1. Волокитин А.В.,Маношкин А.П., Солдатенков А.В. Электронная коммерция. Учебное пособие. /Под редакцией РейдманаЛ.Д. -М.: НТЦ «Фиорд-инфо», 2002.
2. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2007. — Т. 74. — № 2.
4. Грезина М.А., Колчина О.А., Ракитина М.С. Анализ концептуальных подходов и формирование критериев оценки уровня развития бюджетного сектора на основе факторного анализа //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 6 (143). – С. 91-101.
5. Грезина М.А. Экономико-математические методы принятия управленческих решений в сфере ипотечного кредитования//Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Т. 124. № 11.
Неналоговые льготы для малого бизнеса
С. 51-60.
Необходимость повышения эффективности работы малых предприятий декларируется в течение многих лет, как в средствах массовой информации, так и во многих решениях Правительства РФ. Такое внимание к решению этой проблемы обуславливается большой ролью малых предприятий в развитии рыночных отношений к их незыблемости. Вместе с тем, все усилия, предпринимаемые в проведении научных исследований и на практике, не дают желаемого эффекта, что подтверждается небольшой численностью малых предприятий, снижением их роли в формировании ВВП .
Проводимые исследования показали, что все усилия по улучшению их работы направлены, в основном, на решение организационных вопросов в их деятельности [2,5]. Однако, при формировании нового этапа в развитии — клиенто-ориентированной экономики, компьютерные и информационные технологии становятся основным инструментарием повышения эффективности поддержки и работы МП, что подтверждено опытом их применения в США , странах ЕС, Японии и ряда других стран[3].
На данный момент существует множество форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, однако, не все из данных форм легки и быстродоступны. В связи с этим широкомасштабное внедрение системы онлайн подачи документов на получение государственной поддержки было бы весомым вкладом в систему развития и поддержки малого предпринимательства.
Подачи онлайн-заявки на получение поддержки состоит из 5 шагов:
1. Регистрация в системе подачи документов
2. Вход в личный кабинет
3. Выбор подходящей формы господдержки
4. Заполнение заявки, с прикреплением необходимых документов
5. Отправка заявки на рассмотрение
Рассмотрим каждый из шагов более подробно. При регистрации в системе необходимо будет указать наименование организации, ФИО руководителя, регистрационные и контактные данные. После регистрации возможен вход в личный кабинет, где пользователь выбирает форму господдержки, доступную для подачи в настоящий момент. После того как выбор осуществлен формируется заявка с прикреплением документов указанных в перечне подаваемых документов. Заявка будет находиться в статусе формирования до тех пор, пока пользователь не прикрепит к ней все обязательные документы и не отправит их на рассмотрение.
АРТЕМ ШТАНГЕЕВ. Как малый бизнес превратить в большой | BigMoney #82
Если в процессе рассмотрения заявки возникают вопросы, их решение происходит через личный кабинет или через указанные данные. После того как принято решение, что заявка и все документы удовлетворяют критериям на получение господдержки, пользователь будет проинформирован о времени и месте подачи оригиналов документов.
Не стоит забывать, что электронная коммерция в своей реализации требует не только различных методов, но и различных технологических средств программного обеспечения [1,4]. Их неразвитость может вызвать трудности. Поэтому нужно серьезно отнестись к процессу разработки и апробации web-ориентированной автоматизированной информационной системы поддержки малого и среднего бизнеса.
Источник: top-technologies.ru
Институциональная среда для малого бизнеса по значению первостепенна
Проведенное РАНХиГС исследование показало, что для развития малых и микропредприятий институциональные факторы имеют ключевое значение. Средние же предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, их число в том или ином регионе в первую очередь определяется численностью населения и размером доступных рынков.
В очередном «Мониторинге экономической ситуации в России» от экспертов РАНХиГС и ИЭП им. Е.Т. Гайдара заведующая лабораторией инновационной экономики Института Гайдара, заведующая лабораторией исследований проблем предпринимательства и ведущий научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии ИПЭИ РАНХиГС Вера Баринова, а также научный сотрудник лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС Юлия Царева представили свое исследование, посвященное влиянию институциональной среды на малый и средний бизнес.
Поддержка МБ есть, да результат не очень…
Ученые напоминают, что развитие предпринимательства традиционно рассматривается в контексте институциональных условий, которые создают среду для ведения бизнеса, определяют объем транзакционных издержек, связанных с выполнением стандартных процедур — регистрации, подготовки документации для участия в госзакупках, уплаты налогов и т.д.
При этом в России постоянно предпринимаются меры по совершенствованию институциональной среды: в 2016 г. была создана Корпорация развития МСП; целевой показатель общего объема договоров по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства на конец 2018 г. должен составить 3 трлн руб. На платформе «Деловая среда» в феврале 2018 г. открылась услуга онлайн-регистрации бизнеса. На региональном уровне действует множество институтов развития.
Но несмотря на проводимую политику поддержки, ожидаемого ускорения динамики развития МСП не прослеживается, что, считают авторы исследования, особенно ярко видно на примере малых предприятий — показатель «число малых предприятий» за 2017 г. существенно ниже уровня 2008 г.
В. Баринова и Ю. Царева замечают, что в 2016 г. число малых предприятий снизилось до 173 000 с 243 000 в 2015 г. , что является рекордно низким значением за весь рассматриваемый период. Отчасти, полагают они, это можно объяснить повышением критерия по доходу для микропредприятий до 120 млн руб. за год, что позволило фирмам, ранее считавшимся малыми, перейти в категорию «микро», а такие фирмы и составляют большинство предприятий сферы МСП в России.
Рассматривая объем оборота малых предприятий в сопоставимых ценах, авторы исследования отмечают, что с 2011 г. отчетливо прослеживается динамика небольшого, но устойчивого его снижения.
Ими была протестирована гипотеза о наличии возможного влияния некоторых институциональных факторов на развитие МСП в России с помощью эконометрических моделей, построенных для различных типов предприятий сферы МСП с учетом их характеристик (специализация, размер).
Что малому хорошо, то среднему мало
Оказалось, что средние предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, чем малые (включая микро-): из всей совокупности институциональных факторов на число средних предприятий в регионе оказывает значимое положительное влияние только доступ к финансированию (банковским кредитам), корреляция между числом средних предприятий и индексом обеспеченности региона банковскими услугами составляет 0,47. В целом же число средних предприятий в регионе фактически определяется численностью населения и размером доступных для региона рынков.
В отличие от средних предприятий предпринимательская активность малых (включая микро-) практически полностью определяется институциональными факторами, из них наиболее важны инвестиционный риск, доступность банковских кредитов, качество человеческого капитала, а также административная нагрузка и криминогенная обстановка.
Для деятельности малых предприятий обрабатывающей промышленности ученые отмечают существенное влияние фактора технологического развития региона и доступности банковских кредитов. Сильнее всего с предпринимательской активностью коррелируют индекс обеспеченности банковскими услугами (фактор «доступность кредитования») и число выездных проверок Федеральной налоговой службы России (ФНС) (фактор «административная нагрузка») в расчете на общее число предприятий. По расчетам авторов исследования, рост индекса обеспеченности банковскими услугами в регионе на 0,1 (индекс принимает значения в диапазоне от 0 до 1,94) приводит к увеличению малых (включая микро) предприятий в регионе в расчете на 1000 человек экономически активного населения (ЭАН) на 2,127 предприятия. Рост числа проведенных выездных проверок ФНС к общему числу предприятий в регионе (принимает значения от 0,15 до 10,51) на одну проверку приводит к сокращению числа малых предприятий на 0,56 предприятия.
Ученые в своей работе напоминают: в Послании Президента РФ от 1 марта 2018 г. отмечалось, что развитие малого предпринимательства — это «масштабный резерв экономического роста», были озвучены целевые ориентиры — «к середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых вырасти с 19 до 25 млн человек».
Проведенное ими исследование позволило установить, что создание благоприятных институциональных условий в регионе может оказать воздействие прежде всего на малые предприятия. Поэтому, заключают они, для реализации поставленных целей поддержка должна концентрироваться на предоставлении льготных кредитов с простой процедурой получения, снижении инвестиционных рисков, улучшении качества правовой среды и человеческого капитала — уровня образования, знаний и навыков. Наиболее важными для развития малого бизнеса инициативами последних лет являются смягчение критериев для применения упрощенной системы налогообложения, установление моратория на плановые проверки для малых предприятий, программа стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5») и программа «Инвестиционный лифт», обучающие программы Корпорации МСП «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».
Вместе с тем, делают другой вывод эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, увеличение числа средних предприятий не может быть достигнуто только за счет улучшения институциональной среды в регионах — институциональные условия для масштабирования малых предприятий до средних по регионам не различаются. Для этой цели актуальна общая политика регионального развития: повышение транспортной доступности, поддержание прироста населения и удержание квалифицированных кадров в регионе, увеличение валового регионального продукта (ВРП) региона.
Для улучшения качественных характеристик сферы МСП, в частности для создания и поддержания высокого уровня предпринимательской активности среди компаний обрабатывающих отраслей, большое значение имеет развитие технологий, проведение согласованной научно-технической, инновационной, промышленной и экономической политики.
Высокая инертность предпринимательской активности, уровень которой в регионе определяется ситуацией в предыдущих периодах, свидетельствует авторам исследования о важности проведения последовательной и предсказуемой политики по развитию предпринимательства в регионах России.
Число малых предприятий (без микропредприятий), тыс. ед.
Источник: www.eg-online.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сентищева Е.Н. 1
1 Южный Федеральный Университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Необходимость повышения эффективности работы малых предприятий декларируется в течение многих лет, как в средствах массовой информации, так и во многих решениях Правительства РФ. Такое внимание к решению этой проблемы обуславливается большой ролью малых предприятий в развитии рыночных отношений к их незыблемости. Вместе с тем, все усилия, предпринимаемые в проведении научных исследований и на практике, не дают желаемого эффекта, что подтверждается небольшой численностью малых предприятий, снижением их роли в формировании ВВП.
Проводимые исследования показали, что все усилия по улучшению их работы направлены, в основном, на решение организационных вопросов в их деятельности [2,5]. Однако, при формировании нового этапа в развитии — клиенто-ориентированной экономики, компьютерные и информационные технологии становятся основным инструментарием повышения эффективности поддержки и работы МП, что подтверждено опытом их применения в США, странах ЕС, Японии и ряда других стран[3].
На данный момент существует множество форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, однако, не все из данных форм легки и быстродоступны. В связи с этим широкомасштабное внедрение системы онлайн подачи документов на получение государственной поддержки было бы весомым вкладом в систему развития и поддержки малого предпринимательства.
Подачи онлайн-заявки на получение поддержки состоит из 5 шагов: 1. Регистрация в системе подачи документов 2. Вход в личный кабинет 3. Выбор подходящей формы господдержки 4. Заполнение заявки, с прикреплением необходимых документов 5. Отправка заявки на рассмотрение Рассмотрим каждый из шагов более подробно. При регистрации в системе необходимо будет указать наименование организации, ФИО руководителя, регистрационные и контактные данные.
После регистрации возможен вход в личный кабинет, где пользователь выбирает форму господдержки, доступную для подачи в настоящий момент. После того как выбор осуществлен формируется заявка с прикреплением документов указанных в перечне подаваемых документов. Заявка будет находиться в статусе формирования до тех пор, пока пользователь не прикрепит к ней все обязательные документы и не отправит их на рассмотрение. Если в процессе рассмотрения заявки возникают вопросы, их решение происходит через личный кабинет или через указанные данные. После того как принято решение, что заявка и все документы удовлетворяют критериям на получение господдержки, пользователь будет проинформирован о времени и месте подачи оригиналов документов.
Не стоит забывать, что электронная коммерция в своей реализации требует не только различных методов, но и различных технологических средств программного обеспечения [1,4]. Их неразвитость может вызвать трудности. Поэтому нужно серьезно отнестись к процессу разработки и апробации web-ориентированной автоматизированной информационной системы поддержки малого и среднего бизнеса.
- Волокитин А.В.,Маношкин А.П., Солдатенков А.В. Электронная коммерция. Учебное пособие. /Под редакцией РейдманаЛ.Д. -М.: НТЦ «Фиорд-инфо», 2002.
- Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика, 2009.
- Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2007. — Т. 74. — № 2.
- Грезина М.А., Колчина О.А., Ракитина М.С. Анализ концептуальных подходов и формирование критериев оценки уровня развития бюджетного сектора на основе факторного анализа //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 6 (143). – С. 91-101.
- Грезина М.А. Экономико-математические методы принятия управленческих решений в сфере ипотечного кредитования//Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Т. 124. № 11. С. 51-60.
Источник: scienceforum.ru