Качество в условиях малого и среднего бизнеса

Левушкина, С. В. Трансформация и возможность повышения качества экономического роста малого и среднего бизнеса в кризисных условиях / С. В. Левушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 333-337. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7904/ (дата обращения: 07.06.2023).

Современная экономическая наука за последние 30 лет сформировала различные школы и подходы к решению проблем обеспечения устойчивого развития различных хозяйственных систем. И в этом направлении немало уже сделано.

Одним из несомненных достижений современной науки является разработка вопроса о сущности устойчивости, которая широко используется в естественных, точных и экономических науках. В настоящее время в экономике можно считать общепризнанной точку зрения, признающей что, динамическая система является устойчивой в том случае, когда все элементы находятся в таком состоянии, при котором исходящие и входящие потоки не могут изменить его положение достаточно продолжительное время. Это означает, что в условиях изменения внешней и внутренней среды она способна сохранять такое состояние, которое при положительной тенденции получения необходимого предпринимательского дохода обеспечивает на длительный период удержание и расширение контролируемой доли целевого рынка. При этом в экономической литературе выделяются такие основные виды устойчивости функционирования предприятий как финансовая устойчивость, рыночная устойчивость, кадровая, технологическая и другие [1, с. 80–81].

НАО в числе лидеров по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса

Высоко оценивая теоретический вклад авторов, затронувших различные аспекты устойчивости экономического развития на макро- и микроуровне, следует подчеркнуть, что эта концепция требует коренного обновления, так как российская экономика вступила в принципиально новый этап своего становления и развития. Прохождение кризиса 2008–2009 годов, становление экономической динамики 2010–2011 годов в условиях экономической рецессии свидетельствует, что механизмы устойчивости роста предыдущего десятилетия в значительной степени себя исчерпали.

Современное рыночное хозяйство характеризуется переходом к новому качеству экономического роста. Оно отличается исключительно интенсивным и инновационным характером развития на основе достижений научно технического прогресса. При этом новое качество экономического роста отражает, с одной стороны, качественную сторону увеличения объемов производства, а с другой — рост уровня образования, совершенствование технологий, формирование новой организации производства, научно-технический прогресс.

Проблемы экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегической цели развития и сокращения разрыва с развитыми странами обсуждаются уже более 10-ти лет. Они опираются на предположениях о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособность продукции. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровнеэкономического развития. Именно в этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста.

Читайте также:  Задачи по венчурному бизнесу

Мишустин рассказал о разработке мер по поддержке малого и среднего бизнеса

А это предполагает исследование трансформации малого и среднего бизнеса за период их функционирования в стране. Исходя из необходимости разработки направлений повышения качества устойчивости экономического роста малого и среднего бизнеса, нами был проведен ретроспективный комплексный анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства. Исследование показало, что в результате различных реформ произошло нестабильное увеличение объемов производства и других показателей, как предполагалось, а их значительные колебания. Это выразилось в следующих негативных и положительных тенденциях за период 1997–2011 гг. (таблица 1).

Ретроспективный анализ развития малого и среднего бизнеса в значительной мере сдерживается формированием информационных ресурсов в системе государственной статистики. Поскольку в первую очередь и быстрее всего предпринимательство стало развиваться в малых формах и имеется для этого достоверная статистика, то анализ, приведенный в таблице 1, посвящен трансформации изменений роста малых предприятий.

Следует особо подчеркнуть, что по имеющейся статистической информации за весь период становления малого и среднего предпринимательства наблюдаются резкие колебания и отмечается «турбулентная» неустойчивость развития малого и среднего бизнеса. Как правило, по причинам не только объективного, но и субъективного характера, связанного с проведением рыночных реформ и становлением этой формы предпринимательства.

Например, проведенная государством в 1991 году первая перерегистрация предприятий привела к резкому сокращению числа кооперативов. При этом возникла такая форма малых предприятий как товарищества с ограниченной ответственностью. Следующий 1992 год — год «шоковой терапии» — характеризовался самыми высокими с середины 80 — х годов темпами роста числа предпринимательских структур (количество достигло 3 779 единиц). Этот факт носит феноменальный характер, поскольку бурная инфляция привела к увеличению процентных ставок банковского кредита и обесцениванию сбережений населения. Одновременно происходило при этом увеличение доли малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании — до 17,6 %, в посредничестве — до 14 %.

Трансформация и параметры изменения устойчивости роста малых предприятий в 1997–2011 гг.

Показатель

Абсолютная колеблемость устойчивости

Устойчивость экономического роста, %

Источник: moluch.ru

МСП Банк определил лучшие регионы по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса

Аналитический центр МСП Банка подготовил отчет по результатам исследования «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2014-2015 гг.: региональные диспропорции», в котором оцениваются условия для ведения предпринимательской деятельности в регионах России.

Читайте также:  Клип это только бизнес онлайн

В число регионов-лидеров (рейтинг «А» – «Очень высокое качество условий для МСП») вошли 13 экономически развитых субъектов РФ, большинство из которых отличается высокой покупательной способностью населения и достаточной обеспеченностью факторами производства: Воронежская область, Краснодарский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Москва, Ненецкий АО, Республика Татарстан, Ростовская область, Санкт-Петербург, Московская область, Тамбовская область и Ханты-Мансийский АО.

«Риски в регионах группы «А», как правило, невелики и нивелируются значительным экономическим потенциалом. Большинство регионов характеризуются высокой степенью стабильности бюджетной системы, а также сбалансированной социальной ситуацией», – отметила руководитель Аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская.

По сравнению с предыдущим раундом группу «А» покинули Белгородская область, Якутия и Ямало-Ненецкий автономный округ, переместившиеся в группу догоняющих регионов «В». Заметных ухудшений ситуации в этих регионах не произошло, только в случаях Якутии и ЯНАО имело место некоторое обострение рисков макроэкономической нестабильности. Место этих регионов в лидирующей группе заняли Ростовская и Тамбовская области.

В категорию догоняющих регионов (группа «В») попал 21 субъект РФ. Средняя группа (C) оказалась наиболее многочисленной — в нее вошли 30 субъектов РФ. К категории отстающих (D) отнеслись 15 регионов, к явным аутсайдерам (E) — 3 региона.

Источник: asros.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Ежеманская А.В. 1 , Ежеманская С.Н. 1
1 Сибирский Федеральный Университет
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса. В лучшем положении оказываются те предприятия, которые могут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Для предприятий малого бизнеса неэффективность системы менеджмента качества (СМК) обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, руководители и организаторы предприятий малого бизнеса недостаточно компетентны в области управления качеством.

Вторая причина связана с небольшой численностью персонала на таких предприятиях и невозможностью создания функциональной структуры управления организацией, в том числе и качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями.

Читайте также:  Самые популярные слова в бизнесе

Еще одна причина связана с тем, что для эффективной разработки СМК недостаточно привлеченных специалистов, так как они недостаточно хорошо знают процессы и специфику производства, а своих квалифицированных в области управления качеством специалистов нет.

При переходе из малого бизнеса в средний, наряду с расширением перспектив и возможностей, возникают и новые сложности и проблемы, и одна из них – внедрение системы менеджмента качества.

СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются.

Основной причиной, побуждающей организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность, так как многие заказчики – потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.

В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение руководства и персонала современным методам управления качеством.

Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. При разработке и внедрении регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна, и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.

Кроме того, при расширении производства возникает потребность введения в организационную структуру предприятия специализированного структурного подразделения, занимающегося проблемами качества.

Таким образом, переход из малого бизнеса в средний часто влечет за собой реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как системный подход по улучшению деятельности организации в целом и в управлении качеством в частности.

Несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты реинжиниринга оправдывают финансовые затраты и ожидания. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг.

1. Серенков, П.С. Реинжиниринг бизнес процессов и менеджмент качества как части одного целого / П.С. Серенков, А.Г. Курьян // Новости. Стандартизация и сертификация. – Минск, 2002. – № 6.

2. David Vaskevich. «Client Server Strategies. A Survival Guide For Corporate Reengineers». nd edition, IDG Books Worldwide, 1995

3. Миронов М.Г. Управление качеством, — М.: Проспект, 2006

4. Шапот, М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии / М. Шапот, Э. В. Попов // Открытые системы. – 1996. – № 01

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин