Индекс коррупционных бизнес рисков это

— использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении должностных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению.

Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг

— отказ от проведения мониторинга цен на товары и услуги;

— предоставление заведомо ложных сведений о проведении мониторинга цен на товары и услуги;

— размещение заказов ответственным лицом на поставку товаров и оказание услуг из ограниченного числа поставщиков именно в той организации, руководителем отдела продаж которой является его родственник.

Регистрация имущества и ведение баз данных имущества

— несвоевременная постановка на регистрационный учёт имущества;

— умышленно досрочное списание материальных средств и расходных материалов с регистрационного учёта;

— отсутствие регулярного контроля наличия и сохранности имущества.

Принятие на работу сотрудника

— предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу

Что такое риск? 3 вида риска и как количественно оценивать каждый из них

Обращения юридических, физических лиц

Требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено действующим законодательством;

— нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций.

Взаимодействия с вышестоящими должностными лицами

— дарение подарков и оказание не служебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий

Составление, заполнение документов, справок, отчётности

— искажение, сокрытие или предоставление заведомо ложных сведений в отчётных документах, справках гражданам, являющихся существенным элементом служебной деятельности.

Работа со служебной информацией, документами

— попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам.

Проведение аттестации педагогических сотрудников

— необъективная оценка деятельности педагогических работников, завышение результативности труда.

— оплата рабочего времени в полном объёме в случае, когда сотрудник фактически отсутствовал на рабочем месте.

— необъективность в выставлении оценки, завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости;

-завышение оценочных баллов за вознаграждение или оказание услуг со стороны обучающихся либо их родителей (законных представителей).

Приём детей в образовательную организацию на обучение

— предоставление не предусмотренных законодательством преимуществ для приёма в образовательную организацию.

Источник: xn--1-itbpro4b.xn--p1ai

Антикоррупционный комплаенс

Антикоррупционный комплаенс

Антикоррупционный комплаенс дает возможность каскадировать ответственность за неправомерные действия от ключевых персон бизнеса до уровня исполнителя или конкретных ответственных лиц в компании. Защита бизнеса с антикоррупционным комплаенсом исключает уголовные и административные риски для ключевых персон.

Статистика коррупционных правонарушений

За 2020 год Следственный комитет РФ возбудил 15 217 уголовных дел по коррупционным преступлениям. Это на 4% больше, чем в прошлом году. При этом размер причиненного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности оценили в 58,4 млрд руб., что составляет 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений.

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (ИВК) (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. ИВК — это составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 г. и формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.

В этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 (очень высокий уровень коррупции) и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави, Мали. РФ постоянно находится в аутсайдерах по Индексу, что является показателем отсутствия системного противодействия коррупции.

Законодательная база в сфере антикоррупционного законодательства

Она состоит из законов, подзаконных актов РФ, а также законов иностранных государств экстерриториального действия. Общая обязанность российских компаний разрабатывать и внедрять меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Ответственность за коррупционные нарушения регулируется:

  • Уголовным кодексом РФ;
  • Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;
  • ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Существуют Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г. Их задача — формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных характеристик.

Среди иностранных законов с экстерриториальным действием можно выделить:

  • Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA);
  • Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (Bribery Act 2010).

Кому нужна антикоррупционная комплаенс-система?

Бороться с коррупцией необходимо любой компании независимо от сферы ее деятельности, размера бизнеса и локации. Но есть организации, для которых антикоррупционный комплаенс особенно важен:

  • Работающие с тендерами и заключающие коммерческие сделки;
  • Активно развивающие продажи в государственные компании;
  • Получающие разрешительную документацию от государственных органов;
  • С высоким объемом закупок и большим количеством поставщиков.

Также наличие антикоррупционного комплаенса важно для организаций, стремящихся выйти на зарубежные рынки или торговаться на биржах. Один из ярких примеров — МТС. Компания успешно внедрила комплаенс-программу, нормы которой прописаны во всех ее документах. Такое внедрение не только помогло выйти на международный уровень, но также попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу еще в начале 2000-х, где невозможно оказаться, пока регулирование не соответствует местному антикоррупционному законодательству (FCPA).

Преимущества

  • Ключевые персоны компании будут в безопасности от рисков, связанных с коррупцией или коммерческим подкупом;
  • В компании будет настроена система превентивного управления антикоррупционными комплаенс-рисками;
  • Снизятся риски при участии в торгах, заключении сделок, взаимодействии с государственными органами;
  • Снизятся риски при активных закупках и привлечении подрядчиков.

Малому, среднему и крупному бизнесу необходимо организовать антикоррупционную комплаенс-систему, так как собственники, генеральные директора и главные бухгалтеры несут ответственность за действия всех сотрудников компании. В большинстве случаев ответственность ключевых лиц неограниченна и распространяется на несанкционированные действия персонала.

Читайте также:  Система менеджмента бизнеса что это такое

Если сотрудники компании принимают некорректные решения на местах относительно дачи или приема взятки — за них отвечают ключевые персоны. Антикоррупционный комплаенс позволяет распределить ответственность в отношении коррупционной составляющей и коммерческого подкупа, тем самым, защитив первых лиц бизнеса.

Отзывы клиентов

К комплаенсу у меня личный интерес, поскольку я вижу, что сейчас от контрольно-надзорных органов и государства идет некая политика как по проверке компаний, так и по установлению определенных правил взаимодействия на рынке бизнеса. Поэтому считаю, что необходимо уже даже на малых предприятиях вводить некую систему комплаенс. Смотря на опыт своих компаний, понимаю, что нужно было делать это раньше – возможно какие-то внедренные системы позволили бы избежать многих ошибок.

Людмила Шипулина

К повышению уровня знаний в комплаенс меня подтолкнула наша головная организация, которая располагается в Европе, а там комплаенс очень развит. В связи с чем они хотели бы видеть развитый комплаенс и в нашей организации.

Я собираюсь сразу начать имплементировать полученные знания на практике, несмотря на то, что внедрение этих знаний потребует достаточно много времени.

Да, я считаю, что знания в качестве просто отличные. Полученные уровень знаний позволил достаточно быстро справиться с тестом, тем не менее один из вопросов про специализированные виды мошенничества в сфере экономики показался мне сложным.

Безусловно, на базе пройденного курса я буду проводить обучение в нашей компании.

Негрова Татьяна

Комплаенс открыл для меня комплекс глобальных мер, которые способны предостеречь от возникновения проблем в бизнесе. Я эти знания оцениваю очень высоко, потому что я сталкивался со всем проблемами, которые мы проговаривали в курсе. Теперь я знаю, какими знаниями и практиками я обладаю, они помогут мне в будущем этого избежать.

Уже по ходу занятий я начал внедрять их, делиться с коллегами, делать какие-то корректировки, другими словами знания работают не завтра, а уже сегодня. Конечно, я буду передавать эти знания дальше, потому что моя задача сделать так, чтобы все коллеги применяли это, пользовались, а я буду наблюдать и дальше распространять это в компании.

Комплаенс — это глобальные меры по отношению к предприятию, по отношению к жизни, и нужно видеть всю ситуацию целиком и подходить к решению проблемы целиком. Другими словами, комплаенс это способ избежать будущие проблемы.

Конечно, это огромный плюс. Это шаг для нашего предприятия, приличный шаг для меня. Я вырос!

Никитин Андрей

С Национальной Ассоциацией Комплаенс я познакомилась случайно.

В период жесточайшего кризиса предприятия искали пути выхода. Так, в интернете посмотрела вебинар о снижении рисков по привлечению внимания со стороны 40 КНО, который проводил Балакин Владимир Валерьевич — президент Национальной Ассоциации Комплаенс. На протяжении всего вебинара не могла оторваться ни на секунду. Информация была настолько актуальна, что сразу решила обучиться на курсах повышения квалификации по направлению –«Менеджер в сфере комплаенс».

Обучение проходило в течение нескольких дней, можно было обучаться очно, но у меня не получилось приехать, поэтому обучалась удаленно, так сказать без отрыва от производства, держа руку на пульсе тяжело заболевшего предприятия. По окончании сдала итоговые тесты, пообщались по скайпу лично с Владимиром Валерьевичем Балакиным. С этого момента у нас началось сотрудничество с Национальной Ассоциацией.

Надо отметить, что по окончании обучения специалисты ассоциации продолжали помогать решать текущие проблемы предприятия, если у нас была в этом необходимость. Это была квалифицированная юридическая поддержка, которая придала уверенности при реализации антикризисных решений.

Сейчас мы находимся в стадии переговоров по заключению договора проведения аудита с целью последующего внедрения системы Комплаенс на нашем предприятии. Сотрудничество с Ассоциацией придает ощущение полной безопасности для осуществления экономической деятельности, также дает возможность внедрять самые сложные и амбициозные проекты.

Оксана Анатольевна

Прежде всего я благодарю Национальную Ассоциацию Комплаенс за возможность принять участие в Первом Международном Конгрессе по комплаенс. Было интересно услышать мнение зарубежных экспертов в области комплаенс. Особенно важной для меня была дискуссия по построению в корпорациях функции комплаенс и внедрения комплаенс-программы.

Радостно было отметить наличие схожих взглядов на решение различных задач.

Хочу отметить практическую пользу и возможность использовать в моей деятельности полученной информации, в частности, повышение эффективности комплаенс-программы в моей компании. Было интересно услышать как работают над этой задачей коллеги за рубежом.

Савельевa Еленa Борисовнa

От обучения у меня остались только положительные эмоции. Потому что все эти разрозненные крупицы знаний и практического опыта, которые хаотично роились в голове, теперь упорядочены. Я с удивлением узнал, что есть огромная база, некая теоретическая подоснова, и что все это уже разработано. Ведь многие ищут этих решений и не могут их сформулировать.

Ни они не могут сформулировать, ни специалисты, к которым они обращаются. А тем временем, есть готовая система, и чем раньше мы начнем по этой системе выстраивать бизнес, тем проще нам будет интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Комплаенс – это огромный раздел, который необходимо изучать и внедрять, если мы хотим жить в цивилизованной стране.

Станислав Алехин

Меня зовут Соколовская Оксана, я методолог в банке Зенит.

С огромным удовольствием от руководителя узнала, что есть возможность пройти обучение и согласилась! Курс сильно превзошёл мои ожидания, в первую очередь благодаря организаторам и преподавателям, потому что это энергетика!

Читайте также:  Стоит ли устанавливать кофейный аппарат для бизнеса

Всегда чувствуется когда опытные преподаватели практики могут поделиться тем, чего ты не прочтёшь в учебнике или в нормативном акте. Они тебе рассказывают как устроена жизнь, и, возвращаясь на рабочее место ты возвращаешься в реальную жизнь, а не в учебники.

Это неоспоримая ценность курса, с душой, из практики и очень-очень интересно!

Полный видео-отзыв вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube по этой ссылке.

Источник: compliance.su

Оценка риска по странам: влияние Индекса восприятия коррупции от Transparency International

На прошлой неделе увидел свет очередной выпуск ежегодной публикации Индекса восприятия коррупции (Corruption Perception Index) от Transparency International. Что он представляет собой по существу, и для чего нужен? Давайте разберемся.

На протяжении многих лет риск-менеджеры в международных компаниях используют этот индекс в качестве надежного индикатора для определения вероятности нарушения зарубежного антикоррупционного законодательства, если их организация вынуждена вести там свою деятельность. “Он (индекс) не может, да и не должен — и мы бы никогда такого не предложили — служить заменой более глубокому анализу и пониманию всех рисков вокруг коррупции, разработке полноценных антикоррупционных программ” – говорит Бен Элерс (Ben Elers), программный директор в Transparency International. – “На самом деле, это просто базовая стартовая точка, но в то же время очень существенная”.

Есть такая компания, TE Connectivity– глобальный разработчик электронных компонентов для коммерческого и пользовательского электрооборудования. Компания использует данный индекс как один из многих источников информации, принимая решения о вступлении в отношения со сторонним потенциальным деловым партнером — говорит Кристин Стиклер (Christine Stickler), старший менеджер по комплайенсу. “Весь процесс, в том числе уровень требуемой комплексной оценки due diligence, зависит от оценки риска” – отмечает она.

Среди прочего, в их организации оценка риска основана и на Индексе восприятии коррупции для страны, в которой располагается потенциальный деловой партнер, и где он оказывает свои услуги, имеющие отношения к деятельности TE Connectivity, либо где он будет их оказывать от имени TE Connectivity, и так далее.

Еще один пример. Halliburton — американская компания, предоставляющая сервисные услуги в нефте- и газодобывающих отраслях — использует индекс от Transparency International в качестве, мы цитируем, “основополагающего барометра коррупции и изначальной меры возможных коррупционных трендов в географических регионах, где мы работаем” (Джефф Спалдинг (Jeff Spalding), менеджер по комплаейнсу и руководитель корпоративной этики в компании). Он отзывается о CPI как о важном источнике данных, но при этом далеко не единственном, который они используют в оптимизации программ комплайенса под специфические деловые нужды.

Индекс CPI играет свою роль в программах Halliburton многими способами. Например, они используют иллюстративные карты и диаграммы в программах обучения на тему коррупции. Кроме того, комитеты по внутреннему контролю используют CPI как один из нескольких факторов для идентификации стран с высоким уровнем риска. Как уже говорилось выше, это полезный инструмент в общей оценке риска организации.

Недостаток Индекса восприятия коррупции с точки зрения корпоративной системы комплайенса и управления рисками заключается в том, что он рассчитывается на основе данных, полученных как общее восприятие негативного явления, с очень незначительным акцентом на конкретные случаи проявления взяточничества. По этой причине по-настоящему ценные выводы с позиции бизнеса можно сделать, анализируя CPI по странам с помощью специального вспомогательного индекса TRACE Matrix – индекса коррупции, специально подогнанного под нужды компаний.

Индекс TRACE Matrix был разработан TRACE International в сотрудничестве с исследовательской компанией RAND, и он не только определяет уровень коррупции каждой отдельной страны на основе распространения там коррупции конкретно в бизнесе, но также описывает специфические факторы риска, уникальные для нее. Это хорошая помощь департаментам комплайенса небольших компаний с ограниченными бюджетами, которым, тем не менее, нужно как-то делать свою работу.

В рамках данного подхода странам приписывается индекс от 1 до 100, где более высокое значение означает более высокий уровень риска коррупции в бизнесе, а более низкое значение – соответствие, более низкий уровень риска. Чтобы определить значение TRACE Matrix для конкретной страны, анализируются четыре фактора, которые специалисты в юридической сфере и в области комплайенса определили в качестве четырех самых значимых факторов риска коррупции в бизнесе:

  • Интенсивность и характер взаимоотношений бизнеса с государством, включая субъективные “ожидания относительно уплаты взятки” и объективный уровень регулятивного давления
  • Существование (либо их отсутствие) антикоррупционных законов, прозрачность контроля за их соблюдением
  • Прозрачность правительственной деятельности, в том числе доступны или нет правительственные бюджеты для изучения широкой публикой
  • Потенциал надзора за соблюдением гражданских прав, в то числе степень контроля СМИ со стороны государства, и насколько свободным является доступ к ним

Ниже приводится анализ индекса CPI за прошлый год – изначальный Индекс восприятия коррупции, далее взвешенный с учетом специфических коррупционных рисков по странам с помощью методологии расчета TRACE Matrix, что помогает риск-менеджменту рядовых компаний лучше оптимизировать свои антикоррупционные программы и более эффективно реализовывать процедуры внутреннего аудита по странам.

Результаты по странам

В целом, итоги за прошлый год сдержат как хорошие новости, так и плохие. Да, многие государства улучшили свои антикоррупционные результаты, но в глобальном масштабе коррупция остается большой проблемой.

Из 168 стран, получивших в этом году свой индекс CPI, 114 оказались в группе со значениями ниже 50, что означает “очень коррумпированные”. Несколько стран выбились их этой группы, но их результаты ненамного лучше 50. Традиционно, самые низкие показатели демонстрируют страны Африки, Азии, Латинской Америки, Южной Америки и Ближнего Востока.

Читайте также:  Для чего нужна целевая аудитория в бизнесе

Бен Элерс, программный директор Transparency International: “С фундаментальной точки зрения коррупция подрывает принцип равенства условий для всех и стабильности, которых ищет бизнес. Это ключевое послание, которое мы слышим снова и снова со стороны делового сообщества. Если у вас слабая сила закона (на что влияет коррупция), то это создает очень серьезную неопределенность”.

Поскольку в расчете индексов по странам в TRACE Matrix используется другой подход, его результаты могут значительно отличаться от результатов оригинального индекса от Transparency International. Так, пять стран с наивысшим уровнем коррупции согласно методологии TRACE – это Нигерия (97), Ангола (94), Йемен (94), Узбекистан (92) и Камбоджа (89). Для сравнения, как мы уже знаем из представленных на прошлой неделе данных, самыми коррумпированными странами в прошлом году стали Сомали (8), Северная Корея (8), Афганистан (11), Судан (12), и Южный Судан (15).

Бразилия, Ливия, Испания и Турция – примеры тех государств, которые показали худшие результаты по сравнению с предыдущим годом. Больше всего опустилась Бразилия, утратив 5 пунктов и упав на седьмое место с показателем CPI, равным 76. Турция опускается уже второй год подряд с 53 места в 2013 на 64-е в 2014 и теперь на 66-е в 2015. Испания утратила одну позицию (37 место в 2014, 36 в 2015).

Бен Элерс говорит, падение рейтингов этих стран отчасти объясняется громкими корпоративными скандалами – такими, например, как случай с нефтяной государственной компанией Petrobras в Бразилии, который получил огласку в 2014 году. Petrobras обвинили в неправомерном присвоении контрактов строительным и инженерным компаниям, в результате чего многие люди оказались без работы. Это довольно серьезно ударило по исполнительным директорам самой Petrobras и некоторым представителям политических элит.

Рассмотрим этот случай с другой стороны. Вспомним о том, что Бразилия сегодня столкнулась с серьезнейшими экономическими трудностями, создающими угрозу дальнейшего пребывания на посту Дилмы Русеф (Dilma Rousseff) – первой в истории Бразилии президента-женщины. Согласно альтернативному индексу TRACE Matrix, Бразилия получает в этом году общий показатель коррупции 69.

Наибольшее (значит, напоминаем — наихудшее) значение (77) относится на такую область как взаимоотношение бизнеса с государством. А самое низкое значение (42) – на общественный контроль. Здесь риск наименьший, что отражает не самую плохую ситуацию с медиа и свободой прессы. Согласно выводам экспертов TRACE, “сильные, независимые медиа, свободные от государственного влияния, помогают обнаруживать коррупционные практики, проводя проверку как общественных, так и частных участников”.

Оставшиеся страны блока BRIC – Россия, Индия и Китай – также не очень хорошо выступили в этом году. Если брать оригинальный индекс от TI, то Россия заняла 119 место с показателем 29, Индия – 76-е с индексом 38, а Китай – 83 с индексом 37 (в оригинальной версии CPI более высокое значение, напротив, соответствует меньшему распространению коррупции в стране).

Согласно же TRACE Matrix, Индия получает общий индекс коррупции, равный 80, Китай – 66, а Россия – 65. В случае с Китаем хуже всего обстоит дело со свободой прессы, тогда как в России и Индии наибольший риск несет в себе влияние государственного аппарата.

Топ-5 стран с самыми низкими показателями коррупции, согласно TRACE Matrix– это Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Гонконг и Швеция. Эта пятерка отличается от пятерки самых “чистых” стран по версии Transparency International: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия и Нидерланды, которые добились высоких результатов низкими уровнями коррупции в госсекторе.

Соединенные Штаты – согласно обеим методикам оценки – показали незначительный уровень коррупции. Их место в TRACE Matrix по общему показателю – десятое, а по версии TI за 2015 год – шестнадцатое.

Риск-менеджерам и специалистам по комплайенсу следует быть особенно внимательными в случае с новыми, быстро развивающимися рынками, особенно с теми, которые сейчас только-только открылись для бизнеса. Мы говорим о Кубе и Иране – обе эти страны несут в себе очень высокие риски коррупции. Куба получила результат 47 и находится на 56-м месте, в Иране все намного хуже (130 место, 27 пунктов). Если компании желают вести там свой бизнес, им нужно быть особенно осторожными не только по причине самой коррупции, но и санкций, которые вроде бы с этих стран сняли, но какие-то еще могут оставаться в силе.

По всему миру государства продолжают запускать антикоррупционные компании с потенциально очень большими перспективами, однако – отмечает Бен Элерс – они должны оставаться в действии на протяжении долгосрочного периода. Требуется адекватное финансирование и поддержка бизнеса, а антикоррупционным комитетам действительно должна быть предоставлена независимость и свобода, чтобы действовать адекватно своим обязанностям.

Как бы ни были полезны индексы коррупции CPI и TRACE для компаний, они не более чем один из элементов анализа, входящего в программы управления рисками. И в любом случае, ничто не заменит “полевых” экспертов по комплайенсу, которые “на месте” пообщаются с местными и тем самым получат более полное представление обо всех “культурных нюансах” той среды, в которой собирается вести свою деятельность представительство их международной организации.

По материалам: Compliance Week

Источник: gaap.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин