Импорт автозапчастей как бизнес

С началом действия санкций поток западной продукции на российский рынок резко сократился. Это коснулось и автозапчастей, из-за чего резко возник дефицит запасных деталей, как новых, так и б/у. Первыми российский рынок покинули Daimler, Volvo, General Motors, Volkswagen.

Согласно статистике за период, предшествующий санкциям, автопарк российских граждан с каждым годом стареет. А учитывая отложенный спрос, вследствие которого за последний год существенно снизился объем продаж новых автомобилей, тенденция будет только прогрессировать, а значит, продажи автомобильных деталей потенциально будут расти.

Минпромторгом в марте 2022 года был разрешен параллельный импорт. И с мая 2022 года продукция с западных рынков стала ввозиться в нашу страну. Минпромторг ежеквартально вносит предложения участников рынка, касающиеся порядка параллельного импорта и разрешенных к параллельному импорту брендов в соответствующий закон. Сейчас по параллельному импорту ввозятся автозапчасти из Европы, Азии, СНГ.

Бизнес в сфере автозапчастей, быстро окупаемый, что для этого нужно?

Как изменился импорт в условиях санкций

Согласно статистике, за годовой период, предшествующий введению санкций, в Россию импортировалась продукция по 76 кодам ТН ВЭД, в которые входили те или иные автомобильные запчасти, что в денежном выражении составило 56,8 млрд долларов или 4 трлн рублей. Если из этого объема выбрать только чистые запчасти, то Россия импортировала товаров порядка на 1,3–1,4 трлн руб.

Часть товара импортировалась из дружественных стран – Китая, Беларуси (причём по денежному выражению Китай занимал и занимает первое место среди экспортёров). Однако немалые объёмы импортировались из Германии, Кореи, Японии, Италии, Штатов, Франции, Польши, Чехии. Сейчас по существующим ранее схемам импортировать автозапчасти многих брендов из европейских стран нельзя.

Что касается потребления на внутреннем рынке, то структура продаж распределяется таким образом:

  • шины – 15%;
  • элементы подвески – 10%;
  • масла и другие технические жидкости – 8%;
  • фильтры – 6 %.

Из этого понятно, что наибольшим спросом пользуются расходники.

Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт позволяет импортировать в страну оригинальную продукцию того или иного производителя без его разрешения. Под продукцией понимается и вещественный товар, и бренд. Импортировать продукцию можно из любой страны, где она находится в обороте.

Ранее продавать импортную продукцию зарегистрированных товарных знаков на территории России могли только официальные представители правообладателя, т.е. дилеры, дистрибьюторы. Введение параллельного импорта это правило отменило. Теперь ввозить и реализовывать брендированную продукцию западных компаний могут не только уполномоченные правообладателем компании, но и любые другие импортеры.

Нужно понимать, что продукция, которая ввезена по параллельному импорту качественно отличается от контрафакта и контрабанды. Это товар, который имеет сертификаты качества производителя, лицензии, проходит таможенное оформление по всем правилам. Просто ввозится без разрешения правообладателя.

КАК ОТКРЫТЬ МАГАЗИН АВТОЗАПЧАСТЕЙ С НУЛЯ | СКОЛЬКО НУЖНО ДЕНЕГ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ

И такие схемы импорта реализуются во многих стран, которые совсем даже не «отсталые». В тех же Арабских Эмиратах, США параллельный импорт используется вовсю.

Плюсы и минусы «белой» и «серой» схем

При привычном варианте импорта оригинальность продукции гарантируется производителем, он же заботится о ремонте и предоставляет гарантию. В то же время правообладатель диктует цены и больше купить оригинальный товар просто не у кого.

При «сером» импорте импортер самостоятельно устанавливает цену, а товар может завозиться в любых количествах и кем угодно. Однако гарантировать оригинальность становится сложнее, а производитель не предоставляет гарантий и не выполняет официальный ремонт.

Ситуация на рынке автозапчастей складывалась сложная. Ведь запчасти требовались не только тем машинам, которые выходили из строя, но и тем, где просто подходил срок замены расходников, т.е. рано или поздно абсолютно любой автолюбитель столкнулся бы с необходимостью поиска нужных автозапчастей. Конечно, расходники можно купить и неоригинальные, но по отдельным направлениям, таким как кузовной ремонт, ремонт двигателя, электронные компоненты сложилась ситуация дефицита.

Проблемы параллельного импорта

Поскольку закон готовился в спешке, и времени на его проработку не было, не удалось избежать ошибок, неточностей и разного рода проблем.

Неполный список продукции

В первую очередь, проблема в том, что список продукции, который Минпромторг внёс в перечень параллельного импорта, неполный, и даже несмотря на то, что этот список постоянно пополняется, далеко не все автозапчасти могут попасть на российский рынок. В основном в перечне присутствуют автомобильные бренд, а вот именно производители автозапчастей представлены не так широко.

Проблемы с таможенным оформлением и оборотом автозапчастей на внутреннем рынке

Недостаточно проработана правовая сторона таможенного оформления и последующего оборота продукции на внутреннем рынке.

Сертификаты на товар имеются, но они от собственника бренда, поэтому таможня не везде принимает сертификаты от импортёра, который, соответственно, собственником бренда не является. На эти сертификаты дополнительно требуют доверенность. Отсюда вытекает и следующая проблема, связанная с тем, что оборот продукции на внутреннем рынке без сертификата не имеет правовых оснований.

Так, например, на известных маркетплейсах Озон и Wildberries оригинальность товара, как и право на его реализацию, нужно подтвердить: предоставить документы, по которым можно отследить цепочку поставок и подтвердить соответствие продукции действующим нормам.

Читайте также:  Как получить кредит 2 для малого бизнеса господдержка

Поскольку процедура таможенного оформления новая и ещё недостаточно хорошо отработана, существуют таможенные посты, которые отказывают в таможенном оформлении по той простой причине, что не знают, как это сделать правильно. К счастью, сейчас уже такие ситуации встречаются все реже и реже.

Риск завоза контрафактной продукции

Легализация параллельного импорта увеличивает вероятность попадания на российские прилавки контрафакта, занижения таможенной стоимости и развития коррупционных схем. Защита интеллектуальной собственности была одним из наиболее эффективных механизмов защиты рынка от подделок.

Сейчас не всегда можно проследить, где именно и у кого импортёр закупает оригинальную продукцию. Импортёр может ввозить контрафакт специально или даже не зная этого. Службы контроля качества многие импортёры не имеют и не могут идентифицировать контрафакт, поскольку он зачастую высокого качества.

Если автозапчасти отгружаются не с официального склада производителя, товар вполне может оказаться контрафактом в брендовой упаковке. Подделываются чаще всего расходные материалы, масло, свечи зажигания, фильтры, подшипники. Дорогостоящие автозапчасти, такие как оптика, электроника, элементы кузова подделывать дороже, поэтому риск приобретения контрафакта меньше. При этом нужно учитывать, что детали, которые ввезены по параллельному импорту, будет стоить значительно дороже.

Для конечного потребителя параллельный импорт, как правило, означает увеличение стоимости автозапчастей, потому что ценообразование уже не регулируется и не ограничивается производителем, импортеры устанавливают цены, какие захотят.

Так, например, в начале лета 2022 года цены на официальные комплектующие возросли более чем на 50%. Некоторые запчасти подорожали в 2-3 раза, в том числе подорожали моторные масла, цена на них выросла в 3-5 раз.

Что запрещено импортировать

Из Евросоюза запрещено ввозить в Российскую Федерацию:

  • запчасти для грузовиков и автобусов;
  • товар двойного назначения;
  • запчасти на люксовые автомашины стоимостью от 50 тыс. евро и выше, что на самом деле для машины не так дорого.

Как складывается ситуация в настоящий момент

Что касается западных производителей, то многие из них не хотят упускать российский рынок и опосредованно готовы принимать участие в налаживании импорта. Это касается и поддержки гарантий и выдачи доверенности на сертификаты. Другие же, радикально настроенные компании, наоборот, стараются отслеживать, куда в конце концов прибудет поставка и искусственно ограничивают объём закупок. Последними чаще всего являются производители, которые производят огромные объемы автозапчастей и производят их для всего мира. Российский рынок для них не столь важен, потому что составляет менее 1-2% от оборота и потенциально они могут отказаться от него.

Решение проблем параллельного импорта автозапчастей

Решить проблему с дефицитом автозапчастей можно полным открытием кодов ТН ВЭД для параллельного импорта без упоминания каких-либо марок либо с упоминанием марок, которые по параллельному импорту ввозить нельзя.

С соблюдением гарантийных обязательств проблем не возникает. По крайней мере, об этом говорят дилеры.

Весна и лето 2022 года были переходным периодом по становлению параллельного импорта и на настоящий момент примерная схема сложилась. Порядка 70% от востребованных автозапчастей присутствует на складах, но дефицит по некоторым направлениям сохраняется. Редкие автозапчасти ввозят на заказ, из-за этого сроки доставки увеличились от нескольких недель до месяцев.

Возникают проблемы с номерными и кодированными деталями, ключами зажигания, элементами кузова, блоками цилиндров, но возможность доставить их есть. Как правило автозапчасти ввозятся через третьи страны ОАЭ, Оман, Турцию и другие.

Какие бренды можно ввозить по параллельному импорту

В список Минпромторга вошли бренды, которые ушли с российского рынка автозапчастей. Всего в списке более 900 наименований. И изменения все еще вносятся.

Наиболее известные марки автозапчастей, представленные в списке товаров:

  • Volvo;
  • Hyundai;
  • Nissan;
  • Volkswagen;
  • Michelin;
  • Goodyear;
  • Continental;
  • Brigestone;
  • Skoda;
  • Renault;
  • Toyota;
  • Gates;
  • Bosch;
  • Wabco.

С полным перечнем можно ознакомиться в Приказе Минпромторга. Судя по отзывам автовладельцев, принятые меры в некоторой мере помогают справиться с дефицитом, но по некоторым направлениям нехватка запасных деталей остается.

Ввоз автозапчастей из ОАЭ, Китая, Кореи

Ввоз автозапчастей из Азии сейчас выходит на первый план как наиболее удобный и выгодный. Например, в ОАЭ существует центр консолидации автозапчастей практически для всех марок автомобилей. Он объединяет множество поставщиков, оптовых и розничных заказчиков.

Отсюда можно доставить оригинальные автозапчасти для автомобилей следующих производителей:

Источник: sbcargo.ru

Параллельный импорт в сфере автозапчастей: как он работает и каковы его перспективы

Термин «параллельный импорт» возник и прочно закрепился в публичном пространстве практически сразу после того, как на фоне конфликта в Украине российский рынок стали покидать зарубежные бренды. Журнал «Движок» разобрался с тем, как работает указанная схема, можно ли за счет подобных поставок товаров удовлетворить спрос на рынке и каковы дальнейшие перспективы развития рынка автозапчастей в условиях санкций.

Уход брендов и последствия для авторынка

Спустя некоторое время после начала СВО многие бренды автозапчастей (речь идет как об оригинальных запчастях, так и об аналогах) объявили об уходе из России или о прекращении поставок на наш рынок. Подобные решения оказывают существенное влияние на рынок автозапчастей. Среди главных последствий как для авторынка в целом, так и для обычных автовладельцев мы бы выделили следующие.

Читайте также:  Инвестор это владелец бизнеса

Прекращение действия гарантии. Многие оригинальные бренды ушли из России, заодно прекратив выполнять свои обязательства по гарантийному обслуживанию новых автомобилей.

Нарушение работы автодилеров. Уход оригинальных брендов фактически обнулил многолетние инвестиции и работу автомобильных дилеров. Не так давно такой же фокус проделал бренд Ford, что разрушило налаженный бизнес многих дилеров. Сейчас последствия гораздо масштабнее, так как рынок покинули практически все западные бренды.

Резкий рост цен. Товары ушедших брендов, которые пока еще есть в наличии на складах у продавцов в России, резко подорожали — зачастую в два или три раза. Естественно, оставшиеся в РФ бренды среагировали и также повысили цены.

Изменение товарной структуры. На фоне сверхвысоких цен на остатки товаров ушедших брендов в России резко выросли продажи товаров марок второго и третьего эшелона.

Некоторые специфические запчасти полностью отсутствуют на рынке. Это касается прежде всего запчастей на новые автомобили, которым на рынке еще нет аналогов, а также тех деталей, которые всегда существовали только в виде оригинала.

С указанными последствиями и призван бороться так называемый параллельный импорт.

Параллельный импорт в сфере автозапчастей: как он работает и каковы его перспективы

Что такое параллельный импорт и как он работает

Этим термином принято называть поставку в Россию из-за рубежа товаров без разрешения правообладателя. То есть любой импортер может импортировать запчасти, например, Mercedes-Benz или Bosch.

До начала действия схемы параллельного импорта товары под запатентованными торговыми марками могли импортировать только компании, зарегистрированные в специальной таможенной системе ТРОИС. Для попадания в ТРОИС правообладатель товарного знака должен заключить лицензионный договор с конкретным импортером (импортерами) — после этого система работает автоматически. Сейчас же по множеству товарных знаков автозапчастей система ТРОИС разрешает импорт любым импортерам — лицензионный договор уже не требуется. Таким образом, система фактически бездействует по отношению к определенным брендам, список которых утвержден Минпромторгом.

После дефолта обязательств западных брендов продавцы автомобильных запчастей столкнулись с дефицитом деталей. Менять товарную матрицу, заменяя ушедшие бренды другими, очень сложно и не всегда возможно, поэтому схема параллельного импорта теоретически позволяет решить эту проблему. Но на пути реализации такого решения есть очень много сложностей.

Что должен сделать дилер автомобильных запчастей и с какими сложностями ему предстоит столкнуться?

Во-первых, он должен договориться о поставках нужных ему товаров в других странах. Покупать эти товары он может либо у такого же дилера в любой другой стране, либо напрямую у производителя по месту нахождения его склада. Второй способ возможен только в тех случаях, когда производитель покинул Россию принудительно, исходя из политических соображений, и в принципе не против продавать свои товары в Россию.

При налаживании таких поставок импортер может столкнуться с двумя проблемами:

— нужных для российского автопарка запчастей может не быть у дилера в другой стране (например, многие произведенные в России автомобили нигде больше не производились либо же имели «северные» спецификации);

— у дилера в другой стране может не быть нужных запчастей в достаточном количестве. Например, на турецком рынке эксплуатируется 200 тыс. Renault Logan, а на российском 1 млн — естественно, что объем запасов запчастей для «Логанов» у турецких дилеров в пять раз меньше, чем потребность российского рынка.

Во-вторых, нужно оплатить купленные товары. Оплата в «интернациональных» валютах (доллар, евро) сильно затруднена с февраля 2022-го: деньги могут уйти и вернуться, уйти и зависнуть на два-три месяца и только потом вернуться или же уйти и не вернуться. То есть процесс оплаты абсолютно непрогнозируемый.

В-третьих, купленные товары необходимо привезти в Россию. Несмотря на то что Россия занимает одну шестую часть суши и граничит со множеством стран, наладить новые пути поставок — непростая задача, поскольку каналы эти до 2022 года практически не использовались и имели ограниченную пропускную способность.

Например, из той же Турции можно везти запчасти в Россию грузовиками по суше — через Грузию. Однако этот путь может обеспечить проход только 5–10 фур в день при совокупной дневной потребности примерно в сотне большегрузов. Ранее основной объем товаров западных брендов поступал в Россию через морской порт Санкт-Петербурга или транзитом через Беларусь — сейчас эти каналы поставок практически перестали действовать (речь идет о поставках из Европы).

За последние 10 месяцев практически все упомянутые сложности были решены тем или иным способом. Здесь следует отметить, что саморегулирующие возможности рыночной экономики позволили быстро изменить бизнес-процессы (особенно при правильной поддержке со стороны государства):

— перевод денег происходит через валюты дружественных стран;

— нужные для российского рынка запчасти стали производиться и появились в наличии в нужном объеме;

— налажены сухопутные поставки через все граничащие с РФ страны (Китай, Казахстан, Грузия, Прибалтика) и морские поставки из Турции, Китая, Индии (вместо Европы).

Читайте также:  Разведение страусов бизнес идея

Параллельный импорт в сфере автозапчастей: как он работает и каковы его перспективы

Плюсы и минусы параллельного импорта

Как и у любого другого явления или процесса, у параллельного импорта есть свои преимущества и недостатки.

Главный плюс (и для авторынка в целом, и для конечного потребителя) — это, безусловно, сокращение дефицита товаров и, следовательно, снижение цен на автозапчасти. Кроме того, дилеры за счет этого решают злободневные проблемы по запчастям на новые автомобили или по деталям редкого спроса (то есть по тем товарам, которым нет аналогов). Таким образом, возвращаются в эксплуатацию автомобили, стоявшие «на приколе» из-за отсутствия ремонтных деталей.

Поставщики автозапчастей, привозя по схеме параллельного импорта известный рынку товар с понятными объемами продаж, сохраняют ориентиры для профессионального сообщества. Продавцы запчастей могут предлагать известные бренды, в отношении продукции которых есть богатый опыт использования.

Тем не менее, несмотря на многочисленные положительные стороны параллельного импорта, в этой схеме есть множество серьезных недостатков, которые способны перечеркнуть описанные преимущества. Прежде всего это огромный объем контрафакта.

Система лицензированных импортеров защищала рынок от подделок. Кроме того, такой же контроль (уже не на таможне, а внутри сбытовой сети в России) осуществляли представительства брендов. Сейчас же львиная доля параллельного импорта состоит из контрафакта. Товары ушедших брендов, как говорилось выше, продаются по сверхзавышенным ценам, и для нечистоплотных импортеров представляется очень заманчивым привезти товары под маркой известного западного бренда, купив его, условно говоря, в Китае за доллар и продав в России за 100. Такие импортеры сколачивают целые состояния на таких схемах (которые сейчас стали абсолютно законными).

Причем даже чистоплотные импортеры вполне могут столкнуться (и сталкиваются — таких примеров множество) с контрафактом: в ситуации лихорадочного поиска ликвидного и сверхмаржинального товара зачастую нет возможности проверить источник поставки товара. В итоге, покупая «оригинальные запчасти» для того или иного автомобиля, импортер получает в итоге негодный мусор в красивой коробке, за который никто не несет ответственность.

Кроме того, новые каналы поставки не могут зачастую обеспечить прежние объемы поставок.

До февраля 2022 года все мало-мальски крупные западные производители сами привозили товары своих брендов, сами их растаможивали, сами хранили, сами доставляли по заявке дилеров, а также формировали прайс-лист в рублях. Сегодняшние схемы являются «полусерыми» и не способны полностью заменить нормальные пути поставок, контролируемые владельцем бренда. По оценке многих участников рынка, товары ушедших брендов сейчас поставляются в самом лучшем случае в объеме около 30% от показателей 2021 года.

Параллельный импорт в сфере автозапчастей: как он работает и каковы его перспективы

Каков итог?

По совокупности всех факторов параллельный импорт автозапчастей представляется нам временным решением: на рынке все находится в балансе и в конце концов все товарные проблемы будут решены за счет других рыночных механизмов. Высокие (по сути, заградительные) цены на товары ушедших брендов снизили объем потребления, а отсутствие контроля за контрафактом привело к появлению огромного количества подделок, что, в свою очередь, также быстро приведет к еще большему падению объемов продаж: дорогой товар мусорного качества не нужен сегодня никому.

В этом случае проблема ограниченности новых каналов поставки отпадет сама собой — репутация ушедших брендов рухнет, и они перестанут быть востребованы так, как были прежде. Освободившиеся ниши займут товары брендов, которые еще недавно считались брендами второго и третьего уровня. Свято место пусто не бывает.

Фото: компании-производители

Источник: dvizhok.su

Таможенное оформление запчастей

Cargo-Aviation оказывает услуги растаможки запчастей в аэропортах Москвы. Мы выполняем таможенное оформление автозапчастей для грузовых и легковых автомобилей, спецтехники, а также запасных частей для станков и промышленного оборудования.

Наши таможенные брокеры проводят затаможку и растаможку в любых таможенных режимах: экспорт, импорт.

Особенности таможенного оформления запасных частей

Процесс растаможки запчастей в России из Европы в зависимости от типа деталей, страны происхождения и импортёра отличается. Например, юридические лица оплачивают пошлину в размере 5% и облагаются НДС в 20%. При этом отдельные виды запасных частей, например, шасси с уже установленным двигателем, проходят таможенное оформление только на акцизной таможне. Агрегатные запчасти и узлы, которые ввозятся в страну для промышленной сборки, освобождаются от оплаты таможенных пошлин.

Для физических лиц предусмотрен беспошлинный ввоз. Но только когда детали не запрещены к ввозу физ.лицами и не являются товарами личного пользования. При превышении лимитов пошлина оплачивается в размере 30% от общей стоимости или по тарифу 4 евро/кг.

При импорте автозапчастей из Китая к общему пакету добавляют документы:

  • Упаковочный лист;
  • Валютный контроль;
  • Спецификация,
  • Инвойс.

Стоимость таможенного оформления запчастей

Для расчета цены должна быть известна стоимость ввозимых запчастей, размер пошлины и НДС. Расценки на услугу складываются из:

  • Категории товара, проходящего таможенный контроль;
  • Типа перевозки: импорт/экспорт;
  • Сложности и количество таможенных процедур;
  • Статуса участника ВЭД;
  • Страны, в которой происходит таможенный контроль.

Чтобы рассчитать, сколько стоит растаможка автозапчастей, заполните форму на сайте или позвоните менеджерам компании. Мы рассчитаем цену услуги растаможки автозапчастей.

Источник: cargo-aviation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин