ИП как агентский договор

В настоящее время все чаще встречаются сделки, выполнение которых компании перепоручают сторонней организации — агенту. Агент исполняет свои обязанности не бесплатно, поручитель платит ему вознаграждение. Что представляет собой посреднический договор, какие сформировать бухгалтерские проводки по агентскому договору у агента и у принципала — расскажем в нашем материале.

Посреднические договоры — общие принципы

При заключении агентского договора принципал (комитент) поручает за вознаграждение агенту (комиссионеру) приобретать или продавать в его интересах товары, работы и услуги. Порядок заключения и осуществления действий в рамках такого соглашения регулируется положениями главы 52 ГК РФ . Суть его заключается в поручении посреднику выполнения юридических и иных действий в интересах организации:

  • от своего имени, но за счет принципала;
  • от имени и за счет принципала.

По результатам выполнения поручения составляется отчет агента, в котором описывается суть выполненного поручения, размер понесенных расходов в ходе выполнения с предоставлением подтверждающих документов.

Предмет агентского договора | Консультация юриста

Одним из основных положений является то, что такое соглашение может быть только возмездным. То есть за услуги комиссионера уплачивается вознаграждение. Порядок его начисления и условия оплаты следует прописать в заключаемом соглашении.

Когда заключаются агентские договоры, бухгалтерский учет нередко вызывает множество вопросов. У обеих сторон учет расчетов по посредническим соглашениям целесообразно вести на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Рассмотрим особенности отражения операций в учете обеих сторон сделки.

Бухучет по агентскому договору у агента

Посредник не является собственником приобретаемых или покупаемых товаров и услуг в интересах принципала. То есть поступившие товары и услуги не могут быть признаны расходами, а переданные — доходами компании. В доходах будет отражена только сумма выставленного по договору агентского вознаграждения. С нее же необходимо будет исчислить и уплатить в бюджет НДС, если вы работаете на ОСНО. Поступление материальных ценностей в учете отражается на забалансовых счетах:

  • 002 — если поступили активы, приобретенные по поручению;
  • 004 — если поступили активы, которые агенту поручено реализовать.

Агентский договор: бухгалтерские проводки у комиссионера.

Обратите внимание, что посредник не отражает в своем учете НДС по полученным и проданным в интересах комитента товарам и услугам. Счет-фактуру, полученный от поставщика, нельзя отражать в книге покупок. Его следует отразить в журнале учета полученных счетов-фактур и перевыставить принципалу в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Агентский договор: бухучет у принципала

Комитент не имеет взаимоотношений с реальным поставщиком или покупателем товаров и услуг. В учете все расчеты отражаются только с комиссионером. В учете организации поступление товаров и услуг отражаются в момент их фактического поступления на дату утверждения отчета агента. При приобретении комиссионером материальных ценностей в интересах компании вознаграждение агента следует учесть в их стоимости (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01).

НДС по агентскому договору | РУНО

Агентский договор: проводки у принципала.

Источник: ppt.ru

«Зачем вам эти риски?» Как агентский договор оптимизирует бизнес

Для функций «сбыта» и «снабжения» ключевой конструкцией является агентский договор. Разберем его в контексте безопасного применения в новой системе налогового контроля, в том числе связанной с дроблением бизнеса.

1.8K открытий

Прежде всего, агентский договор, как его определяет ст. 1005 Гражданского кодекса, не в полной мере самостоятельный. Проще говоря, он может опосредовать собой конструкцию договора комиссии (когда агент действует от своего имени), либо договор поручения (когда агент действует от имени своего доверителя) . Что это означает практически?

Читайте также:  Рассчитать кредит для ИП совкомбанк

В случае если агент действует от своего имени, он самостоятельно ведет переговоры, сам заключает договоры с третьими лицами. В переводе с юридического языка на общечеловеческий это означает, что агент является экономическим игроком — он виден на рынке. В связи с этим законодатель специально подчеркивает, что именно агент принимает на себя все права и обязанности по заключаемым сделкам, даже если принципал поименован в договоре. К примеру, видим в шапке договора: «ООО «Ромашка», именуемое в дальнейшем Продавец, в интересах ООО «Одуванчик» с одной стороны, и ООО «Розочка» (Покупатель) с другой стороны договорились о следующем…»

Даже если мы указали на «Одуванчик» как на принципала, он ни при чем, всю ответственность за исполнение договора несет именно агент.

По модели договора поручения все работает прямо противоположным образом. Агент прозрачен и не является экономическим игроком в отношении совершаемых им сделок, поэтому никаких обязательств на себя не берет. Наш клиент знает нас, но не видит нашего агента, который физически подписывает договор. Именно поэтому закон требует, чтобы на руках у такого агента была доверенность. Модель договора выбирается в зависимости от конкретной ситуации.

В условной группе компаний есть компания «Закуп» и территориально обособленные «Продавцы» — агенты, так называемые филиалы. Между ними заключены агентские договоры: по модели договоров комиссии они совершают сделки с клиентами от своего имени. Также есть дополнительная управляющая компания, которая 100% владеет «Закупом» и в некоторой доле присутствует в структуре владения агентов.

В нашем примере «Закуп» — это оптовая компания, которая определяет матрицу товаров, занимается ценообразованием, логистикой. А территориально обособленными продажами заведуют люди на местах, которые могут ничего не знать о вашей корпоративной культуре.

Черт знает, что в голове у директора такого филиала. А собственник говорит: «Я продаю по всей стране, крупные клиенты покупают товар сразу в нескольких регионах. Желаю, чтобы клиент видел нас единым целым: офисы компании должны везде выглядеть одинаково, работать по схожему режиму, а сотрудники — говорить одинаковые вещи. Как мне транслировать корпоративную культуру на места?». В таком случае агентский договор тоже поможет.

Подход мы позаимствовали из фэшн-индустрии, где в договорах с бренд-холдерами содержится огромный пул условий по внешнему виду магазина, проводимым акциям и т.д. Это аналог чек-листа для продавца в розничной торговле, выполнение которого влияет на показатели, а в конечном итоге — на вознаграждение, только на уровне группы компаний.

Поскольку в нашей умозрительной модели директор филиала кормит людей «с руки» на местах, выдавая вознаграждение, то и за размер его тоже отвечает директор филиала. Следовательно, мы можем водрузить на него управленческую ответственность, подкрепив ее юридической конструкцией агентского договора. Доход филиала, включающий себя и фонд оплаты труда, это агентское вознаграждение.

Допустим в процентах от реализации (прибыли или еще чего-то). Мы можем сформировать чек-лист, который филиал должен выполнять кроме ключевых показателей, и увязать его с размером агентского вознаграждения. Таким образом мы подкрепим мотивацию директора филиала на выполнение всех необходимых нам сопутствующих условий.

В некоторых случаях модель договора комиссии вообще не применима. Связано это, в первую очередь, со статусом лица (компании), с которой поставщик или покупатель (заказчик) готов заключать договор. Не всякий агент в этом смысле пройдет репутационный тест.

Есть и дополнительные нюансы. К примеру, существует компания, сотрудники которой ездят по клиентам и жмут правильные руки. У нас полстраны так живет. Переговоры начинаются с того, что за столом сидят два человека, молча глядят друга на друга. Потом один другому под столом ногой что-то пододвигает, и второй в ответ говорит: «Здравствуйте».

Читайте также:  Место работы самозанятый как указывать

Во многих случаях эту роль носителя волшебного чемоданчика берет на себя кто-то из топов продаж, но не всегда. И вот здесь нам пригодится модель договора поручения.

Рассмотрим кейс с использованием в качестве агента -индивидуального предпринимателя (доступно также видео).

Напомню, агент подписывает документы, но не от своего имени, а от имени доверителя. И вот в торговой компании есть реальный персонаж, назовем его Родственник собственника. Он в обойме — ездит по заводам, жмет руки и отвечает за все телодвижения (в том числе неформальные), связанные с заключением договоров. Следовательно, быть ему сотрудником предприятия.

Но это нечто, что он подталкивает ногой под столом, должно же откуда-то взяться. И хорошо бы обойтись без незаконного вывода наличных средств. Ну, а если у вас не один, а десять таких персонажей? Есть люди, которые заточены заключать контракты и получают за это деньги. «И с какой стати компании нести за это риски?» — спрашиваю я себя. И что?

И не нахожу ответа.

Если мы оформим их как субъект предпринимательской деятельности, это позволит им получать вознаграждение и делать с ним все, что они захотят: потратить, закопать в землю или превратить в волшебный чемоданчик. Это их личное дело. Компанию это не касается. Так компания отодвигает от себя эти сопутствующие риски. И это железобетонная деловая цель.

Как они добывают контракты, я не знаю и контролировать не собираюсь. В предмет наших договоренностей укладывается только объем и условия заключаемых сделок, с одной стороны, и вознаграждение — с другой. Понятно, что если финансовые потоки в виде агентского вознаграждения укладываются в специальные режимы налогообложения, то в качестве побочного эффекта вы получите налоговую оптимизацию.

Что в данном случае происходит с точки зрения клиента? Формально к нему приходит такой же человек, как и прежде. Но раньше он был, допустим, продажником с визитками и доверенностью предприятия. Так если по договору поручения выдается такая же доверенность, визитки-то вы, я надеюсь, сможете ему какие угодно нарисовать?

Тем более что этот человек действительно является вашим представителем. Для клиента не меняется ничего. Это важно.

В некоторых случаях агентская модель может подразумевать специфику стратегии по распространению товара. Пример. Производитель или дилер товара регионально локализован. Основные клиенты — розница формата «магазин у дома», которая не просто сохранилась, но прекрасно себя чувствует в маленьких городах и сельских поселениях.

Выбрали регион. Линейкой расчертили на клеточки. В каждой — горстка населенных пунктов, где мы ищем человека, который бы занимался распространением нашей продукции. Брать такого сотрудника в штат, честно говоря, не очень разумно, потому что Трудовой кодекс описывает процесс, а не результат труда. Но, к сожалению, в налоговой и трудовой инспекциях не понимают (или, скорее, не хотят понимать), в чем ключевая разница, и происходит подмена понятий.

Другое дело, если у вас был пул из 40 продажников, которые одномоментно стали индивидуальными предпринимателями. Но они по-прежнему к 9 утра приходят в офис, в 18 уходят и согласуют с вами график отпусков. В таком случае речь, скорее всего, идет о надуманности конструкции.

Здесь же человек территориально удален и может продавать нашу продукцию сам или взять себе помощника, волен сидеть в квартире или сделать своим офисом автомобиль, в котором колесит по региону.

Читайте также:  Что такое код уин в платежке и где его взять для ИП

Конечно, такие отношения не укладываются в Трудовой кодекс, это отношения с предпринимателем. Мы формулируем ему условия вознаграждения, например, от величины сбыта. Все сопутствующие его деятельности риски — на нем. Поскольку он находится на месте, регулировать взаимоотношения с остальными персонажами он сам может эффективнее, чем мы за сотни километров. И таких предпринимателей у вас может быть несколько.

В некоторых случаях агентская модель позволяет внести управленческие коррективы в систему мотивации сотрудников, которые занимаются продажами. К примеру, компания предлагает продажу не только по прайсу, но и некие комплексные решения, да еще и имеет элементы собственного производства.

Мотивация продажников на объем продаж за вычетом дебиторки — в том или ином виде прекрасно работает в ситуации с прайсовыми продажами: позиции согласованы, сроки поставки определены, о скидках договорились. Продажник срубил бонус и побежал дальше. В ситуации с комплексными решениями примерно тот же подход приведет к следующему.

— Хочу то и се. Можете?

Источник: vc.ru

Как заключить выгодный агентский договор и избежать открытия ИП: советы и решения

«Как мне заключить агентский договор между моим ИП и ООО, если мне навязывают открыть ИП, которого я не хочу открывать? Как разрешить вопрос с принципалом, учитывая принципиальную разницу в выступлении в этой роли?»

| Вадим , Москва

Ответы юристов (1)

Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1601 день
Ответов: 5193 Рейтинг: 10

В соответствии с законодательством Российской Федерации, агентский договор может быть заключен между юридическим и физическим лицом. Для заключения договора необходимо согласование условий между сторонами. Однако, в случае если согласно условиям договора Агент будет выступать в качестве юридического лица, то участники договора должны учитывать требования, предусмотренные законодательством о юридических лицах. В частности, для ООО (Принципал) договором с ИП (Агентом) могут быть переданы только определенные полномочия, связанные с предметом договора, а не полномочия, характерные для управляющих органов юридического лица.

#4353852 2022-11-17 03:11:51
Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1601 день
Ответов: 5193 Рейтинг: 10

Для заключения агентского договора между ИП (Агент) и ООО (Принципал) необходимо предоставить следующие документы: — Учредительные документы ООО — Свидетельство о государственной регистрации ООО — Свидетельство ИП — Паспорт ИП — ИНН ИП — Договор агентского поручения и его условия.

Открытие ИП (принципала) является необходимым для заключения договора, так как агентство может заключить договор только с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Однако, принципиальной разницы в том, кто выступит в качестве принципала, нет, так как агент заключает договор от имени и в интересах принципала, без права на свое имя и без права на заключение договора от своего имени.

#4449688 2022-11-17 03:11:51
Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1601 день
Ответов: 5193 Рейтинг: 10

Статьи, применимые к решению данного вопроса, зависят от конкретных обстоятельств и требуют более подробного анализа в сфере законодательства о предпринимательстве, налоговом, трудовом и гражданском праве. Для заключения агентского договора между ИП и ООО не требуется открытие ИП принципалом, однако, для определения национальной принадлежности сторон и правовой ответственности могут применяться статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Источник: prav.io

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин