Ключевые задачи основателя бизнеса: найти идею, найти людей и найти деньги.
Задача привлечения финансирования актуальна для компаний разных размеров, в любом виде деятельности. Чтобы фандрайзинг проходил быстро и по хорошей оценке — необходимо к нему готовиться заранее. Здесь-то мы и приходим к важности деятельности Investor Relations и это актуально не только для корпораций и публичных компаний.
В этой статье постарался осветить основные элементы IR и что нужно делать, чтобы фандрайзинг проходил быстро и по высокой оценке.
Investor Relations — это:
- стратегическая функция по построению взаимоотношений с инвестиционным и финансовым сообществами, с целью привлечения необходимого финансирования (инвестиции, долговые инструменты, кредиты) на лучших для компании условиях.
- формирование инвестиционно привлекательного имиджа и повышения доверия среди инвесторов (фонды, инвестиционные банки, частные инвесторы, корпорации), в отраслевом сообществе и у влиятельных игроков рынка (банки, аналитические агентства, СМИ)
Национальный институт по связям с инвесторами США (NIRI) дал следующее определение «investor relations — это стратегическая функция руководства компании, сочетающая финансовую, коммуникационную, маркетинговую составляющую, цель которой — обеспечение инвестиционного сообщества точным отображением текущего состояния дел и перспектив развития компании».
Ключевая задача IR
Создание доверия в инвестиционном сообществе и трансформация его в деньги.
Так выстраивать взаимотношения, чтобы инвесторы хотели инвестировать сейчас и в будущем.
В иностранных компаниях IR-директор считается одной из ключевых позиций, т.к. во многом от эффективности его работы зависит успех привлечения необходимых для развития финансовых средств, а также возможность наладить стратегические партнерства. Но в России эта должность незаслужено недооценена, т.к. к фандрайзингу относятся как к побочной и стихийной функции, а не к системной маркетинговой работе, направленной на формирование доверия у целевой аудитории.
Задачи IR специалиста
Конкретные обязанности IR-специалиста зависят от того, какое направление работы ему поручают и насколько большой опыт в деловых связях у него имеется. Из основных можно выделить:
- Поддержание контактов в инвестиционной среде
- Оценка текущей рыночной конъюнктуры, аналитическая работа;
- Анализ работы конкурентов, их текущих проектов;
- Поиск инсайдерской информации, её анализ;
- Составление баз потенциальных и реальных инвесторов;
- Участие в различных бизнес-мероприятиях (деловые встречи, инвестиционные конференции, отраслевые выставки, форумы предпринимателей и т.д.) и установление деловых контактов;
- Проработка различных программ инвестиционного продвижения, которые могут заинтересовать представителей бизнеса.
Кому и для чего необходимы Investor Relations
- Инициаторы нового бизнеса, которые привлекают инвестиции. Особенно на ранних стадиях: pre-seed, seed, Round A
- Публичные компании, увеличение капитала которых напрямую зависит от связей с общественностью.
- Новые эмитенты, чтобы успешно разместить ценные бумаги.
- Покупатели и продавцы бизнеса, чтобы получить более выгодные условия сделки (Mочевидная инвестиционная возможность»
- Исследование рынка и Investor Targeting. Идентификация целевых инвесторов
- Определение самых эффективных каналов коммуникаций с целевыми инвесторами и финансовыми СМИ
- Поэтапный план реализации программы
- Оценка результатов и корректировка стратегии
IR функция находится на стыке PR, GR, маркетинга, финансов и юридической областей.
Направления деятельности IR:
- Коммуникация с инвесторами и раскрытие информации
- Привлечение финансирования
- Оценка и оптимизация стоимости компании
- Повестка ESG (устойчивое развитие)
- Участие в стратегическом планировании (маркетинг, PR, бизнес-модель)
- Участие в имиджевых мероприятиях и взаимодействие со СМИ
Инструментарий
Публичное представление и коммуникации:
- Подготовка и проведение годовых собрании акционеров.
- Подготовка заявлении и пресс-релизов, справочных материалов о компании.
- Раскрытие информации на интернет-саите.
- Презентация финансовых результатов на интернет-саите.
- Взаимодеиствие с деловыми / финансово-экономическими СМИ.
- Взаимодеиствие с реитинговыми агентствами.
- Подготовка презентационных материалов, специальная аналитика по теме, общение с аналитиками, со специализированными СМИ.
- Поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждении
Раскрытие информации:
- Финансовая отчетность и раскрытие информации
- Ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о результатах
- Проведение ежегодного аудита
- Подготовка материалов о деятельности компании, аналитическои и статистическои информации.
- Встречи с топ-менеджментом
- Обеспечение инвесторов квартальными и годовыми отчетами
Маркетинг для привлечения финансирования:
- Разработка IR-стратегии компании
- Создание и мониторинг базы инвесторов
- Организация отношении с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании:
- подготовка мероприятии для инвесторов;
- организация регулярных встреч между инвесторами и руководителями компании;
- подготовка участия топ-менеджеров в конференциях
- подготовка и проведение роуд-шоу;
- проведение многосторонних дистанционных совещании с инвесторамиПринципы IR коммуникации
Принципы IR коммуникации:
Прозрачность и открытость
Регулярность
Целенаправленность
Получение обратной связи
IR — термины
Road show— это не только ряд обязательных презентаций компании перед привлечением инвестиций, но ипостоянный диалогмежду компанией и ее существующими и потенциальными инвесторами. Удачная организация road show позволяет не говорить инвестору, сколько компания стоит, а подводить его к самостоятельному выводу о том, что компания стоит больше, чем он думал.
Этот тип коммуникации предполагает двустороннии контакт: не только распространение информации среди разных целевых групп, но и получение от них обратнои связи и реакцию на нее – и постоянную, долгосрочную направленность деиствии, а не единичные акции.
Investor targeting — так называют процесс определения и выбора целевой базы инвесторов. Прежде чем запланировать road show и назначить встречи, необходимо определить, какие именно из огромного количества фондов стоит посещать. От того, будут ли совпадать инвестиционные стратегии и возможности инвестирования фондов со стратегией вашей компании, зависит продуктивность road show, качество инвесторов и оценка компании. Постарался коротко
Если есть вопросы по теме или как запустить функцию IR у себя в компании — обращайтесь. Чем смогу — помогу:)
Источник: vc.ru
IR — это важная составляющая ведения успешного бизнеса
Коммуникация любой компании – это целостный процесс. Та информация, которая сообщается инвесторам, может повлечь за собой определенные последствия для взаимоотношений компании с чиновниками, сотрудниками, потребителями. Чтобы учесть все коммуникационные задачи, которые стоят перед компанией, и существуют связи с инвесторами, или Investor Relations.
История возникновения
Впервые понятие «связи с инвесторами» было сформулировано Ральфом Кординером (компания General Electric) в 1953 году. Первые IR-службы распространяли финансовую информацию о фирме, пресс-релизы о годовых отчетах и финансовых результатах. В 1969 году был создан Национальный институт по связям с инвесторами (США) – первая профессиональная ассоциация. Позднее подобные организации появились в странах Западной Европы, которые в 2008 году образовали Глобальную сеть IR (GIRN).
Что такое IR в современном понимании?
Связи с инвесторами – это сфера деятельности компании, которая находится на пересечении финансов, коммуникаций, права и маркетинга. Цель IR – это построение эффективной двусторонней коммуникационной связи между организацией и инвестиционным сообществом, которое реально влияет, либо потенциально может оказывать воздействие на оценку рыночной стоимости фирмы. Довольно часто этим же названием определяют отдел в компании, который занимается поддержанием коммуникационных связей с инвесторами.
IR – это прежде всего использование публичных коммуникаций и информационных каналов для получения необходимой реакции со стороны акционеров или инвесторов, а именно повышение их интереса к ценным бумагам конкретного эмитента.
Кому и для чего необходимы Investor Relations
Кто и каким образом может применять IR в своей деятельности?
- Публичные компании, увеличение капитала которых напрямую зависит от связей с общественностью.
- Новые эмитенты, чтобы успешно разместить ценные бумаги.
- Компании, которые привлекают финансовые потоки через публичное или частное размещение акций, чтобы увеличить приток капитала.
- Инициаторы нового бизнеса, которые привлекают финансирование с ограниченным регрессом, чтобы проект состоялся.
- Заемщики кредитных ресурсов, чтобы снизить стоимость займа.
- Покупатели и продавцы бизнеса, чтобы получить более выгодные условия сделки.
- Банки, страховые компании и другие розничные продавцы инвестиций, чтобы иметь преимущества перед конкурентами.
- Строители, чтобы привлечь инвесторов.
Связи с инвесторами в России
В странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Российской Федерации, IR – это довольно молодая сфера бизнеса, находящаяся в стадии формирования. Но поскольку жизнь не стоит на месте, то специалистам современных компаний приходится осваивать новые компетенции, в частности налаживание и поддержание коммуникационных связей. Создано большое количество специальных образовательных программ, позволяющих готовить высококвалифицированные кадры по этому направлению.
Большинство значимых игроков европейского рынка финансовых коммуникаций и IR ведут деятельность сегодня и на отечественных просторах, но далеко не все имеют здесь свои представительства. Американских консультантов по коммуникациям практически нет на российском рынке. Что касается отечественных компаний, работающих в этой сфере деятельности, то их не слишком много, однако в ближайшем будущем их количество существенно возрастет.
Отдельные компании пытаются пробраться на рынок инвестиционных и финансовых коммуникаций. Однако IR – это деятельность, требующая полного погружения. Успешное сопровождение сделок требует синхронизации международной и национальной коммуникационной активности, глубокого осознания особых моментов отечественного бизнеса и преодоления языковых барьеров.
Источник: fb.ru
Что такое IR. Объясняем простыми словами
IR (Investor relations) — коммуникации между публичными компаниями и их инвесторами/акционерами.
Этими коммуникациями могут заниматься как структурные подразделения компании, так и привлечённые специализированные агентства.
Специалист IR должен обладать компетенциями в сфере финансов, корпоративных коммуникаций, маркетинга и права.
В список задачи IR, в зависимости от конкретной компании или кейса, может входить:
- разработка стратегии взаимодействия с инвесторами;
- определение и формирование состава акционеров компании;
- проведение мероприятий с инвесторами;
- поддержание отношений с фондовой биржей;
- анализ восприятия компании в инвестиционном сообществе;
- и др.
Пример употребления на «Секрете»
«Раньше я работал руководителем группы в консалтинговой компании, где мы, помимо прочего, занимались подготовкой годовых отчётов — запрашивали информацию в разных подразделениях заказчика, анализировали их деятельность. В итоге получался иллюстрированный буклет на 150–300 страниц, который потом представляли на общем собрании акционеров, а также его использовали как коммуникационный инструмент в PR и IR».
(Из рассказа сооснователя IT-агентства Interity Константина Шадрина о том, как ему помогли навыки программирования.)
Ошибки в употреблении
IR не следует путать с PR (public relations, связи с общественностью). Пиар-специалисты занимаются созданием позитивного образа бренда/товара/услуги, IR — более узкое направление. Вот как говорит об этом президент агентства инвестиционных коммуникаций Primum Mobile Наталия Мандрова:
«Investor relations — это деятельность, которая требует абсолютного погружения. Существуют различия и в бизнес-процессах — специализированного агентства и агентства общей практики. Например, наши регламенты взаимодействия с аудиториями (СМИ, аналитиками и проч.) намного жестче, чем в обычном PR-агентстве. Так что финансовыми коммуникациями нельзя заниматься между организацией презентаций бутиков и магазинов».
История
Термин Investor relations появился в 1953 году; его ввёл председатель совета директоров американской компании General Electric Ральф Кординер. Первые IR-службы занимались распространением информации о финансах компании и годовых отчётов.
Источник: secretmag.ru