Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды — будь то производство новых продуктов или освоение новых рынков, внедрение новых способов организации производства или применение новых методов продаж — является отличительной чертой предпринимателя.
Анализируя данное свойство предпринимательской деятельности, следует обратить внимание на специфику природы предпринимательской инициативы, выделив два важнейших момента.
Первый момент связан с выявлением самих истоков предпринимательской инициативы, т .е. порождающих ее причин. Суть вопроса заключается в понимании того, что, хотя инициативность как личностное качество человека имеет отношение к предпринимательской активности, отнюдь не это качество лежит в основе предпринимательской инициативы, которая имеет сугубо экономические корни.
Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых процессом рыночного обмена. Следовательно, и порождающие ее причины коренятся в специфике самого рыночного обмена, а именно в присущей ему рыночной неопределенности, которая обусловлена неполнотой и неравномерным распределением информации среди участников обмена. Наличие рыночной неопределенности, с одной стороны, заставляет проявлять инициативу (осуществлять какие-то действия) с целью снижения неопределенности, а с другой — инициирует действия, опирающиеся на предположения о наличии преимуществ (более полное владение информацией или лучшее знание потребностей). Но и то и другое побуждает хозяйствующего субъекта к инициативному поведению, которое, принимая форму предпринимательской инициативы, становится способом трансформации рыночной неопределенности к собственной выгоде.
Что такое модель компетенций и в чем её польза для бизнеса?
Второй момент связан с выявлением условий, определяющих степень проявления предпринимательской инициативы. Несмотря на многочисленность и многообразность этих условий, суть их связи с предпринимательской активностью можно выразить понятием «экономическая свобода».
Экономическая свобода — это предоставляемые процессом обмена возможности для реализации предпринимательской инициативы, которые находят свое выражение, с одной стороны, в морально-этической санкци- онированности предпринимательской деятельности, а с другой — в возможности осуществления обменных операций (равный доступ к ресурсам, свобода выбора вида деятельности, право получать доход). Предоставляемая предпринимателю свобода не абсолютна. Во-первых, экономическая свобода предпринимателя — это власть, делегированная ему потребителями. Она усиливается при совпадении их интересов и ослабевает, если
они расходятся. Во-вторых, она регулируется системой правил, вырабатываемых в процессе рыночного обмена. Благодаря этому устанавливается экономический порядок, определяющий границы экономической свободы предпринимателя. В зависимости от изменения этих границ будет изменяться и предпринимательская инициатива.
Сложность состоит в том, что указанная зависимость лишена жесткой связи — больше свободы, больше инициатива, или наоборот. Суть проблемы заключается в установлении таких границ экономической свободы, которые создавали бы наилучшие условия для реализации предпринимательской инициативы.
Бизнес-модель: формула успеха вашей компании
Источник: economy-ru.com
Национальные системы бизнеса, их особенности
— инициативная модель предпринимательского бизнеса или позитивная стратегия бизнеса.
Характерна для США, Англии, Австралии, Канады, Чили, Аргентины, Бразилии, Кореи, Малайзии, Сингапура.
Суть: свобода предпринимательства, конкуренции, незначительная роль государства в регулировании рыночной экономики, инициативность, независимость предпринимателя.
Характерна для Франции, Италии, Бельгии, Португалии.
Суть: в национальной экономике мощно представлен государственный сектор, выполняет гос.заказы. Эта модель не отвергает независимость частного бизнеса, но главное – жесткое государственное централизованное регулирование.
— модель социально ответственного бизнеса
Зародилась в ФРГ (Эрхард)
Характерна для Германии, Дании, Норвегии, Швеции.
Суть: приоритетным является решение социальных проблем через высокие налоги.
— патерналистская модель сотрудничества в бизнесе
Характерна для Японии
Суть: Опирается на инициативное негосударственное предпринимательство. Жесткая конкуренция охватывает как межфирменные коммуникации, так и межотраслевые. Крупные фирмы диверсифицируют свою деятельность(этот приводит к сокращению рисков). Принят пожизненный найм и сотрудничество между владельцами и сотрудниками.
— модель социалистической рыночной экономики.
Характерна для Китая.
Суть: Сочетание инициативного предпринимательства. Развитие совместного предпринимательства(частный и государственный капитал).Поддержание особых зон(н-р Гонконг). Активное привлечение инвестиций за счет этнических китайцев, проживающих за рубежом. Развитие малого предпринимательства внутри Китая.
В России и странах Восточной Европы система бизнеса пока не сформирована. В данный момент ее определяют как рыночно ориентированную.
Источник: mydocx.ru
Современная система бизнеса
современный бизнес имеет устойчивый характер; его устойчивость обеспечивается благодаря постоянному воспроизведению деловых отношений; этому способствует сложившаяся среда современного бизнеса, взаимная польза предпринимателей,
Современная система бизнеса
Другие рефераты по предмету
новых территорий стало основной формой массового первоначального накопления капитала в США. На американском континенте не прижилось рабство — именно оно оказалось одной из причин Гражданской войны, завершившейся искоренением этого явления.
Свободное предпринимательство и свободная конкуренция были и остаются в США ключевыми общественными идеалами деловых отношений. На протяжении веков американский бизнес развивался за счет инициативы самих предпринимателей при относительно незначительной роли государства в регулировании бизнеса. Государственная собственность была во все времена ограничена в США лишь учреждениями социального предназначения (больницы, образовательные учреждения). Именно в США родилась одна из наиболее известных сегодня научных экономических школ, в основе которых лежат представления о необходимости обеспечения предпринимателям максимально широкого коридора независимости — монетаризм, — основатель которого профессор Чикагского университета Милтон Фридмэн был удостоен в 1976 г. Нобелевской премии по экономике.
Конечно, не следует считать, что американский бизнес все еще находится на этапе свободной конкуренции. Данный этап был давно преодолен, причем именно в США в 1890 г. был принят первый и самый знаменитый по сей день антимонопольный закон — Закон Шермана. В 30-е гг. прошлого века Америка в целях выхода из Великой депрессии (мирового экономического кризиса 1929-1932 гг.) согласилась на широкомасштабное государственное вмешательство в развитие предпринимательства, получившее название «нового курса президента Рузвельта».
Однако и сегодня свобода и независимость предпринимателей — носителей инициативы и предприимчивости, главных двигателей экономического и социального прогресса в американском обществе -продолжают почитаться в качестве основной ценности современной человеческой цивилизации. Монетаристские взгляды лежали в основе рейганомики, которая, по всеобщему признанию, обеспечила США невиданное экономическое процветание в 80-е гг. XX в.
В настоящее время признаки инициативной модели предпринимательства можно наблюдать не только в США и Великобритании, но также в Канаде, большинстве стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Бразилия), некоторых государствах ЮгоВосточной Азии (Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Филиппины). Ставку на данную модель пыталось делать и российское руководство, проводя в 90-е гг. прошлого века крупномасштабные экономические преобразования. Они иногда называются американизацией российской национальной экономики.
Прямой противоположностью инициативной модели предпринимательства являются национальные системы бизнеса, важную направляющую роль в развитии которых играют, наряду с самими предпринимателями, органы государственной власти и управления. Такие системы имеют распространение прежде всего в ряде стран Западной Европы (Франция, Италия, Бельгия, Португалия), а их существо можно выразить с помощью термина «дирижизм», вошедшего в лексикон благодаря популярным во Франции теориям благотворного государственного влияния на бизнес.
Рассматриваемая модель базируется на представлениях о том, что противоречия деловых интересов субъектов предпринимательского бизнеса имеют непреодолимый характер, но их негативное влияние может быть успешно нивелировано при условии, что в национальной экономике мощно представлен государственный сектор. Такой сектор работает, прежде всего, на выполнение государственных заказов и заданий. Он является уравновешивающей силой для конкурентов — негосударственных предпринимателей. Он же призван стабилизировать рынок труда, содействовать занятости населения. Не случайно многие флагманы современного предпринимательского бизнеса во Франции и в Италии имеют организационно-правовую форму государственных предприятий («Renault», «Citroen»,
Кроме того, государственное предпринимательство обеспечивает потребность и в постоянном государственном регулировании и программировании всей национальной экономики как единого целого. Государственные властные и исполнительные органы, подобно дирижерам, управляющим симфоническими оркестрами, как бы дирижируют всеми субъектами предпринимательства и, тем самым, обеспечивают целостность национального бизнеса, устойчивость его поступательного развития. Отсюда и определение модели дирижизма в предпринимательстве.
Модель дирижизма в предпринимательстве не отвергает самостоятельности субъектов предпринимательского бизнеса, не отказывает им в праве на инициативу, активность и предприимчивость. Однако главными достижениями современной предпринимательской цивилизации она полагает все же включение государства непосредствен но в предпринимательскую деятельность, крайнюю жесткость централизованного регулирования развития бизнеса, прежде всего, в сфере налогообложения и контроля легализации подозрительных доходов, а также лояльность к властям и законопослушность предпринимателей.
Третья модель национальной системы бизнеса представлена в государствах, тяготеющих к так называемой социальной рыночной экономике. Ее можно определить как модель социально ответственного бизнеса.
Социальная рыночная экономика впервые возникла во второй половине XX в. в послевоенной Федеративной Республике Германии вследствие экономических реформ, инициированных знаменитым западногерманским канцлером Людвигом Эрхардом. Позднее она получила распространение в других европейских странах, таких, прежде всего как Норвегия, Дания и Швеция. Ее главной особенностью является признание в качестве основного достижения современной цивилизации взаимной ответственности между субъектами предпринимательского бизнеса и обществом. Общество обеспечивает процветание предпринимателей, предприниматели заботятся о процветании общества.
В отличие от модели дирижизма в предпринимательстве модель социально ответственного бизнеса базируется не на выделении государственных предприятий в качестве приоритетных субъектов национального бизнеса, а на обеспечении всем предпринимателям наилучших возможностей проявления деловых способностей и талантов. Предприниматели должны быть наиболее полно и последовательно мотивированы на достижение высоких результатов в бизнесе.
Данные достижения рассматриваются, далее, не только как исключительные успехи самих предпринимателей, но, прежде всего, как результат взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. Поэтому предпринимательские доходы не воспринимаются как исключительное достояние лишь непосредственно получающих их субъектов предпринимательского бизнеса. Социально ответственный бизнес вынужден делиться ими с обществом как единым целым.
Делается это, как правило, с помощью налогообложения, причем размеры налога на прибыль, к примеру, в некоторых Скандинавских странах, доходят до 50%. Столь высокий уровень отчисления финансовых ресурсов, заработанных предпринимателями, в пользу государства объясняется необходимостью содержания социальной сферы, обеспечения социальных гарантий наемным работникам, пенсионерам, молодежи, временно нетрудоспособным и безработным гражданам. Если уж предприниматели представляют собой передовой и наиболее прогрессивный отряд человечества, они, как полагают теоретики модели социально ответственного бизнеса, должны быть передовыми во всем, в том числе в социальной поддержке граждане предпринимателей своими доходами.
За счет подобных перераспределений обеспечивается социальная стабильность в обществе, общество предохраняется от разрушительных социальных конфликтов, подобных тем, которые сотрясали рыночную экономику в XIX веке и породили представления о необходимости замены рыночной экономики социализмом и коммунизмом. Настоящий социализм, оказывается, вполне может быть достижим при социальной рыночной экономике — такова официальная доктрина, лежащая в основе государственной политики в области бизнеса в рассматриваемых странах. Не случайно широкое распространение имеют в них сегодня такие образные выражения, как «шведский социализма, «норвежский социализм», др.
Четвертой моделью национальной системы бизнеса является патерналистская модель сотрудничества в бизнесе. Родиной данной модели является Япония. Именно ей современная Япония обязана неправдоподобно высокими темпами экономического развития во второй половине XX в., ставшими основой так называемого «японского экономического чуда». Чудо состояло в том, что Япония, потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, всего за несколько десятилетий превратилась из отсталого полуфеодального государства с обанкротившейся экономикой и морально надломленным населением в процветающую державу, устойчиво входящую в элиту мирового бизнеса.
Японские предпринимательские фирмы устойчиво доминируют сегодня во многих областях современного мирового предпринимательства, прежде всего, в производстве бытовой техники, электроники, средств связи, автомобилестроении, финансовом бизнесе. В десятке ведущих коммерческих банков земного шара восемь мест уверенно держат японские банки. Столица Японии Токио превратилась в один из ведущих центров международного финансового и коммерческого предпринимательства. Торги на токийских биржах (товарной, фондовой, валютной) всякий раз открывают ежедневную общемировую биржевую сессию, а котировки токийских бирж служат маяком во всем общемировом конъюнктурном ценообразовании.
Национальная модель бизнеса по-японски содержит ряд особенностей. Данная модель опирается на инициативное негосударственное предпринимательство, причем жесткая конкуренция должна охватывать не только сферу соперничества различных компаний, но и внутрифирменные предпринимательские проекты. Крупным предпринимательским фирмам необходимо диверсифицировать свою деятельность, им следует рассредоточивать риски между различными направлениями бизнеса.
Острое соперничество между различными пр
Источник: www.studsell.com