Инфраструктура поддержки малого предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые дл развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
В известной степени налогова инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развити предпринимательской деятельности. Основные из них — это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
Будущее малого бизнеса в России и мире
Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.
Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.
Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», «учебно-деловые центры», «фонды поддержки» и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр — от школы менеджеров. Тем не менее, авторы пособия считают нужным представить свою классификацию и определение различных субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами — структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных.
Инфраструктура поддержки бизнеса. Владимир Василенко
Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ — негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.
Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов.
В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства — АО “Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса”, образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда “Ноу-Хау”. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров. выступают в качестве гаранта для получени кредитных ресурсов.
Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд «Ноу-хау»; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).
Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах.
Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в “Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов”, созданную в 1992 году.
Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-иследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимани коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействи развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.
Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др.
Термин “бизнес-инкубатор” впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе “Молодежь России” в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства”. В настоящее врем действует 50 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.
Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин “учебно-деловые центры” введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект — широкомаштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров дл рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.
Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ — создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства.
Как правило, СДЦ — это государственными предприятиями с единственным учредителем — соответствующим центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано более 20 СДЦ.
Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживани клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некотрые БЦ сдают в аренду офисные помещения.
В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.
Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 годах в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центров создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы. За этот период было создано в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры.
Другие информационно-аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ — центров научно-технической информации, территориальных Торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм. Более 50% региональных информационно-аналитических центров — коммерческие организации, однако существуют РИАЦ — негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образовани юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно-аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.
ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
1. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
3. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
ТЕХНОПОЛИС — одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.
Технопарк — специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Технопарк «Идея» начал свою работу 5 февраля 2004 года. Решение о его создании было принято 12 ноября 2002 г. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 640.
Бизнес-инкубатор — это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе:
срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсном отборе не превышает 1 год;
вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует требованиям МЭРТ РФ;
субъектом малого предпринимательства предоставляется конкурсная документация, включающая, в том числе, бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе г. Набережные Челны.
В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:
финансовые, страховые услуги;
розничная или оптовая торговля;
услуги адвокатов, оценщиков, юристов, нотариат;
операции с недвижимостью;
производство подакцизных товаров;
добыча и реализация полезных ископаемых;
Документы, необходимые для участия в конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства по предоставлению нежилых помещений и оказания услуг в бизнес-инкубаторе г. Набережные Челны:
Копии Учредительных документов (для Обществ с ограниченной ответственностью);
Приказ о назначении руководителя (для Обществ с ограниченной ответственностью);
Выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
(!) На площадях бизнес-инкубатора могут размещаться Общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели.
Источник: poisk-ru.ru
Инфраструктурное обеспечение сферы малого бизнеса
Одно из главных условий, определяющих успешное развитие малого бизнеса, — наличие хорошо развитых и отлажено работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий.
В результате реализации федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства создана сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по оказанию специализированных и комплексных услуг.
В регионах России создано и функционирует более 1350 объектов инфраструктуры. В их числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого и среднего бизнеса, 46 межрегиональных маркетинговых центров во главе с ММЦ «Москва», 54 региональных бизнес- инкубатора, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний, 98 учебно-деловых центров (в том числе 67 — в рамках Морозовского проекта).
В 24 регионах при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств создано 50 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Инфраструктура поддержки малого бизнеса — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства.
Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном. Наряду с этим осуществляется оказание целого спектра деловых услуг, деловых контактов.
Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных задач любого производственного процесса.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура. Малые предприятия — активные субъекты рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ. Они имеют право
применять законодательные акты по поддержке и развитию малого бизнеса, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий.
Поэтому важно создать благоприятные предпосылки для формирования системы инфраструктуры как на региональном, так и на федеральном уровне. Предлагаемая схема представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых инфраструктурных
элементов, функционирующих как единый динамичный комплекс, нацеленный на удовлетворение многочисленных потребностей рынка и создание условий для выполнения социальной миссии перед обществом.
Устойчивое функционирование и развитие предприятий малого бизнеса обеспечивается за счет формирования системы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.
Положительные результаты бизнеса обеспечиваются при использовании концепции управления инфраструктурой малого бизнеса, которая интегрирует в себе процессы планирования, организации, мотивации, контроля и учета.
Важно при создании схемы управления инфраструктурой малого бизнеса постоянно следовать основным принципам ее построения: все звенья модели, количество структур должны быть предельно достаточными и оптимальными, исключающими параллельное дублирование.
Целью инфраструктурного обеспечения малого бизнеса является поддержка субъектов малого предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам и формам поддержки, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки, с тем чтобы обеспечить рациональное распределение финансовых ресурсов и максимальную отдачу от реализации заявленных проектов.
Важная функция местных органов самоуправления — разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях.
Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а
с другой — благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.
Статьи по теме
- Контроль в маркетинге
- Показатели качества маркетинга
- Принципы эффективности управления маркетингом
- Построение службы маркетинга в сфере малого бизнеса
- Принятие управленческих маркетинговых решений
- Концептуальная модель управления маркетингом малого бизнеса
- Аутсорсинг сетевой кооперации
- Концепции маркетинга услуг и маркетинговые стратегии в сфере услуг
- Маркетинг в строительстве
Источник: student-servis.ru
Функции и задачи инфраструктуры малых предприятий
Малое предпринимательство использует в своей жизнедеятельности существующую инфраструктуру экономики страны и предпринимательства в целом. Естественно, что транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные инфраструктурные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и малыми предприятиями. Они объективно находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение и анализ информации и т.д.
Для минимизации негативного воздействия этих факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес. Она включает в себя систему специализированных институтов, помогающих разработке и реализации государственной политики в сфере МП, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.).
Целью формирования инфраструктуры МП является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
Инфраструктура МП выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей — субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.
Основой инфраструктуры МП в России (на федеральном и региональном уровнях) реально могут стать государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие основополагающие функции:
— управление и контроль;
— финансирование МП;
— обратную связь государственных органов с МП, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области МП.
Уже имеющийся опыт показал, что для реализации государственной политики в области МП необходима институциональная структура государственной поддержки МП, основанная на разделении указанных функций. Базовыми элементами этой структуры являются:
1. Орган управления и контроля — министерство, комитет, департамент.
2. Финансовый орган — фонд поддержки МП.
3.Общественный орган — общественный совет по малому предпринимательству.
Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития МП, интересам государства (через орган управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области МП (через финансовый орган)
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Базовые элементы инфраструктуры МП
Результатом осуществления программ поддержки МП, центральную часть которых обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры МП, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности МП в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки МП, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.
Учитывая ограниченность ресурсов и основываясь на отечественном и зарубежном опыте, в ближайшее время необходимо сконцентрироваться на наиболее острых проблемах деятельности МП, решаемых с помощью льготного кредитования, гарантирования займов, компенсации процентных ставок, финансового лизинга, аренды помещений и земельных участков, доступа к информационным ресурсам, подготовки и переобучения кадров, выставочной деятельности, финансового и налогового консультирования, общего и специального консалтинга.
Институты, осуществляющие эти доступные для МП услуги, образуют основные элементы инфраструктуры МП
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Функции и задачи инфраструктуры малых предприятий От 250 руб
- Контрольная работа Функции и задачи инфраструктуры малых предприятий От 250 руб
- Курсовая работа Функции и задачи инфраструктуры малых предприятий От 700 руб
Источник: students-library.com