Ежегодное исследование Индекс «Административное давление -2022» подготовлено Уполномоченным при Президенте Российской Федерации совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина П.А.
Индекс основан на данных государственной статистики и представляет собой инструмент по оценке и корректировке правоприменительной практики и деятельности контрольно-надзорных органов на территории субъектов Российской Федерации . В нем анализируются следующие показатели: P1 «Доля предупреждений от общего числа наказаний», P2 «Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных субъектов», P3 «Доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий».
В связи с вступлением в силу c 1 июня 2021 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации », дополненного возможностью проведения профилактических мероприятий, в Индексе «Административное давление -2022» изменена методология. Показатель P3 «Доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок от общего числа штрафов, наложенных органом кнд» заменен показателем «Доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий». Также в качестве справочного показателя в регионах учитывается количество административных расследований без проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Индекс административного давления. Серия 1. Проверок стало больше на 205%
Отработка результатов Индекса в ходе совещаний с участием руководства субъектов Федерации, представителей прокуратуры и уполномоченных по защите прав предпринимателей способствует существенному улучшению ситуации во многих регионах. По итогам 2021 года самый значительный рост показателей демонстрирует Республика Татарстан , поднявшаяся с 60-го на 4-е место, Смоленская область поднялась с 45го на 1-е место, Севастополь – с 51-го на 9-е место.
Мониторинг показал, что в связи с отменой моратория на проверки общее число проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возросло почти вдвое, а количество случаев причинения вреда снизилось, что свидетельствует об избыточности контрольно-надзорной деятельности. По факту количество проверок не влияет на поведение и ответственность поднадзорных субъектов: применение профилактического и риск-ориентированного подходов позволяет снижать количество опасных инцидентов.
Средний размер штрафов снизился на 34%, но решительной динамики к переходу на использование предупреждений не наблюдается. В то же время ответственность должностных лиц КНД продолжает быть непропорциональной полномочиям: 89% нарушений при проведении проверок завершаются предупреждением.
Источник: news.myseldon.com
Штрафов меньше, проверок больше
Бизнес-омбудсмен не нашел в контроле и надзоре снижения рисков
Хотя «карательный» тренд в контрольно-надзорной деятельности (КНД) пошел на спад, переход к риск-ориентированной модели КНД пока не состоялся, сказано в ежегодном докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту. Так, из-за временной отмены моратория на проверки в 2021 году контролеры нарастили проверочные мероприятия почти вдвое и все еще редко ограничиваются предупреждениями, несмотря на снижение сборов штрафов с бизнеса. Для повышения эффективности системы КНД бизнес-омбудсмен предлагает изменить порядок ее мониторинга, учитывая не только число проверок, но и их экономические последствия. Бизнес же помимо снижения административной нагрузки добивается сокращения уголовных рисков.
Индекс административного давления на бизнес пересмотрят в соответствии с новым законодательством
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов хочет включить индекс административного давления на бизнес в оценку инвестпривлекательности регионов
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Система КНД после ее реформы меняется, но пока деятельность контролеров избыточна, фиксирует бизнес-омбудсмен Борис Титов в годовом докладе президенту о состоянии деловой среды (вероятно, он традиционно будет представлен 26 мая). Документ фиксирует рост числа проверок — до 973,4 тыс. в 2021 году против 534,2 тыс. в 2020 году.
«Всплеск контрольно-надзорной деятельности после окончания «ковидного» моратория был избыточным. По некоторым направлениям наблюдается парадокс: проверок больше, а количество зафиксированных случаев вреда — меньше»,— поясняет Борис Титов.
Число случаев причинения вреда действительно снизилось — 24,7 тыс. против 24,9 тыс. в 2020 году, свидетельствуют данные индекса административного давления.
Индекс оценивает репрессивность КНД, эффективность риск-ориентированного подхода и объем штрафов, собираемых ведомствами, по данным Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, региональных ведомств и статистических форм. Ранее для подсчета индекса использовались разрозненные данные Росстата, судов, региональных и муниципальных органов контроля — их омбудсмен предлагает вновь использовать для развития мониторинга КНД.
Белый дом, напомним, требует доказательного регулирования КНД — сейчас в едином реестре собираются все данные о проверках, их досудебном обжаловании и др., нужные для донастройки механизмов КНД (см. “Ъ” от 2 и 5 марта 2021 года). По мнению бизнес-омбудсмена, расширение пула данных позволит учесть помимо частоты проверок их экономические последствия — штрафы, остановки деятельности и др.
Отметим, денежные потери бизнеса от проверок в 2021 году продолжили сокращаться: с 42,3 млрд руб. до 30 млрд руб.
В 2020 году из-за моратория результаты были более впечатляющими: бизнес смог сэкономить на отмене проверок около 200 млрд руб. В 2021 году средний штраф стал меньше на 34%, но существенного смягчения реакции контролеров не произошло, считает господин Титов. Доля предупреждений среди наказаний сократилась у всех ведомств, кроме Россельхознадзора (31%, плюс 7 процентных пунктов за год) и Роструда (31%, плюс 6 процентных пунктов). Впрочем, сейчас предполагается, что часть показателей индекса будет использоваться при оценке инвестклимата в регионах. Правительство для восстановления экономики рассчитывает на запуск нового инвестцикла, унифицируя инвестдеятельность в регионах, погружение показателей КНД в рейтинг может стимулировать губернаторов к корректировке контроля и надзора.
Как власти опять обсуждают с бизнесом его декриминализацию
Сам бизнес тем временем добивается снижения рисков уголовной ответственности — помимо общего обращения предпринимателей к президенту (см. “Ъ” от 19 мая) члены «Деловой России» направили главе Минюста Константину Чуйченко поправки к Уголовному кодексу, корректирующие признаки налоговых преступлений и категории их тяжести. Авторы считают избыточным отнесение налоговых преступлений к тяжким с учетом тренда на поддержку «развития бизнеса со стороны государства»: они относятся к экономической сфере, исключают насильственные действия, и, по мнению бизнеса, при устранении вреда уголовное преследование может быть прекращено. Впрочем, власти уже усложнили процедуру уголовного преследования бизнеса за налоговые нарушения — теперь возбуждать уголовные дела следователи могут только по материалам налоговых органов.
- Газета «Коммерсантъ» №88/П от 23.05.2022, стр. 2
- Диана Галиева подписаться отписаться
- Реформа контрольно-надзорной деятельности подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
В рейтинг инвестклимата добавили новые показатели
Рейтинговый комитет утвердил изменения в методологию Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ.
«Мы вместе с деловыми объединениями, экспертами, региональными и федеральными органами власти провели комплексную работу по выявлению ключевых для предпринимателей вопросов, которые следует учесть в Национальном рейтинге. Суммарно было рассмотрено более 500 предложений, исходя из которых мы разработали новые факторы для учета», – сказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
В частности, в Национальный рейтинг включены некоторые элементы нового регионального инвестиционного стандарта, который в этом году был разработан Минэкономразвития России совместно с Правительством РФ:
- В направление «Регуляторная среда» добавлены новые сюжеты по оценке «клиентского пути» инвестора: подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, газопроводу, получение в аренду земельных участков и ввод объектов в эксплуатацию.
- Включена оценка инвестиционной декларации, инвестиционной карты, инвестиционного комитета и регионального агентства развития.
В 2022 году эти показатели будут учитываться вне рейтинга и не будут влиять на распределение регионов, так как сейчас инвестстандарт внедряется только в пилотных регионах. В состав рейтинговых показателей эти элементы включат в 2023 году.
Фактор «Административное давление на бизнес», который раньше основывался на опросах предпринимателей, расширен статистическими показателями индекса «Административное давление», его рассчитывает аппарат бизнес-омбудсмена при содействии Института экономики роста им. Столыпина П.А. Первый показатель – «доля предупреждений от общего числа наказаний» – отражает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности. Второй – «доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных» – оценивает эффективность внедрения риск-ориентированного подхода.
Кроме того, в рейтинге расширена оценка поддержки экспортной деятельности. В дополнение к опросному показателю включены два новых статистических: «доля несырьевого экспорта субъектов МСП в общем объеме выручки субъектов МСП в регионе» и «доля субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, в общей численности субъектов МСП в регионе». В результате сформирован новый фактор оценки регионов – «Эффективность институтов поддержки экспортной деятельности».
Добавлен новый опросный показатель – «Оценка репутации состояния инвестиционного климата в субъекте РФ по мнению инвестора», который позволит оценить общее мнение предпринимателей о текущем состоянии деловой среды в регионе, ее изменениях за последние годы и дальнейшие перспективы.
Дополнительно вне рейтинга будут учитываться показатели, отражающие уровень развития и эффективность поддержки бизнеса в области технологического предпринимательства.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Рейтинг представляется ежегодно в рамках ПМЭФ.
Источник: asi.ru