Сегодня основным аспектом взаимодействия вузов и бизнеса в России является лицензирование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе путем внесения в уставный капитал создаваемых при вузе т.н. «малых инновационных предприятий» (МИП) прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Это позволяет трансформировать результаты работы ученых в инновационные продукты — товары, услуги или технологические процессы, а затем выполнять заказы крупных предприятий и получать прибыль.
Так обеспечивается неразрывность инновационного цикла, создаётся связь между наукой и бизнесом, ведь в процессе заключения договора компания может обозначить свои потребности в научных исследованиях, а МИП — предложить уже найденные решения или те, которые могут быть созданы на основе разработок ученых Университета. Отмечу, Санкт-Петербургский университет уделяет большое внимание развитию МИПов и соответствующей инфраструктуры. За последние годы с участием СПбГУ было создано 16 малых инновационных предприятий.
Бизнес в образовании. Как заработать на преподавании. Илья Созонтов / Пластилин. МГПУ
Традиционно взаимодействие науки и бизнеса ассоциируется с технологическими проектами, когда новые разработки ученых передаются предприятиям в порядке так называемого трансферта технологий. И в целом практика работы наших МИПов подтверждает, что активнее всего с бизнесом взаимодействуют специалисты в области точных и естественных наук. Так, большинство малых инновационных предприятий при СПбГУ реализуют проекты, связанные с IT-технологиями, химией и физикой, геологией и экологией, биологией и медициной. Но это не значит, что в других областях нет места бизнес-идеям — у нас есть предприятия, которые разрабатывают интерактивные пособия для изучения иностранных языков, моделируют транспортную инфраструктуру, проводят тренинги по работе с персоналом и т.д.
3 января 2018 года было зарегистрировано первое малое инвестиционное предприятие СПбГУ в форме акционерного общества — АО «Исследовательский центр национальной экономики СПбГУ». В Университете активно развиваются социально-гуманитарные направления, которые становятся всё более и более востребованными — это проведение различных социологических исследований с использованием новейших методов, технологий и ресурсов нашего Научного парка. Или другой пример — наши ученые проводят археологические и историко-культурные исследования и экспертизы для таких крупных компаний как ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ЗАО «Криогаз» и т.п.
Усилению связи науки и бизнеса содействуют постоянно расширяющееся взаимодействие в подготовке будущих специалистов — это и практики, в ходе которых студенты участвуют совместно с сотрудниками компаний в конкретных прикладных исследовательских проектах, это и подготовка выпускных квалификационных работ по тематике, определенной представителями бизнес-структур.
И, собственно говоря, в чью пользу это взаимодействие? Бизнес выигрывает и больше получает от науки? Или наоборот?
Я убежден, что такое сотрудничество взаимовыгодно, поскольку и наука, и бизнес являются равноправными участниками единого инновационного цикла. Приведу пример. С 2014 года по заказу порта «Морской фасад» наш Университет ежегодно исследует удовлетворенность пассажиров, а также работающих с портом операторов паромов, круизных судов и туроператоров. Пассажиры получают возможность оценить оказываемые им услуги и внести свои предложения. Операторы оценивают инфраструктуру, транспортную безопасность и т.д.
Зачем получать бизнес образование? #shorts #smapseeducation
Нашим ученым это дает возможность применить на практике научные методики, а компании результаты исследования помогают повысить конкурентоспособность и обосновать стратегию развития порта. В конечном счете выигрывают от таких проектов жители и гости нашего города — а в этом заинтересованы как Университет, так и бизнес.
На каком уровне находится взаимодействие бизнеса и науки в России и в частности в Петербурге? Могут ли ученые быть уверены, что их разработки (если они действительно удачные и нужные обществу) станут востребованы и займут достойное место на рынке?
Как в России, так и во всем мире маркетинг и продвижение научных продуктов представляет собой диалог науки и бизнеса, но диалог это сложный и длительный. В нашей стране сфера управления интеллектуальной собственностью постепенно набирает обороты.
Петербургские вузы в основном не очень активны во взаимодействии с бизнес-структурами. На общем фоне СПбГУ выделяется благодаря не только участию в крупных мероприятиях, но и использованию дополнительных инструментов взаимодействия с потенциальными клиентами — например, это подготовка экспертных заключений, постоянное расширение портфеля образовательных программ для бизнеса, возможность проведения исследований на оборудовании лучшего в стране Научного парка, собственный медицинский комплекс, открытые лекции ведущих учёных и др.
Отвечая на запросы общества, СПбГУ разрабатывает новые инструменты управления интеллектуальной собственностью, развивает инновационную инфраструктуру, поддерживает предпринимательскую активность, создавая МИП с вкладом прав на использование объектов интеллектуальной собственности Университета. Отмечу также конкурс инновационных проектов «Start-up СПбГУ», который мы уже третий год проводим совместно с Эндаумент-фондом СПбГУ. Кстати, авторы проекта, победившего в конкурсе 2017 года, уже зарегистрировали малое инновационное предприятие ООО «Функциональные материалы и покрытия СПбГУ» с участием Университета.
Один человек может быть сразу и выдающимся бизнесменом и великим ученым?
В современном мире, где бизнес и наука идут рука об руку, талантливый исследователь зачастую просто обязан обладать качествами, необходимыми для ведения бизнеса, а предпринимателю научная база помогает в эффективной реализации проектов. Сегодня быть ведущим ученым — значит не только иметь уникальные знания, но и уметь ими делиться, в том числе получая за это деньги. Приносить такой доход могут не только отчисления за интеллектуальную собственность, но и сам бизнес, который может вырасти из сотрудничества с т.н. «бизнес-ангелами» — венчурными инвесторами.
Конечно, чтобы получать доход от результатов научной деятельности, ученый должен хорошо разбираться в праве интеллектуальной собственности. Этому аспекту в Санкт-Петербургском университете уделяется особое внимание. Например, мы проводим специальные школы для ученых, где знакомим их с тонкостями регистрации и защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.
Какие направления, связанные с подготовкой менеджеров, появились в СПбГУ в последнее время? Есть ли какие-то инновационные методики в подготовке экономистов, бизнесменов?
Если говорить об изменениях в подготовке управленцев, то их отражением является открытие новых образовательных программ. Например, в 2015 году, проанализировав рынок, мы запустили программу бакалавриата «Международный менеджмент». Обучение осуществляется полностью на английском языке, а студенты могут выбрать один из двух профилей: бизнес в странах Юго-Восточной Азии или в странах Северной Америки.
Для развития отношений с Китаем, в том числе в сфере бизнеса, мы открыли ряд программ для подготовки специалистов, владеющих китайским языком и обладающих более глубокими знаниями особенностей китайской экономики, политики, культуры. Это такие программы как «Экономика (с углублённым изучением экономики Китая и китайского языка)», «Организация туристической деятельности (с углублённым изучением китайского языка)», «Юриспруденция (с углублённым изучением китайского языка и права КНР)». Думаю, что управленцы с такими компетенциями будут очень востребованы.
Сейчас идет работа над созданием аналогичных программ, которые будут учитывать особенности других стран — Японии, Кореи.
Эти программы мы разрабатываем во взаимодействии с партнёрами из соответствующих стран, причем это не только образовательные учреждения (ведущие университеты и академические институты), но и представители «профессиональной» среды — органы публичной власти, бизнес-структуры и т.д. Благодаря этому у нас появилась возможность использовать в учебном процессе уникальные информационно-библиотечные (включая научно-образовательные и учебно-методические), а также кадровые ресурсы.
Как показывает практика, эти программы сразу же привлекают внимание абитуриентов, следствием чего является высокий проходной балл.
На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий бизнесмен и предприниматель?
В современном мире очень актуальна концепция Lifelong Learning — образование в течение жизни, которая возникла на фоне перехода развитых стран к созданию экономики знаний. Информация сегодня устаревает так быстро, что возникает необходимость постоянного обновления знаний. То, чему человек обучился в юности, больше не может оставаться неизменным «багажом» и гарантией успешной карьеры в течение всей жизни — нужно постоянно доучиваться и даже переучиваться. Поэтому развитие дистанционного обучения является для Университета одной из приоритетных задач в области образования.
Зачем бизнесу взаимодействовать с образованием?
Причин много, от внутренней мотивации молодых специалистов, до слабой практической подготовки в университетах. Но есть компании, которые растят свои кадры уже со скамьи вуза, инвестируя в лояльность. Знания о корпоративной культуре и уровень знакомства с брендом влияют то, какому работодателю отправит резюме выпускник.
☝️ Итак, зачем это бизнесу:
— поиск студентов с высоким потенциалом для трудоустройства
— формирование кадрового резерва
— привлечение практикантов
— повышение узнаваемости и формирование положительного имиджа HR-бренда
— изучение соискателей
— элемент корпоративной социальной ответственности (КСО)
— привлечение студентов как слушателей на свои платные практические программы
Современные вузы обладают хорошей теоретической базой, а практические навыки и нужный для карьеры стартовый опыт можно получить только в «поле», что логично.
Какое взаимодействие вузов и бизнеса может быть эффективным:
— программы практики и стажировки
— делегирование рабочих проектов для выполнения студентами
— регулярные секции и мастер-классы
— разбор кейсов
— деловые игры
— программы профориентации
— корпоративные кафедры
— организация научных исследований
— организация научных конференций
— стипендии
— спонсорство образовательных программ
С какими вузами можно сотрудничать?
На днях RAEX опубликовал предметные рейтинги вузов России.
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- высокая обеспеченность:
- в медицине защищается в диссертационных советах в 4 раза больше кандидатов наук
Источник: chertarinskaya.ru
Лучшие практики взаимодействия бизнеса и образования для подготовки профессиональных кадров
10 февраля Национальным агентством развития квалификаций был проведён онлайн-семинар «Образование и бизнес: лучшие практики взаимодействия», где обсуждались вопросы масштабирования лучших проектов, направленных на подготовку кадров в соответствии с актуальными и перспективными требованиями рынка труда, а также развитие взаимодействия бизнеса и образования.
В семинаре участвовали около 1800 человек из 73 регионов России – это представители региональных органов исполнительной власти, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации, региональных методических центров, центров опережающей профессиональной подготовки, образовательных организаций, работодатели, среди них руководитель АНО «Региональное агентство развития квалификаций Республики Башкортостан» Ольга Одинокова.
Открывая семинар, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович отметил, что ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров играет взаимодействие образовательных организаций и бизнеса. Агентством, как Базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, собраны разнообразные практики, связанные с применением профессиональных стандартов и новой системой квалификационных требований.
Некоторые из них – самые востребованные – были рассмотрены на семинаре. Их как раз и объединяет опыт успешного взаимодействия бизнеса и сферы образования. Так, в ходе мероприятия были представлены следующие проекты: «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», «Квалификация Наставник», «Рейтинг цифровой трансформации колледжей», «Компетенции XXI века: определение, формирование и оценка», «Кадры для высокотехнологичного предприятия». Они реализуются в регионах страны при поддержке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Минтруда России. В этом году география и круг участников значительно расширятся.
Специалист Базового центра АНО НАРК Евгений Русанов презентовал проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», который успешно реализуется с 2019 года. С его помощью молодёжь получает оперативную информацию о рынке труда, инструментах национальной системы квалификаций, а также может осознанно планировать свою карьеру и повышать конкурентоспособность для работодателей. Евгений Вадимович инструктировал, как внедрять данный проект в регионах России, а непосредственным опытом реализации на примере Иркутской области поделилась Елена Дошина, руководитель центра сопровождения кадрового обеспечения промышленного роста региона Регионального института кадровой политики.
По словам ведущего специалиста Базового центра АНО НАРК Евгении Ивановой, основные задачи проекта «Квалификация Наставник» – «продвижение лучших практик наставничества, формирование методического и кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте». На сегодняшний день в программе принимают участие более 130 организаций из 18 регионов страны. Как показал опыт, благодаря внедрению системы наставничества значительно снизилась текучесть кадров на предприятиях-участниках проекта, сократились сроки обучения персонала и адаптационного периода. Ольга Рудь, заместитель начальника управления развития и привлечения персонала ПАО «Тагмет», рассказала, как система наставничества помогает решать кадровые задачи предприятия.
Новый проект «Рейтинг цифровой трансформации колледжей» представила главный специалист Базового центра АНО НАРК Светлана Трофимова. Проект призван обеспечить поддержку внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс техникумов и колледжей, а также выявить наиболее эффективные практики цифровизации СПО. В 2021 году планируется провести его первичную апробацию.
В последнее время много говорится о значимости общих компетенций для построения карьеры, профессиональной успешности. Однако сегодня мы наблюдаем многообразие различных компетенций, которые разрознены и не имеют общих описаний и требований.
Для построения общих компетенций, востребованных на рынке труда в современных экономических условиях, в прошлом году был сформирован проект «Компетенции XXI века: определение, формирование и оценка». Об этом рассказала руководитель Базового центра АНО НАРК, модератор семинара Ольга Клинк.
Таким образом, разнообразные компетенции были сведены к четырём основным группам, дифференцированы по девяти уровням квалификации национальной системы квалификаций, определены их структура и подготовлены описания. Специалист по кадрам АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.
Решетнёва Юлия Рудько и директор Департамента управления проектами ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» Дина Горбатова поделились планами по развитию проекта в 2021-2022 годах. Так, планируется сформировать экспертную группу, провести оценку общих компетенций и проанализировать результаты.
Ещё один перспективный проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» презентовали заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович и начальник обучения и развития персонала АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва Данил Дятлов. По словам Аллы Аркадьевны, в рамках проекта разработана «методика перевода инструментов национальной системы квалификаций в прикладные решения для бизнеса». То есть участники программы получат доступ к информационным ресурсам цифровой платформы НСК, базам данных квалификаций, общих компетенций, образовательных модулей, смогут освоить новые компетенции в области кадрового проектирования.
В завершении семинара Ольга Клинк пригласила работодателей и образовательные организации принять участие в опросах:
— опрос работодателей о взаимодействии с образовательными организациями https://opros.nark.ru/polls/176
— опрос образовательных организаций о взаимодействии с работодателями https://opros.nark.ru/polls/179
Уважаемые работодатели и представители образовательных организаций! Просим принять участие в опросах, которые необходимы для мониторинга взаимодействия бизнеса и системы образования, для приведения в соответствие подготовку кадров требованиям рынка труда.
Источник: institutrb.ru