Информационная система в логистике — это подсистема логистической системы, которая состоит из упорядоченно взаимосвязанных элементов (персонала, объектов производства, средств вычислительной техники, справочников, компьютерных программ, технологий), ориентированных на обеспечение прохождения и обработки информации.
Сущность информационных систем в логистике
Все звенья логистической цепи будут работать согласовано при условии функционирования специальной информационной системы. Информационная система в логистике представляет собой подсистему логистической системы предприятия, которая предназначена для обеспечения прохождения и обработки информации.
Обязательным признаком любой системы является наличие упорядоченно взаимосвязанных элементов. В качестве элементов информационной системы предприятия выступают его персонал, производственные объекты, средства вычислительной техники, компьютерные программы, технологии (интерфейсы и процедуры), справочники. Указанные элементы объединены связанной информацией, которая используется в управлении предприятием для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.
Информационные системы в логистике
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Общую логическую структуру информационной системы можно охарактеризовать через понятие архитектура. В ее составе выделяют:
- Аппаратное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных электронных, электрических и механических устройств;
- Программное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных компьютерных программ, которая обеспечивает обработку или передачу данных, разработку новых программ;
- Интерфейс пользователя – это система взаимодействия человека с информационной системой;
- Методы кодирования информации — это процесс представления данных последовательностью символов.
Функции и задачи информационных систем в логистике
С технической точки зрения предназначение информационных систем в логистике состоит в выполнении двух главных функций, а именно — обработки данных и передачи данных. С логистической точки зрения информационные системы имеют очень разнообразный набор функций и задач.
Функции логистических информационных систем во многом направлены на обеспечение выполнения функций управления работой предприятия. В частности, с помощью информационных систем осуществляют планирование логистических процессов (прежде всего, прогнозирование спроса и планирование соответствующих его величине потребностей в материальных ресурсах).
«Информационные системы в логистике»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Затем большое значение имеет координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг. Основы системы учета поставок, затрат, запасов, продаж и т.п. закладывает функция мониторинга и контроля протекания логистических операций и процессов, что позволяет их регулировать и, тем самым, повышать их бесперебойность. В целом информационные системы позволяют в оперативном порядке управлять логистическими процессами (такими как поставки, транспортировка, хранение, физическая дистрибуция и т.д.).
Информационные системы SCM и SRM для управления закупками
Задачи информационной системы в логистике связаны, в первую очередь, с непрерывным обеспечением сотрудников предприятия (как управляющего, так и исполнительного звена) достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа и о других аспектах логистической деятельности. Информационные системы обеспечивают прозрачность информации о результатах хозяйственной деятельности, благодаря чему можно оперативно управлять предприятием по ключевым показателям (например, уровень прибыльности, себестоимость, структура затрат). В связи с этим появляется возможность своевременно выявлять «узкие места», оптимизировать логистические бизнес-процессы, перераспределять ресурсы предприятия, оценивать сроки исполнения заказов потребителей и др.
Система информационных потоков службы логистики
Логистические информационные системы предприятия пронизаны множеством информационных потоков, входящих и исходящих по отношению к службе логистики. Информация движется из других важных структурных подразделений предприятий:
- Экономического отдела (предоставляет перспективные и текущие планы производства и сбыта, финансовые планы и нормативы, цены на продукцию предприятия, сметы затрат на производства и реализации; получает планы, сметы затрат и отчетность по материально-техническому снабжению и сбыту, нормативы запасов, планы-графики запуска-выпуска продукции);
- Службы маркетинга (предоставляет предложения по разработке новой продукции, результаты испытаний новых видов продукции, результаты маркетинговых исследований, прочую рыночную информацию; получает результаты конъюнктурных исследований рынка, предложения по использованию новых материалов и комплектующих изделий, заказы на проведение маркетинговых исследований);
- Договорного отдела (предоставляет типовые договоры на снабжение и сбыт, результаты рассмотрения претензий по договорам, расчеты санкций за нарушение условий договора; получает сведения о заключенных договорах, претензии и исковые заявления по договорам, оценку ущерба из-за неисполнения договора);
- Конструкторского отдела (предоставляет техническую документацию на новые виды продукции, отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка, изменения в выпускаемой продукции и ее потребительские качества; получает требования потребителей к продукции предприятия, отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка, заказы на разработку новых видов продукции);
- Технологического отдела (предоставляет технологическую документацию на продукцию, нормы расхода материальных ресурсов, технологические процессы на погрузку, разгрузку, транспортировку, складирование, ремонт и обслуживание продукции; получает нормативы запасов, показатели работы склада предприятия, требования потребителей к обслуживанию продукции, предложения по развитии техники и технологии).
Источник: spravochnick.ru
42. Информационные системы в логистике, их сущность и виды.
Информационная система в логистике – определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Составными частями информационных логистических систем являются различные виды обеспечения:
- техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
- информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификатор, средства формализованного описания данных;
- математическое обеспечение – комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Совокупность решаемых информационной системой задач (планирование логистич. процессов, контроль), сгруппированных по признаку общности цели, образуют функциональную подсистему.
Т.о., в информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
- на микроуровне:
- плановые — создаются на адм. уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера.
- диспозитивные – создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы лог. систем.
- исполнительные – создаются на уровне административного и оперативного управления и позволяют получать информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления.
43. Задачи, решаемые информационными системами в логистике.
Информационные системы могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации лог. процессов на территории регионов, стран и даже групп стран.
Плановые инф. с-мы — создаются на адм. уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач м.б. следующие:
- создание и оптимизация звеньев лог. цепи;
- управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и др. задачи.
Диспозитивные инф. с-мы – создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы лог. систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и др. задачи.
Исполнительные инф. с-мы – создаются на уровне административного и оперативного управления и позволяют получать информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем МП, оперативным управлением обслуживания производств, управлением перемещениями и т.п.
Источник: studfile.net
Информационные системы в логистике и проблемы их эффективного применения
Глушко, В. А. Информационные системы в логистике и проблемы их эффективного применения / В. А. Глушко, Д. А. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55394/ (дата обращения: 07.06.2023).
Ключевые слова: инновации, логистика, информационная логистика, CRM, МойСклад, информационные логистические системы.
В связи с увеличением динамики окружающей среды предприятия информационная логистика является одним из важнейших факторов развития предприятия, особенно если компания работает в сфере интернет-продаж.
В век информационных технологий одним из факторов конкурентоспособности предприятия является возможность быстрого получения и отправки необходимой информации. Темпы развития и расширения информационной сферы в настоящее время очень высоки. Таким образом, возникает проблема с выбором и внедрением информационных систем.
Нельзя обойти вниманием компании, предлагающие транспортно-экспедиторские и логистические услуги. Разнообразие информационных систем, которые представлены на рынке, приводит к нерациональному и неадекватному выбору и использованию программного обеспечения, предназначенного для определенных целей и решения определенных проблем [2].
В наше время информационные технологии проникли практически во все сферы жизни: образование, подготовку профессионалов по логистике, и без сомнения в саму логистику, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов. Данные инновации внедряются на региональном, национальном и международном уровне.
На данный момент существует 5 подходов в логистическом сервисе, которые также называются Party Logistic:
1) 1PL (First Party Logistic) — Автономная логистика. Данная технология была сформирована еще в 70е-80 годы XX века. Ее особенность состоит в том, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции.
2) 2PL (Second Party Logistic) — Традиционная логистика. Это частичный аутсорсинг, при котором компания берет на себя лишь часть логистических функций, таких как: планирование, складирование и формирование логистических цепей, прибегая к использованию транспортной компании, так как не имеет необходимого собственного транспорта.
3) 3PL (Third Party Logistic) — Комплексный логистический аутсорсинг. 3PL — это система, когда компания большей частью или же полностью перекладывает внешние логистические операции на другую компанию, которая будет этим заниматься. В комплекс услуг компании, которая занимается логистическими операциями, входят: транспортировка, складирование, упаковка и экспедирование товара. 3PL используют в основном подрядные компании, которые оказывают услуги логистики и грузоперевозок.
4) 4PL (Fourt Party Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг. 4PL — это сервис, где производитель привлекает другую компанию, которая будет занимать полной логистикой, планировать и проектировать цепочки поставок, а также передаёт ей возможности по управлению логистическими бизнес-процессами предприятия. 4PL пользуются такие компании как: Toshiba, Sony, Ford и многие другие крупнейшие компании.
5) 5PL (Fifth Party Logistic) — «виртуальная логистика». Когда у компании, которая занимается 4PL, появляется возможность предоставлять и услуги сетевого бизнеса, она становится 5PL компанией. Такие компании, использующие глобальные информационно-технологические пространства, способны оказать весь спектр услуг. Яркие примеры — это Amazon, eBay, Aliexpress.
Многие считают, что на данный момент 5PL компаний не существует, и это всего лишь совершенствование 4PL системы.
Сегодня Европа выделяет огромные средства на развитие IТ-технологий и в области логистики в том же числе. Поэтому лет через 20–30 на территории Евросоюза будет существовать единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL компаний [1].
В наше время на территории СНГ в большинстве компаний развита 3PL логистика. В российских организациях, которые используют информационную технологию, работает функции 3PL-провайдера, т. е. полноценного логистического партнера.
Использование информационной системы в логистике должно быть индивидуальным, в зависимости от количества задач и структуры организации.
В основе информационной логистики лежат три основных принципа:
Таким образом, основной задачей информационной логистики является создание системы, в которой протекает информационный поток, настраиваемый таким образом, чтобы пользователи при минимальных затратах получали доступ к актуальной информации тогда, когда это необходимо и там, где это необходимо.
На данный момент на рынке существует большое количество систем по управлению транспортом. Ниже представлены наиболее известные из них:
– Gonrand — система подбора грузоперевозок.
– Videotrans — бельгийская система подбора грузоперевозок
– BRS и CTC — фрахтовщик, связывающийся с информационной системой, а не с перевозчиком.
– Espace Cat — французская система подбора грузоперевозок.
– ISCIS (Интегрированная Информационная Система Цепочки Поставок) — позволяет проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений.
Минус данных систем заключается в том, что они почти все зарубежные, и общедоступной информации о них мало. Поэтому компании часто сталкиваются с проблемами в правильном выборе данной системы.
Способ решения данной проблемы заключается в правильном процессе выбора системы, который будет описан ниже.
Процесс выбора информационной системы состоит из восьми этапов, этот процесс занимает около восьми месяцев:
- Сбор требований к информационной системе, в которую клиенты будут вовлечены;
- Предварительный анализ рынка с использованием отчетов независимых аналитических агентств и другую общедоступную информацию;
- Запрос информации от поставщиков информационных систем;
- Запрос на стоимость услуги;
- Создание окончательного списка кандидатов;
- Непосредственное ознакомление с решениями;
- Переговоры по условиям договора с поставщиками и партнерами;
- Окончательный выбор.
В качестве примера правильного выбора информационно логистической системы рассмотрим деятельность компании ООО «Движение Плюс».
Компания ООО «Движение Плюс» занимается в сфере интернет продаж, то управление транспортом один из важнейших составляющих этой компании. У компании есть интернет-магазин «Защитные Тенты РФ».
Интернет-магазин занимается продажей автоаксессуаров, таких как:
– Тенты чехлы для автомобилей;
– Тенты чехлы антиград для автомобилей;
– Разнообразные коврики для автомобиля;
– Тенты чехлы для мотоциклов;
– Тенты чехлы для скутеров;
– Тенты чехлы для снегохода и т. д. [3].
Интернет-магазин работает на базе интернет — ресурсов CRM и МойСклад. Так как это малый бизнес, то он пользуется услугами бухгалтеров на базе аутсорсинга. Для того, чтобы бухгалтеры смогли оплачивать счета, определять заработную плату для менеджеров по работе с клиентами, заработная плата у которых считается в сумме от процентов продаж, им нужно знать, сколько и на какую сумму менеджер продал товара в данный месяц. Для этого и используется интернет ресурс МойСклад, где каждый менеджер должен лично вносить информацию по клиенту, такую, как:
– ФИО менеджера;
– Дату совершения сделки;
Это занимает около 3–4 минут. В то же время среднее время работы менеджера с клиентом на оформление заказа составляет 6 минут. Менеджерами по логистике было принято решение воспользоваться услугами IT-компании для того, чтобы провести синхронизацию CRM-системы и ресурса МойСклад. Узнав цены и время, за которое IT-компания сможет провести синхронизацию, менеджеры провели подсчёты и сделали вывод, что данная синхронизация может повысить прибыль в разы.
– 4500 рублей — средний размер чека;
– 25–30 человек, согласных на оформление заказа;
– 100–120 человек всего в день звонящих;
– 6 минут на разговор;
– 4 минуты на внесение клиента в МС;
– 3 менеджера для работы с клиентами;
– 2400 рублей за синхронизацию;
– 10:00–00:00 — время работы менеджеров.
1) 110*6=660 минут для разговора с клиентами или 11 часов чистого времени, в то время как магазин работает 14 часов;
2) 30*4=120 минут или 2 часа чистого времени на оформление заказа в МС;
3) 11+2=13 часов для полного цикла работы. Рабочая смена менеджеров составляет с 10:00–17:00, с 13:00–20:00, с 17:00–00:00;
4) 4500_840=5,4 рубля в минуту;
5) 5,4*120=643 рубля в день теряется на оформление клиентов в МС;
6) 2400/643≈4 дня. Время, за которое окупится синхронизация.
Из проведённых подсчётов можно увидеть, что время, за которое окупится синхронизация, составляет 4 дня, далее прибыль будет идти в плюс. Также это позволило в любую минуту при наличии подключения к сети Интернет получить данные о клиенте, которые были автоматически занесены на сайт МойСклад.
При подсчётах не были учтены человеческие факторы, такие как: усталость, невнимательность и т. д., вследствие которых менеджер может забыть указать что-то о клиенте или ФИО менеджера, оформившего заказ, что скажется на его личном заработке.
При адекватном выборе информационной системы, которой будет пользоваться компания, особенно важно помнить, что система должна поддерживать отраслевые стандарты и иметь открытые интерфейсы для легкой интеграции и синхронизации с другими системами компании. Это такие системы, как: системы исполнения заказов на продажу, финансовые системы, системы управления транспортом, системы управления взаимоотношениями между клиентом и компанией и т. д.
Следуя вышеописанным принципам выбора, любая компания сможет выбрать подходящую информационно логистическую систему и оставаться конкурентоспособной на широком рынке длительный срок.
Литература:
- Вавулин Л. С., Ретивцев И. В. Совершенствование логистических информационных систем на предприятии // [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28904099 (дата обращения: 10.12.2018).
- Корнелюк П. С. Власова А. В. Rational management of an enterprise with the help of logistics systems // [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35440920 (дата обращения: 10.12.2018).
- Официальный сайт интернет-магазина «Защитные тенты РФ» // https://защитныетенты.рф (дата обращения: 10.12.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): компания, информационная система, CRM, информационная логистика, система, время, клиент, минута, оформление заказа, заработная плата.
Источник: moluch.ru