Эксперты ожидают, что уже в 2025 году мировой рынок EdTech достигнет 404 млрд долл. В России аналитики тоже предсказывают рост сегмента минимум на 20—25% за 2021 год. С одной стороны, это хорошо — больше денег, значит, больше конкуренции и отличных предложений для обучения. С другой — в отрасль идут игроки, которые ищут легких денег, не пытаясь сделать качественный продукт. Рассказываем, по каким признакам отличить эффективное образование от остальных курсов и как не наделать ошибок при выборе обучения.
Важно: мы говорим о сегменте бизнес-образования, в котором специализируется Русская Школа Управления. Если вы выбираете образовательное учреждение для школьников, вероятно, список для проверки качества обучения нужно дополнить.
Наличие лицензии
Проверьте, есть ли у организации лицензия на образовательную деятельность. Лицензия нужна школам, вузам и любым организациям, которые реализуют образовательные программы. Причем неважно, очный это формат или онлайн-курсы. Если лицензии нет, то это просветительская деятельность, информирование, кружок по интересам, но не образование.
Как научиться бизнесу? Нужно ли бизнес образование?
Нет лицензии — нет образовательной деятельности
Лицензию выдают госорганы. Чтобы получить документ, компания подтверждает свои намерения, предоставляет образовательные программы. Если лицензия есть, это может говорить о серьезном подходе к делу — компания делает качественный продукт, готова за него отвечать и работает на перспективу.
Состав образовательных программ
Преподавательский состав
Пожалуй, это один из главных критериев выбора качественного бизнес-образования — наличие в школе эффективных и квалифицированных преподавателей. Плохо, когда лекции и семинары ведут теоретики, которые знают тему только по учебникам. Хорошо, если преподавателями работают практики — может быть, у них нет большого педагогического опыта, но они знают отрасль на деле.
Опыт, которым они поделятся, пригодится вам в работе. Идеально, когда вам предлагают профессионалов, которые уже умеют учить — например, управляющих партнеров и гендиректоров. Они наладили систему в своем деле и увлеклись педагогикой. Это даст максимальную эффективность.
Отзывы
Лицензия, интересная программа и коллектив преподавателей-профессионалов — это хорошие признаки. Но перед оформлением договора на обучение важно проверить, как обстоят дела в бизнес-школе на самом деле. Изучите отзывы о школе, поинтересуйтесь в своем окружении, может быть, кто-то уже учился в этой школе или знает кого-то из преподавателей. Найдите отзывы в интернете. Бизнес-школы часто собирают отзывы клиентов на своих сайтах — посмотрите, что пишут о выбранном вами курсе. Отзыв о программе Mini MBA
Больше видеоотзывов об учебных программах РШУ.- Mini MBA: знания преобразуют бизнес
- Mini MBA: меняем бизнес-сознание
Открытые материалы
Бизнес-школы, работающие на перспективу, понимают, что их образовательные продукты сложно оценить, не начав учиться. Поэтому они предлагают студентам демодоступ к курсам или создают бесплатный образовательный контент.
Один из вариантов — статьи или другой полезный контент от преподавателей. Так работает медиапортал и YouTube-канал Русской Школы Управления, почитайте статьи наших преподавателей:
- Как руководителю вести себя в новом коллективе
- Цифровая трансформация: как раскачать бизнес.
- Как организовать массовый подбор рабочего персонала.
- Как реагировать на ошибки подчиненных.
- 10 книг в месяц — не предел
Чтобы оценить, как преподаватели ведут лекции, посмотрите их открытые вебинары — сразу станет понятно, какой эксперт знает, о чем говорит. Например, вот запись прямого эфира с одним из наших преподавателей:
Как развить эмоциональный интеллект
Больше записей прямых эфиров с экспертами РШУ.
Ищите любые способы заранее познакомиться с методиками и стилем преподавания на выбранном курсе — так вы поймете, принесет преподаватель пользу или нет.
Формат обучения
В современной бизнес-школе понимают, что люди по-разному выстраивают свой образовательный процесс:
- Кому-то нужно офлайн-обучение, как в привычном университете: приезжать каждый вечер после работы на лекции, общаться с одногруппниками и преподавателями в аудитории.
- Другим, наоборот, хочется учиться дистанционно, не отрываясь от работы или отдыха — например, тратить на курс свободные несколько часов ежедневно в дороге.
- Существуют люди, которые хотят учиться на практике — с домашними заданиями, возможностью пообщаться на семинаре и пройти тестирование в конце.
- Другим важно получить теоретическую информацию — например, несколько роликов, которые они могут посмотреть в свободное время в любом месте.
Конечно, наличие нескольких форматов обучения необязательно говорит о качестве образовательного процесса в бизнес-школе. Но демонстрирует отношение — предлагая офлайн-курсы, онлайн-занятия и видеокурсы, бизнес-школа помогает учиться сразу всем. А не ограничивает студентов, предлагая программы в каком-то одном формате.
Смотрите также: 3 формата обучения в Русской Школе Управления
Результаты участников обучения
Один из самых эффективных способов понять, насколько качественно сделан образовательный продукт — узнать результаты участников обучения. Понятно, что из правила бывают исключения — некоторые студенты могли бы добиться выдающихся результатов и без бизнес-школы. Но если в среднем слушатели положительно отзываются о курсе и говорят о результате, скорее всего, с качеством все в порядке.
Попробуйте найти выпускников школы в своем профессиональном окружении или поищите в социальных сетях. Еще можно уточнить в самой школе — нередко компании проводят исследования, чтобы оценить эффективность своих курсов. Например, Русская Школа Управления подготовила исследование выпускников курса Mini MBA — 87% участников устанавливают деловые контакты и получают реальные заказы еще в стенах школы.
Коротко: 7 признаков качественного бизнес-образования
- Проверьте наличие лицензии на образовательную деятельность — без нее школа занимается чем угодно, но не образованием.
- Проверьте состав образовательной программы — хорошо, если на странице курса размещено подробное описание с перечнем тем.
- Изучите педагогический состав — хорошо, если в нем будут практики с опытом преподавания.
- Почитайте отзывы. Ищите конкретику о курсе и преподавателях.
- Изучите материалы преподавателей, размещенные в открытом доступе.
- Выбирайте подходящий вам формат обучения.
- Найдите результаты участников обучения. Может быть, кто-то в вашем окружении уже закончил нужные вам курсы. Или спросите в школе о результатах исследований эффективности.
Следите за нашими обновлениями:
Подпишитесь
на полезные статьи
Источник: uprav.ru
ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ВЫСОКОГО РЕЗУЛЬТАТА, САМ ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЧЕСТВЕННЫМ
Как Вы считаете, если бы канал Москва-Волга строили сегодня, используя технику 40-х годов прошлого века, какие человеческие ресурсы удалось бы сэкономить, применяя современные достижения менеджмента?
— Если говорить конкретно о канале Москва-Волга, то удалось бы сэкономить огромные человеческие ресурсы, потому что — это грандиозное сооружение создавалось в 30-е годы, в основном, трудом политзаключенных. А свободный труд, как известно, более производителен. И уж определенно удалось бы избежать многих человеческих жертв.
Но если отвечать по существу вопроса, то я не думаю, что новые методы управления могут сами по себе давать серьезный эффект при старой технической базе. Точно также и новые производственные технологии не дают должного эффекта при прежних, традиционных методах управления. Технический прогресс и развитие экономики порождают необходимость изменений в управленческих технологиях. И только вместе, в единстве, развитие этих процессов определяет общественный прогресс.
Сейчас в России существуют как высокоэффективные компании, так и низкоэффективные (можно назвать их даже ресурсорасточительными организациями и соответственно — с низкой заработной платой для персонала)… Как Вы считаете, как можно ускорить процесс, так называемого, подтягивания остальных компаний, низкоэффективных?
— Я думаю, что процесс «подтягивания», о котором Вы говорите, может осуществлять только конкуренция. Она отбраковывает слабых, оставляя сильных, тех, в частности, кто смог «подтянуться» до уровня сильных. Но конкуренция эффективна только тогда, когда все компании находятся в равных условиях.
В тех случаях, когда коррупция позволяет некоторым участникам рынка задействовать «административный ресурс», или когда имеется возможность уводить из-под налогообложения значительную часть доходов, экономически слабые предприятия получают нерыночные преимущества и за счет этого могут на равных конкурировать с эффективными компаниями. Поэтому развитие эффективной конкурентной среды в значительной степени связано с успехами в борьбе с коррупцией, с экономической преступностью, прежде всего, в налоговой сфере. Думаю также, что серьезное обострение конкуренции на внутреннем рынке может дать ожидаемое вступление России в ВТО.
Сегодня инновационные компании появляются как грибы после дождя, как с конвейера, как этот процесс может изменить лицо бизнеса? Имеется в виду его экономическая составляющая.
— Сравнение с грибами после дождя представляется мне слишком смелой гиперболой. Инновационные компании есть, появляются новые, но у нас в России не так быстро, как хотелось бы. К сожалению! Потому что инновации повышают эффективность бизнеса, а значит и экономики. Общество становится богаче, и может больше средств тратить на развитие социальной сферы.
Жить становится лучше и веселее. А это здорово.
То есть Вы считаете, что от этих компаний только позитивные какие-то изменения вносятся?
— Наверное, в любом явлении можно выделить какие-то позитивные и негативные стороны. Развитие, скажем, промышленности ведет к появлению новых рабочих мест, росту ВВП, и это хорошо. Но одновременно может ухудшаться экологическая обстановка, и это плохо. Но если речь идет о развитии именно инновационных компаний, то, я думаю, в любом случае позитива здесь гораздо больше, чем каких-то негативных последствий.
В Вашем вузе преподают блестящие специалисты и современные практики бизнеса, на MBA-программы поступают молодые люди, желающие успешно работать. Какой бы совет Вы дали миллиону молодых людей, желающих учиться и работать, но которые по ряду причин не могут себе этого позволить?
— Все зависит от того, какие причины мешают одновременно работать и учиться. Иногда поступать на МВА приходят молодые люди, только что окончившие вуз. И мы их не берем. Согласно Государственным требованиям для поступления на МВА стаж практической работы должен составлять не менее двух лет. А лучше, если он будет больше.
Потому что программы МВА — это не теория. Они имеют практическую направленность, нацелены на формирование и развитие не теоретических знаний, а навыков практического применения высокоэффективных управленческих технологий. В значительной степени эти программы строятся на обобщении управленческого опыта самих слушателей. Участвуя в обсуждении деловых конкретных ситуаций, в дискуссиях по актуальным управленческим проблемам, слушатели программы делятся своим опытом, взаимно обогащаются, индивидуальный управленческий опыт каждого становится общим достоянием. А те, у кого нет опыта, не в состоянии принимать активного участия в обсуждениях, не могут в полной мере осмыслить практическую значимость изучаемого управленческого инструментария.
В данном случае мой совет молодым людям: не спешите, наберитесь терпения, поработайте 3-5 лет, и лучше в сфере управленческой деятельности. Наберитесь опыта, и тогда приходите на МВА. Эффект от обучения будет гораздо выше. Другое дело, если есть финансовые ограничения…
Да, именно на это хотелось бы обратить внимание. Если учесть тот момент, что программы MBA сейчас стоят недешево, и порой достаточно сложно добиться такого уровня заработка, чтобы в это время еще каким-то образом совмещать работу и обучение…
— В такой ситуации я бы ни в коем случае не советовал искать бизнес-школу и программу МВА по критерию низкой цены. Уж очень велика вероятность напрасной потери времени и денег. А сам я, если бы скинуть сейчас лет 25, обязательно бы рискнул. Взял бы образовательный кредит в банке и поступил бы в хорошую школу бизнеса. У нас так оплачивают обучение 12 процентов слушателей программ МВА.
И это окупается сторицей. Еще в ходе обучения 51,6% наших слушателей продвигаются вверх по карьерной лестнице. А в течение первых двух лет после окончания программы МВА уже 92% выпускников ИБДА отмечают карьерный рост или существенное повышение финансовых результатов.
Здесь полностью подтверждается старая истина о том, что вложения в образование, в человеческий капитал — это самый эффективный вид капиталовложений.
Не так давно Билл Гейтс сказал, что скоро у бизнеса главной целью станет благотворительность, а прибыль станет лишь экономическим показателем. Что Вы думаете по этому поводу?
— Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, назвал великого Ленина, размышлявшего о светлом коммунистическом будущем, кремлевским мечтателем. Приведенное Вами высказывание великого Гейтса характеризует его как мечтателя из Силиконовой долины. Впрочем, я не думаю, что высказывание это нужно понимать буквально. А если вникнуть в суть проблем, поднимаемых Гейтсом, то я полностью согласен с тем, что социальная ответственность бизнеса, которая проявляется в самых различных формах, в том числе, и в благотворительности, становится и будет становиться все более ярко выраженной характеристикой современного бизнеса.
Сейчас в Европе принято оценивать эффективность бизнес-школ, исходя из показателя заработной платы выпускников. Насколько это применимо в России?
— Я думаю, в ближайшей перспективе, по крайней мере, 10-15 лет, показатель уровня дохода выпускников вряд ли может быть использован при составлении рейтингов российских школ бизнеса, подобно тому, как это делается на Западе. По объективным причинам получение адекватной информации о доходах в России затруднено. Наши люди, особенно люди обеспеченные, весьма неохотно делятся информацией о своих доходах. Это связано и с еще не вполне благополучной криминогенной обстановкой в обществе, и, увы, с невысокой налоговой моралью, в частности, с часто встречающимся несоответствием фактически получаемых и заявленных доходов.
И, тем не менее, для оценки эффективности российских школ бизнеса тоже важен уровень заработка выпускников. Дело в том, что значительная часть новых слушателей приходит в бизнес-школы не просто с внешнего рынка, а по рекомендациям тех, кто уже учится и выпускников. В хороших школах этот показатель превышает 60%. У нас он близок к 80%.
Выпускники обычно рекомендуют свои школы бизнеса, те, в которых они учились. Но эффективность рекомендации зависит от того, кто эту рекомендацию дает.
Если ее дает выпускник, который сделал блестящую карьеру, занимает высокую должность, пользуется авторитетом в коллективе, и, соответственно, имеет очень приличные доходы, тогда эта рекомендация дорогого стоит, и тогда в эту школу идут. С этой точки зрения и у нас уровень заработной платы выпускников также имеет значимость для авторитета школы, хотя и не в столь явной форме как на Западе.
А если взять относительные изменения доходов. Можно ли сказать насколько в среднем возрастет заработная плата выпускников Вашей бизнес-школы через 2 года и лет через 5?
— Такая информация есть. Мы регулярно проводим опросы выпускников. И в нашей анкете есть вопрос: «Как изменился уровень Вашего реального дохода, если взять доход, который был до поступления, за 100%?». 86% наших выпускников говорит о том, что за 2 года обучения на программе MBA их реальный доход вырос.
Средний рост составляет 45%. Бывают, к сожалению, «неудачники» — у 3% доходы снизились. Через 2 года после окончания программы — рост реального дохода отмечают уже 89% выпускников. И в среднем в 2,2 раза. Конечно, средний уровень заработной платы у наших выпускников пока ниже чем, например, у выпускников американских школ бизнеса.
Но по показателю роста доходов выпускников мы опережаем многие самые именитые школы Запада.
Думаю, что за 5 лет рост доходов наших выпускников будет еще более впечатляющим. Но данных у меня пока нет. Опрос относительно динамики доходов мы начали проводить сравнительно недавно.Приходите года через три. Обязательно поделюсь информацией.
Что такое качество бизнес-образования? Какие составляющие наиболее важны в нем?
— Качество любого процесса характеризуется его результатом. Качество бизнес-образования характеризуется способностью выпускников эффективно применять на практике, у себя в бизнесе те управленческие технологии, которые они освоили на программе MBA. Не столь важно, как много знают выпускники. Важно то, как они могут применять полученные знания в своей управленческой деятельности.
Но чтобы добиться высокого результата, и сам процесс бизнес-образования должен быть качественным. А для этого нужны всего четыре составляющие, «четыре стихии».
Во-первых, нужна логичная, правильно выстроенная программа обучения. Хотя все российские программы МВА должны соответствовать Государственным требованиям, каждая хорошая программа должна при этом иметь свое неповторимое лицо, определенные конкурентные преимущества.
Так особенностью нашей программы Executive MBA «Стратегическое управление» является то, что она ориентирована на обучение только топ-менеджеров, собственников и руководителей серьезных компаний. Эта программа акцентирует внимание на проблемах управления компанией в целом, разработке ее стратегии, развитии лидерского потенциала первых руководителей.
Специфика другой нашей программы Executive MBA, которую мы проводим совместно со школой менеджмента Антверпенского университета, состоит в том, что она нацелена, прежде всего, на подготовку руководителей российских филиалов зарубежных компаний, или руководителей российских компаний, работающих на европейских рынках. Наша классическая программа МВА помимо качественной общеуправленческой подготовки, позволяющей эффективно работать в любой сфере управленческой деятельности, дает углубленное погружение в любую из 4-х специализаций: «Маркетинг и управление продажами», «Предпринимательство и управление компанией», «Управление стоимостью компании» и «Управление персоналом».
Есть в ИБДА и программа МВА специально подготовленная для тех менеджеров, которые уже имеют хорошее высшее экономическое или управленческое образование. А для тех, кто специализируется на финансах, подготовлена программа профессиональной переподготовки «Директор по экономике и финансам», которая, по сути дела, представляет собой интенсивный вариант программы МВА.
Во-вторых, нужны классные преподаватели. Они должны не только блестяще знать все современные достижения управленческой теории, не только уметь доходчиво, интересно и логично доносить информацию до слушателей. Они должны знать и показывать, как эти управленческие технологии применяются в практике бизнеса. А, кроме того, они должны уметь не только говорить, но и слушать сами, должны уметь организовать в группе такую атмосферу, так управлять дискуссией, обсуждением конкретных ситуаций, чтобы участники дискуссии полностью раскрывались, полностью отдавали друг другу свой управленческий опыт, обогащались друг от друга в процессе обсуждения.
Третья составляющая — это мотивированные к обучению слушатели, имеющие серьезный управленческий опыт и высокий уровень управленческого менталитета. Как говорят: «Нельзя сделать мраморного Аполлона из глины. Нужен чистый мрамор». Так и здесь.
Нельзя допускать к обучению людей, которые по тем или иным причинам не готовы обучаться на программе высокого уровня, они будут тянуть группу назад, мешать учиться другим. Поэтому в самых лучших школах бизнеса и в России, и за рубежом существует конкурс при поступлении на МВА. Этой весной у нас в ИБДА конкурс составил 1,36 человека на место.
Осенью он бывает больше.
Четвертая составляющая — организация учебного процесса на программе. Она должна быть достаточно жесткой, чего не хватает подавляющему большинству российских школ бизнеса. Абсолютное большинство слушателей, поступающих на МВА, изначально горят желанием серьезно учиться.
Но дел очень много: работа, командировки. Где-то не выполнил домашнего задания, много пропустил, не успел подготовиться к экзамену… А в итоге получает спасительную тройку, а то и четверку, если «добрый» преподаватель. Это расслабляет, слушатели начинают относиться к учебе спустя рукава. И только к концу обучения вдруг начинают осознавать, как много они потеряли из-за такого отношения к делу.
В хороших школах бизнеса «заставляют» учиться. Мы в ИБДА всемерно поощряем тех, кто реально работает на программе. Не просто посещает занятия, но и выполняет домашние задания, готовит кейсы, принимает активное участие в их обсуждении. И мы немилосердно отчисляем тех, кто систематически пропускает занятия, не работает и получает двойки.
Да, нескольких человек из группы мы при этом теряем. Но зато эффективность обучения становится на порядок выше. И не в малой степени именно с этим связаны впечатляющие показатели карьерного роста и роста доходов наших выпускников, о чем мы с вами уже говорили.
Каковы основные составляющие стоимости бизнес-образования?
— Подавляющее большинство российских школ бизнеса создано при государственных университетах. И они должны делиться с университетами частью выручки в обмен на предоставление аудиторного фонда, офисных помещений и т.п. Для школ это издержки, и они достаточно велики. Это от 30% до 40% всей выручки.
Другой серьезный компонент издержек — это оплата персонала и, прежде всего, преподавателей. Оплата преподавателей в школах бизнеса может различаться в 3-4 раза. И с этим в значительной степени связана разница в стоимости программ МВА. Хорошие школы стремятся приглашать лучших, а значит, и более дорогих преподавателей.
В них больше преподавателей-практиков, топ-менеджеров и специалистов компаний. А этот контингент преподавателей, как правило, стоит дороже.
Кроме того, издержки могут серьезно различаться, например, за счет такого компонента, как стоимость обучения в зарубежных школах-партнерах. У нас на программе Executive MBA предусмотрен недельный учебный модуль по стратегии и лидерству в зарубежной школе бизнеса. Конечно, можно найти какую-нибудь европейскую школу бизнеса, которая согласится сделать недельный модуль за 10 тысяч евро. Но дешево — хорошо не бывает. А если это обучение в элитных школах, которое действительно дает результат, например в школе бизнеса Даремского университета, Роттердамской школе менеджмента, или в Кембридже, куда мы посылаем наших слушателей, то сумма возрастает в 7-9 раз.
Но все это, конечно, не означает, что цена программы зависит только от издержек. В рыночной экономике цена — это та сумма денег, которую покупатели готовы заплатить за данную вещь. Поэтому цена зависит от качества, хорошие вещи всегда стоят дорого, точно так же, как и качественная программа. Я бы обратил внимание на другую связь, не издержки-цена, хотя она, бесспорно, есть, а на взаимосвязь — цена-издержки.
Относительно высокая цена хорошей программы МВА обеспечивает высокий доход, который позволяет привлекать лучших преподавателей. Это самый дефицитный ресурс в бизнес-образовании. Есть проблематика, по которой даже в Москве невозможно найти преподавателей-звезд. В таких случаях мы расширяем географию поиска преподавателей.
Сейчас у нас на программах работают звезды первой величины из Питера, Нижнего Новгорода, Киева, Минска, Екатеринбурга. А это транспортные расходы, гостиница, повышенные гонорары. И не в последнюю очередь относительно высокие цены на наши программы позволяют нам формировать преподавательскую сборную России и даже сборную СНГ, что, конечно, повышает качество наших программ.
Источник: www.top-personal.ru
Краш-тест для бизнес-образования
Нынешний год для сегмента бизнес-образования выдался непростым: состояние неопределенности сократило интерес к нему на 10–30%. При этом изменились и запросы по программам — стали востребованы курсы по повышению управленческих навыков в стрессовых условиях. Однако уже в следующем году, как полагают эксперты, интерес к бизнес-образованию начнет восстанавливаться.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Сейчас компании хотят повышать уровень знаний не только топов, но и линейных руководителей и персонала
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Сегодня от бизнес-образования ждут прежде всего помощи в переформатировании работы компаний. Большое количество организаций находится в трансформационном периоде: приходится искать новых клиентов, новых партеров и поставщиков, новые рынки, выстраивать новые финансовые и логистические цепочки. Для этого требуются конкретные актуальные навыки и механизмы. «Бизнес-образование помогает переосмыслить как свой бизнес, так и себя, свою роль, а это как раз и дает возможность развить новые качества. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на рост стоимости обучения, популярность бизнес-образования также растет»,— отмечает Мария Солопова, вице-президент по финансам КГ Progress.
При этом, по мнению Маргариты Датской, президента бизнес-школы АМИ, на фоне геополитической неопределенности в этом году рынок бизнес-образования сократился: курсы, которые разрабатываются под корпоративного клиента «просели» на 10–15%, стандартные же программы, направленные на широкий круг слушателей, упали еще сильнее — на 30%. «В первую очередь снизился интерес к бизнес-образованию у IT-компаний, которые релоцировались за границу, и у частных предпринимателей. В нынешних условиях люди более осторожно принимают решения о необходимости обучения. У нас значительное количество слушателей из IT-индустрии училось, но сейчас часть из них в Грузии, часть в Сербии»,— делится президент бизнес-школы АМИ.
Одной из главных тенденций бизнес-образования этого года стал рост спроса на курсы эмоциональной стрессоустойчивости: на фоне всех событий повысилась тревожность у сотрудников, усложнились условия принятия решений, повысился общий негативный психологический фон как извне, так и внутри компании. Поэтому увеличилась востребованность программ, повышающих компетенции руководителей по управлению в стрессовых условиях.
«Некоторые стали преувеличивать масштаб неопределенности, искать в ней повод для страхов и даже безволия. Наши программы работают с этой проблемой. Мы всячески концентрируемся на идее того, что, чем больше ты принимаешь решений и действуешь, тем меньше места остается для неопределенности. Поэтому не выдумывай, не впадай в паралич воли, а действуй»,— говорит Маргарита Датская.
Она считает, что в следующем году можно ожидать возобновления роста интереса к сегменту бизнес-образования. «Нормальный человек, который жил в действиях, решениях и достижениях, не может долго быть в параличе. Рано или поздно он из него выходит. Один цикл закончился, начинается новый. Весной мы ждем пробуждения»,— говорит госпожа Датская. При этом, по словам экспертов бизнес-школы АМИ, сейчас у бизнеса растет потребность в кадрах с активными управленческими навыками, способных быстро принимать решения и брать на себя ответственность.
Поднимать уровень для всех
Сергей Бекренев, президент ГК «Европейская юридическая служба», среди других тенденций отмечает следующую: сейчас компании хотят повышать уровень знаний не только топов, но и линейных руководителей и персонала. Поэтому в бизнес-школы (в том числе онлайн) «отправляют» целыми отделами и группами. «Тенденция, характерная для современной сферы бизнес-образования,— спрос на обучение правильному проживанию ошибок. В сложное время шанс оступиться выше, но бизнесу нужно учиться правильно рефлексировать: разбирать ошибку, искать способы выйти из негативного сценария, использовать даже неудачный опыт»,— добавляет эксперт.
Как отмечает Наталия Белякова, доцент, маркетинг-куратор магистратуры Art Поменять», «пересмотреть», «пересобрать», «трансформировать» — этому сейчас активно учат в бизнес-школах. Также очень большой стала роль комьюнити, которое собирается вокруг бизнес-школ. В прошлом году я сама начала учиться, и такой взаимной поддержки я не видела еще нигде: ребята выручают друг друга в самых сложных кейсах, а иногда и быстро развивают совместные проекты»,— поясняет она.
По мнению Надежды Волковой, директора академии «Технологий доверия» (ранее Академии PwC в России), еще одной тенденцией стало сокращение расходов компаний. Сегодня, прежде чем провести обучение для сотрудников, организации стараются оптимизировать затраты: проводится тестирование знаний и навыков сотрудников: «Такой подход помогает сократить расходы и учитывать реальные потребности бизнеса по развитию сотрудников. Кроме того, изменились требования к руководителям: сейчас компаниям важно, чтобы менеджеры были проактивными предпринимателями и умели принимать решения в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов — по этой причине многие компании выбирают комплексные программы формата MBA. Мы также наблюдаем увеличение спроса на командообразующие тренинги, программы по улучшению межфункционального взаимодействия — это происходит на фоне структурных изменений во многих организациях и внутри самих команд».
Петербургский аспект
В Северной столице сегодня довольно много организаций, оказывающих услуги в бизнес-образовании. По словам Сергея Бекренева, доля бизнес-образования Петербурга занимает 15% общероссийского рынка. При этом качество услуг в сегменте год от года повышается, так как рынок насыщен предложениями и школам нужно конкурировать между собой.
«В целом развитие бизнес-образования в Петербурге следует общим трендам. Мы видим на рынке сильных участников, основное преимущество которых состоит в тесной связи с реальным бизнесом. Обучение с практиками позволяет развивать у слушателя актуальные компетенции, востребованные на рынке труда» — говорит госпожа Федорова. Кроме того, необходимо создание навыков более высокого уровня, добавляют в бизнес-школе АМИ. «Мы называем их неделегируемыми — это стратегическое видение, системное мышление, харизматическое лидерство, своевременное принятие решений и грамотное управление людьми. И основная задача бизнес-образования сегодня — формирование правильных привычек мышления, активной лидерской позиции и управленческой зрелости»,— заключает госпожа Датская.
- «Business Guide Лидеры бизнеса». Приложение №17 от 27.12.2022, стр. 10
Источник: www.kommersant.ru