Малое предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает новационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Финансисты для малого бизнеса — в чем их особенности? (Фрагмент интервью)
Часть экономистов связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами, такими как число занятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль, балансовая стоимость активов. Другие авторы рассматривают как основу — качественные показатели деятельности малого предприятия, к которым можно отнести единство права собственности и непосредственного управления, ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношений между хозяином и наемным работником, полная ответственность руководителя за результаты своей деятельности, семейное ведение дела.
Малому предприятию, как и любому другому предприятию, должны быть присущи все общие признаки и, кроме этого, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественные или качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием для отнесения предприятий к категории малых. Но только сочетание этих двух подходов может выразить сущность малого предпринимательства.
К основным критериям определения понятия малого можно отнести следующие:
— небольшой размер предприятия (что может включать в себя ограничения по численности работающих, объему реализуемой продукции, стоимости амортизируемого имущества и др.);
— юридическую независимость от других предприятий, общественных организаций и государства, а она возможна лишь при том условии, что на этих предприятиях будет установлена частная форма собственности, т.е. полностью будет отсутствовать доля в уставном капитале государственных и общественных организаций;
Отдел продаж для малого бизнеса. 5 критериев, каким должен быть отдел продаж для малого бизнеса.
— управление предприятием осуществляется непосредственно самим собственником или соучредителями, что приводит к возможности быстро принимать решения и приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования, а также является мощным мотивационным стимулом для получения максимальной прибыли.
Организационно-правовые формы. Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
— Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
— Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
— Органы местного самоуправления;
— Общественные объединения (организации);
— Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
— Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
1. Полное товарищество;
2. Товарищество на вере;
3. Общество с ограниченной ответственностью;
4. Общество с дополнительной ответственностью;
5. Производственный кооператив;
6. Акционерное общество;
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
— создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
— реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
— реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
— оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
— применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
— упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
— снижение расходов по социальному страхованию.
Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
1) поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
2) интенсификацию инвестиционных процессов;
3) стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:
— законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
— включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1) создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
6) разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;
9) содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Глава 2 Малое предпринимательство в РФ
Источник: kazedu.com
Качественные характеристики российского малого предприятия.
Используемые количественные критерии определения типа предприятия — это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий.
Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика.
Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки — объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых.
Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране. Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места. Главное для них — малая величина индивидуального капитала.
Для подавляющего большинства МП основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и сопряжены с гораздо большим риском.
Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств.
Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции.
По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское законодательство стимулирует «добровольное банкротство» МП — обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.
Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП выживают в течение первых трех лет своей деятельности.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Качественные особенности малого предпринимательства
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как у же, отмечалось, МП рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то МП полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю обо ротного капитала по сравнению с основными фондами. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых — агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, МП являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru