Использование финансового анализа в оценки бизнеса

Финансовый анализ позволяет не только оценить финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

Цели финансового анализа

Финансовый анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рын­ка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:

  • реструктуризации. В процессе выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы необходимо оценивать такие показатели их текущей деятельности, как размеры дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность, оборачиваемость материальных запасов, производительность труда и т. д. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе компании;
  • оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет на значить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;
  • получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;
  • выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности. Например, по российскому законодательству в проспекте эмиссии ценных бумаг компании необходимо указывать степень покрытия платежей по обслуживанию долгов, уровень просроченной задолженности, оборачиваемость чистых активов, долю налога на
    прибыль в прибыли до налогообложения и т. д. 1

Финансовый анализ бизнеса на пальцах — как понимать финансовую отчетность компаний

  • оценки финансового состояния компании;
  • установления ограничений при формировании планов и бюджетов. Например, можно ограничить ликвидность компании (указать, что она должна быть не ниже определенного уровня), оборачиваемость запасов, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлечения капитала и т. д. Во многих компаниях существует практика установления лимитов для филиалов и дочерних предприятий на основе таких показателей, как рентабельность, себестоимость продукции, отдача на инвестиции и т. д.;
  • оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.

Личный опыт

Андрей Кривенко, финансовый директор ГК «Агама» (Москва)

Наша компания занимается дистрибуцией продук­тов глубокой заморозки. На этом рынке одними из основных инструментов управления объемами продаж являются регулирование сроков дебиторской задолженности и согласование скидок с покупателями, поэтому управление финансовым состоянием компании становится насущной потребностью.

Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов.

Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: ВДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов. Горизонтальный анализ проводится по статьям в разрезах центров ответственности (ЦО) ежемесячно. На первом этапе определяются доля тех или иных статей расходов в общей сумме расходов ЦО и соответствие этой доли установленным нормативам.

Затем расходы, которые можно отнести к пе­ременным, сравниваются с объемом продаж. Пос­ле этого значения обоих показателей сравниваются с их значениями за предыдущие периоды. Компания растет примерно на 40-50% в год, и анализировать показатели двух- и трехгодичной дав­ности бессмысленно, поэтому обычно оценивает­ся информация максимум годовой давности с учетом роста бизнеса.

Параллельно проверяется соответствие фактических показателей помесячного бюджета плановым показателям годового. Финансовый анализ используется и для определения ориентиров развития компании. Например, ли­квидность и рентабельность бизнеса при составле­ нии оперативных бюджетов доходов и расходов являются заданными величинами.

При утверждении годового бюджета за основной показатель принимается эффективность использования оборотного капитала.

Финансовый анализ — это инструмент, необходимый для достижения стратегических целей компа­нии и выполнения ее миссии.

Помимо финансово­го анализа мы оцениваем внешнюю среду, наблюдаем за развитием торговых сетей и в соответствии с этим строим политику продаж.

Терминология

Многие источники определяют финансовый анализ как метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Баланс, PL, Кэш-фло — базовые понятия в финансах и основы финансового анализа.

Читайте также:  Кому можно доверять в бизнесе

В учебнике В. Ковалёва «Финан­совый анализ: методы и процедуры» (М.: Финансы и статистика, 2002) финансовый анализ определя­ется как «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера». Более полное определение этого термина приведено в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой, М.: Финансы и статистика, 2004): «Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу». Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами — анализ доходности и рисков предприятия.

Чем жестче операционный цикл компании (промежуток времени между приобретением ресурсов, используемых в процессе производства, и обращением готовой продукции в денежные средства. — Примеч. редакции), тем больше внимания должно уделяться финансовому анализу, так как он является одним из основных средств ежедневного управления и контроля платежеспособности бизнеса. К та­ ким компаниям относятся, например, банки, страховые и торговые компании с высокой оборачиваемостью товара. Большинству же производственных и торговых компаний достаточно отслеживать финансовые коэффициенты время от времени, как правило, раз в месяц или даже раз в квартал в зависимости от периодичности подготовки отчетности.

Выбор анализируемых показателей

Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализиро­ вать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

Личный опыт

Екатерина Кадырова, финансовый директор медицинского центра «АСК-Мед» (Екатеринбург)

Глава 3. Роль анализа финансового состояния в оценке эффективности бизнеса

3.1. Финансовое состояние: понятие, факторы изменения, задачи и источники информации для анализа

Финансовое состояние организации является результатом ее производственно-хозяйственной деятельности и позволяет судить о том, насколько успешно осуществлялись ее денежные отношения с деловыми партнерами и государством в процессе текущей (основной), финансовой и инвестиционной деятельности. В конечном итоге финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее деловую и рыночную активность.

В общем виде финансовое состояние организации является результатом взаимодействия всех элементов ее экономических отношений и характеризуется эффективностью размещения и использования активов и источников их финансирования. Поэтому его анализ должен охватывать изучение процессов формирования, движения, сохранности имущества, рациональности использования активов и финансовых ресурсов.

Основными характеристиками финансового состояния организации являются ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость. В свою очередь понятие ликвидности имеет несколько граней: Ликвидность активов, под которой принято понимать их способность трансформироваться (превращаться) в денежные средства; а эта способность у разных видов активов не одинакова.

С этой точки зрения абсолютно ликвидными являются денежные средства, а наименее ликвидными по скорости превращения в денежные средства являются внеоборотные активы (в том числе – основные средства), а также запасы сырья и материалов. Ликвидность баланса, которая может быть определена как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует срокам погашения обязательств.

Ликвидность организации, которая отражает наличие у нее оборотных активов в размерах, достаточных по объему и качеству для погашения краткосрочных обязательств. Платежеспособность организации отражает ее готовность своевременно удовлетворять требования кредиторов.

Финансовая устойчивость характеризуется способностью коммерческой организации распоряжаться собственными и заемными финансовыми ресурсами, позволяющей обеспечивать бесперебойный процесс деятельности и проявляющейся в стабильном наращивании капитала организации и превышении доходов над расходами. Охарактеризованные выше понятия взаимосвязаны между собой: платежеспособность является важным условием и конкретным проявлением финансовой устойчивости, а ликвидность – один из главных факторов обеспечения платежеспособности организации.

Поскольку, как было отмечено выше, финансовое состояние организации определяется результатами ее многогранной деятельности по всем направлениям, то его улучшение или ухудшение зависит от множества факторов, которые по степени управляемости со стороны руководства организации можно подразделить на внешние и внутренние. К числу внешних факторов можно отнести: — экономическую политику государства, проявляющуюся в создании условий для стимулирования развития бизнеса, а именно – налоговой, кредитной и инвестиционной политики; существенные недостатки в этой политике могут приобретать характер решающего фактора, «толкающего» предприятия к банкротству, о чем свидетельствует статистика банкротств начала 90-х годов прошлого века; — экономические условия хозяйствования, под которыми понимается: уровень развития региона, в котором расположена организация; бизнес-окружение и связанная с этим острота конкуренции; возможности ресурсного обеспечения; развитость информационной и транспортной систем и т.п.; — состояние платежеспособного спроса на продукцию (услуги) организации, и другие.

К внутренним факторам относятся: — отраслевая принадлежность и производственная специфика организации, зачастую являющиеся важными условиями обеспечения гибкости в решении тактических и стратегических задач управления; — масштабы деятельности и степень ее диверсификации: чем шире перечень сфер и видов деятельности, которыми занимается организация, тем большими возможностями она располагает по сохранению своей финансовой устойчивости и платежеспособности, как минимум, на приемлемом уровне: — эффективность основной деятельности, проявляющаяся в объемах продаж продукции и уровне ее рентабельности; — величина, структура активов и политика управления ими, в том числе – качество контроля за расчетами с дебиторами; — объемы и структура источников финансирования деятельности организации, политика привлечения заемного капитала и эффективность его использования, и другие. Финансовое состояние организации – многогранное понятие.

Поэтому его анализ требует решения совокупности задач, среди которых основными являются: — анализ имущественного потенциала организации на основе изучения величины, состава и динамики активов; — анализ объема, состава и динамики источников финансирования деятельности организации; — анализ финансовой устойчивости; — анализ платежеспособности; — анализ деловой и рыночной активности; — комплексная оценка эффективности бизнеса; — оценка вероятности банкротства организации. Для анализа финансового состояния необходима информация, соответствующая по объему и качеству его задачам.

Содержание информационного обеспечения анализа зависит от вида осуществляемого анализа. При проведении внешнего анализа основным источником информации являются данные, содержащиеся в формах бухгалтерской отчетности: бухгалтерском балансе (Форма № 1), отчете о прибылях и убытках (Форма № 2), отчете об изменениях капитала (Форма № 3), отчете о движении денежных средств (Форма № 4), приложении к балансу (Форма № 5), пояснительной записке к отчету, аудиторском заключении.

Использование этих источников информации позволяет внешним субъектам и пользователям получить укрупненное, но достаточно объективное представление о финансовом состоянии конкретной организации. Наряду с этими формами могут быть привлечены сведения, отраженные в статистической отчетности: Ф. 1- предприятие — «Основные сведения о предприятии» и Ф.П-3 – «Сведения о финансовом состоянии организации».

Однако данных этих видов отчетности недостаточно для получения ответа на вопрос о реальных причинах изменения конкретных характеристик финансового состояния (платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности) и поиска резервов улучшения финансового состояния. Поэтому при проведении внутреннего анализа необходимо привлекать сведения, содержащиеся в учредительных документах, плановой документации, данных бухгалтерского учета и во внеучетных данных: материалах взаимных сверок состояния расчетов с деловыми партнерами, актах различных проверок, публикациях профессиональной печати, отчетах о результатах деятельности, подготавливаемых к собранию акционеров, приказах об учетной политике и в других источниках информации. Их изучение позволяет получить представление об отраслевой специфике деятельности организации, ее организационно-правовой форме, особенностях экономической политики руководства, в том числе – характере взаимоотношений с поставщиками ресурсов и покупателями продукции, основных причинах, повлиявших на улучшение (ухудшение) результатов деятельности и предпринимаемых мерах, направленных на повышение эффективности бизнеса. Знание такой информации повышает степень обоснованности выводов в процессе анализа.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Использование финансового анализа в оценки бизнеса

Ключевые слова: оценка стоимости, оценка бизнеса, отчет об оценке, эксперт-оценщик, финансовые коэффициенты

Аннотация

В статье автор делится практическим опытом проведения финансового анализа при оценке бизнеса, выделяет моменты, на которые следует обращать особое внимание, показывает, какие результаты финансового анализа непосредственно используются для расчета оценочных показателей и коэффициентов. Статья будет интересна как практикующим оценщикам, так и топ-менеджерам и менеджерам среднего звена, которые выступают от лица заказчика, принимают отчет об оценке и являются его непосредственными пользователями.

Журнал: «Менеджмент сегодня» — №1, 2010 (Оценка и управление собственностью» Финансовой академии при Правительстве РФ, начальник отдела оценки бизнеса кредитных организаций, ведущий эксперт-оценщик первой категории ЗАО «Центр профессиональной оценки».

Источник: grebennikon.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин