Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Станислав Леонидович
Повышение качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны в настоящее время во всем прогрессивном мире зависит от бизнес-образования . Предлагается концепция создания бизнес-университетов , способных обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.I
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савин Станислав Леонидович
Масштабность мышления слушателя МВА как критерий бизнес-школы
Стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции
Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования
Международные аккредитации российских бизнес-школ
Роль библиотек в формировании системы бизнес-образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Интеграция науки и бизнеса в телекоммуникациях
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
mproving the quality of (professional) labor force is given at the present time the whole progressive world of business education . The concept of creating a business of universities that can provide a completely new quality of training, reaching the learning process all the necessary highly skilled specialist skills and knowledge through the integration of science, education and business.
Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования и бизнеса новая парадигма бизнес-образования»
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА — НОВАЯ ПАРАДИГМА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
С. Л. Савин, доктор экономических наук, профессор
Повышение качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны в настоящее время во всем прогрессивном мире зависит от бизнес-образования. Предлагается концепция создания бизнес-университетов, способных обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.
Improving the quality of (professional) labor force is given at the present time the whole progressive world of business education. The concept of creating a business of universities that can provide a completely new quality of training, reaching the learning process all the necessary highly skilled specialist skills and knowledge through the integration of science, education and business.
Ключевые слова: модернизация, бизнес-образование, бизнес-университет, кризис, школа бизнеса.
Key words: modernization, Business Education, Business University, crisis, business school.
В условиях перехода Российской экономики на путь модернизации и инновационного экономического развития как единственно правильный в современных условиях мирового системного кризиса и углубления и ускорения процессов глобализации всех сфер жизнедеятельности человеческой цивилизации, ключевым ресурсом социально-экономического прогресса неизбежно становится сам человек. При этом именно качество трудового потенциала России (общеизвестно, что в связи с объективным демографическим прогнозом до 2050 года количественное (экстенсивное) направление развития и использования этого главнейшего производственного фактора в нашей стране исключается) и будет определять успешность достижения выше указанной цели.
НМК ТУСУР-2022 Мастер-класс «Интеграция науки, образования и бизнес-сообщества»
Особая роль в повышении качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны отводится в настоящее время во всем прогрессивном мире бизнес-образованию. В этой сфере только в России сегодня работают более сотни учебных заведений различного типа. Это и бизнес-школы, и различные учебные центры, корпоративные институты и университеты, и тренинговые центры, и консалтинговые компании, и др.
Более того, программы бизнес-образования реализуют и высшие учебные заведения, которые, однако, ориентированы в большей степени на подготовку специалистов по программам высшего образования, тогда как программы бизнес-образования в них предлагаются как дополнительные направления деятельности, часто «фрагментарно», и почти всегда несистемно. Низкая степень ориентированности обучения в них на практику,
традиционные технологии, малый объем прикладных дисциплин — все это не в состоянии обеспечить необходимый уровень профессиональной квалификации выпускников.
В связи с изложенным выше, остро возникла необходимость, наряду с укоренившимися типами учебных заведений, создания новых их видов, адекватно отвечающих новой модели учебного заведения, ориентированного на систему интегрированного с наукой и бизнесом образования. Наиболее совершенными из таких моделей могут стать бизнес-университеты, способные обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.
Таким образом, бизнес-университет — это многопрофильное, многофункциональное высшее образовательное и научно-исследовательское учреждение, как бы вертикально интегрированный образовательный холдинг, в котором возможна реализация целостной системы непрерывного профессионального образования в сфере экономики и менеджмента на основе принципов преемственности, открытости, доступности, гибкости, предлагающий разработанный на основе собственных образовательных стандартов полный набор комплексных программ всех уровней подготовки специалистов: от программ для школьников до программ для топ-менеджеров- национальных лидеров.
Такой комплексный образовательный и научноисследовательский центр (холдинг) должен быть способен реализовывать не только образователь-
Интеграция науки, образования и бизнеса — новая парадигма бизнес-образования
ные услуги высшей категории, но и предлагать и качественно выполнять такие сопряженные с ними виды деятельности, как: консалтинговую, рекрутинговую, издательскую, оказание деловых услуг и непрофильные направления деятельности. В этом научно-образовательном комплексе студенты и слушатели, работая в реальной бизнес-среде, одновременно проходят «обучение действием», т.е. имеют возможность совмещать процесс получения теоретических знаний и компетенций с закреплением их в реальной практике (критерий истины), а то и создавать свои частные компании и фирмы.
Безусловно, это совсем другая парадигма профессионального обучения, успешная реализация которой возможна только на основе широкого партнерства учебных заведений с отечественными и зарубежными бизнес-структурами, органами государственной власти, профессиональными объединениями и т.д. Подобные многопрофильные консорциумы способны решать крупные комплексные задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, проводить масштабные научные исследования и конструкторские разработки, имеющие важное инновационное народнохозяйственное значение. Поэтому, наряду с образовательной, научно-исследовательская деятельность в бизнес-университете, направленная на изучение фундаментальных и специфических особенностей реального бизнеса и внедрения в него новых прогрессивных методов и систем научной организации производства, труда и управления, также должна иметь приоритетный характер. Само собой разумеется, что в эту деятельность должны быть вовлечены руководящие работники и специалисты ведущих отечественных и зарубежных компаний. Таким образом, глубокая интеграция бизнес-университета в мировое образовательное и научно-исследовательское пространство является одним из важнейших факторов его международной известности и успешности.
Безусловно, изложенные выше основы новой биз-нес-образовательной парадигмы родились не сразу и не на пустом месте. К этому привело длительное накопление по крупицам очень трудного, но и очень ценного опыта первой у нас в стране Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» (Институт) — первопроходца по «вспахиванию целины» в сфере бизнес-образования. И теперь вновь коллектив высшего учебного заведения под руководством ректората и в содружестве со своим стратегическим партнером — конгломератом «Эволюция» возложили на себя тяжелую пионерную роль по созданию и развитию
в России инновационной модели первого в мире Международного бизнес-университета.
Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) основана в 1988 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Италией. Ее инициаторами были ректор тогда еще Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (ныне — Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова) профессор В.П. Грошев и Президент итальянского Общества экономических исследований «НОМИЗ-МА», премьер-министр Италии в 1996-1998 гг. и 2006-2008 гг., профессор Романо Проди.
С первых дней «МИРБИС» был ориентирован на программы международных экономических исследований и подготовку высокого уровня профессионалов в области научной организации производства, труда и управления. Впервые в России были разработаны и стали успешно реализовываться программы МВА с привлечением зарубежных партнеров, представителей крупного российского бизнеса, академического сообщества. Сегодня программы МВА МИРБИС занимают более 20% московского рынка бизнес-образования и более 30% регионального рынка. Бизнес-школа реализует программы МВА по 15 специализациям, программы ЕМВА, корпоративные программы МВА. Одной из первых в России бизнес-школа получила аккредитацию международной ассоциации МВА — АМВА.
За более 20-ти лет поступательного развития бизнес-школе удалось создать уникальную образовательную систему непрерывного профессионального образования, состоящую из самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих программ. Такая система позволяет обучающимся свободно «включаться» в обучение на любом его уровне, получать профессиональные знания по управленческой и экономической специализации, развивать конкретные навыки.
Портфель Института включает программы всех образовательных уровней: допрофессионально-го, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского. Программами охвачены самые разные группы учащихся: от школьников до руководителей крупнейших компаний и предприятий. Программы института (бакалавриат, магистратура, МВА) аккредитованы ведущими международными ассоциациями (АМВА, EFMD, ЕРАБ). Отличительной особенностью подготовки специалистов в «МИРБИС» является сочетание принципов ориентированности на реальную практику и направленности на гармоничное развитие личности уча-
щегося. Вершиной же пирамиды многочисленных программ бизнес-образования является программа «Национальный лидер».
Одним из ключевых факторов успешной деятельности бизнес-школы является партнерство с широким кругом российских и зарубежных вузов, бизнес-структур, профессиональных сообществ, государственных структур. Партнерами МИРБИС являются 16 вузов в РФ и СНГ, 87 зарубежных вузов в 47 странах мира, более 400 крупных предприятий, банков, корпораций. «МИРБИС» является членом 46 профессиональных ассоциаций.
В институте «МИРБИС» создан «Клуб почетных профессоров», членами которого являются такие широко известные государственные деятели, выдающиеся представители науки, культуры и бизнеса, как: Ренат Сулейманович Акчурин — академик Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова Российского кардиологического научно-производственного центра РАМН; Шамиль Анвярович Тарпищев — академик Международной академии информатизации, академик-вице-президент Академии народов мира при ООН; сэр Родерик Лайн и Энтони Раселл Брентон — экспослы Ее Величества Королевы Великобритании в России; доктор Сюй Чжимин — председатель и президент 26 компаний и проектов в КНР и Гонконге; Анатолий Евгеньевич Карпов — заслуженный мастер спорта СССР, 16-кратный чемпион мира по шахматам (1975— 1985 гг.), президент Международной ассоциации фондов мира; профессор Романо Проди — премьер-министр Италии (1996-1998 гг., 2006-2008 гг.), президент Еврокомиссии (1999-2005 гг.), президент Фонда Всемирного сотрудничества, председатель Верховного Совета ООН по поддержанию мира в Африке и ряд других.
С 2008 года «МИРБИС» является первой и до сих пор единственной Российской школой бизнеса,
вошедшей в состав консорциума 6-ти ведущих бизнес-школ мира: «Международный образовательный альянс» (WEEA). Консорциум разработал и реализует программу Global MBA.
«МИРБИС» ведет активную благотворительную деятельность, реализует социально значимые проекты, такие как: программы переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей по программе ДЕМОС (Демилитаризация. Образование. Сотрудничество); программы Правительства Москвы по обучению безработных граждан г. Москвы и Московской области; программы по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны; активно участвует в реабилитации тяжело раненых военнослужащих в госпиталях имени Н.Н. Бурденко и МВД России.
И вот теперь, вооруженный 22-летним опытом прокладывания в России широкой магистрали бизнес-образования коллектив «МИРБИС» разработал стратегию эволюционного преобразования первой Международной высшей школы бизнеса в России в первый в мире Международный университет бизнес-образования. Его миссией будет подготовка на основе интеграции науки, образования и бизнеса менеджеров нового поколения как всесторонне развитых личностей, способных наращивать эффективность руководимых ими отечественных компаний, преумножая тем самым национальное богатство России и обеспечивая повышение благосостояния ее народа. Владея современными проактивными методами управления предпринимательскими структурами различных уровней (от малого и среднего бизнеса до крупных предприятий-гигантов) и обладая высокими морально-волевыми принципами, нравственными устоями, базирующимися на соблюдении важнейших человеческих ценностей, выпускники Международного бизнес-университета «МИРБИС» будут способны создавать конкурентоспособные организации и успешно руководить ими в условиях ускоряющейся глобализации мировой экономики и серьезного ужесточения конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках.
Савин Станислав Леонидович — доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт)
Источник: cyberleninka.ru
Интеграция науки, образования и бизнеса ключевой элемент устойчивого развития экономики
Научная и образовательная деятельность связаны между собой как неразрывные, последовательные стадии процесса научно-технического развития и повышения производительности труда. Производственное освоение научно-технических новшеств происходит в значительной степени посредством образовательного процесса. При их единстве обеспечиваются более благоприятные условия готовности производства к освоению научно технических достижений и всех других результатов науки.
Роль науки, как непосредственной производительной силы, как средства формирования научного мировоззрения, не может быть реализована без системы образования. С развитием экономики, основанной на знаниях, происходит закономерное усиление более тесной связи науки с производственным процессом и во все большей мере наука превращается в основной фактор развития последнего.
Одним из путей последовательной реализации неуклонно усиливающейся связи науки и производства является интеграция науки и образования. Потенциал образовательной деятельности, особенно вузовской, как правило, тем выше, чем полнее соблюдены пропорции в соотношении научной и образовательной деятельности, чем глубже их интеграция.
Наука – основа высшего образования, его качества. Уровень развития отечественной науки определяет уровень развития качества высшего образования, а качество высшего образования – качество образования страны в целом. Высшее образование – основа воспроизводства кадрового потенциала всего института науки. Идея единства исследований и обучения была заложена еще Петром I в основании Российской Академии наук. Это был первый шаг к созданию единого научнообразовательного комплекса.
Интеграция науки и образования представляет собой процесс взаимодействия, сотрудничества научных организаций и учреждений высшего образования. Основная причина, обусловливающая необходимость интеграции науки и образования, связана, прежде всего, с созданием эффективной системы развития фундаментальных наук за счет кооперации ученых высших учебных заведений и научноисследовательских институтов, сохранения ведущих научных школ, повышения качества образования, развития новых форм организации учебного процесса.
Современное состояние интеграции науки и высшего образования в Казахстане характеризуется различными формами совместной деятельности вузов и НИИ. Прежде всего, это договора о сотрудничестве в области фундаментальных и прикладных исследований, разработка и выполнение научно-исследовательских проектов и программ; учебная и производственная практика в лабораториях и опытных хозяйствах НИИ; привлечение ведущих ученых НИИ для проведения учебных занятий, руководства практикой студентов и дипломными работами, совместной подготовки аспирантов и магистрантов; чтение лекций в ведущих вузах страны.
В развитых странах, как показывает мировой опыт, нет деления ученых только на научных сотрудников и только на преподавателей. Как правило, и те, и другие занимаются и наукой, и преподаванием, работая в единых научно-образовательных центрах, представляющих собой университет с сетью научно-исследовательских институтов. В Казахстане на протяжении нескольких десятилетий существуют вузовские НИИ, представляющие собой одну из форм интеграции науки и образования. В 1980-х годах насчитывалось около 60 таких НИИ, основными задачами которых были проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований; внедрение результатов научно-исследовательских работ (НИР) в производство; подготовка кадров высшей квалификации; активное участие в учебном процессе своего вуза с использованием последних научных достижений; привлечение преподавателей, аспирантов и студентов вуза к НИР.
Внедрение инновационных форм интеграции науки и образования, как показывает зарубежный опыт, способствует повышению эффективности научных исследований. Конечной целью интеграции науки и образования в Казахстане должно стать кадровое обеспечение национальной инновационной системы и экономики страны в целом.
Основными направлениями достижения данной цели могут быть:
- повышение качества образования и подготовка научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;
- привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;
- активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.
Меры государственной поддержки интеграции науки и высшего образования целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:
- Создание правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования.
- Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, включая:
- продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научнообразовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих, в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;
- создание сети научно образовательных объединений для реализации образовательных программ и проведения научных исследований;
- использование образовательного потенциала ведущих научных организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно исследовательских лабораторий;
- создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;
- расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
- формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно исследовательских институтов и вузов.
- Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки, в том числе:
- финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;
- целевое финансирование среднесрочных (на 3-5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научнообразовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы.
- Развитие кадрового потенциала, включая:
- предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ, создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов;
- формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах;
- реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
- Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования, в том числе:
- передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;
- создание центров коллективного пользования научным оборудованием, телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;
- формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых инновационных фирм;
- реализация образовательных программ в области инновационного менеджмента.
Очевидно, что суть интеграции науки и образования состоит в формировании устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью, прежде всего на основе проектного финансирования, управления, стимулирования и взаимодействия. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия.
В целях привлечения бизнеса в инновационные исследования необходимо разработать механизмы взаимодействия с крупными отраслевыми компаниями, направленные на укрепление кадрового потенциала, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, школьников и студентов.
Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиции в систему образования, развития.
выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок все это позволит осуществить переход казахстанской экономики на инновационный путь
- Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике: www.stat.kz;
- Официальный сайт АО «Национальный инновационный фонд»: http://www.nif.kz;
- Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.
Источник: articlekz.com
Новости
Наука, образование и бизнес: стратегия интеграционного взаимодействия
Интеграция бизнеса и науки — основа современной экономики
и устойчивого развития
«Когда мы не только одной, десятью, двадцатью компаниями пойдем по тому пути, что мы берем результаты науки достаточно глубоко, тогда и добавленная стоимость будет больше. И тогда та прибыль, которую компании получают за счет этих новых знаний, она опять будет вбрасываться в область знаний. Вот эта положительная обратная связь бизнеса и науки, не просто прикладной, а фундаментальной и поисковой, — основа развития современных экономик и основа устойчивого развития», — Александр Сергеев, президент Российской академии наук.
В России создаются условия для интеграции науки, образования и бизнеса
«На самом деле есть уже механизмы. Допустим, законодательство об инновационных и научно-технологических центрах, которое вышло в 2017 году. В 2018 году мы там внесли некоторые изменения. Это, по сути, все те же возможные налоговые, таможенные преференции, которые содержатся в федеральном законе о “Сколково”. Но то, что отличает от “Сколково”, это то, что федеральные университеты, научные организации основывают это на своей территории и являются инициаторами», — Оксана Тарасенко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
«В России созданы беспрецедентные, на мой взгляд, условия. У нас принята Стратегия научно-технологического развития как основа ответа на большие вызовы, а значит, там предписаны только те рамки, к которым мы должны прийти, но не предписаны конкретные регуляторные инструменты, которых мы должны добиться. Это как раз запрос к экспертному обществу, к гражданскому обществу, обществу, которое видит те результаты, которые хочет получить», — Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех»; член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Наука — источник повышения конкурентоспособности государства и бизнеса
«Когда федеральное правительство инвестирует в исследования, то на 20 млн инвестиций оно получает отдачу на 67 млн. 3,8 были вложены в исследование генома человека, а спустя некоторое время отдача составила 120 млн», — Сэмуэль Потоликкио, директор по глобальному и традиционному образованию Школы государственной политики Маккорта Джорджтаунского университета.
«Компании, наши клиенты, это обычно крупные китайские компании. Клиенты хотят чего-то конкретного. Они формируют свою проблему, свою задачу. Мы разрабатываем специально под них программу, потом они приезжают, и мы работаем с ними, может быть, неделю, потом они приезжают в Оксфорд, и там тоже у кого-то чему-то учатся.
Потом они возвращаются назад и пытаются внедрить то, чему мы их научили. Мне кажется, что наша модель интересна, потому что она не зациклена на фундаментальной науке, а просто есть потребность у китайских клиентов совместить науку и практические знания», — Морис Энтони Юинг, профессор исполнительного образования Кембриджского университета.
«Мы продвинулись более чем на 15 позиций по количеству патентов, по количеству публикаций и по многим другим показателям и сейчас опережаем многие страны. Я говорю с позиции нашей организации, которая называется KACST. Мы разрабатываем стратегии, которые должны обеспечить технологией ответы на запросы рынка», — Анас Алфарис, вице-президент по исследовательским институтам King Abdulaziz City for Science and Technology.
Эпоха цифровизации меняет требования к образованию
«Фундаментальное образование было, есть и будет, если мы хотим получить человека думающего. Я думаю, что система образования останется классической, другое дело, в каких пропорциях. То есть, когда нам нужно готовить специалистов, скажем так, теоретического профиля, тогда потребуется больше фундаментального, научного профиля; когда больше практического, тогда больше, естественно, практических дисциплин», — Владимир Иванов, заместитель президента Российской академии наук.
«Конечно же, сейчас, когда данные цифровизации меняют всю технологию полностью, главный фазовый переход в том, что мы переходим от обучения людей к обучению человека конкретного. Как только мы начинаем ставить человека во главу этой системы и говорим, что мы — сервис, который нужен для тебя, то тогда эта система начинает меняться, и то, что сейчас делается быстрее, конечно, в коммерческом образовании, потому что оно вынуждено приспосабливаться, будет постепенно переходить в государственное образование», — Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию, управляющий партнер Skyeng.
Недостаточность инвестиций российского бизнеса в науку
«Важнейший вопрос, мы знаем печальную статистику, что у нас из тех средств, которые выделяются на науку, бизнес дает где-то, по разным подсчетам, между 25 и 30 процентами, все остальное дает государство. Это означает, что той интеграции, которая существует в быстроразвивающихся, наукоориентированных экономиках, у нас нет. Там это соотношение почти противоположное», — Александр Сергеев, президент Российской академии наук.
Неготовность системы образования и бизнеса к новым вызовам
«Полтора миллиона педагогов, 42 тысячи школ. Эти люди не знают, как учить мягким навыкам [комплекс надпрофессиональных умений, обеспечивающих высокую производительность труда и успешность рабочего процесса, — Ред.], потому что их самих в педагогических вузах этому не учили. И вот это на самом деле серьезная проблема. Если мы сейчас не посмотрим в сторону педагогов, то ничего сдвинуть с места не сможем», — Ирина Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
«Технологии меняются с огромной скоростью. Если раньше технологические революции происходили раз за одно-два поколения, то сейчас мы видим, что технологии спешат сменить друг друга в течение 3-5 лет. И в этом плане профессиональные знания быстро теряют свою актуальность, они девальвируются с огромной скоростью.
И для работодателя все в большей мере интересны личные качества работника, его социальные навыки и фундаментальные знания. Интрига заключается в том, что эти навыки формируются в основном не в профессиональной школе, они формируются в детском и юношеском возрасте, а готовность и умение бизнеса работать со школой и детским садиком за редким исключением не наблюдается. Особых механизмов для этого не создано», — Наталья Третьяк, первый вице-президент «Газпромбанка» (Акционерное общество).
Систематизация данных об образовании и подготовке кадров
«Работа на самом деле уже ведется. На более системном уровне при поддержке и по инициативе Российской академии наук, Росконгресса и “Иннопрактики” была создана экспертная группа, которая сводит воедино все те решения, инициативы, которые принимаются на разных уровнях, на разных площадках, и на основании этого входящего потока информации мы структурируем картинку. У нас более обширное видение того, что на сегодняшний день из себя представляет система образования и подготовки кадров», — Наталья Попова, первый заместитель генерального директора «Иннопрактики».
Развитие сотрудничества бизнеса и вузов
«На сегодняшний день все вузы более-менее понимают, что им нужно с бизнесом сильно интегрироваться, но и бизнес со своей стороны тоже давно понял, что невозможно ему как-то в стороне нанимать себе студентов и доучивать, как раньше делали. Мы учили студентов с 4 курса у нас в Школе анализа данных, это было хорошо, потому что они могли учиться, допустим, на мехмате МГУ, с 4 курса ходить к нам по вечерам, доучиваться, а потом приходили к нам на работу.
В какой-то момент мы поняли, что этого недостаточно, что интегрироваться надо сильнее. Открыли в Высшей школе экономики факультет компьютерных наук. Там стало еще лучше. Там обязательно есть фундаментальное образование, но мы внедряем практические курсы сразу же. Дальше курсе на третьем мы берем ребят на стажировку, после этого они более-менее наши», — Елена Бунина, генеральный директор, директор по организационному развитию и управлению персоналом компании «Яндекс» в России.
Поддержка начальной школы крупными компаниями и университетами
«Где у нас реальные точки движения? Там, где есть глобальная конкурентоспособность. У нас есть глобальные компании как государственные — Росатом, Роскосмос, Ростех; частные – «Яндекс», «Касперский», «Мейл.ру», которые под ветрами мировой экономики, они вынуждены двигаться. У нас есть два, может быть, три десятка глобально конкурентоспособных университетов.
Я бы попробовал построить треугольник, чтобы глобальные компании и глобальные университеты попробовали встать на точку нашей культурной конкурентоспособности, нашей начальной школы, иначе ее скоро размоет цифровизацией», — Александр Аузан, декан экономического факультета ФГБOУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org
В Москве состоялось заседание Оргкомитета Петербургского международного экономического форума – 2023
В преддверии ПМЭФ-2023 состоялось заседание Организационного комитета под председательством Первого заместителя Председателя Правительства России, председателя Оргкомитета Андрея Белоусова.
Опубликована деловая программа форума «Лекарственная безопасность»
На официальном сайте российского фармацевтического форума «Лекарственная безопасность» опубликована деловая программа мероприятия. Форум состоится в стартовый день Петербургского международного экономического форума, 14 июня 2023 года. Форум проводится ежегодно и является ведущей площадкой для обсуждения деловой повестки фармацевтической отрасли.
Регионы России представят свой потенциал в рамках выставочной зоны SPIEF Investment and Business Expo
Выставочное пространство ПМЭФ – SPIEF Investment and Business Expo – станет точкой притяжения для презентации проектов, демонстрации инвестиционного и туристического потенциала российских регионов, открытого диалога между компаниями и инвесторами.
Источник: forumspb.com