Тип предприятия автосервиса определяется его назначением, видами оказываемых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной структурой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характеристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:
• Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);
• Пункт обслуживания на АЗС;
• Станция инструментального контроля;
• Станция восстановительного ремонта.
Пункт обслуживания автомобилей (ПОА) — это предприятие, которое организовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридического лица ил и входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания автомобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образовании государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соответствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владелец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержденное право на такую ответственность.
Может ли самозанятый открыть автосервис и назвать его как он хочет
Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие ручную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бампера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, восстановительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация ПОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пункт рихтовки и покраски дисков».
Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя рабочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.
Пункт обслуживания на автозаправочной станции — малое предприятие автосервиса на 1—2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаждающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. Отдельно на АЗС может быть организована мойка, уборка ичистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.
Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и ПОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта автомобилей, прибывших на заправку.
Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомобилей, — предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции автосервиса—услугой. Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслуживание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с отсутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.
Автосервис как бизнес- иллюзии и реальность.
АРМ характеризуется наличием:
• производственных мощностей для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
• технических производственных площадей;
• площадей для хранения запасных частей;
• бытовых помещений для работников;
• помещения или рабочего места мастера;
• площадки для стоянки автомобилей.
Станция технического обслуживания (СТО) — это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
СТО характеризуется наличием:
• стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;
• склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстрации новых и подержанных автомобилей;
• автосалона, площадей и мощностей для продаж автомобилей;
• помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;
• помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.
Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количества производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оценивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода выполняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для выполнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40м 2 .
В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В России были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м 2 каждый), в Украине — на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м 2 каждый). Спецавтоцентры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, средние, большие, крупные.
К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся станции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих.
Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельности, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных, С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поколения в поколение и связан с определенными традициями.
В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного вида работ становятся начальной базой для такого автосервиса. Что же касается квалификации, то дефицитный советский автосервис заслуживает особой похвалы зато, что не оставил ни одного владельца автомобиля технически неграмотным: 77,2% владельцев автомобилей умеют и могут сами ремонтировать свои автомобили, 27,5% — любые, а 41,3% могут обслуживать и ремонтировать автомобили на профессиональном уровне, из них 53,4% не только могут, но и имеют для этого все необходимые условия.
В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще всего представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой. Мировой опыт дает основания надеяться на дальнейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на заправочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один— два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, выполняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.
Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляющими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания, Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.
Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламентирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.
К средним СТО относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% 1101, в Германии — 27%, в целом за рубежом—45—50%. Большинство средних СТО—универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, электрооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии — 31 %),
К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций — 5%.
Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое количество сверхкрупных—с количеством постов более 35, как правило, 36—50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО.
Примером крупных и сверхкрупных СТО являются автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было построено 10таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра—более 10 тыс. м 2 , численность производственных рабочих —около 250 чел. Примером крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построенные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м 2 , а численность производственных рабочих—125 чел.
Автоцентры (АЦ), или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САЦ), — автосервисные предприятия различной мощности, которые являются региональными или зональными центрами и имеют в своем составе подчиненные или независимые, но технологически или организационно связанные с центром периферийные станции технического обслуживания или другие подразделения. Автоцентр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компьютерной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу маркетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуг.
Станции инструментального контроля — специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требованиями Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.
Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия, и как подразделения станций технического обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля технического состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы используются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагнос-тики до или после технического обслуживания и ремонта. В большинстве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.
Станции восстановительного ремонта, или станции по восстановлению и окраске кузовов — автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восстановлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).
В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получили достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением автомобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20—30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.
Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудование и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ станция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске кузовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством постов, атакже наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстановительного ремонта:
♦ без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;
♦ с окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;
♦ с одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова;.
♦ с двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления геометрии кузова.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Открываем свой автосервис
Приветствую всех новичков в бизнесе! Сегодня я хочу написать очередной бизнес-план для тех кто хочет начать свой бизнес и рассмотрим мы тему открытия собственного автосервиса. Для старта в данном бизнесе конечно потребуется заработать деньги для инвестиций.
Как показала практика общения в интернете – это одна из самых востребованных тем и это совершенно не удивительно. Количество автомобилей в России ежегодно только растет. Не смотря на кризис (который затронул только рынок новых автомобилей), приобретение автомобилей бывших в употреблении кризис почти не затронул.
А там, где есть автомобили б/у обязательно требуется автосервис. Несмотря на то что количество автосервисов ежегодно растет, рынок все равно испытывает нехватку в качественных услугах автосервисов.
Так что давайте приступим к созданию нашего бизнес-плана автосервиса:
Бизнес – открытие автосервиса
Как и всякий законный бизнес, изначально автосервис требует официальной регистрации, поэтому Вам необходимо будет определиться с формой собственности автосервиса.
Форма собственности автосервиса
Так как автосервис относится к начальной стадии малого бизнеса, то я рекомендую из всех форм собственности остановиться на ИП.
Дело в том, что автосервисы очень редко работают с юридическими лицами, для которых по слабо понятной причине работа с ИП не нравится. Юридические лица обычно работают с ООО.
При регистрации автосервиса выберите вид деятельности: 50.20 техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Помимо регистрации в налоговых органах Вам необходимо будет получить разрешение на работу в ГИБДД, СЭС и пожарных.
Налогообложение автосервиса
В случае если Вы выбрали формой собственности автосервиса ИП (индивидуальное предпринимательство), то в качестве налогообложения я рекомендую налог ЕНВД.
Для оказания услуг этот налог не велик, а если ИП работает в автосервисе один, то он вообще будет копеечным.
Помещение под автосервис
Хорошо если у Вас есть свой гараж, именно в нем можно открыть сервис по обслуживанию машин. В случае если гаража нет, то его можно арендовать (приблизительно 3000 руб. в месяц) или приобрести.
Нахождение автосервиса в гаражном комплексе имеет свои плюсы, как Вы понимаете вокруг Вас будут Ваши потенциальные клиенты, которые обязательно к Вам обратятся в случае надобности.
В гараже конечно же должен быть свет вода и канализация. Более подробно о том как выбрать помещение для автосервиса и требованиях от контролирующих органов в моей статье “Помещение автосервиса”.
Оборудование для ремонта машин
Автосервисы в отличии от того же СТО имеют более узкую специализацию и предприниматель предпочитает заниматься чем-то одним, например: автоэлектрикой, двигателями, шиномонтажом и т.д.
Поэтому и оборудование которое Вам потребуется для оказания услуг автосервиса чаще всего имеет узконаправленный характер. Следовательно и оборудование необходимо приобретать именно по Вашему направлению.
Но, то что у Вас должно быть обязательно это:
- Набор рожковых ключей всех размеров;
- Набор накидных ключей;
- Яма в гараже чтобы Вы могли добраться до любого узла авто;
- Домкрат.
Остальное оборудование уже по Вашей специализации, какое оборудование выбрать по специализации автосервиса я опишу в отдельной статье “Оборудование для автосервиса”.
Реклама о ремонте авто
Существует множество видов рекламы и куда именно ее размещать зависит от Вашего бюджета, но я выделю несколько основных:
- Рекламный щит. Стоит разместить рядом с гаражным комплексом по над дорогой рекламный щит на котором будут указаны оказываемые Вами услуги. Не забудь-те на щите указать на каком расстоянии от дороги находится Ваш автосервис. Данный вид рекламы является пассивным и обязательно привлечет проезжающих мимо автолюбителей;
- Городская газета объявлений. Обычно в таких газетах есть рубрика УСЛУГИ. Именно она нас и интересует, разместите в ней информацию о предлагаемых услугах Вашего автосервиса;
- Интернет. Здесь тоже стоит оставлять объявления о Ваших услугах, это бесплатно. Единственное – размещайте только на местных сайтах, общероссийские почти не работают. Много клиентов это не принесет, но Вы ничего и не потеряете;
- Визитки. Закажите себе визитные карточки и вручайте их каждому своему клиенту.
Вот основной, минимальный комплект рекламы которую нужно дать. Отмечу что это бюджетный вариант и не потребует серьезных денежных вложений.
Для тех кто хочет быстрее развить свой новый автосервис я подготовлю отдельную статью “Реклама автосервиса” и в ней рассмотрим все виды рекламы которые стоит давать для автосервиса.
Варианты развития автосервиса
Здесь в общем-то все просто, расширяйте выбор оказываемых Вами услуг, нанимайте для этого специалистов. Со временем свой автосервис Вы сможете превратить в полноценное СТО. Будет неплохо если Вы поблизости оборудуете автомойку.
Доходы и расходы автосервиса
В случае если у Вас свой гараж и Вы сами будете оказывать услуги, то расходов будет минимум:
Расходы автосервиса
- Оплата фиксированных взносов ИП;
- Оплата налога ЕНВД, который можно уменьшить на размер фиксированных взносов;
- Свет, вода и канализация;
- Расходники для ремонта авто (чаще всего их покупают собственники авто).
Доходы автосервиса
Так как автосервис чаще всего узкоспециализированный то средний доход который может получить предприниматель (если работает один) 50 000 – 60 000 руб., для бизнеса конечно сумма не большая.
Скачать подробный бизнес-план автосервиса с расчетами: скачать бизнес-план автосервиса .
Хотя Вам никто не запрещает расширяться, в этом случае доход значительно вырастит. Рекомендую ознакомиться со статьей бизнес в сфере услуг.
На этом пожалуй все! Все вопросы в комментарии или мою группу ВК “ Секреты бизнеса для новичка ”.
Источник: biz911.net
Открыть автосервис в 2021 году. Какую нишу выбрать для бизнеса?
Добрый день, друзья и коллеги! Попробую порассуждать о буднях современного автосервиса: что нас ждет, к чему нам готовиться и как сохранить свой бизнес, свою финансовую независимость, свой уровень жизни, привычный комфорт для своих родных и близких.
Что сейчас происходит? Мир меняется стремительно. Наверное, автомобили – это еще относительно консервативная область человеческой деятельности, потому что всякие гаджеты, электроника, средства связи меняются с калейдоскопической быстротой. Но и автомобили, к сожалению, не стоят на месте. Не всегда мне нравится, как они развиваются, но давайте посмотрим некоторые тенденции.
Даунсайзинг
Совершенно однозначно даунсайзинг, потому что Евро Шесть предполагает ограничивать не только СО, но и СО2. Соответственно, количество сожженного топлива будет жестко ограничено. Моторчики маленькие, будут становиться еще меньше, еще дохлее, и при этом ремонтопригодность их будет планово снижаться.
Потому что товарищи производители очень хотят сохранить свой уровень доходов, а сохранять они его будут за счет потребителей, то есть делая принудительной замену автомобиля раз в три-пять лет. То есть будут бороться с долговечностью и ремонтопригодностью. Это печально? Печально. Плюс к этому всё идет по крупноузловой схеме, то есть в моторе теперь уже меняется не цепь, а система привода ГРМ, а по-хорошему – меняется мотор целиком.
Как это влияет на автосервис – ну, наверняка, как-то влияет.
Плюс давайте посмотрим, еще что происходит. Самый маленький пустячок – личные средства мобильности. Это электросамокаты, моноколеса, разные другие забавные вещи – прокат велосипедов. Влияет ли всё это на использование личного автотранспорта? Конечно, влияет. Существенно?
Ну, вроде как не революционно, не очень сильно. Но, тем не менее, влияет – поверьте, влияет. Можно на самокатике доехать до метро, спуститься вниз, вылезти из другой станции и дальше спокойненько доехать. То есть то, что раньше человек делал на автомобиле, теперь он будет делать при помощи средства личной мобильности.
Туда же можно отнести и достаточно удобный прокат велосипедов в крупных городах. То есть в крупных городах средние пробеги автомобилей будут снижаться. Печально это для автосервисов? Для автосервисов это печально. Хорошо это для города?
Безусловно, хорошо. Потому что большой город – особенно Москва – автомобилями перегружен.
Будут ли у нас электромобили?
Едем дальше. Будут ли у нас электромобили? Скорее всего, они будут как пропагандистский шаг. А как реальное решение транспортной проблемы электромобили – увы, они годятся для того, чтобы обогатился Илон Маск и сделал себе хайп. А для того, чтобы на них массово пересели граждане планеты – это «не пойдёть».
Ну хотя бы по той причине, что электроэнергию надо где-то вырабатывать, а для этого сжечь то же самое углеводородное топливо или построить столь нелюбимую товарищами зелеными ядерную электростанцию. Но электромобили есть? Есть. Они влияют на транспортную концепцию большого города? Влияют – хотя бы потому, что они меняют мышление горожан.
При этом если электромобиль не просто с аккумулятором, а с водородным топливным элементом – а автомобили на топливных элементах, как их принято называть, это электромобили – вот в этом случае это уже реальная штука. Потому что она сама себя заряжает и способна проехать весьма немалое расстояние. Не быстро, не сразу, не завтра, но такие машины появятся. Даже может быть, в первую очередь это будут грузовики.
Помимо автомобилей на топливных элементах, будут развиваться и всё шире внедряться в жизнь гибридные автомобили – где небольшой моторчик внутреннего сгорания и в помощь ему электродвигатель, и в паре они показывают очень неплохие результаты. Ремонтопригодность таких автомобилей, увы, ниже, сложность – выше, автомобиль крупноузловой, для обычного автосервиса это не совсем желанный клиент, и клиент, который не совсем по зубам обычному автосервису.
Когда поездка стоит удивительно дешево
Что еще стоит сказать? Пожалуй, то, что появилась такая дивная вещь как Яндекс-такси, Убер-такси, когда поездка стоит удивительно дешево, и вдвоем-втроем иногда стоит дешевле проехаться, чем на метро – ну, то, что есть в стандартных европейских городах, теперь уже есть и в Москве. И это тоже повлияет на модель пользования личными автомобилями. Сильно повлияет?
Ну, может и не сильно, но существенно. Ну, и любимая тема, по которой была масса копий сломано, по которой было столько всяких споров и в Интернете и лично: ой-ой-ой, каршеринг, ой, что же будет, что же будет. Ну чего будет? В принципе, ездит человек на личном автомобиле или на зашеренном – ну какая разница?
Колодки менять, масла менять – вроде бы одна и та же работа, и вроде бы одни и те же сервисы должны эту работу выполнять. Ан нет! Потому что каршеринг – он меняет модель пользования автомобилем. Не нужно возвращаться. Доехал до станции МЦК, бросил его там, где попало, сел и уехал, а в точке прибытия взял следующий автомобиль и поехал себе дальше.
То есть последнюю милю, последние три-пять миль ты решаешь каршерингом, а перемещаешься по городу на общественном транспорте. Поэтому средний пробег каршерингового автомобиля в Москве – 86 километров, не так-то и много. Но они снижают пробег личных автомобилей. Ощутимо? Да, пожалуй, что ощутимо.
Города перенаселены автомобилями
Все страшилки, которые я рассказал – на самом деле это фигня. Самым важным является следующее. Что города крупные, в первую очередь Москва – они перенаселены автомобилями. Московское Правительство справедливо считает, что дорожная сеть города может относительно комфортно пропускать через себя 2,8 миллиона легковых пассажирских частных автомобилей в сутки.
А на дороги выезжает три с половиной. Поэтому параллельно с развитием общественного транспорта, с развитием личных средств мобильности и прочих полезных вещей будут проводиться все мероприятия, для того чтобы автомобилей на улицах стало меньше. И поверьте: платными парковками, камерами, штрафами и иными страшилками они заставят нас пересесть на общественный транспорт. Я внутрь Садового Кольца на машине не ездил уже Бог знает сколько лет, и не собираюсь – потому что там не припаркуешься, а если припаркуешься, то за 340 рублей в час… ну что-то как-то меня жаба душит.
Что произойдет? Произойдет снижение среднегодового пробега каждого автомобиля. В этих условиях автосервису загрузить свои два, три, двадцать три подъемника будет всё тяжелее и тяжелее. Плюс к этому, наступили тяжелые времена для всех, в том числе и для дилеров.
Дилеры более организованы, обременены изрядным финансовым и административным ресурсом – соответственно, они будут сражаться за то, чтобы оттянуть на себя значительную часть заказов. Для этого они будут торговать старыми автомобилями, продлевать гарантию, будут привлекать своих маркетологов, раздувать рекламные бюджеты – на пупе вертеться, только для того чтобы у них было как можно больше заказов.
На сервис. Потому что заказов на автомобили больше у них не будет. Полтора миллиона продают в России, и продавать больше вряд ли будут в ближайшем будущем – а скорее всего, меньше. Дилеры при этом будут использовать любые методики. в том числе и не очень красивые.
То есть сейчас уже многие операции на автомобилях требуют запросить центральный сервер – где-нибудь в Мюнхене или в Штутгарте – и попросить его одобрения: господин-товарищ сервер, я тут поменял чего-то (колодки, например), ты тут мне их, пожалуйста, одобри, а то у меня машина не заводится. И таким способом независимые сервисы будут дилерами гнобиться, отжиматься, и перетягиваться клиент из недилерских сервисов в дилерские. Ощущается ли сейчас результат? Ощущается. Все товарищи автосервисники жалуются на низкую загрузку.
Что с этим делать?
Ну… существует три пути. Как всегда. Как у богатыря на распутье.
Путь первый: сражаться на маркетинговом поле за привлечение клиента, делать очень хорошо, очень качественно, очень быстро всякую мелкосрочку: колодочки меняем, диски тормозные меняем, лампочки меняем, масло меняем, фильтры меняем, свечки меняем, чего мы там еще меняем? – ну, может, еще ремень ГРМ меняем… помпу водяную можем поменять. И, не дай Бог, не связываемся со сложными работами, потому что это уменьшает количество заездов, увеличивает время простоя автомобиля в ожидании запчастей или отремонтированного агрегата.
И в это мы не лезем: мы набираем не очень дорогих механиков, пытаемся отпылесосить с рынка самую легкую и самую серийную работу, и, загружая пятью заездами за сутки каждый подъемник, за счёт оборота генерим какую-то прибыль. Здесь, в этом капиталистическом соревновании, преимуществом будут обладать те, у кого сильный отдел маркетинга, приличные маркетинговые бюджеты и хорошая компетенция в этой сфере.
Не в автомобильной, а вот именно в рекламной. Наверное, здесь будут выигрывать сети. Наверное, стоит нам посмотреть на сеть «Фидсервис» (?). Из понимания того, что сети будут выигрывать, рождается некое поветрие распространения сетей. Там у нас… не «Еврогараж», а как же он называется… вспомнил! – «Еврорепейр».
Ну в общем достаточно разумная концепция, которая заключается в том, чтобы отказаться от всех сложных ремонтов, сконцентрироваться на простой работе, этой простой работы привлечь к себе как можно больше и таким образом получить какую-то прибыль. Еще раз: здесь будут доминировать сети, у сетей стоит учиться или следует подумать о том, что к сетям следует примкнуть. Может быть, даже открывая сервис, человек должен заранее выбрать, что он будет работать под флагом «Фетов» или под флагом «Белого Сервиса» или, не дай Бог, под флагом «Велгуда» – «Велгуд» не люблю в силу некоторых, на мой взгляд, нечестных действий… но вопрос выживания заставит с кем угодно скооперироваться, хоть даже и с «Велгудом», при всем моем к ним несимпатичном отношении. Это один путь.
Второй путь – это уходить в нишу. Существует, например, компания «Трансфикс», которая ремонтирует исключительно автоматические коробки передач и ничего другого. Зато она их ремонтирует в достаточно больших объемах и аккумулирует у себя большое количество заказов от большого количества сервисов, частных владельцев, автопредприятий. Вот они ушли в свою нишу.
В этой нише тяжело обосноваться. Туда достаточно высокий порог входа – и финансовый, и интеллектуальный: навыками, и в этой нише «Трансфикс» чувствует себя уверенно. «Механика» в своей нише существует вот уже тридцать лет и тоже чувствует себя уверенно, но потому что это специфический вид деятельности.
Может быть, кто-то уйдет в американские автомобили, может быть, кто-то уйдет в восстановление старых, раритетных довоенных аппаратов, или там винтажных, сразу послевоенных – но это уже нишевая история. И в нишевой истории немножечко свои правила.
Я не знаю, по какому пути пойдете конкретно вы, но то, что рынок меняется, и то, что на этом рынке нам предстоит выжить, а как заметил я не помню кто, но повторил мне это наиболее запоминающимся образом Владислав Тэн из компании «Евроавто», «выживание не является обязанностью». Да, ребята, не является. Поэтому можете, конечно, не выживать, но вот лично я за то, чтобы выжить.
Ну, и вам чего искренне желаю. Уходить в нишу – это значит уходить в сложный ремонт, возможно, в агрегатный ремонт или в ремонт электрики, или специализироваться по какой-то конкретной марке автомобилей, даже не по всей группе ВАК, (?), а по чему-то вот такому маленькому.
Тем, кто работает в небольших городах, им повезло немножечко больше: они могут специализироваться географически, то есть в этом небольшом городе. Ну, допустим, Антон Музалев в Воскресенске – он самый добросовестный, самый классный, самый грамотный механик. Он уже специализировался, потому что в Воскресенске он один, Антон Музалев – и дай Бог ему здоровья и успехов.
Но ежели вы работаете в Москве, во Владимире, в Новочеркасске, в Ростове, в Краснодаре, в крупном городе – в Питере, то у вас не получится быть единственным или самым лучшим, вам нужно уходить куда-то в нишу. Чем я здесь могу вам помочь? Ну, наверное, двумя вещами.
Первое – это поддержать «огнем и маневром», как положено бронетанковым войскам, то есть поддержать станочными операциями и компетенциями своих сотрудников по восстановлению деталей, агрегатов и узлов, вы можете эти станочные операции продавать в составе отремонтированного мотора, или в составе отремонтированного кардана, или в составе отремонтированного силового агрегата (мотор плюс коробка). Я сделаю свою часть работы, а вы сделаете свою.
Сборку за вас я могу сделать тоже, но тогда ваша задача – снять двигатель, поставить двигатель, и отдать машину заказчику. Соответственно, у вас должны быть хорошие, доверительные, налаженные отношения с крупным парком более или менее однотипной техники, чтобы я мог под вас держать обменный фонд. Ежели этого нет, то тогда я для вас – это шлифовка коленчатых валов, расточка блоков, ремонт головок и прочее-прочее разное, что автосервису делать несвойственно и нерентабельно, а вы уже всё это собираете в исправный автомобиль и отдаете его счастливому хозяину, получив с него за это «деньги наличные ровными пачками». Сюжет примерно такой.
Есть… я же сказал про третий путь. Ну, и третий путь: осознать, что «выживание не является обязанностью», закрыть бизнес в сфере автосервиса и переместиться в какую-нибудь еще нишу.
Я с удивлением и ужасом недавно читал на одном очень солидном форуме профессионального объединения автосервисников о том, что – ну да, конечно, у нас хлеб тяжелый, а вот нет бы мы были бы Додо-Пиццей или Общепитом, или чем-нибудь еще… Ребят, всегда кажется, что на соседней лужайке трава зеленее. Вот поверьте!
Вот у «Механики» и у меня, как у ее основателя, есть ресторанный бизнес, гостиничный бизнес, литейное производство, производство станков, недавно было производство пеллетных котлов, каминов, солнечных батарей, продажа мишенной обстановки для тиров практической стрельбы – но это есть и сейчас (такое время, куда нам без практической стрельбы!). Так вот, диверсификация – это достаточно тяжелая ноша. И всё мною перечисленное великолепие существует за счет того, что существует старая проверенная «Механика». Она работает – и если где-то что-то в новом стартапе качнется, пошатнется, сбойнет и не принесет прибыли, то как несущая частота, как старый конь, «Механика вытащит на себе эти новые начинания. А начинать сейчас всё сложнее и сложнее.
Итак, коллеги и товарищи!
Нас обстоятельства жмут со всех сторон – со стороны Яндекс-такси, каршеринга, личных средств мобильности, а самое главное – вполне логичных усилий со стороны Правительства Москвы по выдавливанию личных автомобилей из города. В этих условиях нам всем будет непросто. Поэтому выбирайте свой путь. А свой путь – это либо мелкосрочка, либо уход в какую-то узкую нишу.
Я, наверное, не смогу вам помочь в нише детейлинга (?) ну или в сложном кузовном ремонте или, а аэрографии: это вот пожалуйста к Ильнуру Ириковичу Мансурову. А в двигательном ремонте, в агрегатном ремонте и в станочных операциях – вот здесь я могу выступить за вас, и здесь тандемом мы можем много чего добиться.
(фото: Дмитрий Даньшов, основатель компании «Механика»
Делайте ваш выбор, ребята, намечайте себе стратегию выживания на обозримое ближайшее будущее, и – вперед, и с песней, засучив рукава и отбросив сомнения! «Да будет нам всем удача, а королевской полиции – посрамление!» – закончил Большой Джон под грохот сдвигаемых кружек». С вами был Даньшов Дмитрий. Доклад закончил.
Источник: mechanika.ru