Распоряжение от 20 октября 2010 г. №1815-р. В результате выполнения государственной программы будет создан широкий спектр возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных, социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина, вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик.
Документ
Распоряжение от 20 октября 2010 г. №1815-р
Разработчиками проекта государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» являются Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Цель государственной программы – получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счёт обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Качество жизни населения. Статистический подход – Татьяна Ротарь
В состав госпрограммы включено шесть подпрограмм:
1. «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса»;
2. «Электронное государство и эффективность государственного управления»;
3. «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий»;
4. «Базовая инфраструктура информационного общества»;
5. «Безопасность в информационном обществе»;
6. «Цифровой контент и культурное наследие».
Для каждой подпрограммы определены единая задача и совокупность подзадач.
Задачами и подзадачами Программы являются:
1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса:
— развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий;
— перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
— развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
— создание и развитие инновационных высокотехнологичных сервисов;
— повышение открытости деятельности органов государственной и судебной власти;
— создание системы электронного учёта оказания медицинских услуг и ведения медицинской карты пациента в электронном виде;
— развитие инновационных инфокоммуникационных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки;
— развитие инновационных высокотехнологичных сервисов в области цифрового контента и культуры.
2. Электронное государство и повышение эффективности государственного управления:
— формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия;
— создание и развитие государственных межведомственных информационно-управляющих систем, создание единой системы информационных объектов, справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
— повышение эффективности внедрения средств ИКТ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (формирование «электронных регионов» и «электронных муниципалитетов»);
— создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
— предоставление регламентированного доступа к материалам НИОКР;
— обеспечение перевода в электронный вид государственной учётной деятельности;
— создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, включая защищённые сегмент сети Интернет и межведомственный электронный документооборот.
3. Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике:
— стимулирование отечественных разработок в области ИКТ;
— развитие науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономики и финансовой сферы с помощью средств ИКТ;
— формирование и развитие социально-экономической статистики, наиболее востребованной различными участниками информационного общества;
— развитие сети высокотехнологичных технопарков.
4. Преодоление «цифрового разрыва» и создание базовой инфраструктуры информационного общества:
— развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
— повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества;
— обучение использованию современных информационно-коммуникационных технологий,
— популяризация возможностей и преимуществ информационного общества.
5. Обеспечение безопасности в информационном обществе:
— противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
— обеспечение технологической независимости в отрасли ИКТ;
— развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
— обеспечение суверенности права Российской Федерации в информационном обществе.
6. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия:
— сохранение культуры многонационального наследия народов Российской Федерации;
— обеспечение сохранности объектов культурного наследия с одновременным увеличением проникновения объектов науки, культуры, искусства в повседневную жизнь граждан за счёт оцифровки данных, развития средств обработки и предоставления удалённого доступа к цифровому контенту;
— развитие средств обработки цифрового контента.
В результате выполнения государственной программы будет создан широкий спектр возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных, социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина, вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий обеспечиваются за счёт создания соответствующей инфраструктуры, обеспечение цифрового контента и подготовки пользователей.
Работа Правительства:
- Государственная программа «Информационное общество»
- Электронное правительство
- Отрасль информационных технологий
- Медиасфера. Интернет
- Информационная безопасность
- Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ
Источник: government.ru
Подпрограмма 1. Качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе
Подпрограмма 2. Электронное государство и эффективность государственного управления
- формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи
- развитие системы межведомственного электронного взаимодействия
- формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты
- …..
Электронное государство — способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности
- исполнительной власти («электронное правительство»)
- парламентских органов («электронный парламент»)
- судебных органов («электронное правосудие»).
Термин электронное правительство (e-Government) используется и как эквивалент термина электронное государство Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами и составляют основные модели внутри электронного правительства: G2C (государство-граждане), G2B (государство-бизнес) и G2G (государство-государство).
Федеральный закон Российской Федерации от 9.02 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»Подпрограмма 3. Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий
- создание национальной платформы «облачных вычислений», в том числе: разработка интернет-платформы «облачных вычислений», обеспечивающей безопасную работу с типовыми программными приложениями в режиме «программа как услуга»; разработка на базе национальной программной платформы набора типовых программных сервисов для использования в органах государственной власти, включая средства коллективной работы с документами, общедоступное сетевое хранилище данных, средства удаленного хостинга программных приложений, средства разработки программного обеспечения;
- развитие информационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности
Подпрограмма 4. Базовая инфраструктура информационного общества
- формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций
- расширение перечня универсальных услуг связи;
- повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе:
- создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;
- подготовка и переподготовка специалистов в сфере информационных технологий на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий;
- создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;
- создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;
- создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала;
Источник: studfile.net
Государственная программа Российской Федерации
В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.
Цели государственной информационной политики в сфере формирования информационного общества определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Поэтому в число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.
Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических и технологических возможностей информационного общества. Отсюда на первый план выходят задачи координации действий различных участников информационного общества (агентов), согласования их интересов и ресурсов.
Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Иначе говоря, необходимыми условиями создания информационного общества является не только высокий уровень развития информационных технологий, но и возможность внедрения технологий в повседневную жизнь. Поэтому для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.
В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учетом текущего состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации Правительством Российской Федерации 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее — Программа), целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Достижение названной цели обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в шести подпрограммах.
Подпрограмма «Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе» предусматривает:
· развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий на базе единого портала;
· перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
· развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
· повышение открытости деятельности органов государственной власти;
· создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.
Подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления» предусматривает:
формирование единого пространства электронного взаимодействия;
· создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
· создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
· повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
· создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
· развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
· обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
· создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
Подпрограмма «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий» предусматривает:
· стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;
· подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
· развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;
· формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
· развитие технопарков в сфере высоких технологий.
Подпрограмма «Базовая инфраструктура информационного общества» предусматривает:
· формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в т.ч. создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополосного доступа и расширение перечня универсальных услуг связи;
· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;
· создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;
· создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;
· создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала.
· преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. обучение использованию современных информационных технологий.
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» предусматривает:
· противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
· обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;
· развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
· обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий.
Подпрограмма «Цифровой контент и культурное наследие» предусматривает:
· оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
· развитие инфраструктуры удаленного доступа к цифровому контенту в т.ч. его оптимизацию с учетом запросов и географического положения пользователя; разработку технологии защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре с помощью размещения уникальной цифровой метки объекта авторских прав в цифровом контенте; реализацию технологии сбора статистики, а также системы биллинга для учета легального приобретения цифрового контента;
· разработку инструментов категорирования контента;
· создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в т.ч. обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры и т.п.;
· разработка обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента, включая создание стереоскопических 3D коллекций о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России;
· создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;
· подключение к сети Интернет учреждений культуры, в первую очередь публичных государственных и муниципальных библиотек.
Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений.
Мероприятия подпрограммы направлены на содействие производству и обеспечению доступности всего информационного контента — образовательного, научного, культурного и развлекательного. Ключевая роль отводится переводу существующего культурного наследия в цифровой формат.
Эффективность Программы оценивается по следующим параметрам:
· соответствие плановых значений показателей конечного результата выполнения Программы контрольным значениям показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
· степень достижения запланированных результатов.
Результаты выполнения мероприятий Программы должны соответствовать задачам Стратегии.
Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.
Названные возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.
Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.
Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сферебудет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства Российской Федерации, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.
Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.
Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.
В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.
Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.
Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.
Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Объем временных ресурсов, которые граждане тратят на получение государственных услуг, составляет около 25 млн. часов рабочего времени. Более 10 процентов произведенных товаров и услуг организаций малого бизнеса составляют издержки, связанные с дополнительными административными барьерами. Соответственно, для отечественной экономики эти издержки превращаются в упущенные возможности.
Интерес представляет описание в тексте Программы проявление нового качества жизни граждан, которое будет достигнуто в результате выполнения мероприятий Программы. В частности, любому гражданину, например, для того, чтобы:
· получить государственную услугу, достаточно будет 1 раз дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных;
· выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в сети Интернет;
· собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге;
· сдать налоговую отчетность, не нужно будет посещать налоговую инспекцию;
· получить консультацию специалиста, пациенту не нужно будет ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом;
· получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым номером экстренных служб по таксофону связи, расположенному в шаговой доступности;
· подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны;
· приступить к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть;
· заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью;
· купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.
Вопросы для контроля:
1.Основные признаки информационного общества
2.Проблемы развития информационного общества
3.Главная цель формирования и развития информационного общества России
4.Задачи и принципы развития информационного общества
5.Какие мероприятия предусмотрены Государственной программой «Информационное общество»
6.Как оценивается эффективность Государственной программы «Информационное общество» и ее результаты.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru