Предпринимательство – это экономическая деятельность субъекта экономики, направленная на регулярное получение дохода.
Лица, которые занимаются предпринимательством, должны выполнить все установленные законом требования, а именно, зарегистрировать свое желание заниматься бизнесом в официальных органах власти, в том числе в налоговых органах. Если индивид занимается производством благ для собственного потребления, то такая деятельность не является коммерческой.
Целью предпринимательства является регулярный доход, который формируется за счет реализации готовой продукции, услуг или выполнения работ. Чтобы их создать необходимы факторы производства, которые под воздействием труда будут переработаны в востребованные обществом блага. Предприниматели могут быть задействованы в сбытовой деятельности, они сами являются крупнейшими потребителями благ, факторов производства.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Отличительной особенностью предпринимательства является неопределенность принимаемых решений. Владелец бизнеса берет на себя риски невыполнения будущих обязательств. Он так же учитывает невозможность точно спрогнозировать будущее положение дел. Чем выше риск, тем выше возможна прибыль. При небольших рисках предприятие может сохранять стабильность функционирования.
Еще одним параметром является неоднозначность событий. Предпринимательский талант проявляется в эффективном использовании всех доступных средств.
Для организации бизнеса предприниматели прибегают к использованию заемных средств в виде кредитов или инвесторских вложении. Успешность проекта должна быть заложена еще на этапе бизнес-планирования с целью привлечения внимания крупных инвесторов. Сегодня быстрое развитие отрасли знаний привело к созданию множества стартапов, которые строятся на венчурных или высокорискованных инвестициях.
Малое и среднее предпринимательство
Предприниматели играют важную роль в национальном хозяйстве. Они стремятся к формированию конкурентных преимуществ, обращаясь к инновациям, технологиям, новым техникам управления. Известно, что экономическое развитие в странах формируется благодаря малому и среднему бизнесу. Предприятия этой сферы более мобильны, способны гибко реагировать на изменения окружающей среды. В развитых странах закрытие предприятий малого бизнеса ежегодно считается нормой, так как интересы общества сегодня изменяются из года в год.
«Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Малое и среднее предпринимательство определяется количеством наемного персонала и размером оборота денежных средств. Например, в России малое предпринимательство характеризуется числом наемного персонала до 100 человек и оборотом не более 800 миллионов рублей в год. Существуют микропредприятия, численность сотрудников которых не должна превышать 15 человек, а оборот быть не более 120 миллионов. Средние предприятия могут нанимать до 250 сотрудников, их оборот не должен превышать 2 миллиарда рублей.
Выполняя установленные законодательством требования, предприниматели могут пользоваться льготами по налогам, различными субсидиями и федеральными программами поддержки. Выход за установленные пределы не требует быстрой смены статуса компании. Смена статуса требуется тогда, когда ключевое значение будет отклоняться от заданных параметров три года подряд.
Средний и малый бизнес в РФ занят в следующих экономических направлениях:
- Торговля – 35%.
- Риэлтерские услуги и операции с недвижимостью – 8%.
- Логистика – 6,5%.
- Строительство – 12,7%.
- Обрабатывающее производство – 8,5%.
Замечание 1
Средние предприятия действуют в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве. Микропредприятия в основном занимаются торговлей, транспортными перевозками и операциями с недвижимостью.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
Поддержка предпринимательства в стране является одной из задач экономической политики. Чем больше компаний малого и среднего бизнеса существует в национальном хозяйстве, тем стабильнее его положение на международном уровне. Поддержка бизнеса выражается в формировании инфраструктуры из некоммерческих и коммерческих организаций, которые существуют для того, чтобы формировать государственные заказы или выполнять закупки для государственных нужд.
Сущность работы инфраструктуры заключается в создании дополнительного спроса на продукцию, услуги и работы, создаваемые бизнесом в стране. Это стимулирует конкуренцию, способствуя развитию компаний, появлению инноваций.
Помимо закупок государство создает агентства и консалтинговые центры, которые помогают предпринимателям осуществлять свою деятельность официально в соответствии с законом. Разрастание теневого бизнеса свидетельствует о высоких налогах, отсутствии особых условий для бизнеса, низкой грамотности предпринимателей. В РФ существуют организации, помогающие открыть бизнес, проводящие обучение навыкам предпринимательства.
Предприятия, организующие инфраструктуру поддержки бизнеса, должны руководствовать федеральными законами, а также ориентироваться на приоритетные направления экономической политики.
Существуют следующие инфраструктурные элементы поддержки предпринимательства в РФ:
- Бизнес-инкубаторы. Они предоставляют в аренду помещения, оказывают секретарские услуги, консультируют, предоставляют доступ к информационным базам и многое другое.
- Венчурные фонды. Они привлекают инвесторов для последующего вложения средств в инновационные проекты, отличающиеся высокой степенью рискованности. Они стимулируют развитие и реализацию новаторских идей.
- Инвестиционные фонды занимаются вложением средств в уже действующие компании. Они помогают расширять бизнес, увеличивая объем выпуска.
Таким образом, инфраструктура поддержки предпринимательства направлена на обеспечение стабильности функционирования малых, средних и микропредприятий.
Источник: spravochnick.ru
Инфраструктура предпринимательства
Инфраструктура предпринимательства создает благоприятные условия для его развития в стране. Инфраструктура в любой социально-экономической системе — это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Основная функция инфраструктуры заключается в обеспечении функционирования взаимосвязей между элементами самой системы.
Инфраструктура предпринимательства — это совокупность государственных, частных и общественных институтов (организаций, учреждений и объединений), которые обслуживают интересы субъектов предпринимательской деятельности и обеспечивают их хозяйственную деятельность и способствуют повышению ее эффективности. Сложность инфраструктуры как системы обусловлена разнообразием функций, которые выполняют ее составные элементы. Выделяют организационно-техническую, финансово-кредитную и информационно-аналитической инфраструктуры [52, 56].
Финансово-кредитную инфраструктуру образуют учреждения, которые занимаются аккумуляцией временно свободных денежных ресурсов и превращают их в кредиты, а именно: банки, фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды и компании, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, кредитные союзы, фонды общественных объединений.
К организационно-технической инфраструктуры относятся товарные биржи, торговые дома, лизинговые компании, ассоциации предпринимателей, транспортные коммуникации и средства связи. Одни из этих организационных форм берут на себя функции общей координации рыночных связей (ассоциации, торговые палаты и т.п.), другие представляют собой специальные государственные органы (службы контроля по стандартам и ценам, налоговые инспекции и т.п.).
Информационно-аналитическая инфраструктура включает в себя информационные, консультативные, юридические фирмы, бизнес-центры и бизнес-инкубаторы, аудиторские организации. К функциям учреждений, составляющих эту подгруппу инфраструктуры, входят предоставление консультаций предпринимателям, подготовка специалистов для малых предприятий, изучение динамики рыночной конъюнктуры, прогнозирования и моделирования последствий тех или иных решений, разработка экономического поведения предприятий на рынке и т.д.
В Украине еще происходит формирование инфраструктуры предпринимательства. На начало 2011 года в Украине было зарегистрировано 194 коммерческие банки, 2988 инвестиционных и инновационных фондов и компаний, 2254 аудиторские фирмы и частных аудиторы, 457 страховых компаний, действовала 561 биржа, среди них: универсальных — 106, товарно-сырьевых и товарных — 368, агропромышленных — 25, фондовых бирж и их филиалов — 24, других — 38 [117].
Инфраструктура способствует созданию и функционированию предпринимательского сектора в условиях переходной экономики и формирует конкретное организационно-экономическую среду для стимулирования предпринимательской деятельности. Указанные выше объекты инфраструктуры оказывают услуги как крупным предприятиям, так и субъектам среднего и малого предпринимательства. Однако средние и малые предприятия имеют более ограниченные возможности по привлечению заемных и собственных средств, приобретение сырья, материалов, оборудования, объектов недвижимости, использования передовых технологий и т.д. Поэтому деятельность объектов инфраструктуры по поддержке направлена преимущественно на содействие среднему и малому бизнесу.
Согласно закону Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине» инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, которые осуществляют деятельность, направленную на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, их инвестиционной и инновационной активности, продвижение производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на внутренний и внешний рынок. К объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства относятся бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационные бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры, технологические парки, фонды поддержки предпринимательства, финансовые учреждения, инновационные и инвестиционные фонды и компании, лизинговые компании, консультационные центры и др.
Основными задачами объекта инфраструктуры является содействие субъектам среднего и малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.
Бизнес-центром является учреждение, которое оказывает информационные, консалтинговые, маркетинговые, тренинговые и другие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства и лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью. Набор услуг в различных бизнес-центрах разный, а их спектр зависит от потребностей потенциальных потребителей услуг каждого региона.
Среди услуг, которые получают субъекты хозяйствования через бизнес-центры, наибольшим спросом пользуются такие как: подготовка бизнес-планов, экспертная оценка недвижимости, тренинги, проведение курсов по обучению пользованию программными продуктами ведение бухгалтерского учета, подготовка специалистов по ведению бизнеса в различных сферах.
Бизнес-инкубатором есть организация, которая предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения, офисное оборудование и другое движимое и недвижимое имущество субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающих свою деятельность, с целью оказания им помощи в развитии своего дела и приобретении финансовой самостоятельности. Наиболее важными функциями бизнес-инкубаторов являются:
— предоставление помещения для офисов, мастерских на условиях аренды за низкую плату;
— административные и технические услуги (телефон, копирование, помещения для конференций, встреч, секретариат и т. д.);
— консалтинг, бизнес-планирование для начинающих и потенциальных предпринимателей.
Также возможен широкий набор других консалтинговых услуг, трансфер технологий, предложения по проведению семинаров и тренингов и так далее.
За последнее время в нише бизнес-инкубаторов появились новые виды: Интернет-инкубатор (или виртуальный бизнес-инкубатор), целью которого является ускоренная подготовка и быстрый вывод на рынок интернет-компаний и их проектов; студенческие инкубаторы предпринимательства.
Инновационным бизнес-инкубатором — специализированный бизнес-инкубатор, в котором субъектам малого и среднего предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-технического характера.
Технологический парк — юридическое лицо или объединение на основании договора о совместной деятельности юридических лиц (участников), главной целью которых является деятельность по выполнению инвестиционных и инновационных проектов, производственному внедрению наукоемких разработок, высоких технологий и конкурентоспособной на мировой рынок продукции. Согласно закону Украины «О научные парки», научный парк — объединение высшего учебного заведения IV уровня аккредитации, и/или научного учреждения (которые являются базовыми элементами научного парка), отвечающих критериям результатов научной деятельности инновационных структур (инновационный бизнес-инкубатор, инновационный центр, технологический парк и др.) и других субъектов хозяйствования, созданное для организации, координации и контроля процесса разработки и выполнения научно-технологических и инновационных проектов, реализации интеллектуального и научно-производственного потенциала его участников и партнеров.
Кредитный союз — это неприбыльная организация, основанная физическими лицами на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Кредитные союзы занимают 73% в структуре небанковских финансово-кредитных учреждений. В 2010 году действовало три ассоциации кредитных союзов всеукраинского уровня: Всеукраинская ассоциация кредитных союзов (ВАКС), Национальная ассоциация кредитных союзов Украины (НАКСУ) и Всеукраинская ассоциация кредитных союзов военнослужащих и работников силовых ведомств.
Лизинговый центр — субъект предпринимательской деятельности, который занимается лизинговыми операциями. Лизинг — это предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоит в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование или приобретается им в собственность по поручению и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей. Услуги, предоставляемые лизинговыми центрами, является одной из альтернативных форм финансового обеспечения субъектов предпринимательства. Лизинговые центры функционируют во всех регионах Украины.
Фонды поддержки предпринимательства осуществляют финансовое обеспечение реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.
Неотъемлемой функциональной составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является финансово-кредитная, маркетинговая, информационно-консультационное, консалтинговое, материально-техническое, ресурсное, кадровое обеспечение субъектов малого и среднего бизнеса и т.д.
С целью оказания финансово-кредитной, информационно-консультативной поддержки субъектам предпринимательства в Украине функционирует сеть объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. По состоянию на 01.01.2011 г. консультативную и финансовую помощь малому предпринимательству предоставляли 69 бизнес-инкубаторов, 438 бизнес-центров, 243 фонды поддержки предпринимательства, 3168 информационно-консультативных учреждений, 659 кредитных союзов, 760 лизинговых центров, 2973 общественные объединения субъектов предпринимательства [117]. Общественными объединениями предпринимателей осуществляется конкретная поддержка в вопросах по обеспечению соблюдения прав и интересов субъектов предпринимательства.
По обобщенным данным международных организаций, занимающихся вопросами развития бизнес-инкубирования, одним из результативных элементов поддержки предпринимательства являются бизнес-инкубаторы, которые способствуют ускорению развития малых предприятий в 7-22 раза и снижают их количество неудач в бизнесе на 20%. Кроме того, они способствуют решению таких задач, как оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, повышение инновационной активности бизнеса, повышение занятости и уровня жизни местного населения. Бизнес-инкубатор не только обеспечивает рост малых предприятий каждого региона, но и поднимает их жизнеспособность. Так, исходя из практики, благодаря технологии бизнес-инкубирования выживает 85-86% вновь созданных малых предприятий против 14 — 30 % при обычных условиях.
Работа в инкубаторе позволяет малым фирмам находить горизонтальные связи, объединяться, что важно для выживания в условиях конкуренции на рынке. Основными структурами, которые предоставляют услуги по «инкубирования предпринимательства», есть классические бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, зоны экспортной переработки, научные (технологические) парки, виртуальные бизнес-инкубаторы, территориально-производственные комплексы и кооперативные сети. Вопросами развития бизнес-инкубирования в странах мира занимаются международные организации: Европейская комиссия (ЕЭК ООН), Группа СПАИС (Группа экспертов научных парков и инновационных центров), Национальная ассоциация бизнес — инкубаторов в США. По обобщенным аналитическим данным этих организаций, в мире насчитывается более 3000 бизнес-инкубаторов, из которых в США — 700, Китае — 400, Германии — 375, Великобритании — 250, в России — 80, в Украине — 71 и т.д.
С целью содействия развитию и поддержки инкубаторов почти все индустриально развитые страны разрабатывают специальные инкубаторские программы. Цель таких программ — поддержка малых фирм на начальной, наиболее непредсказуемой стадии становления, разработки и внедрения инновации. В рамках этих программ малые фирмы получают доступ к аренде на льготных условиях производственных помещений, оборудования до системы повышения квалификации, энерго — и водоснабжения. Поддержка на начальных стадиях деятельности субъектов малого предпринимательства в среднем вдвое увеличивает срок деятельности малых фирм, как правило инновационных, после их выхода из инкубатора сравнению с «позаінкуба-торськими» фирмами.
Вместе с тем, в каждой стране бизнес-инкубаторы выполняют свои конкретные функции. Например: в Финляндии они были очень эффективным инструментом создания новых фирм, новых рабочих мест, а также расширение сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями.
В Швеции наиболее распространенным остается «внутренний» бизнес-инкубатор, который создается крупными предприятиями для стимулирования новых идей и проектов, что способствует как развитию духа предпринимательства, так и повышению уровня инновационной деятельности предприятия. В Германии первые бизнес-инкубаторы четко сориентированы на развитие технологічноємних и наукоемких компаний.
Бизнес-инкубаторы Китая сфокусированы на поддержку технологического предпринимательства, на создание благоприятной среды для инновационной деятельности. Цель таких учреждений — ускорение коммерциализации и индустриализация научных разработок. Все бизнес-инкубаторы этой страны на ранней стадии становления получали полную или же частичную помощь от муниципальной или провинциальной власти. Бизнес-инкубаторы Китая имеют тесную связь с научно-технологическими парками[82].
учитывая требования инновационного направления развития экономики Украины акцент делается на ту сеть инфраструктуры, которая способна развивать именно инновационную деятельность малых предприятий [28]. Следовательно, наибольшее внимание уделяется тем бизнес-центрам и бизнес-інкубаторам, основными задачами которых является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых рабочих мест в секторе малых производственных, инновационных предприятий. А также тем, что работают по следующим направлениям: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; проведение маркетинговых исследований; информационное обеспечение; консалтинговые услуги; помощь в регистрации предприятий; — юридические услуги; аудиторские услуги; предоставление в аренду (на льготных условиях) офисных и производственных помещений; предоставление офисных услуг (размножение материалов, предоставление средств связи, оргтехники и т.п.); содействие в получении инвестиций и кредитов; предоставление оборудования в лизинг; реклама продукции и т.д.
Информационная поддержка является важной составляющей для успешного ведения бизнеса. В отечественных предпринимателей, особенно малых и средних, не хватает собственного опыта осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, ни один предприниматель не может обладать всеми знаниями, которые должны обеспечить ему успех.
В Украине на сегодня существует большое количество разнообразных информационно-консультационных учреждений различных форм основания, которые изучают проблемы предпринимательской среды и оказывающих образовательные и консультационные услуги, но большинство из них оказывают свои услуги на платной основе. У предпринимателя малого бизнеса, особенно на начальной стадии, не всегда есть возможность за деньги получить консультацию, чтобы избежать ошибок в своей деятельности. Одним из инструментов, призванных выяснять эти проблемы, есть общественные приемные по вопросам поддержки развития предпринимательства [39].
Если исполнительная власть выступает учредителем или партнером в создании бизнес-инкубатора или бизнес-центра, у нее появляется возможность: реализовывать собственную политику в экономической сфере путем поддержки и размещения на площадях этих заведений таких малых предприятий, деятельность которых совпадает с планом стратегического развития области; легализовать субъектов предпринимательства; повысить свой имидж среди общественности [82].
Несмотря на довольно широкое разнообразие и значительные количественные показатели, существующая в Украине сеть инфраструктуры через законодательную неурегулированность вопросов относительно порядка создания объектов инфраструктуры, отсутствие должной финансовой поддержки и соответствующей материально-технической базы превращается в сеть обычных коммерческих структур, предоставляющих услуги на платной основе, или же долгосрочно находится в ранней стадии становления. Из-за ограниченности средств, в большинстве регионов еще не сформирован базовой сети финансово-кредитной и учебно-консультативной инфраструктуры поддержки бизнеса. Со вступлением Украины в ВТО и внедрением принципов Европейской Хартии для малых предприятий выдвигаются новые требования к формированию объектов инфраструктуры, особенно инновационной (инновационных бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, технопарков, кластер-парков, технополисов) [39].
Кластер — группа близких территориально и технологически взаимосвязанных компаний (поставщиков материалов и комплектующих, услуг, производителей конечной продукции), а также связанных с ними организаций (образовательных учреждений, исследовательских лабораторий, научных парков, органов государственного управления, инфраструктурных компаний), работающих в определенной, общей для них сфере экономической деятельности. Участников кластерных инициатив объединяют общие бизнес-проекты. Так, с целью развития научно-технической и инновационной деятельности предприятий Тернопольского региона создан Научный парк «Инновационно-инвестиционный кластер Тернопольщине
Источник: studbooks.net
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий. Что же представляет собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России?
В нашем понимании инфраструктура поддержки малого предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, реализующих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру — учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, материальную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и проч., открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным и не попадать в неприятные ситуации, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры в целях поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может: очень это дело хлопотное и малоприбыльное. В широком смысле такие органы как налоговая инспекция, торговая инспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования бизнеса.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и отстаивают интересы предпринимателей во властных органах либо содействуют в объединении усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы, действуют практически в каждом регионе.
Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате зарегистрировано около 80 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль по защите интересов малых предприятий. Несомненно, крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата РФ, в состав которой входят более 110 региональных палат.
Более подробно остановимся на структурах поддержки малого предпринимательства, которые действуют в следующих направлениях: • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; • проведение маркетинговых исследований; • информационное обеспечение; • консалтинговые услуги; • помощь в регистрации предприятий; • юридические услуги; • аудиторские услуги; • сдача в аренду (на льготных условиях) офисных и производственных помещений; • оказание офисных услуг (размножение материалов, предоставление средств связи, оргтехники); • содействие в получении инвестиций и кредитов; • предоставление оборудования в лизинг; • реклама продукции; • обеспечение безопасности. В настоящее время не существует признанной всеми классификации объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Например, на практике бизнес-инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр от школы менеджеров. Тем не менее, попробуем представить наше определение различных типов инфраструктуры поддержки.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net