Методология IDEF3 является одним из стандартов семейства IDEF и довольно широко используется при декомпозиции моделей IDEF0 для моделирования процессов более низкого уровня, поскольку с его помощью можно смоделировать технологические процессы, происходящие на предприятии, т.е. описать возможные сценарии реализации процессов, в рамках которых происходит последовательное изменение свойств объекта. Данная методология позволяет показывать возможные разветвления в процессе. Например, когда результат одного действия может инициировать запуск нескольких действий или наоборот, чтобы начать какое-то действие, необходимо завершить несколько предыдущих действий.
Модели IDEF3 можно отнести к классу WFD-диаграмм, поскольку с их помощью также описывается взаимосвязанная последовательность действий, которые осуществляются в рамках реализации процесса.
В рамках стандарта IDEF3 выделяют два типа диаграмм, позволяющих описать процесс с разных точек зрения:
- • диаграмма описания последовательности этапов процесса (Process Flow Description Diagrams — PFDD), с помощью которой моделируется последовательность действий, реализуемых в рамках бизнес-процесса;
- • диаграмма состояния и трансформации объекта в процессе (Object State Transition Network — OSTN), с помощью которой описываются изменения, происходящие с объектом в ходе его обработки.
Для описания и моделирования бизнес-процессов, где основной задачей стоит описание последовательностей действий, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей, больший интерес представляют диаграммы типа PFDD. Рассмотрим его подробнее.
Бизнес-процесс: алгоритм, который нужен вашей компании
Основными элементами диаграммы PFDD IDEF3 (далее — IDEF3) являются:
- • функциональный элемент;
- • стрелка;
- • перекресток.
Функциональный элемент (элемент поведения, единица работы) используется для обозначения действия, работы или события. Он отражается в виде прямоугольника, в центре которого указывается название действия (глагол или отглагольное существительное). Внизу блока указывается номер действия с учетом номера родительской диаграммы (рис. 5.8).
Рис. 5.8. Структура функционального элемента в IDEF3
Стрелка (линия) используется для отражения последовательности выполнения работ (действий) и связей между ними. Все стрелки показывают движение в одну сторону: слева направо, таким образом, визуально соблюдая идею демонстрации последовательного выполнения операций процесса. Они могут выходить и входить с любой стороны блока, но предпочтение лучше отдавать их горизонтальному расположению. Существуют три типа стрелок (рис. 5.9): временное предшествование, объектный поток, нечеткое отношение.
Рис. 5.9. Типы стрелок в нотации IDEF3
Стрелка типа «Временное предшествование» показывает, что действие, из которого она выходит, должно завершиться до того, как начнется действие, в которое она входит. Результат исходного действия не обязательно является инициатором для действия, куда входит стрелка. Главное значение данной стрелки — показать временную связь между действиями, т.е. показать, что одно действие не может начаться до того, пока предыдущее не закончится, независимо от результата его завершения. Такая связь обозначается простой стрелкой.
Пример прописанного бизнес-процесса
Стрелка типа «Объектный поток» показывает, что результат действия, из которого она выходит, является инициатором действия, в которое оно входит. Соответственно действие, в которое входит стрелка, не может начаться до тех пор, пока не закончится действие, из которого стрелка выходит. Такая связь обозначается стрелкой с двойным наконечником. В названии стрелки должно быть приведено название объекта, который передается от одной операции к другой.
Стрелка типа «Нечеткое отношение» показывает, что тип связи между двумя действиями задается индивидуально, может иметь переменчивый или уникальный характер. Такая связь обозначается пунктирной стрелкой.
специальных требований по ее наименованию нет. Такое изображение связей используется, когда нельзя применить связи, типа «Временное предшествование» и «Объектный поток».
Перекресток (условные символы ветвления) используется для отражения логики движения потоков между функциональными элементами (операциями). Перекресток позволяет указать события, которые могут или должны произойти для того, чтобы началось выполнение следующего действия.
На диаграмме IDEF3 перекресток представляет собой прямоугольник с индикатором «J» и номером данного перекрестка на диаграмме (рис. 5.10). Существуют перекрестки, используемые для отражения слияния стрелок, и перекрестки, используемые для отражения разветвления стрелок. Стоит отметить, что один перекресток не может одновременно использоваться для слияния и для разветвления. В методологии IDEF3 выделяют: разворачивающиеся соединения, используемые для отражения связей, где завершение одного процесса инициирует запуск нескольких других процессов: сворачивающиеся соединения, используемые для отражения связей, где завершение нескольких процессов приводит к запуску следующего одного процесса.
Разворачивающиеся и сворачивающиеся соединения могут быть также нескольких типов:
- • «и» (обозначается квадратом с символом «);
- • «исключающее “или”» (обозначается квадратом с символом «X»);
- • «или» (обозначается квадратом с символом «О»).
На рис. 5.10 приведен образец построения ШЕЕЗ-диаграммы.
Рис. 5.10. Образец диаграммы в нотации IDEF3
Соединение типа «и» используется для описания ситуаций, когда:
- • только после завершения нескольких действий может наступить следующее действие;
- • после завершения действия одновременно запускаются несколько следующих действий.
Следует учитывать, что если соединение «и» инициирует выполнение последнего действия, то все действия, которые присоединяются к сворачиваемому соединению типа «и» должны быть выполнены полностью.
Например, процесс «Подготовка к продаже нового изделия» состоит из следующих подпроцессов (рис. 5.11):
- 1.1. Подготовка приказа о вводе в ассортимент нового продукта.
- 1.2. Закупка материалов для производства изделия.
- 1.3. Подготовка технической документации по изготовлению нового изделия.
- 1.4. Подготовка информационных материалов для продвижения и продажи.
- 1.5. Обучение производственного персонала изготовлению нового изделия.
- 1.6. Производство опытной партии нового изделия.
Процессы «Закупка материалов для производства изделия», «Подготовка информационных материалов для продвижения и продажи» и «Подготовка технической документации по изготовлению изделия» начинаются сразу после того, как выпущен приказ о вводе в ассортимент нового продукта. Процесс «Производство опытной партии нового изделия» может начаться только после того, как обучен производственный персонал и закуплен материал для производства.
Рис. 5.11. IDEF3-диаграмма процесса «Подготовка к продаже нового изделия»
Соединение типа «исключающее “или”» используется для описания ситуаций, когда:
- • после завершения одного действия может начаться только одно из следующих действий;
- • следующее действие может начаться после завершения только одного из предыдущих действий.
Например, соединение «исключающее “или”» используется для того, чтобы показать, что результатом согласования проекта договора может быть: а) проект договора согласован; б) по проекту договора есть замечания и он отправлен на доработку (рис. 5.12). В первом случае, если он согласован, то осуществляется следующее действие — подписание дого
вора. Во втором случае, когда но нему есть замечания, осуществляется его доработка. Здесь, «исключающее “или”» показывает, что в зависимости от результата выполнения первого действия потом будет выполняться второе или третье действие.
При использовании такого типа соединения целесообразно подписывать стрелки или делать комментарии к ним, показывая в каком случае, какое действие будет выполняться.
Рис. 5.12. Фрагмент IDEFЗ-диаграммы процесса «Управление договором»
Соединение типа «или» используется для описания ситуаций, при которых:
- • после завершения одного или нескольких предшествующих действий может наступить следующее действие;
- • после завершения одного действия может начаться одно или несколько следующих действий.
Примером использования такого типа соединения может служить фрагмент процесса заполнения анкеты, представленный на рис. 5.13.
Рис. 5.13. Фрагмент IDEFЗ-диаграммы процесса «Заполнение анкеты»
На рис. 5.13 показан пример использования соединения типа «или», где после действия «Заполнение поля “Ф.И.О.”» может быть выполнено действие «Заполнение поля “мобильный телефон”» или действие «Заполнениє поля “домашний телефон”» либо оба эти действия. Одно из них точно должно быть выполнено.
Таким образом, можно выделить пять типов перекрестков. Каждый из них имеет свое обозначение. В табл. 5.1 приведено краткое описание всех типов перекрестков.
Типы перекрестков в нотации IDEF3
В приведенных выше примерах IDEFЗ-диаграмм используются асинхронные типы перекрестков, поскольку на практике они встречаются чаще, нежели синхронные.
Процессы, описанные с помощью IDEFЗ-диаграмм, могут быть также декомпозированы для более детального анализа.
Модели в нотации IDEF0 могут быть декомпозированы в виде IDEF0- и IDEFЗ-диаграмм, а модели IDEF3 могут быть декомпозированы только в виде IDEFЗ-диаграмм.
Используя диаграмму процесса в нотации IDEF0 в качестве родительской диаграммы, можно построить дочерние для ее функциональных блоков модели в нотации IDEF3. При нумерации функциональных элементов IDEF3-диаграмм необходимо учитывать номера функциональных блоков родительской IDEFO-диаграммы. Здесь работает правило декомпозиции методологии SADT.
Однако стоит учитывать, что модели IDEF3 могут быть декомпозированы только в виде IDEFЗ-диаграмм.
Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 856 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
8. Диаграммы топологии/развертывания (deployment diagram)
Диаграмма развертывания показывает топологию системы и распределение компонентов системы по ее узлам, а также соединения — маршруты передачи информации между аппаратными узлами [51]. Она предназначена для визуализации информационной системы.
Диаграмма развертывания состоит из узлов – физических элементов системы. Выделяют два типа узлов диаграммы развертывания – процессор и устройство. Процессор – это узел, способный осуществлять запуск программы и обработку данных. Процессор системы характеризуется некоторых задействованным им ресурсом, например, объемом памяти, который он использует.
Устройство представляет собой узел, отвечающий за оборудование системы (принтер, сканер и т.д.). Устройство является нересурсоемким узлом. Обозначение процессора и устройства представлено на рис. 7.27
Рис. 7.27. Процессор и узел диаграммы развертывания
Таким образом, диаграмма развертывания изображается в виде совокупности процессоров и устройств, соединенных между собой. Соединения между устройствами и процессорами обозначаются в виде сплошных линий.
Приведем пример диаграммы развертывания отдела обслуживания клиентов – рис. 7.28.
Рис. 7.28. Диаграмма развертывания.
7.3. Методология bpmn (Business Process Modeling Notation)
Методология BPMN (Business Process Modeling Notation, нотация моделирования бизнес процессов) разрабатывалась с 2004 года, но достаточно хорошо себя зарекомендовала как экспресс-средство описания бизнес-процессов с использованием активностей [18,51, 52]. Принцип описания бизнес-процессов активностями рассматривался в Главе 4.
К основным элементам диаграмм BPMN относятся – объекты потока управления, соединяющие объекты, артефакты и роли.
Объекты потока управления – элементы диаграмм бизнес процессов, направленные на реализацию событий (events), действий (activities) и логических операторы (gateways).
События инициирует действия или являются результатом действия бизнес процесса. Выделяют простые события (plain events), события-таймеры (timer events), события-ошибки (error events), события-отмены (cancel events), события-условия (conditional events), события-компенсации (compensation events), события-сообщения (message events), составные события (multiple events), события-ссылки (link events), события-сигналы (signal events), события-остановы (terminate events)
Простые события – события, используемые для реализации начального и конечного состояния бизнес процесса.
События-таймеры – регулярные во времени события. Также реализуют таймеры и моменты времени.
События-ошибки – события, генерирующие сообщения об ошибке в процессе работы бизнес процесса.
События-отмены – события, которые поддерживают обработку отмены транзакции.
События-условия – события, позволяющие создавать бизнес правила.
События-компенсации – события, отвечающие за процесс компенсации.
События-сообщения – события по отправке и получению сообщения при работе бизнес процесса.
Составные события – события, позволяющие генерировать одно события из множества возможных.
События-ссылки – события, организующие связь нескольких страниц на диаграмме.
События-сигналы – события, поддерживающие широковещательную рассылку сообщений.
События-остановы – события, поддерживающие остановку бизнес процесса.
Выделяют также три стадии событий – начальную стадию, промежуточную стадию и завершающую стадию. На каждой стадии элемент имеет свое обозначение.
Приведем таблицу с обозначениями событий на каждой стадии – таблица 7.6.
Таблица 7.6. Обозначение событий в методологии BPMN
Действия (actions) методологии BPMN бывают также нескольких типов. Выделяют задание (task), циклическое действие (loop activity), свёрнутый подпроцесс (collapsed subprocess), развёрнутый подпроцесс (expanded subprocess), множественные экземпляры (multiple instances), ad-hoc подпроцесс.
Задание – это элементарное действие в процессе.
Циклическое действие – это повторяющееся во времени действие, пока заданное условие принимает значение «Истины».
Свернутый и развернутый подпроцессы – это составные действия. Свернутое действие – это совокупность открытых пользователю действий. Развернутый подпроцесс – это совокупность действий, скрытых от пользователя.
Множественные экземпляры – это действие, выполняемой несколько раз для разных объектов. При этом это действие выполняется один раз для каждого объекта.
Ad-hoc подпроцесс – задание, выполняемое до тех пор, пока условия окончания задания не пример значение «Истины».
Приведем таблицу с обозначениями действия – таблица 7.7.
Таблица 7.7 Обозначение действий в методологии BPMN
Процесс ветвления и синхронизации потоков управления в методологии BPMN осуществляется с помощью логических операторов (gateways). Методология поддерживает следующие операторы: оператор «И» (parallel gateway), оператор исключающее «ИЛИ», управляемый данными (data-based exclusive gateway), оператор исключающее «ИЛИ», управляемый событиями (event-based exclusive gateway), оператор включающего «ИЛИ» (inclusive gateway), комплексный оператор (complex gateway).
Оператор «И» — в процессе ветвления разделяет поток управления на несколько потоков управления; в процессе синхронизации запускает следующий управляющий поток при завершении всех предыдущих потоков, являющихся входными для этого элемента.
Оператор исключающее «ИЛИ», управляемый данными — в процессе ветвления направляет управляющий поток по одной из исходящих ветвей; в процессе синхронизации запускает следующий управляющий поток при завершении одного из предыдущих потоков, являющихся входными для этого элемента.
Оператор исключающее «ИЛИ», управляемый событиями – направляет управляющий поток по той исходящие ветви, на которой первым произошло заданное событие.
Оператор включающего «ИЛИ» — в процессе ветвления направляет управляющий поток на одну или более исходящих ветвей; в процессе синхронизации запускает следующий управляющий поток при завершении всех предыдущих потоков, являющихся входными для этого элемента.
Комплексный оператор – содержит несколько условий и направляет управляющий поток в зависимости от выполнения того или иного условия.
Приведем таблицу с обозначениями логических операторов – таблица 7.8.
Таблица 7.8 Обозначение логических операторов в методологии BPMN
Оператор исключающее «ИЛИ», управляемый данными
Оператор исключающее «ИЛИ», управляемый событиями
Оператор включающего «ИЛИ»
Связи между объектами потока управления определяются соединяющими объектами (connecting objects), которых в методологии существует три типа: потоки управления (sequence flows), потоки сообщений (message flows) и ассоциации (association flows).
Поток управления – используется для задания последовательности выполнения действий. Выделают три вида потоков управления: обычный поток управления, связывающий объекты постоянно, условный поток управления, связывающий элементы при каком-либо заданном условии, и поток по умолчанию, связывающий объекты по умолчанию.
Поток сообщений – передает сообщения объектам бизнес процесса
Ассоциация – связывают объекты с текстовыми сообщениями и артефактами. В зависимости от направления взаимосвязи выделяют ассоциацию без направления, однонаправленную и двунаправленную ассоциацию.
Приведем таблицу с обозначениями соединяющих объектов – таблица 7.9.
Таблица 7.9 Обозначение соединяющих объектов в методологии BPMN
Обычный поток управления
Условный поток управления
Поток по умолчанию
Ассоциация без направления
Для структурирования похожих действий назначаются дорожки – еще один элемент методологии (swimlanes). Роли бывают двух видов – пулы (pools) и дорожки (lanes).
Пул – включают в себя несколько объектов потоков управления.
Дорожка – являются составной частью пула. Пул содержит несколько дорожек – рис. 7.25.
Рис. 7.25. Пулы и дорожки в методологии BPMN
Для внесения дополнительной информации используется элементы – артефакты. Артефакты бывают трех типов: данные (date objects); группы (groups) – объединяют несколько действий; текстовые aннотации (annotations) – позволяют внести пояснения элементов диаграммы. Артефакты не влияют на потоки сообщения, а лишь снабжают диаграмму пояснениями и уточнениями.
Приведем таблицу с обозначениями артефактов – таблица 7.10.
Таблица 7.10 Обозначение артефактов в методологии BPMN
Источник: studfile.net
Основные логические операции. AND, NOT, OR и XOR (исключающее или)
В этой статье мы поговорим о некоторых битовых операциях. Рассмотрим основные из них: XOR (исключающее ИЛИ), AND (И), NOT (НЕ) а также OR (ИЛИ).
Как известно, минимальной единицей измерения информации является бит, который хранит одно из 2-х значений: 0 (False, ложь) либо 1 (True, истина). Таким образом, битовая ячейка может одновременно находиться лишь в одном из двух возможных состояний.
Для манипуляций с битами используют определённые операции — логические или булевые. Они могут применяться к любому биту, вне зависимости от того, какое у него значение — ноль или единица. Что же, давайте посмотрим на примеры использования трёх основных логических операций.
Логическая операция AND (и)
AND обозначается знаком This is a message»; char[] message = msg.toCharArray(); String key = «.*)»; String encryptedString = new String(); for(int i = 0; i
Согласен, XOR — далеко не самый надёжный метод шифрования, но это не значит, что его нельзя сделать частью какого-либо шифровального алгоритма.
Логическая операция NOT (НЕ)
Это побитовое отрицание, поэтому выполняется с одним битом и обозначается ~ .
Результат зависит от состояния бита. Если он в нулевом состоянии, то итог операции — единица и наоборот. Всё предельно просто.
Эти 4 логические операции следует запомнить в первую очередь, т. к. с их помощью можно получить практически любой возможный результат. Также существуют такие операции, как > (побитовый сдвиг вправо).
Источник: otus.ru