Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого бизнеса

Согласно закону №209-ФЗ «О развитии МСП в России» от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.
Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:

  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.

Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

Статус субъекта МСПГодовая выручка без учета НДСЧисленность сотрудников
Среднее предприятие2 миллиарда рублейНе превышает 250 человек
Малое предприятие800 миллионов рублейНе превышает 100 человек
Микропредприятие120 миллионов рублейНе превышает 15 человек

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.
Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).
Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.
Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, — 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.
2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.
3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).
4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе — не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.
Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам — упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу — все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.

Наименование системы налогообложенияЛимит годового доходаКоличество сотрудников
ЕНВДНе установленНе более 100
УСННе более 160 миллионов рублейНе более 100
ПСН (доступна только для ИП)Не более 60 миллионов рублейНе более 15
ЕСХНДоля прибыли от реализации с/х продукции — не меньше 70% от общего доходаДля ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).
Подробно о том, как правильно рассчитать страховые взносы за сотрудников ИП, читайте

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.
Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.

О плюсах и минусах упрощенной системы налогообложения читайте
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Источник: macros-ht.ru

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Политика государства, направленная на увеличение занятости населения, предлагает различные льготы субъектам малого бизнеса. Благодаря данной программе снижается налоговая и административная нагрузка на частных предпринимателей. Этот аспект является одним из важных при составлении бизнес-плана, с целью начала предпринимательской деятельности. В данной статье мы предлагаем такие темы, как кто относится к субъектам малого предпринимательства и какие льготы можно получить от государства.

Рассмотрение основ законодательства

Для начала давайте рассмотрим главный вопрос, является ли ИП субъектом малого предпринимательства? Согласно текущему законопроекту, к субъектам малого бизнеса относятся как коммерческие организации, так и частные предприниматели. Существует несколько групп, на которые подразделяются подобные организации.

В первую очередь это сельскохозяйственные и производственные предприятия, основывающиеся на совместной деятельности (кооперативы). Также к категории субъектам малого предпринимательства относятся фермерские и крестьянские хозяйства. Последними представителями этой категории являются хозяйские партнерства.

Согласно статистическим данным, в Реестре Малого Предпринимательства зафиксировано более двухсот тысяч подобных организаций. Примерно тридцать процентов из этого числа – индивидуальные предприниматели. Также следует упомянуть о формированиях, не попадающих в данную группу. К таким организациям относятся государственные предприятия, муниципальные учреждения и некоммерческие организации.

По каким критериям проводится отбор

Для того чтобы попасть в данную категорию, необходимо соответствовать двум параметрам:

  • величина штата сотрудников;
  • размер ежегодного дохода.
Читайте также:  Программы для малого бизнеса минэкономразвития

Важно обратить внимание, что норма, установленная законом в отношении среднесписочной величины штата сотрудников, составляет сто человек. В случае с микробизнесом, данная норма не должна превышать пятнадцати наемных работников. Также имеются ограничения на максимальную сумму выручки в течение одного года.

Верхний порог этого значения составляет 800 миллионов рублей без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Нижнее значение составляет около 400 миллионов. Для микробизнеса максимальная планка составляет 120 миллионов, а нижняя 60.

Важно обратить внимание на то, что у тех предприятий, которые не попадают под данное определение, доля уставного капитала не должна превосходить сорока девяти процентов. Критерии определения категории предприятия для индивидуальных предпринимателей ничем не отличаются, от приведенных ниже значений. В том случае, когда у ИП отсутствуют наемные работники, отношение к категории определяется на основании объемов дохода.

Те предприятия, где используется патентная система налогообложения, однозначно входят в категорию СМП.

Также довольно часто можно услышать вопрос, входит ли ООО в категорию СМП. Для того чтобы попасть в категорию субъектов малого предпринимательства, общество с ограниченной ответственностью, должно в полной мере соответствовать всем вышеперечисленным параметрам.

Реестр субъектов

Для того чтобы вступить в категорию СМП, необходимо внести данные о своей организации в Единый реестр. Правила оформления доступны на интернет-сайте налоговых органов. После регистрации бизнеса и подачи налоговых отчетов, сведения о предприятии заносятся в реестр в автоматическом порядке. Следует обратить внимание на то, что организации, внесенные в реестр, не обязаны в обязательном порядке подтверждать свой статус. До внесения правок в соответствующий закон, таким организациям приходилось ежегодно предоставлять в налоговые органы финансовые отчеты, и документы, оглашающие среднесписочный состав.

К информации, находящейся в свободном доступе, относятся такие данные, как название предприятия и его организационно-правовая форма. При желании можно получить сведения о принадлежности к малой, средней или микрокатегории предпринимательства. Также в свободном доступе находится информация об имеющихся лицензиях и классификации вида экономической деятельности (КВЭД).

В случае отсутствия или недостоверности информации о принадлежности предприятия к СМП, необходимо подать соответствующую заявку в Реестр и попросить оператора о проверке данных и внесении изменений. При наличии желания предпринимателя, в Реестр может быть внесена информация, связанная с выпускаемой продукцией, а также сотрудничеством организации с государственными инстанциями. Помимо этого, руководитель компании имеет право попросить о внесении в Реестр собственных контактных данных.

Субъекты малого бизнеса часто интересуются вопросом об утрате статуса МП. Потеря данного статуса возможна только в том случае, когда организацией превышается лимит, связанный со штатом наемных работников или уровнем дохода. Важно обратить внимание на то, что изменение статуса осуществляется лишь по прошествии трех лет, с момента превышения лимита. В качестве примера приведем ситуацию, в которой ИП превысило лимит дохода в 2018 году. В этом случае, переход на общую систему осуществится лишь к 2021 году.

Какие преимущества у СМП

Разобравшись с вопросом, что такое субъект малого предпринимательства, следует перейти к рассмотрению преимуществ этого статуса. В первую очередь это различные льготы, предусмотренные государством. Данный политический шаг направлен на борьбу с теневым бизнесом и улучшением климата развития малых предприятий.

Благодаря льготам от государства создаются новые рабочие места и снижаются траты, связанные с пособиями по безработице. Именно для достижения данных целей – процесс регистрации предприятия был существенно упрощен. Помимо этого, снизились налоговые нагрузки и административное давление, исходящее от государственных учреждений.

Главным преимуществом статуса МП является льготная система налогового обложения. На сегодняшний день существует четыре специальных режима:

  1. ЕХСН — Единый сельскохозяйственный налог.
  2. ПСН — Патентная система налогообложения.
  3. ЕНВД — Единый налог на вменённый доход.
  4. УСН — Упрощённая система налогообложения.

На основе выбранной системы налогообложения, местные органы устанавливают минимальную ставку. В качестве примера давайте рассмотрим ситуацию, где УСН на государственном уровне установлена в размере шести процентов. В этой ситуации, местные органы власти обладают правом снизить налоговую ставку до одного процента. При первичной регистрации в статусе индивидуального предпринимателя, государственные органы обладают правом освободить от налоговых выплат начинающего бизнесмена на два года.

Организации, входящие в категорию СМП, обладают возможностью получения безвозмездных субсидий, государственных грантов и других финансовых льгот. Материальные средства могут выдаваться с условием частичного погашения при помощи лизинговых контрактов или на условиях обязательного участия в различных государственных мероприятиях. На сегодняшний день данная программа продлена до 2020 года.

Статус субъекта малого предпринимательства позволяет рассчитывать на административные послабления. Данные преимущества касаются систем кассовой дисциплины и ведения бухгалтерии. Помимо этого, ограничивается частота и число проверок. Помимо этого, существует квота от государства, размер которой составляет пятнадцать процентов от имеющихся заказов. Это означает, что предприятия, имеющие статус МП попадают в эти проценты.

Дополнительные льготы предусмотрены и для тех организаций, что имеют статус микропредприятий. На сегодняшний день такие компании могут перестать использовать локальные документы. К таким документам относятся графики дежурств и правила распорядка трудовых обязанностей внутри коллектива.

Следует обратить внимание, что отказ от локальной документации подразумевает изменение системы заключения договора с наемным сотрудником. В данном случае необходимо внести соответствующие пометки в трудовое соглашение. Нужно отметить, что при потере статуса микропредприятия, ответственное лицо должно создать всю необходимую документацию в течение четырех месяцев.

О проведении проверок и ответственности МП

В отношении организаций, входящих в категорию среднего и малого предпринимательства, применяются сжатые даты проведения проверок. Согласно установленным правилам, максимальная длительность проверки контролирующего органа составляет пятьдесят часов в год. В случае с микропредприятиями, данная норма снижается до пятнадцати часов в течение двенадцати месяцев.

Организации, имеющие статус МП, обладают правом на налоговый отпуск до декабря 2018 года. Важно обратить внимание на то, что данные послабления действительны исключительно с плановыми проверками. При поступлении жалоб на организацию, указывающих на нарушение закона, проверки от государственных органов не избежать.

Также следует обратить внимание, что субъекты малого предпринимательства должны нести ответственность за совершение неправомерных деяний. В том случае, когда предпринимателем или организацией нарушаются требования, установленные законодательством, следует ожидать следующих последствий:

  1. Административный штраф в размере до 2 000 рублей с вынесением предупреждения. Данная мера используется в отношении физических лиц.
  2. Административный штраф в размере до 4 000 рублей. Эта мера предусмотрена в отношении должностных лиц.
  3. Административный штраф в размере до 40 000 рублей. Штрафные санкции в отношении юридических лиц.

В случае с грубыми нарушениями предусмотрена более жесткая система штрафов. Важно обратить внимание на то, что в текущем законодательстве отсутствуют критерии, по которым определяется грубость проступка. Это означает, что подобные нарушения рассматриваются на основе лицензионных соглашений.

Также существует административная ответственность в отношении лиц, входящих в категорию субъектов малого предпринимательства, но осуществляющих свою деятельность, не имея разрешительной документации. При единичном нарушении, сумма штрафных санкций невысока.

Однако при повторном нарушении, подобные действия могут рассматриваться как грубый проступок, что значительно увеличивает сумму штрафа. В качестве примера давайте рассмотрим организацию, не имеющую необходимого разрешения на осуществляемую деятельность. В этом случае сумма штрафа может достигать двадцати тысяч рублей в сочетании с приостановкой деятельности на три месяца. Помимо этого, предприятие обязывается получить необходимые документы.

Заключение

Субъект малого предпринимательства – это коммерческие организации, зарегистрированные в данном статусе. Спад экономики негативно отразился на подобных предприятиях, что привело к необходимости государственной поддержки подобных организаций. В противном случае, частные предприниматели будут вынуждены сократить количество рабочих мест или вести «теневой бизнес». Именно этим объясняется важность государственной поддержки, субсидий, грантов и льгот для малых предпринимательств.

Источник: ktovbiznese.ru

Статус малого предприятия: новые критерии соответствия

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Читайте также:  Лазерная резка как бизнес идея

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

  • кредитный (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
  • жилищный накопительный[1] (Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • садоводческий, дачный и огороднический (Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
  • сельскохозяйственный (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное товарищество) относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек для средних предприятий и до 100 человек для малых предприятий.

Среди малых предприятий по-прежнему выделяются микропредприятия, их среднесписочная численность должна составлять до 15 человек.

Эти предельные величины не изменились. Но заметим, что теперь надо делать расчет именно среднесписочной численности. В прежней редакции п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ говорилось о средней численности.

В настоящее время оба этих показателя рассчитываются в соответствии с Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428[2].

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл.

23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также внереализационные расходы, но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

Читайте также:  Каким бизнесом можно заняться в Анапе

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год[3], сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

[1] Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

[2] В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Источник: www.audit-it.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин