ФСБУ 6/2020 и 26/2020 содержат ряд положений, касающихся основных средств и капитальных вложений и вызывающих у бухгалтеров много вопросов. Как их применять и всегда ли нужно это делать?
Разберемся с терминами
- Ремонт — комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта, его составных частей. Здесь же дается полное определение планового ремонта, разделение на капитальный, средний, текущий, внеплановый, аварийный.
- Техобслуживание — это аналогичные операции и действия по поддержанию функциональности, исправности объекта, когда он используется по назначению (а также при хранении, транспортировании и пр.).
По капитальным вложениям помогают определиться ФСБУ 26/2020(п. 5-ж, п. 6) и ФСБУ 6/2020 (п. 24). Среди других перечислены затраты на улучшение, восстановление объекта ОС.
Как заработать на ремонте квартир. Видеовстреча презентация. Бизнес по ремонту квартир.
Приводятся варианты, когда ОС достраивается, дооборудуется, модернизируется, реконструируется. Сюда же добавляются затраты по замене частей, ремонту, техосмотрам, техобслуживанию. Капитальные вложения должны изменять стоимость актива, относящегося к основным средствам, указывает ФСБУ.
Можно ли капитализировать техобслуживание и капремонт?
Если понимать сказанное законодателем буквально, получается, что даже офисный ремонт нужно в обязательном порядке включать в стоимость ОС, а не списывать в расходы. Вопрос для бухгалтеров-практиков совсем не прост.
В ФСБУ 26/2020(п. 16) есть важное уточнение, какие затраты не включаются в капвложения:
- На поддержание способности к работе основных средств, их текущий ремонт (п. 16-б).
- На ремонты ОС внепланового характера. Необходимость в них возникает как результат поломок, аварийных ситуаций, дефектов, неправильного использования. Определена и степень, при которой исключены капвложения: ремонты восстанавливают нормативные показатели работы объектов основных средств, конкретно СПИ, но не улучшают и не увеличивают эти сроки (п. 16-в).
Как видим, несмотря на новшества в формулировках, по сути, нововведений в сравнении с привычным порядком учета нет. Произошла модернизация — относим на капвложения, и в итоге увеличивается стоимость ОС. Осуществлен ремонт без улучшений — это затраты текущего периода. Стоимость ОС увеличиваться не будет. Здесь в первую очередь важно само понятие ремонта, без привязки к стоимости.
Понятно, что и счета учета данных сумм будут разными: 08 в одном случае либо затратные счета — в другом.
О некоторых вопросах, связанных с проведением ремонтных работ
Франшиза бизнеса на ремонте квартир в 2022 г. Бизнес на отделочных работах с нуля.
Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.
Понятийный аппарат
Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств. Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий. В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
- расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.
Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.
Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.
В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:
- здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
- здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).
Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).
Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.
Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).
Обоснование проводимых работ
Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.
При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.
Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).
Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:
- идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
- выявленные дефекты и недостатки;
- перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
- подписи членов комиссии, проводящих осмотр.
Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.
Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Проектная и разрешительная документация
Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов.
После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Оформление выполненных работ
Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.
Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.
Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.
Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:
- акты выполненных работ по форме КС-2, где отражены виды и стоимость проведенных работ;
- акты на скрытые работы.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.
Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.
Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.
Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).
В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.
Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.
Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:
- расход материалов – актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- затраты на оплату труда – табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403).
Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).
Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.
Источник: www.audit-it.ru
Особенности учета затрат на ремонт основных средств
Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.
- Ремонт основных средств— это что?
- Документальное оформление ремонта
- Отражение ремонта в бухучете
- Учет ремонта в налоговом учете
- Итоги
Ремонт основных средств— это что?
Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:
- текущим,
- средним,
- капитальным.
Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).
Ремонт может быть осуществлен:
- привлеченным контрагентом,
- собственными силами,
- смешанным способом.
С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».
Проверьте, правильно ли вы учитываете затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 «Оновные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Документальное оформление ремонта
Проведению ремонта предшествует составление:
- дефектной ведомости, отражающей состояние объекта, которая может быть сделана в 1 экземпляре, если ремонт осуществляют собственными силами или смешанным способом, и оформляется в 2 экземплярах, если ремонт делает сторонний контрагент;
О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».
- сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
- приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
- договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
- накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.
О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».
По завершении ремонтных работ оформляют:
- акт о приемке объекта из ремонта;
О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».
- накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
- запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.
Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».
Как списать материалы на ремонт ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.
Отражение ремонта в бухучете
Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.
При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:
Дт 23 Кт 10, 69, 70.
Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:
В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:
По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:
Дт 25 (26, 44) Кт 23.
Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:
Дт 25 (26, 44) Кт 60;
В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.
Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).
Учет ремонта в налоговом учете
В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):
- Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
- Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.
Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».
Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.
Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.
Итоги
Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.
Источник: nalog-nalog.ru