Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходит в различных сферах экономики. В соответствии с этим выделяются основные виды предпринимательской деятельности: производство, торговля, кредит. Соотношение их рассматривается только в той мере, в какой это необходимо в контексте изложения.
Особенностью учебного пособия является освещение истории становления правовых основ предпринимательства в дореволюционной России. К сожалению, данная проблема не являлась предметом постоянного и пристального внимания ученых: наибольшая активность этих исследований связана с активизацией рыночных преобразований после отмены крепостного права в 1861 г. Сегодняшние преобразования российской экономики стали результатом «второго пришествия капитализма». Очевидно, что в условиях активизации рыночных начал хозяйствования резко возрастает потребность во всестороннем изучении и разработке правовых средств обеспечения предпринимательской практики. Ранее эти исследования, как правило, осуществлялись в контексте истории российского права в целом или отдельных его отраслей. Анализ же становления и развития российского предпринимательского права позволяет получить более полное представление об особенностях, логике развития предпринимательства, понять взаимообусловленность процессов формирования в России рыночных институтов и соответствующего им предпринимательского права, которое отражает особенности, присущие всей истории развития экономики и права России. Основные документы и комментарии к ним приведены в Хрестоматии по истории предпринимательства в России.[5]
История – это наука или нет?
Данная книга предназначена для всех, кто интересуется многообразной историей нашей страны, но в первую очередь она может быть использована в учебных целях. Таким образом, задачи данного учебного пособия:
– обосновать актуальность изучения истории предпринимательства в России, упорядочить существующие в научной литературе точки зрения на предмет, уточнить некоторые подходы и концепции;
– системно рассмотреть вопросы о предпосылках, исторических условиях и ключевых этапах становления основных видов российского предпринимательства;
– определить особенности хозяйственной структуры страны и национальной психологии;
– изучить правовые условия предпринимательства, показать преемственность, заимствование и специфику, которые имели место в истории российского предпринимательства;
– показать традиции благотворительности и меценатства в истории российского предпринимательства.
См.: Кишкин А. Птица-тройка русского бизнеса: это компетентность, деловитость и инициатива // Перспективы. 1991. № 1.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. С. 288.
Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. – М., 1997; Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности. – Челябинск, 2008; Бессолицын А. А., Кузьмичев А. Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. – М., 2005; Очерки частного предпринимательства. – М., 2006 и др.
Пушной прав?/Наука ли история?
Ананьич В. В. Банкирские дома в России (1860–1914 гг.). – М., 2006; Шумаков В. Ю. Русский капитал: от Демидовых до Нобелей. – М., 2008; Блонский Л. В. Царские, дворянские, купеческие роды России. – М., 2007; Лопухина Е. Самые знаменитые меценаты России. – М., 2003 и др.
Хрестоматия по истории предпринимательства в России / сост. А. А. Тимофеева. – М., 2006.
Источник: readli.net
История бизнеса в Уфе: Михаил Роднов

Уфа являлась не только военно-административным центром края, но важным торгово-промышленным городом, и значительную роль играли купцы-мусульмане. Эта тема стала предметом исследования доктора исторических наук Михаила Роднова.
…Уфа в середине позапрошлого столетия — отнюдь не тихий провинциальный город, как это считают многие. Здесь кипела бурная экономическая жизнь. Она была центром банковской деятельности, чайной и мануфактурной столицей. В Уфе сохранилось старинное здание Волжско-Камского банка, одного из крупнейших в России, через который проходило 60 процентов оборота местного капитала, он был монополистом в течение десятилетий. Однако экономическая составляющая Уфы того времени и в частности мусульманского бизнеса, к сожалению, мало изучена.
— Интересно, как раньше функционировал торговый рынок, осуществлялись безналичные расчеты, трансферты (переводы)…
— Архивы банков, благодаря большевикам, которые национализировали эту систему, сохранились. Я искал документы и в уфимских и санкт-петербургских архивах, даже видел личные счета вкладчиков, а это строго конфиденциальная информация. В те времена она никогда не публиковалась, и западноевропейские историки не могут их изучить, потому что тайна вкладов даже тех людей, кто жил сто лет назад, существует до сих пор. Репутация бизнеса — это серьезные деньги. Так что мне повезло увидеть уникальные материалы, строго конфиденциальные.
— Как развивался банковский бизнес?
— В 1865 году в Уфе открылось отделение Госбанк, в 1873 г. начинает работу филиал Волжско-Камского банка, вот его архивы с великолепной отчетностью и сохранились. Царское правительство к банкам относилось очень подозрительно. Был принят закон: если в городе открылось отделение банка, второму — уже не быть! Приведу интересный факт. Мною опубликован список вкладчиков.
Все они – представители среднего и крупного предпринимательства. Ведь минимальная сумма первоначального вклада была — сто рублей, меньше не принимали.
Существуют разные методики пересчета денег тогдашних и сегодняшних, к примеру, по золотому стандарту. Я использую «картофельный коэффициент». Пуд картошки в начале века стоил 15 копеек, то есть один килограмм примерно – 1 копейка. Если возьмем сегодняшнюю стоимость — то это 20 рублей. Получается, один рубль равен 2 тысячам рублей современным.
На 70 — 80 копеек в то время можно было хорошо пообедать в трактире, и сегодня на 1,5 — 2 тысячи можно пообедать в ресторане. Так что 100 рублей — большая сумма по тем временам.
— В списке вкладчиков банка были известные фамилии?
— Мусульманский бизнес быстро освоил все банковские технологии. В числе вкладчиков в основном был средний класс — предприниматели Тевкелевы, клан Ахтямовых. Проникали в Уфу крупные предприниматели из Поволжья, были и местные олигархи. Нужно сказать, история бизнеса мало изучена, я ищу аспирантов, знающих арабский, чтобы читать метрики, сохранившиеся в городских мечетях.
Потому что история бизнеса — это история семьи. 90 процентов бизнеса рушится на третьем поколении, в современном мире уже во втором — наследников мало. По исследованиям всплывает несколько фамилий – представителей очень крупного бизнеса, о которых знаем мало.
— Вы даже составили свой список Форбс…
— Да, и первый в нем — Зариф Исмагилович Утямышев, стерлитамакский предприниматель, очень долго работавший на нашем рынке. Вскоре он уехал в Казань, где вместе с компаньонами открыл суконную фабрику. Потом вернулся в Уфу. У Утямышева в годовом обороте было почти полмиллиарда рублей.
— Чем он здесь занимался?
— К сожалению, история такова, что мы знаем финансы, масштабы, но не знаем, чем конкретно занимались коммерсанты. Это глобальная, общемировая проблема. Частный бизнес не обязан был тогда, да и сейчас, передавать документы в государственные архивы, хранилища. От современных предпринимателей останутся регистрационные документы, данные налоговой, а чем занимались — секрет.
В Западной Европе, в частности в Финляндии, есть специальные программы: предпринимателей уговаривают сдавать свои архивы в хранилища с любым сроком секретности, хоть на 100-200 лет. В случае с Россией получилось следующим образом.
Большевики национализировали гигантские банки, заводы, и их документация сохранилась, а архивы и данные мелкого и среднего бизнеса (а это 90 процентов предпринимателей) были уничтожены. Расскажу интересный случай. В Уфе есть дом Платоновых (там сейчас Министерство юстиции), одно время заброшенный, и когда начали его капитальный ремонт, краеведы, исследуя чердак, обнаружили, что он заполнен делопроизводственными бумагами вперемешку с птичьим пометом (вывезли пару самосвалов!). 70 лет бумаги пролежали там. А документы для истории важные и интересные – по ним можно узнать внутренний характер бизнеса. И всплывают порой загадочные фамилии…
— Абдул Латыпов. Он не наш, не местный, с Поволжья. У него были большие обороты в современном понимании — сотни миллионов рублей. В 1880-е годы приезжает к нам Абдулхакимов (Хакимов), выходец из Малмыжа, южной части Вятской губернии. Уфа в эти годы бурно развивается, и ни в коем случае ее нельзя представлять тихой провинцией.
Это был крупный центр экономики, в частности финансов, особенно, когда к нам пришла железная дорога. В 1888 году мы оказались на Великой трансевразийской коммуникации из Европы в Азию, и к нам пришли все крупнейшие общероссийские фирмы мирового масштаба: это металлургические, крупнозаводские фирмы, золотодобытчики, заработала чайные компании. Уфа стала одной из чайных столиц Российской империи. Когда Транссибирская магистраль через Уфу пошла в сторону Омска, к нам тут же ринулись все чаеторговые фирмы. Караваны с чаем из Китая раньше шли севернее, а теперь они грузили свой товар в вагоны и отправляли в Уфу.
Из татарских купцов у нас было два лидера — Хакимов и Назиров. О первом более-менее известно. На улице Бекетовской у него было несколько усадеб. А вот о Назирове мало информации. Известно только, что оборот капитала у него был под миллион рублей (по современным меркам два миллиарда в год).
Еще был один коммерсант — Губайдуллин, c оборотом 800 тысяч в год.
— Долго они сохраняли первенство?
— В конце века к нам пришли крупные российские и мировые корпорации, и они вытеснили их. Единственный, кто сохраняется в лидерах — Назиров.
— С чего начался мусульманский бизнес в Уфе?
— История такова. В Уфе уже по данным пятой ревизии (1795 год) уже действовали татарские купцы, была влиятельная община.
Но потом, в первой половине ХIX века купцы (по документам) исчезают, сказалась, видимо, кантонная эпоха, когда все мусульманское население состояло в той или иной форме в башкирско-мешарском войске, а там — жесткий режим, отсутствие свободы передвижения, обязанности т.д. К примеру, в Оренбургском казачьем войске была небольшая группа торгующих казаков. Это были очень богатые предприниматели, которых освобождали от всякой военной службы. Они платили большие деньги в свое войско. У нас такого не было.
— Как происходило возрождение торговли?
— Купечество появилось после ликвидации кантонной системы, когда пошли великие реформы. В 1865 году в Уфе проводится первая перепись торгово-промышленных заведений. В городе на то время таких было лишь два принадлежащих татарам: одно на Мечетской улице (конец тогдашней Спасской — официальных названий не было, в народе улица называлась так из-за расположенной на ней мечети.
Сейчас Тукаева). Речь о бакалейной лавке в доме Ахуна Сулейманова, которая принадлежала его жене Тархане. Сама она не торговала, в лавке был приказчик — государственный крестьянин Хусен Маггутдинов. Торговали чаем, сахаром, пряниками, тесемками для женского гардероба. Большинство приказчиков — приезжие, выходцы из Поволжья.
Второе торговое заведение находилось внутри гостиного двора. Это была игольная лавка, принадлежавшая обер-офицерскому сыну Мухаметзарифу Курамшину. Он торговал сам, продавал серьги, пуговицы. Уже через пять лет, в 1869-м году в Уфе числится большее число татарских предпринимателей. Появляется лавка бумажных товаров, принадлежавшая казанскому купцу Гайсе Мусину.
У него служили два приказчика: один из них цивильский купеческий сын Мухамет Фатьмухалитов, второй — казанский мещанин Гильман Нугманов.
— Бумажные товары – это какие?
— Хлопчатобумажные ткани. В конце 1860-х годов появилось огромное количество таких заведений. Как раз в это время открывается регулярное пароходство, и суда из Нижнего Новгорода (там рядом находится Шуйский текстильный район, Иваново, Шуя), и казанские купцы везли фабричные ткани, которые стремительно вытесняли материалы домашнего производства. Продажа хлопчатобумажных тканей стала одним из основных направлений развития бизнеса.
— То есть тогда в тренде было фабричное? А сегодня опять в цене хенд-мейд…
— Я нашел интересный документ начала 20 века. Музейщики обратились в Стерлибашево, где проживала известная династия мулл Тукаевых с просьбой помочь найти женский домотканый мишарский костюм для экспозиции. Мулла собрал местных бабушек, спросил, у кого есть такой костюм? «Да, помним, знаем, но нет такого», — ответили они. Все давно перешли на фабричные ткани.
— Откуда, кроме работы в архивах, вы добываете информацию?
— Сведений сохранилось мало, потомки тщательно скрывали своих купеческих предков. Бытуют легенды, которые тоже нужно учитывать. Например, на улице Бекетовской (ныне М. Карима) во х дворе усадьбы Хакимова был колодец.
После революционных бурь, когда купеческие особняки превратились в коммуналки, в этот двор пришла к жильцам тихая неприметная татарка и попросилась переночевать на крыльце. А утром жильцы возле колодца обнаружили только «кошку» (железный крюк на веревке).
Говорят, что Хакимов свои ценности спрятал в колодце, тихая бабушка была его жена, которая вытащила их и выкупила своего супруга. А Хакимов был сказочно богат. Большие состояния тогда делали на двух вещах – на скупке хлеба и торговле мануфактурой. Торговля — сложный процесс, многоуровневый.
Пшеницу собирали у крестьян по деревням небольшими партиями, им везти ее в город сложно, скупщики поставляли зерно на пристани, откуда 90 процентов хлеба уходило в Рыбинск, немало шло на экспорт . Словом, была многослойная система, основанная на том, что люди знали местных предпринимателей. Вот здесь большую роль играл нациально-религиозный фактор, с соплеменником, говорившим на родном языке, проще договориться.
— На чем еще сколачивали состояния?
— Занимались продажей мануфактуры (тканей). Магазины готовой одежды в Уфе были явлением редким. В те времена в основном все шили, рынок тканей был огромным. Их закупали в Польше (Лодзь), Москве, Иванове, Нарве и других городах. Коммерсанты месяцами сидели там, где закупали оптовые партии, а в Уфимской губернии перепродавали его мелкими партиями деревенским торговцам.
Схема была такая: за товар коммерсант отдавал наличкой около двадцати процентов, на остальное выписывались векселя, долговые расписки. Долговые расписки требовали доверия, нужно было хорошо знать своих контрагентов. И здесь снова срабатывал национальный фактор, своему больше доверяли.
— Говорят, мусульманские лавки в Уфе работали практически бесперебойно, в отличие от православных?
-Даже были жалобы! По законам Российской империи были официальные религиозные праздники, когда торговля не работала, у каждой конфессии свои. Только, как говорит татарская поговорка, «у русских каждый день праздник», число православных праздников было большое, а у мусульман праздников мало. И в каждый православный праздник русские купцы обязаны были закрыть торговлю, а двери в татарские лавки в эти дни практически не закрывались. Жаловались русские предприниматели.
Подготовила Лилия ЗИМИНА.
Источник: ufaved.info
История предпринимательства в России

В пособии представлен материал, раскрывающий эволюцию отечественного предпринимательства. На широком историческом фоне показаны истоки и специфика формирования и развития российской модели торгового, промышленного и банковского предпринимательства, освещены не только экономические, но и правовые аспекты проблемы.
- Флинта. Полная коллекция
- Флинта. Социально-гуманитарные науки
- ВО — Бакалавриат
- 38.03.01: Экономика
- 38.03.02: Менеджмент
- 38.03.03: Управление персоналом
- 38.03.04: Государственное и муниципальное управление
- 38.03.06: Торговое дело
- 46.03.01: История
Тимофеева, А. А. История предпринимательства в России : учебное пособие / А. А. Тимофеева. — 4-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2021. — 267 с. — ISBN 978-5-9765-1218-4. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1844156 (дата обращения: 04.06.2023). – Режим доступа: по подписке.
Скопировать запись
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов. Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в ридер.
А.А. ТИМОФЕЕВА ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Учебное пособие 4-е издание, стереотипное l%“*»= hƒд=2ель“2″% если не знать его направления, невозможно определить последствия тех или других хозяйственных мероприятий. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг.
XX века, затрагивают в первую очередь экономику и хозяйственную культуру, где происходят принципиальные изменения, свидетельствующие об определенной преемственности, генетическом и типологическом родстве как с социалистической, так и с дореволюционной хозяйственной структурой. Досадно, но подлинная история предпринимательства в России замалчивалась и искажалась не одно десятилетие, а российская буржуазия стала только синонимом слова «эксплуататор».
Вместе с тем, в некоторых публикациях утверждается, что «Россия пропустила случай создать буржуазию, когда это было еще возможно, т.е. на основе мануфактуры и частного капитализма»2. Из приведенной цитаты можно сделать вывод, что «русский путь» никогда не совпадал с образцами западной цивилизации, а Россия безнадежно отстала от Запада, и, может быть, навсегда.
Таким образом, внимательное изучение истории российского предпринимательства диктуется обстоятельствами не только практического, но и методологического характера. Происходящее ныне стремительное изменение облика России меняет и нас самих, и наши, казалось бы, давно устоявшиеся оценки и пристрастия.
Развертывающийся на глазах процесс перемен невольно заставляет всматриваться в прошлое, находить в нем истоки многих современных явлений. Прошлое же, как известно, представляет собой довольно пеструю картину с самыми различными тенденциями.
В современной науке область предпринимательства является проблемной и достаточно противоречивой: в ней представлены не всегда совпадающие теоретические выводы и методические подходы. В настоящее время делаются и удачные попытки восполнить образовавшийся ранее пробел, все чаще появляются интересные научные и популярные книги, 1 См.: Кишкин А. Птица-тройка русского бизнеса: это компетентность, деловитость и инициатива // Перспективы.
1991. № 1. 2 Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. С. 288.
статьи, содержащие богатый материал по развитию предпринимательства в нашей стране в различные исторические периоды3. Довольно многочисленны исследования по истории отдельных предпринимателей и предприятий4.
Основные этапы развития предпринимательства рассматриваются в естественно-исторической последовательности: начальный период предпринимательства, период развития предпринимательства под покровительством государства, бурное развитие рыночных отношений после отмены крепостного права, проблемы предпринимательства после 1917 г. Современный этап – этап возрождения предпринимательства – не стал тщательно рассматриваться в настоящей книге, т.к. не является предметом данного исследования. Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходит в различных сферах экономики.
В соответствии с этим выделяются основные виды предпринимательской деятельности: производство, торговля, кредит. Соотношение их рассматривается только в той мере, в какой это необходимо в контексте изложения. Особенностью учебного пособия является освещение истории становления правовых основ предпринимательства в дореволюционной России.
К сожалению, данная проблема не являлась предметом постоянного и пристального внимания ученых: наибольшая активность этих исследований связана с активизацией рыночных преобразований после отмены крепостного права в 1861 г. Сегодняшние преобразования российской экономики стали результатом «второго пришествия капитализма». Очевидно, что в условиях активизации рыночных начал хозяйствования резко возрастает потребность во всестороннем изучении и разработке правовых средств обеспечения предпринимательской практики.
Ранее эти исследования, как правило, осуществлялись в контексте истории российского права в целом или отдельных его отраслей. Анализ же становления и развития российского предпринимательского права позволяет получить более полное представление об особенностях, логике развития предпринимательства, понять взаимообусловленность процессов формирования в России рыночных институтов и соответствующего им предпринимательского права, которое 3 Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. – М., 1997; Кулишер И.М.
История русской торговли и промышленности. – Челябинск, 2008; Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. – М., 2005;Очерки частного предпринимательства. – М., 2006 и др. 4 Ананьич В.В. Банкирские дома в России (1860–1914 гг.). – М., 2006; Шумаков В.Ю.
Русский капитал: от Демидовых до Нобелей. – М., 2008; Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. – М., 2007; Лопухина Е. Самые знаменитые меценаты России. – М., 2003 и др.
отражает особенности, присущие всей истории развития экономики и права России. Основные документы и комментарии к ним приведены в Хрестоматии по истории предпринимательства в России5.
Данная книга предназначена для всех, кто интересуется многообразной историей нашей страны, но в первую очередь она может быть использована в учебных целях. Таким образом, задачи данного учебного пособия: – обосновать актуальность изучения истории предпринимательства в России, упорядочить существующие в научной литературе точки зрения на предмет, уточнить некоторые подходы и концепции; – системно рассмотреть вопросы о предпосылках, исторических условиях и ключевых этапах становления основных видов российского предпринимательства; – определить особенности хозяйственной структуры страны и национальной психологии; – изучить правовые условия предпринимательства, показать преемственность, заимствование и специфику, которые имели место в истории российского предпринимательства; – показать традиции благотворительности и меценатства в истории российского предпринимательства.
Знания, получаемые в процессе изучения дисциплины, направлены на осмысление исторического опыта российского предпринимательства, выявление и анализ трудностей предпринимательской деятельности в современных условиях через призму прошлого, что поможет России вернуться в «реку» рыночных отношений. 5 Хрестоматия по истории предпринимательства в России / сост. А.А.
Тимофеева. – М., 2006.
Тема 1. ИДЕОЛОГИЯ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.1. Понятие «предприниматель». Эволюция представлений о предпринимательстве В начале изложения необходимо уточнить этимологию ключевого слова «предприниматель, предпринимательство». В латинском языке существует слово mancepts – предприниматель, подрядчик.
Образовалось оно от слияния двух самостоятельных слов: manus – (рука – насилие – власть – работа – труд – произведение) и capio (приобретать, наследовать, присваивать; прародитель термина «капитал»). Отсюда mancepts переводится как предприниматель – человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью.
На протяжении длительного периода европейская мысль рассматривала предпринимательство как второстепенное, с точки зрения интересов общества, занятие, недостойное людей с высоким социальным статусом. Такая оценка была обусловлена зачаточным состоянием рыночных отношений, в рамках которых возможности для занятий предпринимательством исчерпывались преимущественно сферой торговли.
В античные времена деятельность торговца, купца характеризовалась как мерзкая и недостойная. Платон прямо указывал, что торговля относится к числу тех занятий, «которые имеют сильную склонность к тому, чтобы делать людей плохими»1. В стремлении к наживе и неумеренном наслаждении видел ведущие мотивы деятельности предпринимателей – своих современников – Аристотель.
Идеологи христианства во многом восприняли позиции античных мыслителей в отношении предпринимательства, но католическая экономическая этика уже в XIII в. открыла для себя полезность предпринимательской деятельности как источника общего блага, а значит, не противоречащего морали. С развитием рыночных отношений в новое время представления о предпринимательстве радикально изменились: произошел переход от 1 Платон.
Законы // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. – М., 1994. С. 382.
преимущественно негативной к преимущественно позитивной оценке этого явления. Ф. Бэкон писал о купцах и торговле, что они «есть vena porta богатства страны»2, Т. Гоббс стал одним из первых, кто предложил рассматривать промышленность и торговлю как предмет государственной политики3.
Но переход к систематическому анализу произошел только в XVIII в., что связано как с развитием обществоведческой мысли в целом, так и со значительным возрастанием роли предпринимательства в экономической системе развитых стран Европы и Северной Америки. Важные постулаты, относящиеся к природе предпринимательства, принадлежат А. Смиту, который указал на свойства человеческой природы, наиболее характерные для деятельности предпринимателей: склонность человека к торговле; способность осознавать выгоду; подчиненность его интересов стремлению извлекать пользу из системы разделения труда; бережливость.
Вслед за А. Смитом Д. Рикардо предложил рассматривать предпринимателей в качестве одного из двух основных общественных классов наряду с классом рабочих, но высказал сомнения в безусловной смитовской целесообразности любого предпринимательства. Жесткой критике предприниматели подвергнуты в творчестве Т. Веблена, который писал «Стратегическими целями их являются не рост и прогресс, а получение прибыли через эксплуатацию трудящихся»4.
Вместе с тем, другие выдающиеся теоретики предпринимательства (Ж. Сэй, М. Вебер, Р. Кантильон, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек) убедительно доказали, что прибыль не только не является главной целью предпринимательства, но даже не входит в число его базовых, ключевых признаков.
Как показывает история, наибольших успехов в предпринимательстве добивались не те, кто преследовал цель личного обогащения, имел привычку искать во всем выгоду, а те, у кого преобладало стремление предоставлять обществу ценные услуги (А. Никитин, Демидовы, Генри Форд), кто занимался широкой благотворительностью, те, кому деньги были нужны для осуществления мечты (Р. Оуэн, В.М.
Третьяков и др.). Эти услуги (богатство обязывает!) направлены к достижению высоких и интеллектуальных, культурных, нравственных ценностей в обществе. 2 Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1972. С. 445. 3 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1991. С. 180–181.
4 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
компании. Важной чертой «капитана» являлось большое личное влияние. Третью группу составляют «директора», которых Шумпетер изредка называл менеджерами. Получая зарплату, «директор» все же занимает промежуточное положение, поскольку он заинтересован в росте прибылей предприятия.
К четвертой группе Шумпетер относил так называемых «основателей». Эти люди специализировались на разработке проектов создания предприятий и их осуществлении, но, как только предприятие начинало свою деятельность, «основатели», получив определенные доходы, связанные с основанием, тем ли иным способом прекращали свое участие в нем. Это были своего рода посредники.
Все четыре группы имели и общие черты. К ним Шумпетер относил стремление к господству, «спортивный вкус» к одержанию «новых побед», «радость творчества». Творчество английского ученого лорда Дж. М. Кейнса отразило резкое обострение противоречий западного общества, связанное с мировыми войнами, великим кризисом 30-х годов, потрясениями в России и других странах мира.
Кейнс считал, что в подобных условиях капитализм нуждается в каких-то поддержках и стимуляторах, с помощью которых можно преодолеть трудности. Решающую роль среди этих стимуляторов он отводил государству. Под влиянием идей Кейнса в ряде западных стран сформировалась государственная политика регулирования экономики.
Ярким ее примером послужил «новый курс» Рузвельта, включавший в себя целую серию разнообразных мероприятий. В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное – не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств (умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности и др.). Характеризуя, например, мотивы потребления и сбережения, присущие предпринимателям, Кейнс выделяет несколько их основных типов. Среди них фигурировали: осторожность, предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему, стремление к независимости, предприимчивость, понимаемая как обеспечение свободы для коммерческих операций, или, как писал Кейнс, желание обеспечить ресурсы
Источник: znanium.com
