Минтруд в последнее время плотно озаботился противодействием коррупции, к которому ведомство теперь пытается привлечь организации частного сектора. Согласно рекомендациям чиновников «антикоррупцию» надо включить в каждый трудовой договор с каждым работником, а за основу взять локальный акт, составленный с учетом методички Минтруда «Меры по предупреждению коррупции в организациях». Документ содержит много чего интересного, так что есть смысл подробнее проинформировать и о нем тоже.
Прежде всего, ведомство выразило понимание, что предлагаемые им меры потребуют дополнительных расходов, но советует все же пойти на эту жертву ради преимуществ в долгосрочной перспективе (хорошей репутации и снижения рисков вымогания взяток).
Все начинается с найма лиц или создания подразделений, ответственных за антикоррупционную работу. Крупным фирмам ведомство предлагает создать целый отдел, средним – назначить ответственным за коррупцию имеющееся подразделение (например, службу внутреннего аудита), а малым можно сделать «главным по коррупции» директора. Причем, нанять на «коррупцию» отдельных людей, по мнению Минтруда, лучше, чем придать новые функции имеющимся работникам – во втором случае вопросы коррупции могут отойти на второй план, с чем чиновники смириться не могут.
Как бороться с коррупцией? / Егор Бухтияров
Далее Минтруд нагнетает обстановку: коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого направления деятельности и бизнес-процесса. Поэтому при разработке антикоррупционной политики надо оценивать все сферы, а не только коррпуционно-емкие.
Работников фирмы, по мнению ведомства, надо заставить отчитываться о наличии личных интересов как при приеме на работу, так и потом на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно. Это позволит снизить риск конфликта интересов в работе, которому Минтруд посвятил весьма обширный раздел своей методички. Кроме того, каждого работника надо «пробить» по различным базам – ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и тому подобным. Процесс выявления конфликта интересов можно даже автоматизировать, полагает ведомство.
В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить обязанность работников при принятии решений руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей.
Минтруд также описал «индикаторы коррупции», среди которых, в основном, различного рода ценовые отклонения при заключении сделок.
Как информировать работников об антикоррупционной политике? Рекомендуется предусмотреть специальный раздел сайта организации (при его наличии), располагающийся в одном-двух «кликах» от главной страницы сайта. При его отсутствии или в параллель ведомство предлагает развешивать по всей фирме информационные стенды, посвященные борьбе с коррупцией. Также нельзя сбрасывать со счетов методические материалы (памятки, презентации, пособия, комиксы и тому подобные), а еще работников можно каждый год направлять на обучение.
Кроме того, работникам можно вменить в обязанность мониторить различные источники информации (включая соцсети) с целью выискать признаки коррупционных нарушений со стороны коллег и сообщать руководству о найденном. Причем, по мнению ведомства, ложные доносы при благих намерениях должны быть безнаказанными.
Как бороться с коррупцией? Сергей Гуриев
Целый раздел ведомство посвятило внутреннему контролю и ведению бухучета. Минтруд считает, что бухгалтерская документация – это основа для выведения на чистую воду таких «темных делишек», как составление неофициальной отчетности, подделка документов, запись несуществующих расходов, ликвидация или исправление первички и отчетности.
Бухгалтера могут проверять экономическую обоснованность операций в сферах коррупционного риска: обмен деловыми подарками, знаки гостеприимства, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам и в других сферах. При этом такие операции могут рассматриваться в качестве «индикаторов коррупции».
И, конечно, ведомство рекомендует бухгалтерам задумываться о вопросах легализации преступных доходов с учетом антиотмывочного законодательства. Напомним, что закон приписывает соответствующие обязанности «внешним» бухгалтерам (то есть, бухфирмам), а Минтруд, видимо, пытается распространить эти правила и на наемных бухгалтеров.
Комментирует Юлия Сахарова, руководитель проектов Департамента аудита и МСФО АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
В последнее время проблемами коррупции все чаще задаются сами собственники и управляющие компаний, потому как негативные действия сотрудников (мошенничество, хищения, подкуп, злоупотребления служебным положением) могут не только привести к недостоверным финансовым данным, но и существенно снизить прибыль компании, что, в свою очередь, неизбежно приведет к потере конкурентных позиций фирмы на рынке.
Безусловно, усилят ответственность работников предложенные Минтрудом меры, такие как: подписание сотрудниками Положений об антикоррупционной политике (положений о системе внутреннего контроля), внутренних актов антикоррупционных мер, соответствующих разделов в трудовых договорах.
Однако немногие руководители компаний понимают, что основой контрольной среды и антикоррупционной защиты является организационно-управленческая структура компании, соответствие реально действующей системы тому, что зафиксировано «на бумаге», а также распределение должностных полномочий и ответственности между сотрудниками. Именно проблемы в организационно-управленческой структуре зачастую являются ключевым звеном в появлении конфликта интересов у работников. Нередки случаи, когда менеджер по продажам или закупкам оформлен как бухгалтер, а директор направления — в качестве просто ведущего менеджера.
Кроме того, многие руководители, экономя на персонале, по штатной структуре сознательно совмещают на одном сотруднике несовместимые обязанности. Например, наделяют и оформляют кадровыми документами менеджера по закупкам обязанностями кладовщика, совмещают обязанности технолога с обязанностями бухгалтера-калькулятора. В такой ситуации антикоррупционные дополнения к трудовым договорам работать на благо компании просто не будут.
И еще одно важное обстоятельство: чем сложнее организационно-управленческая структура в компании (матричная, дивизионная), тем больших трудозатрат и средств на контроль она требует. Поэтому в компаниях с такими структурами, во избежание коррупционных явлений, необходимо документально возложить повышенную ответственность на руководителей департаментов/дивизионов и создать вне финансовых, бухгалтерских и иных служб отдел внутреннего контроля, подчиненный напрямую высшему органу управления компании.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Audit-it»
Источник: delprof.ru
Как организации снизить коррупционные риски
По данным экспертов, каждый год в России возбуждается более 30 тысяч уголовных дел по коррупции. К судебным наказаниям привлекается более 10 тысяч человек в год. Многие наказания связаны с лишением свободы осужденных.
По данным экспертов, каждый год в России возбуждается более 30 тысяч уголовных дел по коррупции. К судебным наказаниям привлекается более 10 тысяч человек в год. Многие наказания связаны с лишением свободы осужденных.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения
Часто организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Эта статья предусматривает штраф, верхний порог которого составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения. Для многих компаний такая мера грозит банкротством.
Нередко нарушается норма, связанная с запретом на участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.
Что нужно знать об антикоррупционном комплексе
Для компаний, применяющих антикоррупционные меры, Минтруд обозначил преимущества. Среди них:
- укрепление репутации;
- стимулирование добросовестного поведения сотрудников;
- уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками;
- снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании;
- предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников.
Под антикоррупционным комплексом понимается корпоративная политика, направленная на противодействие коррупции. Примерный список антикоррупционных мер закреплён в статье 13.3 Закона о противодействии коррупции:
- Следует определить ответственных за профилактику коррупционных правонарушений. Это могут быть как должностные лица, так и подразделения.
- Разработать и внедрить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
- Принять кодекс этики и служебного поведения работников.
- Предотвращать и урегулировать конфликты интересов.
- Не допускать использование неофициальной отчетности и поддельных документов.
- Сотрудничать с правоохранительными органами.
Шесть пунктов, которые обязательно нужно учесть
Организации вправе самостоятельно строить систему антикоррупционного комплекса. Но есть шесть пунктов, которые обязательно нужно учесть:
- Не ограничивайтесь полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
- Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
- Комплекс-программы не должны существовать только на бумаге. Необходимо провести организационные и технические мероприятия по их реализации.
- Локальные антикоррупционные нормативные акты и регламенты нужно утвердить в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
- Уделите особое внимание работе с контрагентами: внедрите в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводите тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур.
- Проверяйте кандидатов на вакантную должность, знакомьте нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, осуществляйте системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.
Рекомендуем
Российское законодательство и Национальный план по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378 требует принятия в организациях с государственным участием мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Смотрите также:
- Новое в международных перевозках: знакомимся с Инкотермс 2020
- До 95% экономии: как получить субсидию на обучение в 2023 году
- Как продать: девять сильных решений для маркетолога
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Источник: www.finkont.ru
Можно ли жить без коррупции, и как она «помогает» бизнесу

Определение коррупции не требует дополнительных пояснений. Это использование своего рабочего положения или ресурсов в личных целях. Важно не путать коррупцию с нецелевым расходованием средств. Если человек не получает собственной выгоды, расходуя государственные деньги, то это не коррупция.
Отличие от лоббирования
Лоббирование — это открытое или скрытое влияние на власть. Если человек хочет донести до власть имущих свою точку зрения, он готовит соответствующий пакет документов и сам либо через специально нанятого человека передает его в Государственную Думу. Если такой процесс открыт и с ним может ознакомиться каждый желающий, в лоббировании нет ничего плохого и достигнутые через это цели могут принести ощутимую пользу обществу. Но если документы собираются и отправляются «по своим каналам», чаще всего преследуются интересы только личного характера. Вот тут может быть коррупционное начало.
Отличие от протекционизма
Существует такое понятие, как протекционизм, и многие путают его с коррупцией. Но разница в том, что протекционизм может быть истоком как лобби, так и коррупции. Например, если компания производит продукты сельхозназначения, то она будет ходатайствовать за поднятие пошлины на тип производимых товаров.
Это выльется в повышение налогов для всех участников рынка, кроме этой компании. Это суть протекционизма. Но нельзя упускать из виду, что эта форма защиты своих интересов всегда может перерасти в коррупцию, если имеющие власть чиновники начнут вставлять палки в колеса и ставить вопрос неприятным для компании образом — «отстегнуть посреднику», чтобы товары и услуги продолжали бесперебойно поступать на рынок.

Узаконить коррупцию?
Звучит очень странно, но такая политика уже присутствует в ряде западных стран. Только в этом случае коррупция превращается в официальный налог, который нужно заплатить. В качестве примера можно привести ситуацию с молодыми людьми призывного возраста, которые не хотят служить в армии.
В этом случае они платят фиксированную сумму в казну в качестве налога и освобождаются от призыва. Выход вполне цивилизованный. Но нужно помнить, что не все виды деятельности подлежат узакониванию. Например, в этот список не должны входить банки или организации, напрямую связанные с защитой экологии.

Чиновников нужно не заменять алгоритмами, а стимулировать
Технический прогресс значительно облегчил, а может, сделал прозрачной большую часть работы чиновников. Раньше все дела решались в темных кабинетах с зашторенными окнами, а сегодня большая часть бумажной работы переведена в онлайн-формат и стимулы для осуществления взяток снижены.
Но это не значит, что общество добилось полного искоренения коррупции. Некоторая часть работы чиновников принципиально остается делом исключительно личного контроля чиновников. Например, программисты еще не придумали алгоритма, который бы определял и рассчитывал налоги, определял, где необходимо проложить новую дорогу. Такие вопросы даже суперсовременный компьютер решить не в состоянии.
Единственным действенным методом борьбы с коррупцией является определение такого уровня доходов чиновника, чтобы он мог позволить себе тот уровень жизни, который хочет. Но тут снова встает вопрос: как создать нужный стимул, ведь деньги сами по себе стимулом не являются? Требуется создавать устойчивое понимание того, что взятку взять можно, но это чревато серьезными уголовными последствиями и полной потерей репутации.
Как бороться с коррупцией
Одна из самых развитых стран мира — Сингапур — стала независимой в 1959 году. В начале своего пути страна была очень коррумпированной и находилась на верхушке рейтинга по распространению этой заразы. Но уже через тридцать лет Сингапур возглавил список антикоррупционных стран. Как это возможно? А вот как — зарплаты.
Люди, стоящие у власти, стали получать хорошие зарплаты, а продвижение по карьерной лестнице осуществлялось исключительно по заслугам и достижениям, а не через рукопожатие с нужными людьми.

Именно такую систему рекомендуют специалисты для искоренения коррупции в различных масштабах. Нужна ротация чиновников, чтобы они не обрастали сомнительными связями. Другими словами, нужно регулярное обновление и перевод чиновников на другие должности, в другие регионы и департаменты.
Здесь опять нужно вернуться к Сингапуру, который изменил подход к регулированию практически всех сфер жизни. Были отменены многие разрешения, лицензии, сняты ограничения. Но и была создана новая организация — Антикоррупционное агентство, которому дали очень широкие полномочия и возможности для борьбы с коррупцией.
Так как у власти долгое время была одна партия, один человек на протяжении долгого времени, все меры были реализованы. Но главным фактором стала политическая воля: кто хотел бороться с напастью, тот боролся на деле, а не на словах. В результате страна процветает и является примером для остального цивилизованного мира.
Источник: businessman.ru
