины, откроют заблокированные двери, добавят топлива в бак и поднимут уровень технических жидкостей.
Служба помощи на дорогах – незаменимый атрибут комфорта и безопасности современного водителя. Такие организации предоставляют быстрое решение любых дорожных проблем, поэтому привлекают все больше автомобилистов. В условиях стремительного увеличения количества машин на дорогах у сервисов блестящие перспективы для продвижения.
Видео про взаимопомощь на дорогах:
Особенности функционирования службы помощи на дорогах: правила выбора службы, особенности работы, обзор основных систем помощи. Видео про взаимопомощь на дорогах.
- Общая информация
- Что входит в перечень услуг службы помощи на дороге
- Как выбирать программу сервиса
- Принцип работы службы
- Обзор крупнейших систем помощи на дорогах
- Porsche Assistance
- Mitsubishi Motors Assistance Package
- BMW Roadside Assistance
- Nissan Assistance
- Mercedes-Benz «Помощь в дороге»
- «Kia – помощь на дорогах»
- Видео про взаимопомощь на дорогах
Источник: fastmb.ru