В настоящее время деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.
1. Мировой уровень (гипернормы). Они основываются на общечеловеческих ценностях. Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы, например, в «Принципах международного бизнеса» – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Гипернормы, зафиксированные в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер. В частности, они определяют:
- • социальную ответственность организации (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни, клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом);
- • модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
- • повышение доверия к бизнесу;
- • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
- • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
- • содействие свободе многосторонней торговли;
- • уважительное отношение к окружающей среде;
- • отказ от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
Гипернормы создаются как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и услуг во всем мире. При этом нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.
Популярно о корпоративной этике
- 2. Макроуровень – нормы устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономики. Этические постулаты этого уровня также являются общими предписаниями, но, в отличие от гипернорм, реализуются на более низком уровне. Для этого создаются отраслевые или национальные кодексы этики бизнеса. В список этических норм макроуровня могут входить предписания об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда и др.
- 3. Микроуровень – нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия. Они определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей. Например, доверие и отсутствие дискриминации в отношениях работников, честность и обязательность по отношению к поставщикам, клиентам, партнерам и т.д.
Таким образом, этические нормы устанавливаются на различных иерархических уровнях. Они пронизывают всю экономическую систему общества, регулируют отношения в бизнесе. В то же время наличие этических норм разных уровней вносит определенные трудности в их применении и использовании. Так, например, встречаются ситуации, когда микроуровневые нормы противоречат макроуровневым и гиперуровневым.
При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с иной культурой.
Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, необходимо считаться с микронормами. Так, если западная компания создает предприятие в экономически отсталой стране, она вводит принятые на Западе техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и использование детского труда. Считается, что данные гипернормы отвечают как интересам этой страны, так и ее развитых партнеров. Вместе с тем оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать «принцип справедливости» в отношении других предприятий.
Ориентиром для формирования этических норм на национальном уровне и уровне отдельных организаций должны служить мировые нормы. Кроме упомянутых выше «Принципов ведения бизнеса», в которых была сделана попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов западной и восточной (азиатской) систем, можно назвать Международные своды правил ведения бизнеса, принятые Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.
На национальном уровне также делаются попытки регулирования трудовых отношений и выработки принципов этичного делового поведения. В России в 90-х годах XX в. был принят ряд профессиональных этических кодексов: «Кодекс чести банкира» (1994), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1998).
В условиях глобализации мировые этические нормы ведения бизнеса имеют огромное значение. Они облегчают сотрудничество и взаимодействие компаний, задействованных в международных отношениях. Однако на национальном уровне основным регулятором деловой этики остаются нормы деловой культуры, принятые в отдельной стране.
Каждая организация также имеет свои нормы деловой этики, на которые опираются руководители в процессе управления. Задача обучения этике поведения и этике принятия решений, безусловно, является трудной, так как работник приходит в организацию со своей, уже сформированной, системой ценностей. Тем не менее, если учесть, что его действия в рабочей среде определяются нс только его личными моральными принципами, то становится очевидным, что регулирование поведения вполне возможно.
Действия работника организации определяются тремя системами норм (рис. 21.1):
- 1) системой правовых норм, которые письменно закреплены в законодательстве и поддерживаются судебной системой государства;
- 2) моральными принципами и системой ценностей работника, не закрепленными ни в каких документах и находящихся лишь в его сознании;
- 3) системой этических норм организации, то есть социальными нормами, основанными на разделяемых работниками принципах и ценностях.
В некоторых случаях эти нормы закрепляются в соответствующих документах.
Как видно из рисунка, система этических норм находится между правовыми и личными нормами. Это означает, что, с одной стороны, она опирается на законодательную систему, но, с другой стороны, дает возможность человеку определенную свободу выбора в ситуациях, которые не предусмотрены строгими правилами. Деловая этика задает свои нормы, то есть определяет юридическую и моральную приемлемость поведения работников организации.
Рис. 21.1. Основные системы норм, определяющие действия человека и организаций
Источник: studme.org
К какому уровню этики бизнеса относятся гипернормы
Библиотека
- Авторское право
- Аграрное право
- Адвокатура
- Административное право
- Арбитражный процесс
- Банковское право
- Бюджетное право
- Водное право
- Гражданский процесс
- Договорное право
- Жилищное право
- Избирательное право
- Корпоративное право
Лекция 8. КУЛЬТУРА БИЗНЕСА
1.Сущность культуры бизнеса
2. Корпоративная культура российских предприятий и этика бизнеса в условиях глобализации
1. Культура бизнеса – те ценности, которые существуют в организации. Именно они определяют способ ведения бизнеса. Само это понятие очень широкое. Так, под культурой бизнеса мы можем рассматривать деловой этикет, ведение переговоров, ведение документации, работу с фискальными органами, социальную ответственность бизнеса и так далее.
Наиболее часто под культурой бизнеса понимают корпоративную социальную ответственность.
Другие же считают, что корпоративная социальная ответственность – это лишь способ привлечения внимания к своей компании и наработка положительного имиджа.
Существует также и внутренний показатель культуры. Это забота о своих сотрудниках. Ведь, если у предприятия есть социальная ответственность перед коллективом, то с уверенностью можно сказать, что данная компания несет культуру бизнеса в своей среде.
Одним из важных факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, является организационная бизнес-культура. Она не просто позволяет наладить отношениями меду сотрудниками, а создает специфическую атмосферу, которая превращает компанию в единое целое, что позволяет намного быстрее и эффективнее добиваться поставленных целей.
Структура бизнес-культуры:
— во-первых, это постоянное развитие этики ведения предпринимательской деятельности, уважения ко всем без исключения сотрудникам, партнерам, поставщикам и даже конкурентам. Руководитель фирмы должен всегда соблюдать условия заключенных договоров, создавать отличные условия труда и его оплаты. Также, важно не использовать грязных методов в конкурентной борьбе, которые могут привести к хорошим результатам, но в дальнейшем негативно повлиять на репутацию фирмы;
— во-вторых, бизнес-культура – это корпоративный дух, плодотворное общение между всеми сотрудниками, как на предприятии, так и за его пределами. Объединить людей с разными интересами можно совместными выездами на конференции, семинары, выставки или разнообразные развлекательные мероприятия.
Довольно часто для поддержания корпоративного духа проводятся тренинги, техники которых заимствуются из обширного опыта западных фирм. Также привлекаются известные специалисты из-за рубежа, которые оказывают существенную помощь по внедрению корпоративных технологий. Такой серьезный подход может означать только одно –предприниматели отлично осознают огромное значение организационной культуры в бизнесе, считают его одним из важных составляющих деятельности компании на рынке.
2. Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает деловая этика (этика бизнеса).
Содержание понятия «деловая этика» сводится к определенной форме поведения, основой которой является уважение интересов как своей корпорации, так и партнеров, клиентов и общества в целом, непричинение им вреда. Подобное правило распространяется и на конкурентов. Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Основой современной деловой этики выступает социальный контракт и социальная ответственность корпорации. При этом социальный контракт представляет собой неформальное соглашение корпорации и ее внешнего окружения о единых нормах поведения.
Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:
1. мировой уровень (гипернормы). Это нормы высшего уровня, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями бизнеса из США, Западной Европы и Японии;
2. национальные нормы (макроуровень в масштабе отрасли или национальной экономики, например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»;
3. корпоративный уровень (микроуровень в масштабе отдельного предприятия, фирмы и их клиентов).
Основной подход к формированию культуры бизнеса на корпоративном уровне базируется на том, что деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает культурные барьеры на пути установления технологических цепочек между компаниями разных стран.
Контрольные вопросы
1. Что такое культура бизнеса?
2. Чем отличается культура бизнеса от корпоративной социальной ответственности?
3. Какова структура бизнес-культуры?
4. Что является основой современной деловой этики?
5. На каких уровнях действует этика бизнеса?
6. Почему в современной России важно соблюдать этику бизнеса?
Источник: pravoknigi.ru