Исследовательский проект — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательский проект обучающихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты.
Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом).
Обучающейся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения.
Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.
Исследовательский проект не должен быть реферативной работой!
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Как составить бизнес план | Из чего состоит бизнес план
Этапы исследования:
— постановка проблемы изучение теории, посвященной данной проблематике;
— подбор методик исследования сбор собственного материала его анализ и обобщение научный комментарий собственные выводы.
2. Классификация проектов
По доминирующей деятельности.
По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
По предметно-содержательной области.
По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.
Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения «, «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков», «На рубеже веков», пр.).
По количеству участников можно выделить проекты:
По продолжительности проекты могут быть:
Краткосрочными на нескольких уроках (3-6). Средней продолжительности (один-два месяца). Долгосрочными (до года).
По характеру контактов.
Внутритехникумовские или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной учебной организации, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между учебными заведениями, группами внутри региона, одной страны. Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
Ищете готовый бизнес план? Сначала посмотрите это видео! Раскладываем по полочкам, что надо знать!
3. Виды ученических проектов :
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
1) Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой̆, исследовательской̆ проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Результатами таких исследований могут быть:
— конкретный̆ продукт (новая деталь, новый̆ прибор и пр.)
— концепция продукта (если для создания продукта требуется производство, но в условиях написания проекта невозможно);
— продукт научного труда (бизнес-план, схема информационного взаимодействия в организациях, стратегия развития страны, региона, области, города, школы и др.)
Типы учебных исследовательских работ
Информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких научных, научно-популярных источников с целью наиболее полного освещения какой̆-либо проблемы.
Проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких научных, научно-популярных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной̆ проблемы.
Исследовательская творческая работа, выполненная при помощи корректной̆ с научной̆ точки зрения методики, имеющая собственный̆ экспериментальный̆ материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
2) Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой̆ информацией̆, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой̆ аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный̆ справочник, web-сайт, информационный̆ бюллетень и т.п.
3) Творческие проекты (литературные вечера, спектакли, экскурсии). Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной̆ структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой̆ логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной̆ газете, сочинении, видеофильме, спортивной̆ игре, экспедиции, пр.)
4) Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный̆ с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на позитивные изменения в социуме, причем размер группы бенефициантов такого проекта значения не имеет.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
Структура исследовательского проекта.
Соблюдение четкой структуры исследовательского проекта при его написании учащимся школы играет важную роль в формировании у школьников навыков грамотного оформления учебных индивидуальных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы при написании серьезных научно-исследовательских работ.
Структура исследовательского проекта обучающихся школы представляет собой:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (главы);
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
Первой страницей индивидуального исследовательского проекта школьника является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также общеобразовательное учреждение, в котором был написан учебно-исследовательский или научно-исследовательский проект.
Существуют установленные правила оформления титульного листа ученического исследовательского проекта, также как и соблюдение структуры проекта при его написании.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
- полное наименование образовательной организации, в которой выполнен исследовательский проект;
- название проекта, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
- фамилия, имя, отчество обучающегося;
- класс;
- фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
- год и город — внизу страницы, в центре.
В заголовках глав исследовательского проекта должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов индивидуальных проектов учащихся школы.
Оглавление исследовательского проекта помещается перед основной частью, чтобы сразу показать структуру работы.
Введение исследовательского проекта
Введение содержит все основные положения исследовательского проекта в сжатой форме.
Введение школьного проекта должно включать в себя:
- актуальность исследования;
- проблему исследования;
- формулировку темы;
- объект, предмет;
- цель, гипотезу;
- задачи;
- методы исследования;
- практическую значимость и новизну;
- краткий анализ изученной литературы.
Тема исследовательского проекта в школе должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на уроках материалом или личными интересами ребенка, давать возможность относительно быстрого написания исследовательского проекта, но при этом не быть слишком поверхностной и простой.
Актуальность проекта формируют причины, указывающие на изучение именно этой проблемы в настоящее время.
Цель формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Такое предположение не может быть утверждением или отрицанием, так как оно ещё не доказано.
Задачи показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой ученического исследовательского проекта. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.
Структура исследовательского проекта в школе также подразумевает формулирование во введении объекта и предмета исследования обучающегося школы, описание метод исследования, используемых для достижения цели индивидуального проекта школьника, теоретической значимости проекта, выраженной описанием того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека, обществе и практической ценностью полученных результатов, указывающей на возможность их использования.
Новизной проекта может считаться отсутствие аналогичных исследований, новизна темы, методического решения, оригинальность постановки целей и задач, а также гипотез.
Литературный обзор проекта в нашей структуре – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.
Основная часть исследовательского проекта
Основная часть индивидуального исследовательского проекта может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.
Во 2-3 главах описываются практические этапы самого проекта, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. В соответствии со структурой глава индивидуального исследовательского проекта завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент.
Основная часть проекта, представленная главами, содержит:
Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.
Литературный обзор в теоретической части исследовательского проекта начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.
Литературный обзор теоретического раздела в соответствии со структурой исследовательского проекта должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.
Согласно структуре проекта в заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.
Текст теоретической главы в проекте должен соответствовать следующим требованиям:
- достоверность и полнота информации;
- наличие авторской оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- ясность, четкость изложения;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов.
Первая часть практического раздела исследовательского проекта содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.
Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору индивидуального проекта необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и прочее.
При написании индивидуального исследовательского проекта обучающийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.
В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.
Заключение исследовательского проекта
Заключение исследовательского проекта – это краткие формулировки результатов работы, которые отвечают на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы в рамках проекта.
Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются обобщенные выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Дается оценка степени достижения цели, результатам проверки условий гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Выводы к главам должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.
Список использованной литературы
После заключения размещается список использованной литературы — это перечень источников информации, на основе которых выполнен проект (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте проекта). Список составляется в алфавитном порядке.
Библиографические ссылки — употребляются при цитировании, заимствованиях, упоминании того или иного документа.
Виды библиографических ссылок:
- по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
- по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
- при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
- если объектов ссылки несколько — их объединяют в одну комплексную ссылку.
Приложения исследовательского проекта
В приложении учебного исследовательского проекта помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте исследовательского проекта школьника.
Итак, мы узнали, что должен включать в себя исследовательский проект и как его нужно презентовать.
Источник: dzen.ru
Исследовательский проект
проект
Тема: Разработка бизнес-плана стартапа кафе «Sea paradise»: от идеи до реализации. Исследовательская работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-образовательный центр «Science Idea»
Международный конкурс научно-исследовательских работ
«SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»
Тема: Разработка бизнес-плана
стартапа кафе «Sea paradise»: от идеи до реализации
Харитонов Игорь Михайлович
ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса
Андреева Марина Анатольевна
преподаватель высшей категории
Улан-Удэ – 2023 г.
Результаты маркетингового исследования
Введение
Тема исследования — разработка Бизнес-плана стартапа кафе «Sea paradise»: от идеи до реализации
Гипотеза исследования — если грамотно составить бизнес-план кафе «Sea paradise», то его открытие и дальнейшая деятельность будут оправданы и приносить прибыль.
Цель исследования — Опираясь на статистику, анализ конкурентов и социологический опрос составить бизнес-план кафе «Sea paradise» и обосновать его практическое применение.
1.Провести анализ конкурентов и статистику востребованности данного заведения.
2.Провести социологическое исследование и проанализировать данные исследования.
4.Обосновать практическое применение.
Объект исследование – узкоспециализированное кафе «Sea paradise»
Актуальность. Первые заведения с японской кухней на российском рынке появились более 15 лет назад, но они до сих пор не теряют свою популярность. Экзотическая кухня пользуется большим спросом среди разных слоев населения: молодежь, студенты, люди среднего возраста вне зависимости от уровня достатка.
Издавна японская кухня включает в себя блюда из рыбы, морепродуктов, также разные соусы и сезонные гарниры.
Блюда японской кухни популярны по всему миру. Однако по статистике потребление рыбы и морепродуктов во всем мире разнятся. В топ 5 стран-рыбоедов входят: Португалия – 57 кг. рыбы и морепродуктов на душу населения; Малайзия – 58 кг.; Кирибати – 77 кг.; Мальдивы – 90 кг.; Исландия – 91 кг. потребления морепродуктов на одного человека. Россия занимает 12 место в мире по потреблению морепродуктов, у нас в стране на душу населения приходится лишь 18 кг. продукции.
Душевое потребление рыбы и морепродуктов в России различается по регионам, при этом усредненный показатель составляет 55 ккал/ на душу населения в день, или 22,3 кг на чел/год при среднем потреблении в мире 30,6 ккал/на душу населения в день. В начале 1990-х гг. среднее годовое потребление рыбы и морепродуктов в России составляло 12 кг на человека .
Среднедушевое годовое потребление рыбы в Республике Бурятия, по данным Бурятского статистического управления, в 2018 г. составило 10,5 кг, около половины потребляемой рыбы является океанической. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. № 593н, рациональные нормы потребления рыбы и рыбных продуктов составляют 18-22 кг./чел. в год.
Согласно этой статистике можно сказать, что в России идет дефицит потребления рыбы и морепродуктов, что влечет за собой йододефицит, а это напрямую влияет на здоровье граждан.
Практическая значимость заключается в том, что на основе статистических данных востребованности потребления мореподуктов и проведенного социологического исследования имеется необходимость в создании узкоспециализированного кафе «Sea paradise».
Резюме
Узкоспециализированное кафе «Sea paradise» создается с целью удовлетворения потребностей посетителей путем предложения блюд из морепродуктов и рыбных блюд, начиная от простых и заканчивая деликатесами, также специализированных и простых алкогольных и безалкогольных напитков. Узкоспециализированное кафе «Sea paradise» будет заниматься реализацией продукции собственного приготовления. В ассортимент будут входить узкоспециализированные первые и вторые блюда, горячие и холодные закуски, напитки. Также кафе будет предоставлять следующие услуги для посетителей кафе: доставка блюд (осуществляется курьерской службой), товары на вынос, бизнес-ланч, предоставления условий для зарядки электронных устройств, бесплатный wi-fi, осуществление банкетов, свадеб и других мероприятий.
При создании бизнес-плана было принято решение, что кафе «Sea paradise» обязательно нужен логотип. Логотип — это фирменный знак, который люди ассоциируют с конкретным брендом.
В основу интерьера кафе, как внутри, так и снаружи лягут фотографии японских пагод и дворцов. Одним из центральных моментов интерьера будут встроенные в стену, между кухней и залом аквариумы с живой рыбой и морскими обитателями, которые могут использоваться для приготовления определенных блюд основного меню. Через аквариум частично видна работа кухни. Персонал кафе также будет одет в специализированную одежду в японском стиле.
Расчет количества гостей и посадочных мест в кафе «Sea paradise».
Обычно оптимальное количество посадочных мест для кафе среднего сегмента — это 80% от общего количества мест в заведении . Произведем расчет посадочных мест в кафе. Количество мест: 40. Оптимальное количество мест: 40 × 0,8 = 32.
Предположительно кафе будет иметь минимальную конкуренцию в виде суши-баров, но, не смотря на это меню, будет периодически (каждые три месяца) обновляться.
Кафе планируется открыть на обновленной набережной реки Селенги города Улан-Удэ, это дополнит интерьер и в будущем позволит осуществить коллаборацию с туристическими операторами, а также с фирмой Альбатрос03, осуществляющими экскурсии по центру города и речные прогулки по реке Селенге, что позволит привлечь посетителей в кафе, а также способствовать туристической привлекательности города.
Результаты маркетингового исследования.
Перед разработкой бизнес-плана мной было проведено экспресс-онлайн-исследование с помощью электронной анкеты (Google Формы), размещенной в социальной сети ВКонтакте в сентябре 2022 г., которая состояла из 7 вопросов. В опросе приняли участие 100 человек в возрасте от 17-40 лет.
Приведем результаты некоторых вопросов, которые наиболее точно показывают мнение респондентов по данной тематике.
Первым вопросом мы хотели выяснить, часто ли респонденты употребляют рыбу и морепродукты. Результаты приведены в диаграмме 1.
Вопрос « Часто ли вам удается есть свежие морепродукты? » в (%)
По данным диаграммы можно сделать вывод, что среди опрошенных наблюдается дефицит свежих морепродуктов. Несомненно, замороженную продукцию можно купить в любом супермаркете, однако население потребляет их редко, понимая, что полезность замороженной рыбы и морских обитателей в разы отличается от свежих морепродуктов.
Далее мы выяснили любимые морепродукты горожан. Результаты представлены в диаграмме 2.
Вопрос « Что вам больше всего нравится из морепродуктов? в (%)
Анализирую ответы на данный вопрос, выяснили, что почти все респонденты кушают те или иные морепродукты, но в приоритете креветки. Респонденты ответили, что желание жителей г. Улан-Удэ в потреблении морепродуктов и рыбы разное.
Вопрос « Если бы у вас в городе открылось кафе специализирующиеся на морепродуктах вы бы посещали его?» в (%)
Респонденты ответили следующим образом — 76% опрошенных, посещали бы кафе, остальные 24% не ходили бы в данное заведение. Причиной не посещения кафе, скорее всего стали те горожане, которые по той или иной причине не едят продукты, которые будут входить в основное меню кафе, а именно морепродукты и рыбу.
Вопрос « Если да, то как часто?» в (%)
На данный вопрос получены следующие ответы респондентов: кафе будет популярно в разное время по разному, но его посещаемость не будет снижаться.
Таким образом, обобщая мировую статистику по потреблению рыбы и морепродуктов, а так же данные экспресс-онлайн-опроса можно сказать, что идея открыть в г. Улан-Удэ узкоспециализированное кафе имеет место быть. Что и послужило основой идеей разработки данного бизнес — плана.
По статистике, проведенного нами опроса можно сказать, что кафе «Sea paradise» будет популярно среди всех слоев населения, т.к. предоставляет эксклюзивную узкоспециализированную продукцию.
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов — это первый обязательный этап разработки маркетинговой стратегии товара или услуги. Правильная оценка конкурентной среды кафе «Sea paradise» позволит создавать устойчивое конкурентное преимущество, выбор правильных каналов коммуникации и снижение операционных рисков.
Предполагается, что конкуренция будет минимальная, так как анализ рынка общественного питания г. Улан-Удэ показал, что в настоящее время заведения стремятся к фьюжн меню и кафе специализирующегося только на приготовлении блюд из рыбы и морепродуктов нет. Минимальную конкуренцию могут составить только суши-бары, которые в последнее время тоже стремятся к фьюжн меню.
План маркетинга
- Требования к потребительским свойствам продукции кафе «Sea paradise» всегда качественная, свежая, состав продукции соответствует рецептуре.
- Чтобы добиться успеха в своей области необходимо:
а) найти выгодных поставщиков свежих и живых рыб и морепродуктов (Креветка03, oyster market, krab 125, Ceofood и т.д).
б) в дальнейшем планируется создание на базе кафе мини ферм по разведению креветок, мидий, гребешков и других морепродуктов, что в дальнейшем приведет к снижению стоимости блюд.
в) кафе необходимо иметь положительный имидж. За счет: соотнесения цены и качества, введения бонусной системы (за каждый заказ на бонусную карту клиента начисляется 5% от суммы чека, бонусами можно оплатить до 50% любой позиции в кафе 1 бонус = 1 рублю), скидок постоянным клиентам, акции в праздничные дни и дни рождения.
3. Рынок сбыта продукции, определяющий сегмент кафе «Sea paradise» это горожане г. Улан-Удэ. Доход в месяц рассчитывается согласно среднему чеку (1000 руб.) и предполагаемому количеству посетителей (400 чел. в день), учитывая доставку на дом. Рассчитаем выручку за месяц:
А – средний чек (1000 руб.)
В – предполагаемое количество посетителей (400 чел. в день)
С – количество дней в месяц
Доход в месяц — 1000× 400×30= 12 000 000 руб.
4.Объемы производства и сбыта продукции по периодам:
«Объемы производства и сбыта продукции по периодам»
1 год (по месяцам) тыс руб.
Источник: nsportal.ru
Бизнес в стиле research: какие приемы управления предприниматели могут «подсмотреть» у ученых
Проработав много лет в научных проектах в Москве, Оксфорде, Нью-Йорке, Париже, Токио и Эр-Рияде, я все отчетливее вижу, как стирается граница между классическими исследовательскими проектами и современным предпринимательством. Волна радикальных изменений, обусловленная новыми технологиями, бизнес-моделями и меняющимися потребительскими предпочтениями, накрывает сейчас все рынки, резко повышая нервозность их участников и создавая новые тренды в управлении организациями. А для нас, исследователей, это привычная среда обитания: ученые всегда работают в условиях высокой неопределенности, огромных массивов информации, открытых границ и активной человеко-машинной кооперации, фокусируясь в первую очередь на выращивании ценности своих сотрудников — узнаете модные слова? Так что предпринимателям есть что подсмотреть у ученых!
Первое и главное: любое научное исследование — это всегда про людей. Вот уж где битва за таланты и способы их отбора отточены десятилетиями! Подготовка хорошего исследователя — это даже не годы, а вся жизнь: процесс обучения и прокачки новых навыков не заканчивается никогда. При этом автоматизация, роботизация, big data и прочие прелести «индустрии 4.0» тут никого не пугают: ценность хорошего сотрудника настолько велика, а бэкграунд настолько уникален, что искусственный интеллект не воспринимаются как конкурент естественному (что зачастую происходит в других секторах). А вот возможность разгрузить классных специалистов, колоссальное повышение производительности и доступа к информации и идеям, которые обеспечивают новые технологии — это как раз ценится очень высоко.
Кстати, к вопросу об идеях. Это, пожалуй, второе важнейшее отличие исследовательского центра от традиционных корпораций. Здесь подход «я — начальник, ты — дурак» не котируется. Кто бы ни привнес новую идею, научная этика требует как минимум непредвзято ее рассмотреть.
И очень часто оказывается, что младший персонал подкидывает классные мысли, которые старшим и маститым и в голову не приходили. Научно-исследовательская команда по определению очень демократична. Не раз наблюдала, как желторотый лаборант горячо спорил с академиком или вчерашний аспирант в хлам разбивал логические построения руководителя всего исследовательского центра. И, к чести старших, это их никогда не бесило, а наоборот, веселило и приводило в состояние азарта.
Научное сообщество в целом отличается высокой степенью толерантности к мнению коллег, ориентировано на дискуссию (хотя и здесь бывает, что интриги и борьба за влияние подрывают этот принцип). И это тот подход, который в современных условиях стоит перенимать любым компаниям. Когда действовать приходится в условиях высокой неопределенности, заслуженные и молодые сотрудники оказываются равны: прежний опыт часто плохо работает, все наши представления приходится отставить в сторону и начинать исследование практически с нуля. Кроме того, любой юный стажер сейчас лучше владеет современными технологиями, чем руководитель его департамента. Ключевыми для успеха становятся готовность участников общего проекта к диалогу на равных и отказ от столь любимых многими иерархических структур.
Такая парадигма требует и других способов коммуникации: скорость сейчас становится одним из важнейших конкурентных преимуществ, так что тратить месяцы на согласование каждого «чиха» никто не может себе позволить. Очень высока роль неформального общения. Вот почему, кстати, в современных кампусах университетов и исследовательских организаций самое важное помещение не зал совещаний, а кафе, где за чаем решаются вопросы, которые в противном случае могли бы висеть неделями и месяцами.
Не только неформальные коммуникации, но и в целом простота организации и процедур — вот что сильно отличает исследовательские центры от современных корпоративных структур, которые вполне естественным образом стремятся все формализовать и быстро обрастают огромным объемом практик, правил, регламентов и процедур. Призванные, по идее, упрощать жизнь, эти рамки достаточно быстро превращаются в огромный тормоз и накладывают колоссальные трансакционные издержки на любое действие.
А вот с моими коллегами из Колумбийского университета у нас общение вообще построено почти исключительно онлайн: физически я в Нью-Йорк попадаю не чаще, чем раз в три месяца, но это совершенно не мешает вести несколько глобальных проектов. И это становится все более распространенной практикой.
Таким образом, еще одна составляющая успеха для эффективной исследовательской команды состоит в использовании современных технических платформ. Электронная почта в этом отношении – пожалуй, самое старомодное средство, поскольку не позволяет добиться главного – аккумулировать данные в таком формате, который позволял бы не просто вести дискуссию, но и сохранять обзор ситуации по всем находящимся сейчас в разработке проектам. На помощь приходит Slack, Zoom для видеозвонков, Google Docs и DropBox для совместных корректировок документов и другие виртуальные платформы для совместной работы над документами и базами данных. Эти современные технологии позволяют людям оставаться постоянно в контакте, иметь доступ к данным из любого места, без проблем работать удаленно и кооперироваться с коллегами по всему миру в режиме реального времени.
Но главная, на мой взгляд, особенность исследовательских групп — способность быстро адаптироваться. Новомодные подходы Agile и Lean — это, по сути, типичный для большинства исследовательских организаций способ функционирования с динамической корректировкой постановки задач и итерационным процессом разработки решений. Это позволяет снижать риски путем сведения разработки к серии коротких циклов. Уже много десятилетий в научной среде под каждый проект формируются небольшие, мобильные группы по матричному принципу, состоящих из специалистов различного профиля, работающие короткими «забегами», корректируя цели в зависимости от полученных результатов. Немедленное проведение экспериментов для тестирования пришедших идей, быстрое прототипирование — это все принципиально другая инновационная культура, предполагающая немедленную проверку возникшей гипотезы.
Кстати, еще одна характерная особенность принятых в современной науке практик: не только матричный принцип формирования исследовательских групп, но и чаще всего их многонациональный состав — они становятся по-настоящему глобальными. Подчас над одним проектом работают эксперты из России, Японии, Соединенных Штатов — в общем, наука не ведает границ. Благодаря этому удается объединить для решения сложных задач людей с самым разным жизненным опытом и культурным бэкграундом, посмотреть на проблему с разных позиций и, что закономерно, добиться наибольше глубины и точности экспертизы. В этом отношении наука и бизнес уже максимально приблизились друг к другу: в управленческие команды российских компаний приглашаются «экспаты», и, наоборот, российские топ-менеджеры становятся полноправными участниками штаб-квартир глобальных офисов.
Еще один момент, который большинство компаний могли бы с пользой для дела перенять у современного академического сообщества, заключается в мультиактивности, которая становится возможной при предоставляемом ученым гибким графике. И вопрос здесь не только в построении workhttps://www.forbes.ru/biznes/349019-biznes-v-stile-research-kakie-priemy-upravleniya-predprinimateli-mogut-podsmotret-u» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]