В РФ нет плантаций, где выращивают какао-бобы, поэтому весь кофе на отечественных прилавках импортный. На закупке товара можно сделать бизнес, но одна из проблем его реализации – перевозка кофе в Россию.
Большинство сортов напитка везут с других частей света: из Южной Америки, Африки, с Индостана. Исключение – европейский кофе из Испании и других тёплых стран. Такое географическое распределение делает возможными только два способа транспортировки: морем и самолётом.
На авиадоставку надеяться не нужно – она слишком дорогая, чтобы пользоваться ей постоянно. А вот корабль – отличный транспорт с самыми дешёвыми расценками и огромной грузоподъёмностью.
Но перед заключением договора с логистической компанией убедитесь, что контейнеры и транспорт подходят для перевозки какао-бобов.
Правила перевозки кофе
Кофе доставляют в разных состояниях:
Все про импорт кофе — Эфиопия, Никарагуа — Кофейный бизнес
- Зелёные какао-бобы заказывают наиболее часто. Их перевозят в сыром виде, а затем обрабатывают на российских фабриках. Плюсы: невысокая стоимость, менее других требовательны к климату внутри контейнера.
- Обжаренные бобы. Уже готовы к употреблению, требовательны к условиям хранения. Но их срок годности выше, чем у сырого продукта.
- Гранулированный и растворимый кофе – также готовый продукт, обычно перевозится уже под брендом.
Чтобы товар не размок по дороге, влажность в трюме корабля не должна быть выше 70%, а в контейнере – не выше 20%. Иначе образуется конденсат, а партия будет испорчена.
Если вы заказали авиадоставку, то убедитесь, что тара способна выдержать высокое давление. Иногда мешки с бобами лопаются при нахождении на большой высоте.
Оформление кофе
Но недостаточно выбрать транспортную компанию. Чтобы таможня пропустила товар, его необходимо правильно оформить. Для этого получите или заполните:
- Паспорт на сделку;
- Договор с поставщиком;
- Документы на перевозку;
- Инвойс;
- Разрешение Роспотребнадзора;
- Документацию на груз.
Ещё перед покупкой кофе узнайте, не запрещён ли ввоз из выбранной страны. Первый шаг – это получение разрешения в Роспотребнадзоре – его оформите как можно раньше.
Затем понадобится заполнить декларацию. Самый важный для таможни пункт – код товара. Он определяет размер пошлины, поэтому смотреть на него будут внимательно. С кофе у импортеров часто возникает путаница, так как для разного вида напитка предусмотрены свои коды и проценты выплат.
- ТН ВЭД 0901 — код для зелёных и обжаренных какао-бобов. Сюда подходят сорта арабика, робуста и некоторые другие. Также под этим кодом оформляется шелуха. Пошлина – 8%.
- ТН ВЭД 2101 – экстракты кофе, чая, кофейная паста. Пошлина – 8%.
- ТН ВЭД 0901909000 – заменители кофе с кофеином. Не перепутайте с предыдущим пунктом, так как пошлина на этот код – всего 5%. Соответствие данной номенклатуре будут проверять особенно тщательно.
Если вы ошиблись и указали не тот код, то на вас наложат административный штраф, а партию задержат для проверки. Заплатить необходимый размер пошлины всё равно придётся, поэтому тщательно изучите всю документацию. Если не уверены в своих силах – лучше отдайте оформление таможенным брокерам.
Разбор кофейного импортного бизнеса | Импорт кофе
- Грузовые контейнерные перевозки из Китая
- Транспортировка груза из Вьетнама
Источник: www.translinepro.ru
Импорт зеленого кофе или долгий путь от фермы до России
В сегодняшней статье мы расскажем вам о том, как осуществляется импорт зеленого кофе, а также как повлияли текущие мировые события на нашу работу.
Последние три года нашей жизни стали для общества и экономики настоящим испытанием. Тут вам и пандемия COVID-19 с последующими приостановками работы всех отраслей экономики и сильными осложнениями транспортных перевозок грузов, так теперь ещё и военная операция, из-за которой последовало множество санкций, в том числе связанных с логистикой, и сильное ухудшение репутации России в мире. При этом работоспособность всего кофейного производства напрямую зависит выстроенных цепочек поставок, а для нашей страны, еще и от постоянства в валютном курсе пары рубля к доллару.
Транспортировка зеленого кофе
После того, как кофейные ягоды были собраны и отсортированы, фермер отправляет свой урожай на станцию обработки, если у него нет технических возможностей и условий для ее проведения самостоятельно. На станции кофе обрабатывается доступным способом (мытым, натуральным или хани) с целью избавиться от клейковины, липкого пектинового слоя ягоды. После обработки зерна проходят тщательную сушку и отправляются на процедуру халлинга, то есть процесс удаления пергаментной оболочки. Затем зерна сортируются и, наконец, их можно отправлять на экспорт.
Зеленый кофе фасуется джутовые мешки по 60-70кг, а иногда и по 30-35кг. Весь качественный кофе дополнительно запаковывается в специальные пакеты грейн-про, позволяющие не только создать изоляцию кофе от грязи, пыли, камней, но и устранить возможность контакта сырья с воздухом для сохранения качества и уровень влажности. В грейн-про мешках сырье намного лучше сохраняется в качестве, так как риск появления дефектов уменьшается.
Основным покупателем производимого зеленого кофе являются крупные и экономически развитые страны, в которых он потребляется в больших объемах. К ним относятся как страны Восточной и Западной Европы, Северной Америки, так и части стран Азии. И до всех этих стран кофе необходимо доставить, при этом пользуясь морскими путями. Почему морскими, а не, например, авиаперевозкой?
Все просто: цена. Авиаперевозка является очень дорогим способом транспортировки товаров, а уж тем более кофе. Бывают исключения, когда дорогие микролоты перевозят с помощью самолетов с целью как можно скорее получить свежее зерно. Но все же морской товарооборот считается более доступным.
Но до порта для отправки покупателю кофе ещё нужно доставить. Фермер, станция обработки или кооператив не занимаются самостоятельно организацией перевозок. На этом этапе появляется ещё одно звено –экспортер. Именно он обеспечивает грузоперевозку и ее качество до места отправления покупателю.
Ещё, как правило, экспортер имеет технические возможности и инфраструктуру для проведения сушки и халлинга. Тем самым он солидно упрощает работу производителей кофе, взамен получая оплату за свои услуги от покупателя зеленого кофе.
В порту мешки с кофе погружаются в транспортировочные контейнеры, вмещающие в среднем 19000 кг зеленого кофе, и отправляются судном до порта разгрузки.
Важные особенности экспорта
- Кофе – продукт, имеющий свойство легко впитывать в себя разнообразные сторонние запахи. Поэтому транспорт, который будет осуществлять перевозку необходимо держать в чистоте.
Как проводится платеж за кофе?
Все платежи между импортером (покупателем зеленого кофе) и продавцом осуществляются в установленной валюте ($). Для того, чтобы оплатить зеленый кофе импортер обращается в банк своей страны, открывает валютный счет и, если выбранный банк может осуществлять платежи в этой условной единице, то запускается процедура проверки соответствия поставки. Простыми словами, банк проверяет, точно ли оплачивается указанный товар и в должном количестве. Если все верно, то отечественный банк переводит денежную сумму на счет зарубежного банка, который также начинает проверку и только затем начисляет средства экспортеру. При этом за доллар осуществляется конечный расчет с экспортером, а сумма, переводимая покупателем в банки, может быть выражена и в другой валюте.
Проблемы с импортом зеленого кофе
С самого начала пандемии международная транспортная отрасль и логистика столкнулась с проблемами из-за сбоев в цепочках поставок и повышения тарифов на перевозки грузов. Рост ставок к концу 2021 года на морские перевозки повысились в 5–6 раз. Но после 24 февраля на логистику стала влиять ещё и международная политика и ввод новых санкций.
Так, большинство европейских стран, через которые осуществлялись наземные перевозки контейнеров с зеленым кофе до нашей страны после принятия их в порту, закрыли морские и речные порты для российских судов. Крупные логистические компании, как Maersk и CMA, обеспечивающие около 50% мирового контейнерного оборота, прекратили принимать бронирование для российских компаний, а уже зарезервированные контейнеры разгрузили в ближайших портах. Таким образом, международные морские перевозки в европейскую часть России были остановлены, поэтому для транспортировки зеленого кофе импортеры вынуждены искать другие транзитные пути и логистические компании, что сдвигает сроки поставки.
Компания MSC, на данный момент, обсуживает прямые доставки грузов до Санкт-Петербурга, но процесс оформления бронирования места на судне оформляется долго из-за необходимости согласовывать поставку со стороны отправителя и получателя вручную. Суда идут медленно и иногда, уже выйдя на рейс, меняют расписание движения.
Но на логистике не заканчиваются проблемы. Хоть курс пары валют (рубль к доллару) посредством экономической политики смог нормализоваться от пикового роста конца февраля-начала марта, проблемы с покупкой зеленого кофе сохранились из-за банковских проверок.
Из-за длительных проверок банками-корреспондентами у наших партнеров, Колибри кофе, временно «заморозили» ряд операций по покупке свежего урожая из Эфиопии и Бразилии. Этот самый тщательный надзор за легальностью сделки сильно затягивает срок поступления на российский рынок кофе из этих стран.
Когда и что ожидать?
Бразилия Ecoagricola Late Harvest и микролоты
На данный момент груз по двум поставкам бразильского кофе уже находится в порту Сантоса и готов к отгрузке, однако из-за забастовок сотрудников MAPA, совершающих контроль качества ввозимой и вывозимой продукции, процедуру по оформлению груза задерживаются. Если удастся найти решение проблемы, то мы с вами получим свежим урожай Бразилии уже в конце августа!
Бразилия Конилон Виктория от семьи Пессин
Этот лот – разновидность канефора, мутация от робусты, которую традиционно выращивают небольшие фермеры в Бразилии. Сорт многим напомнит полюбившуюся Бразилию Вентурим за ее спокойное тело, характерные ноты карамели и шоколадно-ореховой пасты и низкую, почти нечитаемую, кислотность. Плановый срок доставки – сентябрь 2022 года.
Кофе от наших постоянный партнеров – Lohas Beans
Свежая партия кофе уже готовится к морской транспортировке! Три наших базовых и спокойных по вкусу Колумбии (Во имя Мира!, Робайо и Сан Августин), а также множество микролотов порадуют нас в ноябре этого года. Для нас это отличная новость, потому что Колумбия Сан Августин и Робайо уже закончились на нашем складе, а Во имя мира! сохранилась в небольшом количестве. Самое время восполнить запасы в это непростое время!
Эфиопия от TAFDAG
Это как раз та самая поставка, которая, из-за банковского контроля, сильно сдвинулась по дате транспортировки. Для нас это главная боль, так как самые ваши и наши любимые лоты Эфиопии натуральной обработки (Малая Сибирь, Гуте Соду и Бейби Буку) сильно задерживаются по срокам доставки. Тестовый платеж был отправлен, но все ещё не дошел до Денни, который не хочет отправлять кофе без 100% оплаты товара. Надеемся получить свежую Эфиопию во второй половине сентября.
Третий год рынок качественного кофе переживает серьезные испытания, связанные, на самом деле, не только с проблемами логистики и политических обострений, но и понижением урожайности, неблагоприятной погодой в некоторые сезоны сбора (как это было в Бразилии 2020–2021 года, когда в некоторых регионах прошла засуха). Все эти проблемы значительно увеличивают стоимость зеленого при сниженном предложении от производителей. Но что будет с кофейной индустрией через пару лет? Сможем ли по-прежнему наслаждаться качественными и выдающимися лотами кофе?
По мнению Валентины Моксуновой, нашего главного партнера из компании Колибри кофе, несмотря на сложности, пока сохраняется высокий спрос на качественный кофе в нашей стране, сохранится поиск и покупка кофейных лотов. Конечно, если нашей стране окончательно не заблокируют поставки, что пока звучит очень фантастически, так как Россия сильно интегрирована в мировую экономику, в том числе кофейную.
Бодрость под угрозой: что ждет рынок кофе в 2023 году
Фото: 123rf.com / Legion-Media
В 2022 году кофейная отрасль в стране столкнулась с трудностями: транспортные фирмы стали отказываться от перевозки грузов в Россию, удлинилась логистика, с рынка ушел ряд производителей. Все это — на фоне снижения объемов урожая в Бразилии и Колумбии, общего дефицита морских контейнеров и роста издержек фермеров из-за инфляции. Как это сказалось на ценообразовании российских кофеен, и ждать ли снижения на улицах городов числа людей с бумажными стаканчиками, в колонке для журнала «Компания» рассказал Антон Макаров, управляющий партнер сети Coffee Like.
Что в мире
За последний год в мире зафиксирован более чем двукратный рост цен на зеленый (необжаренный — прим. ред.) кофе. По данным поставщика зерен «Tasty Coffee», стоимость арабики с весны 2021 выросла до 130%. Так, сорта «Бразилия Суль Де Минас» и «Серрадо» увеличились в цене с 5 до 8 долларов за килограмм (при покупке прямого контейнера). При этом приобретение тех же зерен со склада импортера обойдется уже в 9 долларов.
На рост цен повлияло падение температуры в Бразилии и политическая нестабильность в Колумбии. По данным The Wall Street Journal, в прошлом году кофейные плантации Бразилии страдали сначала из-за засухи, а затем от мороза. В связи с этим производители ожидают в этом году только половину от обычного урожая зерен арабики.
В Колумбии же в прошлом году на фоне налоговой реформы происходили народные волнения. Экспорт кофе здесь еще в конце весны 2021-го сократился на 50%. А осенью того же года страна столкнулась с ливнями. При этом в начале августа менеджер Национальной федерации производителей кофе (FNC) Роберто Велес прогнозировал, что в 2022 году производство кофе в Колумбии достигнет 12 миллионов мешков весом 60 килограммов каждый.
«Когда мы видим 12 миллионов мешков и радуемся, мы вспоминаем, что не так давно у нас было 14 и 14,5 миллиона мешков годового производства», — цитировало Велеса агентство Merco Press. Несмотря на это, показатель в 12 миллионов он на фоне всего случившегося назвал «великолепными новостями для производителей».
В числе факторов, влияющих на ценообразование в 2022-м — дефицит морских контейнеров для перевозки грузов. Причем проблема это как российская, так и общемировая. Во время пандемии коронавируса вопрос нехватки контейнеров встал по всему миру, а с марта этого года ряд контейнерных перевозчиков прекратил работать с Россией. При этом, как отмечает соучредитель группы компаний «СЛК» Дмитрий Аржаных, лишь 29% контейнерного парка в России принадлежит отечественным собственникам. Почти треть, 31% контейнеров, принадлежит китайским компаниям, а 40% — это контейнеры морских линий, объяснял он.
«Сложная» логистика и волатильный рубль
Среди других причин, влияющих на удорожание кофе в России — его продажа в долларах, нестабильный курс рубля, удлинившаяся логистика, дефицит на складах, и уже никого не удивляющее желание покупателей закупиться «впрок».
Кофе, как и все сырье в мире, торгуется в долларах, и другая валюта производителями не котируется. Таким образом, для формирования больших резервов в России потребовались бы существенные финансовые ресурсы. С учетом меняющегося курса, фиксировать цену на зерна можно лишь на каждый конкретный объем поставок, а с течением времени стоимость будет постоянно меняться.
Колебания курса рубля отражаются на стоимости зерен сильнее, чем изменения на мировой кофейной бирже. Пока что укрепление рубля компенсирует высокие цены на зеленый кофе, но в долгосрочной перспективе курс может стать менее комфортным.
Но есть и хорошая новость: основные страны-производители в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Азии не присоединялись к антироссийским санкциям (исключение — Германия — прим. автора), и по-прежнему готовы поставлять в страну кофейное сырье. До недавнего времени почти все поставки зерен в Россию осуществлялись через страны Европы, но санкции затруднили этот процесс, и крупные морские перевозчики стали отказываться от поставок в Россию. Сейчас импортеры прорабатывают альтернативные пути поставок: через Турцию, Индию, Иран, и это тоже влияет на удорожание логистики.