Внешняя среда — структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней. Внешняя среда — совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны.
Одни оказывают прямое воздействие, другие — косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят: 1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно «подстраиваться»; 2) партнеры и партнерские связи.
Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению; 3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится «подстраиваться» и под этот фактор; 4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя; 5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде.
Основы менеджмента. Внешняя среда организации.
Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы; 6) профсоюзы. В российской действительности они пока не нашли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна. Факторы косвенного воздействия — те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы или при определенных условиях. К ним относятся: 1) политические факторы; 2) научно-технические достижения; 3) состояние экономики; 4) социально-культурные факторы; 5) изменения на мировом рынке.
Источник: studfile.net
ВНЕШНЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА В РОССИИ
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
Внешняя предпринимательская среда
Внешняя предпринимательская среда представляет собой совокупность факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на функционирование хозяйствующего субъекта из вне. Предприниматели должны хорошо знать эту среду и умело встраиваться в неё для достижения поставленных перед собой целей. Для этого необходим постоянный анализ изменений элементов внешней среды, степени их воздействия на конкретный вид бизнеса.
Основные составляющие внешней предпринимательской среды показаны на рис. 12.
Базовым внешним условием успешного предпринимательства выступает наличие в стране рыночной экономики, которая должна обеспечивать хозяйствующим субъектам необходимые экономические свободы. Историческим опытом подтверждено: если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимательства. Такая экономика создается и поддерживается государственной властью путем принятия конституции и законов.
Однако рыночная система не лишена недостатков, которые усложняют ведение предпринимательской деятельности, делают её рискованной.
К числу таких свойств рыночной системы относятся:
- • высокая степень неопределённости во всех сферах от уровня спроса до котировки валюты, (отсюда нестабильность развития экономики);
- • отсутствие ограничений по использованию невосполнимых природных ресурсов, нанесению вреда окружающей среде;
- • отсутствие гарантий права всех граждан на труд и получение доходов;
- • приоритет «больших» денег во всех взаимоотношениях;
- • отсутствие интереса к развитию фундаментальной науки;
- • выпадение из сферы интересов производства товаров и услуг, не приносящих выгоды.
Рис. 12. Основные элементы внешней предпринимательской среды
Главным регулятором состояния внешней предпринимательской среды является государство.
Исправлением и смягчением недостатков рынка в целях консолидации общества, снижения социальной напряженности занимается государственная власть.
Свобода предпринимательства означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать производство товаров и услуг по своему усмотрению и продавать их на рынках.
В России гарантии свободы предпринимательства заложены в Конституции РФ в виде ряда принципов и перечня прав (табл. 5).
Система правовых гарантий предпринимательства в соответствии с Конституцией РФ получила свое развитие в Гражданском кодексе РФ и поддерживается во всех принимаемых законах, как на федеральном, так и на региональном уровне. Никто и ничто не мешает предпринимателям принимать решение по выбору вида экономической деятельности, вступлению в рынок и выходу из него.
В то же время абсолютной свободы предпринимательства быть не может. Рамками свободы являются общественные интересы, их соблюдение также обеспечивает государство путем принятия законов и различных нормативных актов.
Конституционные принципы и права, обеспечивающие свободу предпринимательства
Единство экономического пространства страны
Ст. 34. О праве на использование своих способностей и имущества для любой не запрещенной законом деятельности
Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
Ст. 37. О праве на свободный выбор рода деятельности и профессии
Поддержка свободной конкуренции
Ст. 23. О праве на защиту своего доброго имени
Юридическое равенство всех форм собственности
Ст. 35. О праве частной собственности
Для свободного развития предпринимательства является обязательным наличие широкого спроса со стороны платежеспособного населения и других хозяйствующих субъектов, а также развитой инфраструктуры бизнеса в стране и регионе, где собирается действовать и сбывать свою продукцию предприниматель или коммерческая организация.
Развернутый перечень условий, составляющих благоприятную внешнюю предпринимательскую среду, может быть представлен следующим образом:
- 1. Наличие рыночных отношений и экономическое положение в стране и конкретном регионе.
- 2. Политическая ситуация (уровень её стабильности).
- 3. Наличие надлежащей правовой базы предпринимательства.
- 4. Степень поддержки предпринимательства органами власти.
- 5. Уровень платежного спроса населения и других хозяйствующих субъектов.
- 6. Состояние научно-технической сферы.
- 7. Наличие человеческих ресурсов (достаточно подготовленных специалистов и исполнителей) для развития предпринимательства.
- 8. Наличие необходимой инфраструктуры бизнеса в стране и регионе.
- 9. Состояние мирового рынка в соответствующей отрасли.
В перечне факторов, составляющих внешнюю предпринимательскую среду, одним из важнейших является наличие необходимой инфраструктуры бизнеса.
Инфраструктура в переводе означает основание, фундамент, внутреннее строение. В экономике под инфраструктурой понимают совокупность институтов и видов деятельности, способствующих нормальному функционированию материального производства.
Инфраструктура бизнеса помогает организовать деловые отношения, облегчает субъектам экономики реализацию их интересов (табл. 6). Полнота инфраструктуры зависит не только от государства, но и от предпринимателей, и от активности общественных организаций.
Наиболее крупные элементы инфраструктуры бизнеса
Государственные системы и организации
центры содействия занятости; бизнес-инкубаторы и технопарки; налоговая система; таможенная система; система экономического образования; зоны свободного предпринимательства; различные фонды
Частные коммерческие организации
коммерческие банки и другие кредитные организации; товарные; сырьевые; фондовые и валютные биржи; аукционы; ярмарки; выставки; презентации; средства коммуникации; информационные технологии; рекламные агентства; средства массовой информации; консалтинговые и аудиторские компании страховые организации
общественные фонды; профессиональные союзы; торговые палаты
В составе инфраструктуры многие элементы действуют на основе предпринимательства. Предприятия и организации ряда видов деятельности создаются инициативно предпринимателями и являются институтами, обеспечивающими успешный бизнес в других сферах материального производства и услуг населению.
Источник: studref.com