Деловой климат в России после провала в пандемийном 2020 году восстановился в 2021 году, вернувшись к докризисному уровню, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад РСПП. Четверть компаний снова почувствовали улучшение состояния деловой среды, треть заявили об ухудшении, для 38% опрошенных за год ничего не изменилось.
Главной проблемой в 2021 году крупный бизнес назвал рост цен производителей. В прошлом году 80% компаний отмечали продолжающийся рост цен на закупки (металлургическая, химическая продукция, стройматериалы). В результате о том, что инфляция мешала развивать бизнес, сообщили 60% компаний против 29% и 43% в 2019-2020 годах.
При этом рост цен привел к резкому росту прибылей компаний, что повысило их инвестиционную активность. Так, 44% предпринимателей сообщили о крупных вложениях в 2021 году (36% в 2020 году), при этом отказались от инвестиций лишь 16% (22%).
Инфляция оставалась в топ-3 главных ограничений деятельности российских компаний почти ежегодно по результатам опросов РСПП в 2007-2017 годах, однако в прошлом году скачки цен беспокоили компании даже больше, чем системные проблемы.
Как посчитать собственную инфляцию #Shorts
Среди таки х проблем:
- cнижение спроса — для 18% компаний (30% и 35% в 2019-2020 годах):
- недоступность финансирования — для 8% (16% и 17%);
- избыточно высокие налоги — для 37% (51% и 41%).
Проблемы взаимодействия бизнеса с государством в прошлом году упоминались компаниями существенно реже:
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
- коррупция — для 5% компаний (в 2018 и 2020 годах 20%);
- эффективность судебной системы — для 10% (20%);
- чрезмерное контрольно-надзорное давление — для 28% (34-35%);
- административные барьеры — для 20% (23%).
Тем не менее на горизонте 30 лет около 70% компаний считают, что отношения с государством стали более конструктивными, неперсонализированными и прозрачными. В том числе этому способствовал постепенный переход в цифровой формат.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!
Фото на обложке: Andrey Buryakov / Shutterstock
- Бизнес
- Бизнес и правительство
- Россия
- Союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Источник: rb.ru
Высокая инфляция стала главной проблемой для развития бизнеса в России в 2021 году
Рост цен стал главным сдерживающим фактором для развития бизнеса в последний год, следует из подготовленного для президента отчета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о деловом климате. Хотя инфляционный всплеск обеспечил получение сверхприбылей, что вылилось в расширение инвестиционных планов компаний, динамика цен вытеснила даже системные проблемы — правосудия и коррупции в госорганах. Остались ли проблемы во взаимоотношениях с государством теми же самыми, но утратили важность на фоне инфляции, или же они действительно ослабли, точно неизвестно — но опрос фиксирует, что взаимодействие компаний с государством становится прозрачнее и понятнее.
Программа «Бизнес-глоссарий». Инфляция
Деловой климат после провала «ковидного» года восстановился в 2021 году, вернувшись к докризисному уровню, следует из доклада РСПП.
Четверть компаний снова почувствовали улучшение состояния деловой среды, треть — ухудшение, для 38% опрошенных за год ничего не изменилось.
Последний доклад РСПП о состоянии делового климата в 2018–2021 годах в отличие от прежних опросов позволяет зафиксировать мнение российских компаний об изменении условий ведения бизнеса как на коротком горизонте четырех лет, так и длинном — за 30 лет существования РСПП, а также реализации рыночных реформ. Документ готовился для президента к итоговому съезду союза в декабре 2021 года и не публиковался, часть оценок глава РСПП Александр Шохин представил вчера на Гайдаровском форуме при обсуждении итогов рыночных реформ.
Опрос зафиксировал кардинальную смену факторов, в большей степени влияющих на предпринимательскую деятельность в 2021 году. Наиболее острой проблемой, по мнению крупного бизнеса, стал рост цен производителей — в течение 2021 года 80% компаний-членов РСПП указывали, что цены закупки продолжают расти (металлургическая, химическая продукция, стройматериалы). В результате о том, что инфляция мешала предпринимательской деятельности, сообщили 60% компаний против 29% и 43% в 2019–2020 годах. Впрочем, рост цен обеспечил резкий рост прибылей компаний, что повлияло на инвестиционную активность: 44% предпринимателей сообщили о крупных вложениях в 2021 году (36% в 2020-м), при этом отказались от инвестиций лишь 16% (22%).
Инфляция оставалась в первой тройке главных ограничений деятельности российских компаний почти ежегодно по результатам опросов РСПП в 2007–2017 годах, однако в этом году скачки цен вытеснили системные проблемы, отмечают авторы доклада.
Речь идет о снижении спроса, недобросовестной конкуренции, неэффективной судебной системе, сложностях с доступом к кредитным ресурсам и коррупции в органах власти. Снижение спроса в 2021 году оказалось главной проблемой для 18% компаний (30% и 35% в 2019–2020 годах), недоступность финансирования — для 8% (16% и 17%), избыточно высокие налоги — для 37% (51% и 41%).
Проблемы взаимодействия бизнеса с государством в последний год упоминались компаниями гораздо реже. На коррупцию жаловались 5% компаний, тогда как в 2018 и 2020 годах пятая часть опрошенных; за год вдвое снизилась доля недовольных эффективностью судебной системы (10%). Чрезмерное контрольно-надзорное давление беспокоит 28% респондентов — ранее показатель колебался на уровне 34–35%; пока незначительно снизилась значимость административных барьеров: с 23% до 20%.
Опрос РСПП предполагает множественный выбор, позволяющий в теории респондентам сохранять «прошлогоднего уровня» недовольство правоохранителями «не в ущерб» новой угрозе, инфляции — при этом психологической ловушки, в которой на фоне инфляции коррупция в тех же масштабах выглядит гораздо менее важной, избежать сложно.
Тем не менее ряд других моментов в докладе позволяет говорить о том, что проблемы с госуправлением в оценке РСПП объективно снижаются.
Причина снижения дискомфорта во многом объясняется оперативной перестройкой процессов в условиях коронавируса (тесная коммуникация с бизнесом при разработке антикризисных мер, моратории на проверки контролеров, снижение административной нагрузки), так и реализацией системных реформ. Речь идет о реформе контрольно-надзорной деятельности, а также точечных решениях (расширение налогового мониторинга для сокращения контактов с контролерами), а также реформе госуправления в целом — тотальная цифровизация как внутренних процессов, так и коммуникации с контрагентами государства (государство как сервис, доказательная госполитика, предполагающая создание и подбор мер господдержки на основе данных о компаниях). На горизонте 30 лет около 70% компаний уверены, что отношения с государством стали конструктивными, неперсонализированными и более прозрачными, в том числе благодаря постепенному переходу в цифровой формат.
Впрочем, для части предпринимателей повышение прозрачности коммуникации с государством может осложнить лоббирование интересов. Коррупционные издержки по отношению к прибылям крупных компаний незначительны, а около четверти респондентов в опросе РСПП по-прежнему считают нелегальные методы взаимодействия с государством более эффективными, чем легальное лоббистское взаимодействие,— а, чтобы не ходить далеко, примером является тот же самый РСПП.
Источник: rspp.ru
Что такое инфляция и почему важно ее учитывать в бизнесе?
Почему важно учитывать инфляцию в финансовом планировании, как личном, так и в бизнесе? Поговорим об этом подробнее.
Что такое инфляция?
Инфляция — это устойчивый рост общего уровня цен на товары и услуги. Важно понимать, что отдельные позиции могут дорожать, другие — дешеветь, а третьи и вовсе не меняться в цене. А цены на товары и услуги в свою очередь зависят от спроса и предложения.
В России инфляцию измеряют так же, как и в большинстве стран мира. За основу берут потребительскую корзину, в которую входят более 500 различных позиций. Например, продукты питания, одежда, коммунальные услуги, бытовая техника и даже автомобили. Потребительская корзина отражает среднее потребление всех жителей страны, при этом кто-то может совсем не есть мяса и ездить на общественном транспорте, а кто-то, наоборот, регулярно покупает дорогостоящие продукты и меняет машины.
Инфляция — это всегда рост цен. При низкой инфляции цены растут очень медленно, то есть потребительская корзина дорожает медленнее.
Вид инфляции
Рост в год (в %)
Пояснение
Низкая
Комфортна для потребителей и предпринимателей. Позволяет экономике развиваться. В этом пределе поддерживается инфляция в большинстве стран мира.
Умеренная
Опасна тем, что может выйти из-под контроля и перейти в высокую.
Высокая (галопирующая)
Создаёт нестабильность на рынке, люди и компании не могут планировать своё будущее.
Гиперинфляция
Сотни и тысячи процентов
В особо тяжелых случаях люди отказываются от денег и переходят на бартер. Обычно такая инфляция возникает в период тяжелых кризисов и войн. Например, в России рекордно высокая инфляция была зафиксирована в 1992 году — более 2500% в год.
Дефляция
Цены не растут, а снижаются. Дефляция останавливает развитие экономики, люди перестают покупать товары в надежде, что они станут еще подешевле, компании из-за этого сворачивают производства.
Стоит понимать, что инфляция в разных регионах неоднородная. Где-то может быть выше, где-то ниже среднероссийского уровня. Последний в свою очередь рассчитывается с учетом всех субъектов страны. Также инфляция при расчёте делится на группы: продовольственную, непродовольственную и инфляцию в сфере услуг. При этом одна группа товаров/услуг может заметно подорожать, а другая наоборот ощутимо подешеветь.
И в завершении первой статьи про инфляцию будет небольшой блиц.
Причина
Пример
Увеличение спроса
Люди активно начинают покупать тот или иной товар. Компании не успевают подстроиться под такой спрос, цены на товар/услугу становятся высокими. То есть, дефицит вызывает быстрый рост цен.
Сокращение предложения
Спрос на товар/услугу держится на определенном уровне, а вот самих товаров/услуг становится меньше. Например, неурожай, ограничение ввоза, действие монополиста на рынке. Это ускоряет рост цен.
Ослабление национальной валюты
Курс иностранных валют растёт — импортные товары дорожают.
Высокие инфляционные ожидания
Об этом мы как раз упоминали в предыдущей статье. Если люди и компании ждут, что цены будут сильно расти, они чаще всего меняют своё потребительское поведение и учитывают данный факт в средне— и долгосрочном планировании. Граждане покупают товары впрок и меньше сберегают, а компании повышают цены на свою продукцию, чтобы покрыть свои будущие расходы. Всё это заставляет инфляцию расти.
- Почему нельзя заморозить цены?
Искусственное вмешательство в экономику приведет к дисбалансу между спросом и предложением. Компании не будут понимать, сколько товаров производить, магазины — сколько закупать, люди будут стоять в очередях у пустых прилавков. При замороженных ценах возникает дефицит, к тому же, чтобы не «прогореть», производители будут вынуждены жертвовать качеством, чтобы удержать невыгодные цены.
- Почему при высокой инфляции невозможно планировать своё будущее?
Потому что люди начинают принимать очевидные финансовые решения: избавляются от денег. А именно: тратят быстро, вкладывают в ценные товары и недвижимость, скупают иностранную валюту, снимают деньги со счетов в банках, так как сберегать и открывать вклады становится невыгодно. К тому же высокая инфляция малопредсказуема, потому что разгоняется и движется скачками. Предприниматели не берут долгосрочных кредитов, людям сложно жить на фиксированный доход. А планирование — это важнейшее условия для роста инвестиций и экономики в целом.
- Какой же должна быть инфляция в России?
Лучший сценарий — это стабильно низкая инфляция. Именно при ней сохраняется покупательная способность денег и есть возможность строить долгосрочные планы. Эксперты считают, что для нашей страны вблизи 4% в год — это оптимальный уровень инфляции.
- Кто и как сдерживает инфляцию?
Движение денег в экономике регулируют центральные банки, в нашей стране это Банк России. И сдерживает мегарегулятор инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Но при этом конкретная цифра — это не самоцель, она может измениться, главное, чтобы экономика развивалась.
В следующей статье мы поговорим о личной и официальной инфляции. Поймем, в чем между ними разница, как использовать официальные данные для своего планирования и даже попробуем посчитать свою инфляцию.
Источник: magadanmedia.ru