Под социальной ответственностью бизнеса понимается ответственность руководителей организации, принимающих определенные решения, перед остальными членами общества, на которых прямо или косвенно влияют эти решения. Иными словами, это определенный вклад бизнеса в развитие разнообразных сфер общества, связанных с деятельностью данной организации и выходящих за пределы законодательно закрепленного минимума. Таким образом, данное определение относится не к правилу, а, скорее, к этическому принципу и основывается на внутренних моральных ценностях и нормах.
Уровни социальной ответственности бизнеса (СОБ):
1) базовый уровеньзаключается в исполнении обязательств по выплате работникам заработной платы, уплаты налоговых отчислений и предоставлению новых вакантных мест;
2) второй уровень предполагает создание благоприятных условий как для труда, так и для повседневной жизни: предоставление жилья, повышение квалификации и общего образовательного уровня, профилактика заболеваний, развитие социально-культурной сферы;
3) высший уровень СОБ, при котором осуществляется ведение благотворительной деятельности.
Различают два вида социальной ответственности бизнеса:
1) внутренняя социальная ответственность (стабильность и достойный уровень оплаты труда, безопасные условий труда на рабочем месте, оказание дополнительных медицинских услуг, непрерывный процесс обучения персонала, поддержка работника в трудных ситуациях);
2) внешняя социальная ответственность(благотворительная и спонсорская деятельность, участие в экологических программах, взаимодействие с общественностью, различными учреждениями и организациями, помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, ответственность по претензионным декларациям потребителей).
По типам социальные программы делятся на:
1) совместные с органами государственной власти;
2) партнерские программы некоммерческих организаций;
3) программы по сотрудничеству с профсоюзами и иными общественными организациями;
4) программы по связям с общественностью и СМИ;
5) собственные программы организаций.
К мотивам социальной ответственности бизнеса относят:
1) увеличение производительности труда сотрудников организации;
2) снижение текучести кадров и привлечение высококвалифицированного персонала;
3) возможность дополнительной рекламы организации и выпускаемой ею продукции;
4) улучшение общего имиджа компании и ее брендов;
5) возможность дополнительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации;
6) улучшение стабильности организации и перспективы ее развития в регионе;
7) льготы налогового законодательства;
8) участие в инвестиционных программах федерального и регионального уровней.
Инструментами реализации социальных программ являются:
1) инвестирование средств в социальные программы;
2) благотворительные акции;
3) оказание спонсорской помощи;
4) установление денежных грандов;
5) формирование корпоративного фонда.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная литература — прочее
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.tinlib.ru
Виды социальной ответственности бизнеса
Понятие социальной ответственности используется во многих сферах деятельности, но только в бизнес-контексте, указывая на конкретные направления развития, оно приобретает четкую формулировку. Это позволяет исследователям и специалистам разделить СОБ на определенные виды.
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это вклад, вносимый организацией в развитие социальной, экономической и экологической сфер на добровольных началах (более подробно о понятии социальной ответственности бизнеса читайте в материале «Что такое социальная ответственность бизнеса?» ).
Некоторые виды социальной ответственности носят правовой характер и отражены в законодательстве. В их числе:
- Предоставление качественных услуг и продукции потребителям.
- Создание законных рабочих мест, официальная выдача заработной платы, финансовые инвестиции в развитие сотрудников.
- Строгое соблюдение налогового, трудового, экологического и других законодательств.
- Эффективность деятельности (увеличение благосостояния акционеров, создание и дальнейшее увеличение экономической добавленной стоимости).
- Ведение дел с учетом этических норм и общественных ожиданий.
- Вклад в развитие общества за счет реализации социальных программ и проектов (как индивидуально, так и в партнерстве с другими организациями).
А вот Организация Объединённых Наций предлагает более практикоориентированную классификацию, указывающую компаниям на конкретные задачи. Но даже при беглом взгляде становится ясно, что эти классификации очень похожи. Меняется лишь формулировка и появляются некоторые дополнения, выходящие за пределы законодательства.
Согласно данным ООН, СОБ (или КСО «корпоративная социальная ответственность») делится на два вида – внутреннюю и внешнюю.
К внутренней относятся:
– безопасность на рабочем месте;
– стабильная, достойная оплата труда;
– гарантия социального и медицинского страхования для работников;
– оказание финансовой помощи в экстренных случаях.
К внешней СОБ относятся:
– социальные инвестиции и благотворительность;
– забота об окружающей среде;
– ответственность компании перед потребителями;
– взаимодействие с властью и местными сообществами.
Кроме того, некоторые исследователи «разбивают» корпоративную социальную ответственность на несколько уровней.
Первый уровень | Своевременная выплата налогов и заработной платы, а также, по возможности, расширение рабочего штата компании. |
Второй уровень | Обеспечение достойных условий труда и жизни для сотрудников (предоставление жилья, повышение квалификации и пр.). |
Третий уровень | Проведение организацией благотворительной деятельности. |
Теперь давайте рассмотрим социальную ответственность с точки зрения ее трех основных направлений: экологического , экономического и социального. Именно эти три «ветки» являются частью стратегии и определяют сущность данного понятия.
Экологическая составляющая КСО направлена на решение таких остро стоящих проблем, как:
– истощение природных ресурсов;
Для решения этих проблем социально ответственные компании, в рамках своих стратегий по КСО, разрабатывают экологическую политику, направленную на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Примеры эффективной экологической политики смотрите в материале «Как сделать наиболее эффективной экологическую политику компаний» .
Включение экологической составляющей в концепцию социальной ответственности произошло после ряда серъезных экологических катастроф.
Например, в Бхопале (Индия) в 1994 году на предприятии по производству пестицидов Union Carbide произошла утечка токсичных газов. В результате аварии погибло более 22 тыс. человек.
Причиной столь ужасной трагедии стали вопиющие нарушения техники безопасности, низкооплачиваемый, неквалифицированный персонал, а также отказ руководства компании заменить износившееся оборудование. Кроме того, по некоторым данным, в 1984 году на предприятии были отключены системы защиты, обеспечивающие процесс ликвидации.
Не менее страшная трагедия обрушилась в 1989 году на жителей Америки. В результате аварии на танкере Valdez компании Exxon в море вылилось 260 тыс. баррелей сырой нефти. Катастрофа привела к масштабному загрязнению береговых линий (около 1600 км) и гибели тысяч животных. Сама же компания-производитель понесла огромные ущербы, выплачивая штрафы и проводя очистительные работы.
Что касается экономической составляющей КСО, она предусматривающую не только увеличение прибыли для компании, но и улучшение благосостояния общества.
Так как сегодня бизнес является одним из основных двигателей экономического развития, можно утверждать, что выбор, совершаемый компаниями, фактически формирует наше будущее. Но, конечно же, этот фактор зависит от степени взаимодействия бизнеса и государства.
Экономическая составляющая КСО предусматривает:
– проведение исследований в интересах развития бизнеса;
– эффективное использование материалов и ресурсов, применяемых для производства конечного продукта;
– этическое поведение по отношению к потребителям и конкурентам.
Многие КСО-эксперты утверждают, что именно экономическая составляющая является наиболее противоречивой и сложной. Ее устойчивость и эффективность зависит от роли, которую берет на себя организация, а также методологии определения и измерения конечных результатов.
Социальная составляющая бизнеса затрагивает вопросы этики. Проявляется она в ряде действий, направленных на интересы персонала и местного сообщества, а именно:
– соблюдении прав человека (в отношении как персонала, так и населения);
– развитии регионов присутствия (проведении благотворительных и волонтерских акций , повышении уровня занятости среди населения).
Также стоит упомянуть о классификации, созданной на базе КСО-обязательств. Обязательства в таблице выстраиваются по степени важности — от необходимых, навязываемых экономикой и законом, до добровольческих, являющихся личной инициативой компании.
Экономические | Экономическая ответственность (необходимость в получении прибыли) является приоритетом для компании. Отсутствие прибыли несет за собой потерю рабочих мест. Если сотрудники потеряют свою работу, их не будет волновать каким образом компания выполняет свои обязательства перед обществом. Поэтому, перед тем как начать вести политику корпоративной социальной ответственности, компании, в первую очередь, следует подумать о своем финансовом положении. |
Юридические | Юридические обязательства – это требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с теорией корпоративной социальной ответственности, после обеспечения своей платежеспособности, компании следует обеспечить надлежащее выполнение своих обязательств в рамках закона. Юридические обязательства могут варьироваться от правил техники безопасности к трудовому законодательству, законе об охране окружающей среды и даже криминальному законодательству. |
Этнические | Этнические обязательства выполняются по инициативе руководителей. Сюда входят мероприятия по охране окружающей среды, выплата достойных зарплат или, например, отказ от ведения коммерческой деятельности со странами, находящимися под экономическими санкциями. |
Филантропические | Если компания выполняет этнические обязательства, она может приступить к выполнению и филантропических, основная цель которых – приносить пользу обществу. Эти обязательства могут проявляться в поддержке общественных организаций, спонсировании социальных проектов, жертвовании денежных средств на благотворительные мероприятия. |
Источник: csrjournal.com