Имущественная поддержка субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также самозанятых граждан, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 209-ФЗ), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:
- на возмездной основе;
- на безвозмездной основе;
- на льготных условиях.
Условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам устанавливаются:
- нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- муниципальными правовыми актами.
Указанные нормативные правовые акты принимаются в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ.
Указанные перечни подлежат:
- ежегодному — до 1 ноября текущего года дополнению государственным имуществом и муниципальным имуществом;
- обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также самозанятым гражданам.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами соответственно устанавливаются:
- порядок формирования перечней;
- порядок ведения перечней;
- порядок обязательного опубликования перечней;
- порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в перечни государственного и муниципального имущества.
Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в АО «Корпорация «МСП» в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 209-ФЗ.
Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления установлены приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены условия преимущественного права выкупа арендуемого субъектами МСП государственного и муниципального имущества, как включенного в перечни имущества, так и не включенного в перечни.
Для получения расширенной информации по вопросам имущественной поддержки Вы можете обратиться в Отдел имущественной поддержки Дирекции регионального развития АО «Корпорация «МСП»:
Машков Виталий Владимирович, руководитель Дирекции регионального развития, доб. 161;
Каверина Мария Сергеевна, заместитель руководителя Дирекции регионального развития – начальник отдела имущественной поддержки, доб. 180;
Акалович Ростислав Игоревич, Бизнес-аналитик Дирекции регионального развития, доб. 245.
Источник: corpmsp.ru
Имущественная поддержка малого бизнеса: а есть ли она?
Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в числе прочих предусмотрена т.н. «имущественная поддержка» малого бизнеса, выражающаяся в предоставлении предпринимателям государственного и муниципального имущества в долгосрочную аренду по льготным ставкам. Для этого соответствующие федеральные, региональные и муниципальные органы власти должны формировать и официально публиковать перечни такого имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного в сдачу в аренду малому бизнесу.
Благое начинание пока так и не получило содержательного наполнения.
Перечни, конечно, были сформированы и размещены в официальном доступе, как то предписано законом.
Например, Росимущество, по состоянию на ноябрь 2022 года включило в такой перечень по Московской области аж один! земельный участок и 21 здание/сооружение. Можно, конечно, подумать, что, возможно, больше федерального имущества в Московской области особенно-то и нет. Однако на том же сайте Росимущества бросается в глаза качественно сделанный раздел под названием «Маркетплейс».
Из него мы узнаем, что в Московской области у Росимущества, т.е. в федеральной собственности, имеется 248 зданий и сооружений, 108 помещений и как минимум несколько сотен земельных участков, которые предлагаются на продажу или в аренду. Однако это имущество или хотя бы какую-то его часть в перечень никто включать не торопится. Предполагаем, что у Росимущества есть первостепенная задача — наполнять бюджет. Для этого имущество надо не сдавать малому бизнесу в аренду на долгий срок по льготным ставкам, а как можно быстрей продавать по рыночным. Вот только к чему тогда эта профанация с «перечнями имущества для льготной аренды малому бизнесу»?
Можно возразить, конечно, что имущество на «Маркетплейсе» можно не только купить, но и взять в аренду. Только аренда эта будет уже не по льготным, а по вполне себе рыночным ставкам. Срок аренды не менее 5 лет тоже никто не гарантирует.
Имущество предоставляется в аренду по итогам торгов, а их еще надо инициировать, обратившись в Росимущество и пройдя все установленные законом процедуры. В отношении, например, земельного участка, может также потребоваться уточнение границ и, соответственно, проведение кадастровых работ, затраты на которые несет также инициатор обращения. При этом на торгах у него нет преимущества перед другими участниками и вероятность того, что кто-нибудь другой, выиграв торги, «на халяву» воспользуется всеми вашими мытарствами и понесенными затратами совершенно не исключена.
На областном уровне ситуация не сильно отличается от федеральной. В перечне Минимущества Московской области числится 65 объектов недвижимого имущества, в т.ч. 33 здания и сооружения, 10 сооружений и 22 земельных участка.
Аналогичного федеральному порталу «Маркетплейса» на сайте Минимущества Московской области нет, поэтому хоть как-то сопоставить перечень со всей базой областной собственности, которая могла бы сдаваться в аренду малому бизнесу, невозможно. На сайте Правительства Московской области есть общий список всего областного имущества в количестве 26 008 объектов, однако, судя по списку, сюда входит абсолютно все имущество, включая социальную инфраструктуру (поликлиники, больницы, школы и т.п), инженерную инфраструктуру и т.п. Сколько в этом списке недвижимости, которая могла бы пополнить перечень для льготной аренды – вопрос открытый.
Только муниципалитеты отнеслись к формированию перечней более-менее ответственно: по состоянию на 1 квартал 2022 года единый перечень всей муниципальной недвижимости для аренды малому бизнесу насчитывал 1997 объектов. Впрочем, и здесь все тоже не слишком прозрачно. Списки, как правило, содержат не самые актуальные данные.
Невозможно понять, попала ли в них информация обо всех объектах недвижимости, которые теоретически можно было бы использовать малому бизнесу. Так, перечень имущества всех муниципальных образований Московской области насчитывал на конец 2022 года 390 000 позиций, однако сюда входило абсолютно все имущество муниципалитетов: от трансформаторных подстанций до объектов социальной инфраструктуры. Из плюсов можно отметить разве что относительно недавно реализованную возможность подать на портале госуслуг Московской области онлайн-запрос на предоставление информации об объектах в конкретном муниципалитете, которые предназначены для сдачи в аренду субъектам МСП.
Подводя итог, представляется, что имущественная поддержка малого бизнеса в виде льготной аренды объектов недвижимости, уже больше чем за 10 лет действия соответствующих положений Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, по-прежнему остается в значительной мере фикцией. Связано ли это, как отмечалось выше, с приоритетностью задачи пополнения бюджета за счет продажи имущества, а не сдачи его в льготную аренду малому бизнесу, или обусловлено иными причинами, например, нежеланием повышать прозрачность в вопросе использования государственного и муниципального имущества, остается только гадать.
Однако, недостаток помещений для ведения бизнеса по-прежнему остается одним из главных препятствий на пути развития малого предпринимательства. И в интересах государства все-таки решать этот вопрос, а не ограничиваться формальным набором вялотекущих телодвижений по принципу «и тут мы бизнесу тоже, вроде, помогаем».
Директор Центра развития предпринимательства Московской области Д.А. Джафаров
- Поделиться
Источник: mspmo.ru
Имущественная поддержка бизнеса это
Что такое имущественная поддержка?
Что такое имущественная поддержка?
Об имущественной поддержке
Имущественная поддержка субъектов МСП и организаций поддержки предпринимательства предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Она осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, которые передают во владение или в пользование государственное или муниципальное имущество, в том числе:
- земельные участки
- здания, строения, сооружения
- нежилые помещения
- оборудование, машины, механизмы, установки
- транспортных средства
- инвентарь, инструменты
на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами.
О формировании перечней имущества
Для этого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Перечни имущества подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами
Ежегодно, до 1 ноября текущего года, такие перечни должны дополняться государственным и муниципальным имуществом.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Аренда земельных участков
Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.
Аренда муниципального или государственного имущества считается выгодной альтернативой коммерческой аренде. Предпринимателей привлекают более низкие по сравнению с коммерческими арендные ставки, а также то, что договор, основанный на торгах, более легитимный. К тому же, он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекательными факторами являются неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды.
Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды имущества, включенного в перечень, осуществляется:
- по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды (торги);
- без проведения торгов в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе по государственной или муниципальной преференции.
Аренда по результатам торгов
Извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона — не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров размещается на официальном сайте РФ в сети интернет.
По истечении срока договора аренды, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении определенных условий:
Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Аренда без проведения торгов
Без проведения торгов имущество, включенное в перечень, может быть предоставлено:
- медицинским и образовательным организациям;
- для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
- взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям;
- в случае, если имущество является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
- лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
- на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
- в виде государственной или муниципальной преференции;
- в других случаях, указанных в статье 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.
Имущество, включенное в Перечни, может предоставляться во владение и(или) в пользование субъектам МСП на долгосрочной основе по льготным ставкам арендной платы с учетом условий:
- Срок договора аренды составляет не менее 5 лет;
- Арендная плата вносится в следующем порядке:
- В первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;
- Во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;
- В третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы.
- С четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.
Помимо аренды государственного и муниципального имущества существуют договоры безвозмездного пользования и договоры на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается малому предприятию на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ обращение субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, в том числе имущественной, носит заявительный характер.
В Ленинградской области распространена практика по предоставлению государственных или муниципальных услуг через многофункциональные центры.
В каждом Муниципальном образовании Ленинградской области утверждены следующие административные регламенты предоставления государственной или муниципальной услуги:
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»
Административный регламент «Предоставление сведений об объектах имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»
Административный регламент «Приватизация имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
О приобретении имущества
Кроме того имущество, включенное в перечни, может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение имущества.
О преимущественном праве субъектов МСП
- отсутствует задолженность по арендной плате
- сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
- имущество не включено в утвержденный перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
- арендуемое имущество включено в перечень имущества в течение пяти и более лет до даты подачи заявления
О предоставлении сведений об имуществе
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.04.2016г. № 264 утвержден порядок предоставления сведений в Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», включая форму, состав и сроки предоставления сведений.
В целях реализации Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 264 Распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.07.2016 № 540-р уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим взаимодействие с Корпорацией, определен Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 264 органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом Ленинградской области, обязаны представлять в Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области сведения об утвержденных перечнях муниципального имущества, а также об изменениях, внесенных в перечни муниципального имущества, в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения.
Источник: 813.ru